|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Перикл - лидер Афинской демократииПерикл - лидер Афинской демократииМинистерство образования Российской Федерации Южно-Уральский Государственный Университет Кафедра истории России Архитектурно-Строительный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине “История мировых цивилизаций”
Тема: “ПЕРИКЛ – ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ”
Выполнила:
Проверила:
Челябинск – 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ Историография………………………………………………..3 Введение........................................................................5 Век Перикла………………………………………………. ….8 I. Афины при Перикле 1. Государственное устройство……………………………11 2.Социальная и экономическая политика…………………15 3.Отношения Афин с союзниками………………………….18 4.Строительство в Афинах…………………………………..21 5.Положение рабов……………………………………………24 II. Конец правления Перикла………………………...……27 Вывод……………………………………………….…...…………30 Список литературы……………………………………… …….32 Приложения……………………………………… ……………..33 Историография. В своей работе я попытаюсь дать оценку одной из форм государственного устройства античного мира – афинской демократии в период правления Перикла. Середина V века до нашей эры – вершина афинской демократии. Перикл провел ряд демократических мероприятий, его правление – период расцвета культуры и искусства и наивысшего политического и военного положения Афин. Одним из основных источников, повествующим о жизни Перикла, его приходе к власти, который я использовала для раскрытия темы, являются «Избранные жизнеописания» Плутарха. Плутарх писал о событиях, происходящих задолго до его жизни, но все настолько живо, ярко и детализировано, что создается впечатление, будто автор был свидетелем всех действий. В оценке тех или иных событий Плутарх слишком эмоционален и категоричен, здесь можно вести речь о необъективном подходе автора. Но тем не менее, изложенные исторические факты остаются ценным материалом для изучения проблемы. Из «Афинской политии» Аристотеля непосредственно я пользовалась лишь теми главами, которые приведены в хрестоматии по истории Древней Греции. В ней же содержатся отрывки из сочинений Фукидида, Ксенофонта. Труд швейцарского ученого А.Боннара «Греческие цивилизации» дает подробное описание истории Греции в различные эпохи. При работе я пользовалась первым томом, главой «Перикл Олимпиец». Здесь есть и цитаты, и точки зрения античных авторов. Самому же Боннару приходиться по душе афинский демократический строй, а личность Перикла вызывает у него уважение. В сборнике «Знаменитые греки и римляне» представлено описание жизни знаменитого грека – Перикла. Значительную часть из того, что касается строительства памятников искусства в Афинах, я взяла из книги Н.Дмитриевой и Л.Акимовой «Античное искусство» и С.Нефедова «Иллюстрированная история древнего мира».
Введение. Термин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государствееных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Это определение, принятое в современном мире. Какое же отношение к демократии (в нашем случае афинской) мы видим у античных авторов? Аристотель, описывая афинскую демократию, лишь констатирует факты. Можно отметить, что автор вполне доволен государственным строем, если только соблюдаются все законы, а управляют государством не демагоги, “которые более всего хотели показывать свою кичливость и угождать вкусам толпы, имея ввиду только выгоды данного момента”. Что касается Афин при Перикле, то Аристотель говорит: “…пока Перикл стоял во главе народа, государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли значительно хуже.”1 С иных позиций к оценке афинской демократии подходит Ксенофонт, хотя его авторство “Политии” многие ученые считают сомнительным. Тем не менее, содержание трактата свидетельствует о том, что написал его человек, принадлежащий к олигархам. Автор не одобряет государственный строй афинян по причине того, что не допускает существования жизни простого народа лучшей, чем жизнь благородных. Здесь отмечено, что допуская народ к решению государственных дел, афиняне тем самым сохраняют демократию. Автор пишет: “…раз уж они (афиняне) решили иметь демократическое правление, мне кажется, что они удачно сохраняют демократию…”1 Из “Истории Фукидида” до нас дошла речь Перикла, произнесенная над останками воинов, которые пали в первый год Пелопоннесской войны. Учитывая то, что речи исторических лиц у Фукидида в большей степени скомпонованы им самим, можно понять и его отношение к происходящему. Я считаю, лучшим здесь будет привести отрывок из этой речи: “Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает в свое удовольствие, и не показываем при этом досады хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время…”1
Век Перикла Именем Перикла назван его век, V век до нашей эры. Перикл был из филы Акамантиды. Ксантипп,отец Перикла, и его мать Агариста принадлежали к самым знатным афинским родам. Ксантипп прославился во время греко-персидских войн. Он командовал афинским флотом и одержал победу над персами при мысе Микале у берегов Малой Азии. Агариста происходила из знаменитого и богатого рода Алкмеонидов. Перикл родился сильным и здоровым ребенком, но поражал всех необыкновенной величиной и формой своей головы. Этот недостаток и остался у него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, художники и скульпторы всегда изображали Перикла в шлеме. Зато сочинители комедий издевались над необыкновенно большой головой Перикла и придумали для него прозвище «Луковицеголовый». Перикл получил прекрасное образование. Он слушал лекции философа Зенона, обучавшего ораторскому искусству и умевшего рядом ловких возражений сбить противника с толку и поставить в безвыходное положение. Кроме обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения Перикл обучался также естественным наукам под руководством приехавшего в Афины из Малой Азии философа Анаксагора. Этот человек утверждал, что движением Солнца и Луны управляют не Боги, а законы природы, постигнуть которые необходимо человеку. Перикл восхищался Анаксагором и под его руководством основательно изучил науку о небесных явлениях. Большие познания и природные способности сделали Перикла блестящим оратором, вызывавшим восхищение сограждан. Когда Перикл замечал, что народ в своей заносчивости начинает проявлять в чем-нибудь неуместную дерзость, он произносил такую грозную речь, что повергал его в страх, и, наоборот, когда люди бывали попусту перепуганы, он снова возвращал им мужество. Походка Перикла была размеренной, одежда лежала правильными складками. Никто не мог вывести его из себя. Так, например, какой-то подлый нахал однажды целый день его бранил и оскорблял; он молча терпел это на площади, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело; вечером он скромно пошел домой, а этот человек шел за ним и осыпал его всякими ругательствами. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого его дома.1 Увлечение Перикла науками сблизило его со знаменитой женщиной-философом Аспасией. Она была родом из Милета, дочерью Аксиоха. К этому времени у Перикла уже была законная жена, его родственница. От брака с Периклом у нее были сыновья Ксантипп и Парал. Потом, когда совместная жизнь перестала им нравиться, он вместе с ее опекуном с ее согласия выдал ее замуж за другого, а сам взял в жены Аспасию. B V веке до нашей эры в Афинах появляются «гетеры», утонченные куртизанки, принимавшие участие в пиршествах, умевшие играть на флейте и поддерживать застольную беседу. Одной из первых гетер и была Аспасия; она основала салон, который посещали видные политики, поэты, философы. Перикл пришел к власти в 461 году до нашей эры. С этого времени он единолично управлял афинским полисом. Век Перикла едва длился треть настоящего века: всего 32 года. В этот промежуток времени политические события следуют одно за другим в невероятном темпе. В молодости Перикл боялся подвергнуться остракизму, так как принадлежал к знатному роду и был похож на некогда правившего Афинами тирана Писистарта. Старики даже поражались тому, насколько его голос и манера говорить походили на речь афинского тирана. Боязнь изгнания заставила Перикла отдалиться от государственных дел. Но в военных походах он участвовал и отличался там доблестью и отвагой. В это время в Афинах не было выдающихся политических деятелей: Аристид уже умер, а Фемистокл был изгнан. Перикл оказался вовлечен в государственные дела и избирался на высокие должности. Перикл несмотря на свое знатное происхождение, примкнул к партии демоса и оставался ей верен в течение всей своей жизни. Он резко переменил образ жизни, перестал встречаться со своими родственниками и прекратил дружбу со знатными друзьями. Перикл не часто выступал в Народном собрании, так как не хотел, чтобы его выступления стали привычными для народа. Когда Перикл был еще молод, вождем демократической партии был Эфиальт, ближайший друг Перикла. Эфиальт был страшен для аристократов и безжалостен к людям, совершившим преступления против народа. Враги подослали к Эфиальту наемного убийцу, и вождь демократии пал от его руки. Во главе демократической партии остался один Перикл. Вождь аристократов Кимон, сторонник спартанских порядков, был изгнан из Афин за организацию похода в помощь Спарте, воевавшей с восставшими илотами. Приверженцы аристократии, желая, все-таки, чтобы кто-нибудь в государстве выступал против Перикла и ослаблял его силу и чтобы не было таким образом настоящего единовластия, выставили ему в качестве противника Фукидида из Алопеки, человека умеренного, свойственника Кимона; хотя этот Фукидид не был таким опытным воителем, как Кимон, но зато был более искусным оратором и политическим деятелем. Он, оставаясь в городе, вступил в борьбу с Периклом вокруг ораторской трибуны и скоро в государственной жизни привел в равновесие силы партий. Фукидид называет Перикла «первым среди афинян». В его лице, говорит он, сочетаются четыре «добролетели», связанные одна с другой, они образуют великого государственного мужа. Он умен, то есть обладает способностью оценить политическое положение, верно угадать события и ответить на них действием, Он одарен красноречием, умением склонить на свою сторону слушателей, так как его действия поддерживает весь народ. Его третьей добродетелью является самый высокий патриотизм; для него всегда на первом месте, впереди всего интересы всей общины, его сограждан и часть афинского полиса. И, наконец, он совершенно бескорыстен.1 I. Афины при Перикле 1.Государственное устройство. Перикл начинает свою деятельность с завершения демократической системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал суверенитет народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к Народному собранию и Народному трибуналу. Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь исполнителями принятых постановлений. В Народное собрание входят все граждане, за исключением крестьян, которые неохотно покидают свои деревни, чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство в собрании представляют городские рабочие и моряки из Пирея. Перикл не более чем «prostates tou demou», что означает одновременно и «лидера» демократической партии и вождя демократической общины в целом.1 Перикл избирается стратегом с 460 по 429 год. Причем его избирает не только его фила, но и большинство других, составлявших в целом общину афинских граждан. Как отмечает А.Боннар, подобное единодушие является исключительным в истории Афин. В свою очередь это означает то, что Периклу удалось убедить народ в необходимости следовать по указанному им пути. Отмечается также самостоятельность афинского народа в выборе этого пути. Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало влияние на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы при назначении должностных лиц шансы были равны и был обеспечен выбор компитентных людей, оно производилось посредством соединения системы жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов. Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного трибунала – гелиэей. Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа. Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать суду народного трибунала. Верховная власть в судопроизводстве принадлежит тоже народу. Часть граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в большинстве случаев не подлежат кассации. Так пишет о государственном строе Афин А.Боннар. Но при рассмотрении данного вопроса, я думаю, необходимо обратиться к источнику. В «Афинской политии» Аристотель дает подробное описание организации Афинского государства. Аристотель отмечает, что должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирают по жребию. Совет состоит из пятисот членов, которых выбирали по жребию. Каждая фила должна выдвинуть по пятьдесят представителей. Каждая из фил в порядке очереди (жеребьевка) исполняет обязанности пританов. Пританы выбирают место заседания, а также подготавливают программу совету на каждый день. Председатель пританов выбирается также по жребию. Запрещается пребывание в этой должности одного лица дважды. Находятся в этой должности «день и ночь». У председателя хранятся ключи от храмов, в которых хранится казна, документы и государственная печать. Пританы назначают Народные собрания. На одном из собраний, «главном», производится проверка избрания властей; затем обсуждаются вопросы по продовольствию и защите страны. Другое Народное собрание существует для рассмотрения ходатайств. Остальные два Народных собрания отводятся для всех остальных дел. Пританы в Народном собрании производят выборы стратегов и вообще, всех властей, относящихся к войне. Совет может судить должностных лиц. Особенно много внимания уделяется тем из них, которые распоряжаются денежными суммами. Утверждение членов Совета на следующий год и девяти архонтов зависит от решения Совета. Приступив к должности, архонт через глашатая объявляет о неприкосновенности имущества граждан. Ему же подаются жалобы по государственным и чатным делам. После рассмотрения архонт направляет их в суд. К таким делам относятся, например, дела о дурном обращении к родителям, о дурном обхождении с сиротами, о плохом обращении с наследницей. Есть десять казначеев Афин. Они избираются жребием по одному из каждой филы. Они принимают казну в присутствии Совета. Все арендные контракты, торги на разработку рудников заключают полеты. Они также продают с торгов имущество преступников, осужденных судом Ареопага. Избираются полеты также, как и казначей. Басилевс докладывает Совету о сдаче в аренду частным лицам храмовых участков. Члены Совета из своей среды избирают десять логистов, которые проверяют отчетность у должностных лиц в каждую пританию. Кроме этого Аристотель пишет еще о нескольких должностях, которые избирались по жребию. Из них можно отметить следущие: десять заведующих ремонтом храмов; десять рыночных надзирателей, десять надзирателей за мерами, которые наблюдали за весами и мерами, чтобы продавцы их правильно употребляли. В Ареопаге разбираются процессы об убийстве и нанесении ран, об отравлении. Избрание судей жребием производят девять архонов. Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную. По моему мнению, такое представление органов власти и управления служило довольно таки мощной точкой отправления для существования и развития демократии. У А.Боннара мы читаем, что «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» (А.Боннар Греческие цивилизации М. 1995, т.1., гл. X, с.184).
2. Социальная и экономическая политика. В процессе своего правления Перикл занимался преимущественно тем, что дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека, назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования. Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без избирательных прав только четвертый и последний класс). Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в многочисленных празднествах республики. Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина. Перикл предложил ежегодно снаряжать шестьдесят тиер, экипаж которых набирался из свободных граждан, получавших плату за свою службу на корабле. По предложению Перикла на земле гсударств, входивших в Афинский союз, создавались афинские поселения (клерухии). Любой афинянин мог получить там участок земли для обработки. Этими поселениями решались сразу две задачи: создавались гарнизоны за пределами Аттики и облегчалось положение простого народа. Уже когда Перикл достиг высшей степени влияния в государстве и имел законных детей, он написал закон, гласивший, что афинянами могут быть только люди, происходившие от обоих афинян (закон этот существовал и раньше, но Перикл возобновил его в 451/450 г. до нашей эры). Но под конец жизни Периклу пришлось хлопотать об изменении этого закона для его детей от Аспасии. Афинские власти следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление. Начиная с 40 – 30-х годов до нашей эры, малоимущим гражданам власти стали раздавать так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Перикл хотел, чтобы народные массы, не несущие военной службы, не оставались в бездействии, не были обездолены. Поэтому он представил народу грандиозные пректы сооружений и планов работ, которые требовали применения разных ремесел. К тому же проекты эти были расчитаны на долгое время. У государства был материал – камень, кость, золото, эбеновое дерево, кипарис. Были и ремесленники, способные выделывать его и обрабатывать. Были строители, скульпторы, кузнецы, каменотесы, ювелиры по золоту и слоновой кости, живописцы, эмалировщики, резчики, люди, занимающиеся перевозкой этих вещей как по морю – купцы, матросы и лоцманы, так и по суше – каретники, извозчики, погонщики мулов; далее, конатные мастера, ткачи, сдельщики, рабочие, занимающиеся прокладкой дорог. На афинском Акрополе была найдена надпись, свидетельствующая о том, что при строительстве использовался труд наемных рабочих. Из нее же можно узнать об оплате их труда. В большинстве случаев таковая составляла одну драхму в день.
3.Отношения Афин с союзниками. К моменту прихода Перикла к власти Афины уже около пятнадцати лет находились во главе важного союза городов – Делосской лиги, который возник в конце персидских войн (479 год до нашей эры). Этот союз преследовал лишь военные цели: продолжение на море военных действий против персов, освобождение от них греческих городов. Сделать невозможным новое вторжение персов в Грецию. Центром федерации был священный остров Делос. У Афин был самый мощный флот. Это с самого начала возвышало Афины. Именно они командовали военными операциями. Афины же достаточно свободно распоряжались финансами. В 454 году до нашей эры в федерации оставалось кроме Афин только три члена: Самос, Хиос и Лесбос. В этом же году было решено перевести казну с Делоса в Афины. Теоретически все города-независимые государства имели одинаковые права. Но могущество и руководящая роль Афин были на лицо. Это, естественно, не могло не вызывать недовольствий со стороны союзников. Еще до Перикла попытки восстаний заканчивались тем, что из союзников города превращались в подданых, первыми из которых были Наксос и Фасос. Во времена правления Перикла восстают три крупных ионийских города, в числе которых и Милет. В 446 году до нашей эры восстают города Эвбеи, поддержанной Спартой. Пока Перикл умиряет Эвбею, Мегара открывает войскам Спарты дорогу в Аттику. Перикл возвращается к Афинам. Его возвращение вынуждает спартанцев отступить. Перикл вновь возвращается на Эвбею и покоряет остров. В некоторых городах выставляются гарнизоны. В других изгоняются олигархи и правление демократизуется. Афины после каждого подавленного восстания требуют от покоренного города подписания акта о подчинении. Иногда Афины требуют заложников. Чтобы как можно лучше контролировать политику наиболее важных подчиненных городов, Афины ставят там своих правителей. Уже и не созывается «Союзный совет». Каждые три года афинский народ устанавливает размеры дани. Вскоре Перикл вновь ввязывается в двухлетнюю войну. На этот раз падает остров Самос. После капитуляции Самос уступает часть своей территории Афинам, к тому же платит огромную военную контрибуцию. Такая афинская политика привела к тому, что в руках Перикла оказались огромные средства. Основываясь на декрете, принятом по предложению Перикла в 450/449 г. до нашей эры и разрешающим черпать из союзной казны для восстановления храмов, разрушенных во время второй греко-персидской войны, он и предпринимает крупные работы, а именно, реконструкцию святилищ Акрополя. Именно это более других политических дел Перикла обсуждали и выражали недовльствие его враги. На заседаниях Народного собрания на Перикла обрушивались обвинения в том, что он привез к себе с Делоса общую казну греков, а вносимые по принуждению деньги тратятся не на военные расходы, а на городские украшения и проведение политики, «угождая народу». Перикл же отвечал: «Афиняне не обязаны отдавать союзникам отчет в деньгах, потому что они ведут войну в защиту их и сдерживают натиск варваров, тогда как союзники не поставляют ничего – ни коня, ни гоплита, ни корабля, а только платят деньги; а деньги принадлежат не тому, кто их дает, а тому, кто получает, если он доставляет то, за что получает. Но если государство снабжено в достаточной мере предметами, нужными для войны, необходимо тратить его богатство на такие работы, которые поле окончания их доставят государству вечную славу…».1 Действительно, сооружение храмов, посвященных богам принесло Афинам величайшее наслождение и красоту.
4. Строительство в Афинах. Афинам принадлежала роль главного культурного центра, которую они сохранили надолго. Перикл видел в искусстве средство утвердить первенство Афин над всем эллинским миром. Времени правления Перикла соответствуют четыре великолепные произведения искусства: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины – Паллады. Перикл сам следил за всем, он обсуждал планы с архитектором, участвовал в выборе материала. В 450 г. до нашей эры главным руководителем работ на Акрополе был назначен Фидий. Фидий в течение восемнадцати лет руководил работами на Акрополе. От его строгой, но всегда творческой критики ничего не ускользало. Он постоянно интересовался и планами всего ансамбля памятников, и мельчайшими деталями их технического выполнения. Фидий всегда считался с Софоклом и Периклом. Акрополь – большой, продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города – Афине – богине мудрости и труда. По сторонам шестисклонного портика Пропилей располагались два боковых крыла: одно – более массивное с глухими стенами, другое – в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы. Ника – крылатая дева, олицетворяющая победу, считалась одним из атрибутов Афины. Далее, после Припилей – большая площадь, где высилась восьмиметровая статуя Афины – воительницы из бронзы; сверкающей молодостью, с вьющимися волосами, перевязанными простой лентой, со свободно опущенной эгидой, с шлемом в правой руке; копье в левой руке – уже не оружие, а опора. Она была отлита Фидием в 450 г. до нашей эры. Справа на площади – Парфенон – главное и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос – Афине Деве. История сохранила имена его зодчих – Иктин и Калликарт, они выстроили Парфенон в 447-438 гг. до нашей эры. Весь из светлого мрамора, в «оперении» сорока шести дорийских колонн. Красота Парфенона явилась результатом долгих математических расчетов, исследований архитекторов. Четыре ряда цоколя храма не одинаковой высоты: первый ряд, уложенный на скалу, самый низкий. Верхний – самый высокий. Разница минимальная, но на расстоянии все три ступени кажутся равными. С другой стороны, поверхность каждой ступени не строго горизонтальная, а слегка выпуклая. Горизонтальная поверхность. Если смотреть на нее от ее кромки, всегда кажется точно слегка вогнутой в середине. Для того, чтобы рассеять этот оптический обман, и была сделана незначительная выпуклость. Если же говорить о колоннах, то ни одна из них не стоит точно параллельно в отношении своих соседок. При общем наклоне внутрь здания эти колонны составляют одно целое, вместе несущее тяжесть всего храма. Градус наклона каждой колонны меняется в зависимости от места, занимаемого ею в колоннаде. Эрехтейон – другой храм, стоящий ближе к северному холму. По контрасту с простым и строгим Парфеноном Эрехтейон выглядит почти причудливым. Каждый из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный портк выдается далеко вперед. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная из мраморных квадратов, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу, портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. Восточный фассад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте. Над восточным входом в Парфенон, где помещался главный алтарь Афины, скульптурная группа франтона изображала рождение Афины из головы Зевса. Для театральных зрелищ стали строить специальные помещения- обширные амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов, расчитанные на дысятки тысяч зрителей; фактически чуть ли не все население города могло присутствовать на представлении. Строители амфитеатров владели секретом необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в самых верхних рядах. Полигнот, современник Перикла, росписывал стены общественных зданий фресками на темы эпосов и мифов; не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство. Свой рассказ о строительстве великолепных памятников я хочу закончить словами Плутарха: «Но что доставило жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление, что, наконец, является единственным доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, - это постройка величественных зданий…».1
5. Положение рабов. Разговор о рабовладельческой демократии не может быть полным, если не упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого мира – рабах. Как отмечает А.Боннар, население Афин, насчитывавшее четыреста тысяч человек, наполовину состояло из рабов. Большинство рабов – пленные, те, которые не могли выкупить себя. Торговля рабами приносила большие доходы. В Афинах ежегодно устраивалась невольничья ярмарка. Но рабами становились не только военнопленые. Рабами становились прежде всего по рождению. Ребенок рабыни тоже становился рабом. В Афинах было запрещено долговое рабство, также отец семейства не имел права продать своих детей, исключение составляли дочери, уличенные в развратном поведении. Хозяин не имел права лишать жизни раба. Практика повседневной жизни не допускала, чтобы рабов считали лишь подчиненной породой. В своих отношениях с рабами афиняне проявляли меньше педантизма и более человечности, обычно они обращались с рабами как с людьми. Раб был одет так же, как и все граждане. По крайней мере, как каждый бедняк. Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного человека. Дома он (раб) свободно разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось на равных основаниях с прочими гражданами присутствовать на многочисленных религиозных церемониях. При слишком жестоком обращении раб имел право укрыться в определенные священные места, под покровительство божества, и потребовать, чтобы его господин продал его другому хозяину. Афины даже предоставляли рабам гарантии против грубости судей и должностых лиц. Эти гарантии можно рассматривать как начало юридических установлений. Но рабство далеко не было идеальным. В рудниках. Например, умирали от холода и голода тысячи рабов, которых кормили ровно столько, чтобы они были в состоянии работать. Как правило, рабы были заняты в том же производстве, что и их хозяева, но всегда ступенью ниже их по положению. На рабах прежде всего лежали все домашние работы. Все хозяйство велось руками рабынь. Рабыни дробили и мололи зерно, выпекали хлеб и стряпали, шили одежду. Под надзором хозяйки рабыни пряли, ткали и вышивали. Нередко какой-нибудь из рабов занимал видное место в семье, как например, кормилицы и няни. Только самый быдный гражданин Афин не имел по крайней мере, одного раба. Рядовой гражданин обычно имел одного раба с двумя служанками. В деревнях, на фермах, даже в больших владениях рабов было очень мало. Очень долго земельные участки обрабатывались членами семьи, при этом имелось еще несколько рабов и батраков, которых нанимали на уборку урожая и сбор винограда. Мелкий крестьянин был не в состоянии содержать несколько рабов, поэтому в большинстве случаев мелкий собственник старался обходиться своими силами. В отличие от сельского хозяйства, ремесленное производство требовало огромного количества «одушевленного орудия». При постройке Акрополя государство, помимо свободных рабочих, нанимало рабов у частных владельцев. Заработок раба забирал хозяин, который заботился лишь о прокормлении своего раба. Пошивные мастерские, обувные предприятия, мастерские по производству музыкальных инструментов, кроватей, оружия, которые выделялись из домашнего производства, требовали применения рабского труда. Тем не менее, никогда рабы не были сосредоточены большими массами. Это делалось потому, что было достаточно сложно организовать надзор за большими группами рабочих, не получающих вознаграждения. Безусловно, рабовладельчество ограничивало афинскую демократию, делая недоступным почти половине населения города участие в государственных делах. К тому же афинское рабство, как и всякое другое, тормозило прогресс, поскольку люди, обеспеченные рабочей силой, не были озабочены созданием более совершенной системы обслуживания производства.
.
II. Конец правления Перикла. Конец правления Перикла был труден. Возраставшее могущество Афин вызывало беспокойство Спарты. Это беспокойство еще более возросло, когда в 446 г. до нашей эры Перикл предложил созвать в Афинах съезд всех греческих государств для заключения между ними всеобщего мира. В Спарте понимали, что если план Перикла осуществится, то это превратит Афины в политический центр всей Греции. Спарта запретила зависимым от нее государствам посылать своих представителей в Афины. Попытка Перикла создать общегреческий съезд потерпела неудачу. В 431 г. до нашей эры спартанцы с союзниками вторглись в Аттику. Опусташая страну, они дошли до афинских укреплений. Они вырубали сады, угоняли скот, разоряли жилища. Когда спартанцы окружили Афины, Перикл решил не проводить Народных собраний, чтобы распаленные гневом граждане не приняли неблагоразумного решения. Вскоре Перикл снарядил морской поход вокруг Пелопоннеса, но сам не принял в нем участия, а с небольшим отрядом пехоты вторгся в Мегарскую область и опустошил ее. Спартанцам пришлось бы прекратить войну, если бы неожиданное бедствие не расстроило планы Перикла. На второй год войны в Афинах вспыхнула страшная болезь – чума. Эпидемия озлобила афинян. Гнев народа обратился против Перикла. Чтобы успокоить граждан, Перикл снарядил 150 кораблей, собрал войско и готовился возглавить новый поход в Пелопоннес. Эти приготовления внушили афинянам большие надежды. Когда флот готовился к отплытию, началось солнечное затмение. Это испугало суеверных афинян. Они увидели в этом дурное предзнаменование. Поход Перикла не имел успеха, так как в войске свирепствовала чума. Во всех неудачах обвиняли Перикла. На следующий год (430 год до н. э.) он не был избран стратегом. Несмотря на то, что Перикл славился своим бескорыстием, его обвинили в хищениях и приговорили к большому штрафу. В Афинах в это время не было руководителя, который подобно Периклу мог бы умело управлять государством. Афиняне решили принести Периклу извинения за несправедливо наложенный штраф и пригласить его снова стать во главе государства. На этот раз Периклу не суждено было долго управлять Афинами. Вскоре после своего избрания он заболел чумой. В 429 году до нашей эры Перикл умер. Вывод. Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Изучая историю древнего мира, мы впервые, говоря об Афинах, встречаем термин «гражданин», который обозначает личность, наделенную неотъемлемыми правами. Представители практически всех сословий участвовали в государственном строительстве. Расцветом рабовладельческой демократии считается столетие с середины V в. до середины IV в. до нашей эры. Начало подъема Афин как раз соответствует правлению Перикла. Перикл – вождь демократии. Многие историки называют его “тираном”, Фукидид называет его “первым среди афинян”. Действительно, Перикл не смотря на рознь между афинянами, сумел их объединить и что самое главное, убедить в своей правоте. Он смог доказать, что именно демократический строй необходим Афинам и их жителям. Современники обвиняли Перикла в том, что он во всем старался угодить народу, постоянно устраивая пиршества на казенные деньги. Но по большому счету, ведь казна – это деньги народа. По-моему, такие мероприятия стимулировали народ, а соответственно, повышалась производительность, которая укрепляет экономику государства. А последняя, в свою очередь, способствует укреплению и даже возвышению державы на международной арене. Что же касается отношений Афин с государствами, входящими в Делосскую лигу, то вполне естественно, что Афины вели довольно таки агрессивную политику по отношению к ним. Афины представляли собой наиболее мощную державу и в случае войны, основной удар пришлось бы держать именно им. В конечном счете, афиняне собственными усилиями добились столь высокого положения; и плата, пусть в виде дани, более слабых союзников – естественный результат. При подавлении восстаний недовольных союзников, афиняне не брали в плен греков. Здесь можно говорить о Перикле как о дальновидном политике: гораздо выгоднее было сохранять рабочую силу в полисах, чтобы они были в состоянии платить Афинам. В течение тридцати лет Перикл переделывал Афины. Он хотел сделать свой город деловым центром эллинского мира. Но прежде всего Перикл хотел превратить Афины в сердце политической жизни всей Греции. Cвою работу я хочу закончить словами самого Перикла: «Создавши могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужили предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом доставляющим минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. Мы нашей отвагой заставили все моря и все земли стать для нас доступными, мы везде соорудили вечные памятники содеянного нами добра и зла…»[1]
Список используемой литературы: 1. Аристотель Политика.Афинская полития. М.: Мысль, 1997. С.295-299, 395-404. 2. Плутарх Избранные жизнеописания в 2 т. М.: Правда, 1986. Т.2, С.285-313. 3. А.Боннар Греческие цивилизации. М.: Искусство, 1995. Т.1 С.111-127, 169-185. 4. М.А.Ботвинников, М.Б.Рабинович Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993. С.133-149. 5. Н.А.Дмитриева, Л.И.Акимова Античное искусство. М., 1988. С.153-176. 6. С.Нефедов Иллюстрированная история древнего мира. Екатеринбург, 1994. С.156-161. 7. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. С.210-238.
1 Хрестоматия по истории Древней Греции М.1964, Раздел VII Развитие демократии (Аристотель, Афинская полития, 28) с.214.
1 Хрестоматия по истории Древней Греции М.1964, Раздел VII Расцвет рабовладельческой демократии ([Ксенофонт], Афинская Полития III(1)) с.223. 1 Хрестоматия по истории Древней Греции М.1964, Раздел VII Расцвет рабовладельческой демократии (Фукидид, История, II, 37) с.210. 1 Плутарх Избранные жизнеописания. Перикл (V), М. 1986, т.2 с.287 1 А.Боннар Греческие цивилизации М.1995, т.1, гл.X, с170. 1 А.Боннар Греческие цивилизации М.1995, т.1, гл.X, с173 1 Хрестоматия по истории Древней Греции. М.1964г. Раздел VII, Расцвет афинской демократии (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XII), c.227. 1 Хрестоматия по истории Древней Греции. М.1964г. Раздел VII, Расцвет рабовладельческой демократии (Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XII), c.226. [1] Хрестоматия по истории Древней Греции М.1964. Раздел VII Расцвет рабовладельческой демократии (Фукидид, История, II,), с.210. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |