|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Платон - подборка разных материаловПлатон - подборка разных материаловсмотреть на рефераты похожие на "Платон - подборка разных материалов" Государственный Университет по Землеустройству Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» Шифр 95066 заочный факультет специальность: «Юриспруденция» 3 курс, 2 группа Гусева О.А. Тот, кто даже очень мало знает о философии, тем не менее, слышал имя Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из
самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшего
государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя,
системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и
никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит
об идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не
пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в Прежде чем рассмотреть «идеальное» государство Платона, необходимо
понять, какие государства он относил к отрицательному типу, что в уже
существующих государствах не устраивало автора принципиально. В трактате 1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет
своему видению «идеального» общественного устройства. Огромное внимание
уделяется определению в государстве места правящего класса. Правителями Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются
законами и устройством государства, то естественно предположить, что в
нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Всех жителей «идеального» государства автор разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,
которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это
достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). В трактате «Государство» Платон пишет о том, что «идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: 1. мудростью, 2. мужеством, 3. рассудительностью, 4. справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-
философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего
рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в «идеальном» государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди - правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон - важнейшая составляющая «идеального» государства, и его выполняют все без исключения. Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право убивать малолетних детей с физическими недостатками. Философы, на основах разума, управляют остальными классами,
ограничивая их свободу, а воины играют роль «собак», держащих в
повиновении низшее «стадо». Этим усугубляется и без того жестокое
разделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах с
ремесленниками, людьми труда. Люди «низшей» породы существуют для
обеспечения «высших» всем необходимым. «Высшие» же охраняют и направляют Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация
важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен
решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в «Второй по достоинству» государственный строй Платон изображает в
последнем свое сочинением - диалоге «Законы», приближая его к реальной
действительности. Платон отказывается от коллективной собственности
философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования
имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на
равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и
дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества
граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры
ограничены. Деление граждан на сословия заменяется градацией по
имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости
от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев
или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют
правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в
обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных
должностей, участие в совместных трапезах, жертвоприношения. Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной
власти и законы наилучшего строя. Идеальным государственным устройством Таким образом можно предположить, что, создавая диалоги «Государство» и «Законы», Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Список литературы: 1. В.Ф. Асмус «Платон», Москва, «Мысль», 1975 2. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель», Серия ЖЗЛ. Москва, 3. Под редакцией О.Э. Лейста «История политических и правовых учений», Государственный Университет по Землеустройству Контрольная работа по истории политических и правовых учений Тема: «Платон» Шифр 95066 заочный факультет специальность: «Юриспруденция» 3 курс, 2 группа Гусева О.А.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |