|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основные идеи философского наследия М. ВебераОсновные идеи философского наследия М. Веберасмотреть на рефераты похожие на "Основные идеи философского наследия М. Вебера"
ИСТОPИя ПУБЛИКАЦИИ ТРУДОВ М.ВЕБЕРА. "ХОЗяЙСТВО И ОБЩЕСТВО". Основные идеи философского наследия М.Вебера были выражены в его
труде "Хозяйство и общество". Однако, среди исследователей творчества Итак, самым сильным защитником первой позиции была Марьяна Вебер Противоположный кризис заключается в трактовке "Хозяйства и общества" как дидактического пособия, всего лишь как попытку которая не была завершена. Но сердцем философского наследия М.Вебера считаются работы, связанные с хозяйственной этикой и социологией религии. Такой подход связан с пониманием и изучением М.Вебером социологии как интерпретирующей исторической науки. По мнению М.Вебера социология занимается пониманием конкретных исторических событий, действительности, она должна устанавливать общие правила, но это не цель, а средство, ибо идеал естественных наук отвергается, как неприемлемый. Но в данном случае вопрос ставился острее: ошибочно считать книгой "Хозяйство и общество", когда речь идет о собрании рукописей, об окончательной структуре которых ничего неизвестно. Собрание очерков по социологии религии - вот куда надо обращаться за пониманием творчества Вебера. Тенбруг Фридрих, написавший работу "Прощание с "Хозяйством и обществом" - основной защитник второй позиции. Итак, перед нами два противоположных тезиса. Кто же прав? В своей социологии религии он дошел до античного еврейства , хотел написать о раннем христианстве, предполагал сделать акцент на средневековом христианстве. Таким образом, работа "Протестантская этика и дух капитализма" получила бы полное обоснование. Что касается первого и второго варианта "Хозяйства и общества", то
их синтез заключается в том, что эти два произведения - совокупность идей Несколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов Второй период (1903-1910) По свидетельству жены философа М.Вебер
делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается , специфический
вид рационализма пронизывает экономику и политику. По мнению Вебера над
миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения
человека к природе, отношения между людьми, причем господство
рационализма растет вместе с развитием техники и науки . В 1910 году В начале своей карьеры М.Вебер работал как историк права и
хозяйства. Существовала исторически сложившаяся школа как права , так и
хозяйства, и М.Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически
подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что
наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М.Вебера
характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие
торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным
имуществом и владением средств производства. Последнее изобретение После болезни, в 1902 году находим новое направление творчества В своей жизни М.Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру. Он очень аскетически относился к светскому образу жизни. В течение нескольких лет в период своей болезни, он не мог творчески работать, не мог выполнять профессиональные обязанности. М.Вебер осознал на собственном опыте, к чему может привести "жесткий образ жизни". В данном случае личный кризис связан с пониманием кризиса предмета. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для М.Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под эгидой эгоизма , но как человека способного к действию ради действия - именно с этой проблемой, связана вера в надличное у М.Вебера. В третий период своего творчества М.Вебер пытался проанализировать
все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Когда М.Вебер создавал первую часть "Хозяйства и общества" , у него было желание изложить не отношение идей, а способ действия людей. Это не было осуществлено по причине второй мировой войны. Но часть материала, предназначенного для целостного труда было использовано в статьях. По мере работы над книгой исследование соотношений общества все более сводилось к каким-то общим понятиям. Теперь исторические события рассматривались во взаимодействии категорий, и этим отличается вторая часть "Хозяйства и общества" от первой. Можно сказать, что второй вариант рукописи основан на первом, ибо первый вариант просто включен во второй. В 1913 году в письме к своему издателю М.Вебер пишет: "Я разработал теорию господства, завершенную теорию господства, никогда и нигде подобного не было". Эта цитата может рассматриваться как один из последних аргументов того, что уже первый вариант рассматривался как отдельное произведение. И в этом варианте уже существовала тенденция к теоритизации господства. Понимающая социология Рассуждая о государстве, церкви, других общественных институтах,
мы не имеем ввиду действия отдельных людей. Большие формирования вытесняют из рассмотрения человеческие мотивы. Однако , особенностью творчества Социальные действия рассматриваются М.Вебером во второй части Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными
действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные
действия - это предмет изучения. Толкование, понимание метод, благодаря
которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является
средством объяснения. На первый взгляд все очень просто. Социология
образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося,
противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только
частные события. В этом смысле социология - генеризирующая науку, история В данном случае очень важно сделать некоторое отступление о той
обстановке, в которой жил и творил М.Вебер. В то время в философии
господствовали следующие направления: позитивизм, философия жизни и
неогегельянство , неокантианство. Сторонники позитивизма основывались на
естественнонаучном подходе. Считалось, что задачей эмпирической, опытной
науки является развитие системы обобщенных понятий. Далее, из общих правил
объясняются единичные факты, точнее сказать, единичные факты подводятся под
некий закон, который и требуется открыть. Таким образом, возникает
проблема понимания действия, смысла, связей, но это понимание имеет
познавательный характер, оно необходимо для гипотез, но не является их
критерием. Понимание относится к сфере открытий, но не обоснования. Другим направлением в философии, повлиявшем на творчество Таким образом, М.Вебер приходит к следующему определению . Как можно понимать социальные действия? Во-первых, мы должны
разделить понятия, определяемые природой и понятия, обусловленные духом
человека. Кроме логических подходов возможно содержательное понимание
природы и духа. Только благодаря действиям человека отдельные события имеют
смысл, события, лишенные смысла, относятся к природе. Везде, где мы имеем
дело с действиями, мы хотим знать не только обобщенные признаки, но и их
особенности. Историческая наука, в данном случае, хочет объяснить
индивидуальные события , которые имеют смысл. Исходя из этих соображений, Всякое действие имеет мотивы, но всякое действие имеет еще и непредусмотренные последствия. Мы, к сожалению, не можем охватить все последствия наших действий. Возникает вопрос: за какие последствия мы несем ответственность, и за какие последствия мы не отвечаем? Этот вопрос обостряется, когда в качестве действующего рассматривается какая- либо структура: коллектив, общество , государство. За какие решения руководитель коллектива должен нести ответственность? Что происходит, когда структура распадается на большинство и меньшинство? А если большинство людей не признает целей государства, что происходит с самим государством? Эти вопросы приводят к идеи взаимодействия структуры и социального выбора. Далее М.Вебера интересовал вопрос о том, как понятия порядка выводятся из понятия действия. Порядок, безусловно, являются продуктом действия. Если бы все социальные действия сводились бы к действиям одного человека, то их исследование было бы затруднено. Поэтому речь чаще всего идет о действиях больших структур, и порядок в данном случае облегчает человеку жизнь. Мы должны разделить действия, которые можно наблюдать, и
действия, которые можно понимать. При этом используется простое правило:
если действие имеет смысл, его можно понять, как только смысла нет -
действие наблюдаемо. Однако, существуют поступки , мотивы которых понять
очень сложно. С другой стороны, есть люди , не понимающие своих действий. . целенаправленные, . ценностнонаправленные. Целенаправленные действия стремятся к успеху, используя внешний мир как средство, ценностно-рациональные действия не имеют какой-либо цели и являются самоценными. Образ мыслей людей первого типа действий следующий : "Я ищу, достигаю, используя других", второго типа действий - "Я верю в какую-то ценность и хочу действовать ради этого идеала, даже если это вредит мне” . Далее, необходимо перечислить . аффективно-рациональные . традиционные действия. Существует точка зрения, что перечисленные типы образуют некоторую систему, которую условно можно выразить в виде следующей схемы: [pic] Участники действий, руководствующиеся неким правилом ,осознают свои
действия и, следовательно, участник имеет больше шансов понять действие. . ориентация на идею обмена; возникает порядок обмена - рынок, . принцип приказа; возникает лигитимный порядок. Особенностью социального порядка является его самосохранение: когда он возникает, появляются силы, сохраняющие этот порядок. Например, рынок обладает мгновенной саморегуляцией , сам результат целенаправленных действий участников наказывает того, кто преступил интересы социального порядка. Схематично понятие социальные отношения можно выразить следующей схемой: [pic] Однако, надо не забывать, что не всегда социальные отношения организованы, они не всегда имеют порядок. В другом случае, мы видим отстранение человека, индивидуума от организации. Иными словами, разнообразие социальных отношений так велико, что они далеко не всегда составляют тот или иной порядок. Социология господства. Как мы уже отмечали выше, рынок - это тот социальный порядок,
который не нуждается в лигитимации, рыночные отношения не требуют
господства, в них всегда работают механизмы взаимодействия. Господство осуществляется в трех качествах: . отношение господства, . порядок господства, . организация господства. Господство можно рассматривать с двух точек зрения : по принципу обоснования, по организации. Мы будем исследовать типы господства с точки зрения обоснования. Существует три типа господства: 1. пиететный, 2. уставной, 3. харизматический. Пиететное господство основано на выполнении некоторых священных правил, традиций, на признании соответствующей личности , осуществляющей господство. Как правило, не существует общего правила отбора людей, реализующих этот тип господства. В качестве примера личностей, осуществляющих власть на основе пиетета, можно назвать русских самодержцев, либо монархов других стран. Характерная особенность состоит в том, что за личностью остается право на свободу произвола. На основе личностных симпатий и антипатий "правитель" решает участь подчиненного человека, а порой и целого народа. В данном типе нет никакого документа, устава, которые бы ограничивали право правителя. Второй тип господства - уставной. Он отличается от первого наличием права . Согласные с уставом подчиняются господству в соответствии с уставом. Человек, которого касается господство, может опротестовать решение, противоречащее уставу. При этом вышестоящие инстанции не могут вмешивать в господство нижестоящих. М.Вебер отмечает, что рациональной организацией господства
является разделение властей. Причем такое разделение требует взаимный
контроль между исполнительной, законодательной и судебной властями. Далее перейдем к рассмотрению харизматического типа господства. Попытаемся дать краткую характеристику этого явления. Харизматическое господство - замкнутые социально закрытые отношения , харизматический вождь которых претендует на исключительность, те же, кто вступает под влияние вождя, отбрасывает свое прежнее отношение к окружающим. Слабость движения в - организации, т.к. требуется увековечить достоинства вождя в истории. Харизматический тип господства по своему происхождению является
революционным. На место упорядоченных структур встает эмоциональное
объединение людей, ограниченное узким составом участников. Рано или поздно
перед ними встает проблема создания институтов, подобных тем, которые они
отвергли. Что делать, когда вождь умирает? Вопрос об учреждении
организации встает вместе с вопросом о наследнике вождя. Он должен быть
призван продолжить дело . Таким образом, вопрос о наследстве является
первым шагом превращения вождя в форму повседневности . Теперь уже вождь
отбирается из массы людей , но выбор не рассматривается как технический , а
как харизматический процесс. Например, католическая церковь выбирает папу
из кардиналов, и после выбора избранник наделяется особыми качествами , не
свойственными другим людям. Но в данном случае особые качества передаются и
самому институту церкви - происходит процесс институализации. Но
существует другая форма переноса харизматического господства -
должностной харизматизм. Эта форма господства является особо долговечной,
и можно привести много исторических примеров его процветания. Один из
примеров должностного харизматизма - институт президентства в США. В Необходимо отличать должностной харизматизм от личностного . Как правило, первый всегда приводит либо к пиететному, либо к уставному, но при этом сам харизм разрушается. М.Вебер в харизматических типах господства увидел некую
революционную силу, но вместе с тем харизматический тип господства - это
приходящий тип господства. Как только этот тип сталкивается с
повседневностью, он вынужден трансформироваться, и эти преобразования
приводят как к традиционному , так и рационально лигитимному типу
господства. Если мы будем рассматривать творчество М.Вебера, посвященное
типам господства, то можно заметить, что предметом его исследования
становятся некоторые исторические циклы. Уход от повседневности путем
харизматического господства, затем возвращение к повседневным формам
правления, история перехода от традиционной власти к рационально-лигитимной Но нельзя только харизматический тип положить в основу исторического движения. Исследование развития западной цивилизации влечет за собой рассмотрение дополнительно некоторых понятий : церковная иерархия, политическая иерархия и город со своими формами господства. Давайте подробнее остановимся на истории развития западных городов. В городах всегда существовали элементы капитализма, и сам город
являлся экономическим и хозяйственным центром со своим рынком, где
произведенные товары выносились на обмен, со своим центром управления. "Протестантская этика и дух капитализма" В этой работе М.Вебера раскрывается действие одной идеи в истории. М.Вебер считает, что духовные источники капитализма лежат в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма. М.Вебер, анализируя мировые религии, приходит к выводу, что ни одна религия не ставит в зависимость спасение души, потусторонний мир от экономики в жизни земной. Более того, в экономической борьбе видят что-то плохое, связанное с грехом, с суетностью. Однако, аскетический протестантизм является исключением. Если экономическая деятельность направлена не на получение доходов, а является одним из видов аскезы труда, то человек может быть спасен. Существуют различные формы капитализма: . политический, . авантюрный, . экономический. Основная форма капитализма - экономический капитализм, который
ориентирован на постоянное развитие производительных сил, накопление ради
накопления, даже при ограничении собственного потребления. Критерий
такого капитализма - доля накопления в сберкассах. Основной вопрос: какая
доля дохода исключается из потребления ради долгосрочного накопления? 1. Божественное предопределение. Судьба человека определяется Богом и человек не может ее изменить своим поведением. Если человек мог бы воздействовать на Божественную волю, то Бог был бы досягаем. 2. Верующий должен реализовать себя, почувствовав отношение Бога, искать Божественные подтверждения. "Моя вера только тогда подлинна, когда я подчиняюсь воле Бога". Эти два принципа определяют некоторую этику, основанную на долге,
а не любви. Собственное спасение нельзя купить своими поступками, это Этика М.Вебера. М.Вебер, как мы показали выше, вырабатывает связь между религиозным
убеждением и духом капитализма. Этот дух капитализма - прежде всего, дух
этики профессионализма. Смысл этой этики - в призыве служить некоторому
делу, где призвание выше личностного. М.Вебер считает, что религия
содействовала утверждению рационализма. Это убеждение противоречит
взглядам Маркса и Ницше. Религия трактуется как иррациональное у Маркса, С другой стороны, М.Вебер признает противоречие между
капиталистическим рационализмом и стремлением христианской этики к
людскому братству на земле. Примером этого может стать Нагорная проповедь Что же М.Вебер понимает под ценностью? Ценность - понимание долга, которое становится основанием действия. Можно говорить о ценности истины, красоты, действия. Золотое правило этики гласит : поступай так, чтобы твои правила были всеобщими. Но когда мы решаем как поступить, мы должны руководствоваться не только этикой убеждения, но и этикой ответственности. В нашем мире не существует строгой иерархии ценностей и целей. Человек, совершая тот или иной поступок, не может предвидеть всех последствий своих действий. В таком случае возникает вопрос, а может ли он отвечать за них? М.Вебер считает , что подлинные стремления людей можно выяснить только в ходе дискуссии. Дискуссия не служит формированию общего мнения, но служит выявлению всех возможных последствий, а значит и выяснению меры ответственности. Эта идея очень близка к идеям К.Поппера. В мире политики очень важно понимание этики ответственности.
М.Вебер - один из наиболее крупных социологов начала ХХ века.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |