|
|
|
Пьер Бейль-представитель французскогог просвещения |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Пьер Бейль-представитель французскогог просвещения
Пьер Бейль-представитель французскогог просвещения
Пьер
Бейль-представитель французскогог просвещения
Бейль Пьер
(1647-1706), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения.
Профессор Седанской академии (1675-1682) и Роттердамского университета
(1681-1692). Мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием скептицизма
Монтеня, философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 века. Основное
произведение - "Исторический и критический словарь" (1695-1697).
У автора
знаменитого "Исторического словаря", оттачивавшего критический дух
многих поколений европейцев и заслуживающего тщательного изучения и в наше
время, Пьера Бейля, биография имела некоторые оттенки марранизма, поскольку в
возрасте двадцати лет по неясным причинам он счел необходимым обратиться в
католичество (Пьер Бейль родился в семье протестантского пастора). Однако
вскоре он покинул лоно Римской церкви. После нескольких лет кочевой жизни он
обосновался в Роттердаме и посвятил себя разоблачению фанатизма и обскурантизма
любой ориентации со страстью, которую усиливала, его личная трагедия: из-за
одного из его сочинений его родной брат, живший во Франции, был брошен в
тюрьму, где и умер. Этот яростный антиклерикал в глубине своей души оставался безупречным
христианином и предостерегал против "разъедающего воздействия
философии".
Этот
замечательный диалектик сумел лучше, чем любой другой философ до Дэвида Юма,
показать бесплодность намерений утвердить веру с помощью рациональных
аргументов. Его "Словарь" по-прежнему "остается самым тяжелым
обвинением, которое когда-либо выдвигалось к стыду и смущению
человечества". В нем он наносит удары с абсолютной беспристрастностью, и
если евреям досталась солидная порция этих ударов, то причина не в личной позиции
автора, но в том особом месте, которое им отвела христианская традиция. Если он
нападал на "предрассудки этого несчастного народа", то с гораздо
большей силой он обрушивался на прошлые и нынешние предрассудки христиан. Бейль
упрекал испанскую католическую церковь за то, что она "относилась к
христианству как к старинному дворцу, нуждающемуся в подпорках, а к иудаизму
как к крепости, которую необходимо постоянно бомбардировать и куда нужно
вводить войска".
Он требовал для
евреев права на свободу мысли и вероисповедания, подобно всем остальным
конфессиям, сектам и школам: "для евреев, язычников, магометан, римских
католиков, лютеран, кальвинистов, арминиан, социниан...". (Арминиане, или
ремонстранты, - религиозное движение под руководством Якова Арминия, отделившееся
от кальвинизма; социнианство - радикальное рационалистическое направление в
протестантском богословии, основанное Фаустом Социном).
Бейль от идей
веротерпимости и религиозного индифферентизма пришёл к религиозному скептицизму
и выразил сомнение в возможности рационального обоснования религиозных
догматов, утверждал независимость морали от религии. Скептицизм Бейля
распространяется и на философию и науку, которым, по Бейлю, не может быть
приписана безусловная достоверность, а только вероятность. "Словарь"
сыграл исключительную роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Бейля
испытали прежде всего французские просветители - Вольтер, энциклопедисты, а
также Л. Фейербах.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|