|
|
|
Персонализм - философское течение ХIХ века |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Персонализм - философское течение ХIХ века
Персонализм - философское течение ХIХ века
Персонализм
- философское течение ХIХ века
Персонализм (от
лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной
философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей
духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной
личности - бога. Персонализм сформировался в конце 19 веке в России и США,
затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах.
В России идеи
Персонализма развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и
другие. Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс;
их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П.
Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала
"Personalist", основанного в 1920 Флюэллингом. Французские
персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.)
группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала
"Esprit", основанный в 1932. Представителями нерелигиозного
Персонализма были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и другие.
Принципу
идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в Персонализме
противопоставляется идеалистический плюрализм - множественность существований,
сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, то есть
творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития.
Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта
классической философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных
проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в
фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором
волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но
истоки личности коренятся, по Персонализму, не в ней самой, а в бесконечном
едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами Персонализма и
монадологией Г. Лейбница, развившейся в конечном счёте в форме теодицеи. Задачу
ориентации человека в мире Персонализм возлагает на религиозную философию,
которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека
в соотнесенности с высшим началом, богом.
Распространение
Персонализм- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций
иррационализма. В России Персонализм разрабатывался в русле
философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители
которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в
противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков
"массовой культуры" и "массового общества". Личность была
противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба
личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития
идей П. в России явилась попытка найти "третью линию" в философии,
снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По
мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении
с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П.,
существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений,
подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить
своё неповторимое "Я".
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|