|
|
|
Позитивизм и материализм |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Позитивизм и материализм
Позитивизм и материализм
Позитивизм и
материализм
Огромное
влияние позитивистских и материалистических идей на русскую интеллигенцию 19 в.
носило не столько философский, сколько идеологический характер. В сущности, это
был очередной и закономерный этап развития западнической идеологии, своего рода
русский 'список' вполне уже секуляризованного и материалистически
ориентированного западного сознания. Увлечение новыми вариантами европейской
идеологии могло иметь и нередко имело поверхностный характер, оказывалось
идеологической модой. Но материалистические и позитивистские идеи достаточно
рано нашли на российской почве искренних и последовательных сторонников. Не
было недостатка и в тех, кто проявлял глубокий интерес к философскому
обоснованию этих течений.
На формирование
философских взглядов Петра Лавровича Лаврова 1823-1900), одного из лидеров
народничества, оказали влияние идеи Л.Фейербаха, О.Конта, Г.Спенсера, а позднее
К.Маркса. В его философских сочинениях (Механическая теория мира, 1859;
Практическая философия Гегеля, 1859; Очерки вопросов практической философии,
1860; Три беседы о современном значении философии, 1861) царит дух 'позитивной
философии': обосновывается решающее значение научного знания, решительно критикуются
различные формы метафизики. Критиковал Лавров и вульгарный материализм немецких
естествоиспытателей (К.Бюхнера, Л.Фохта и др.), видя в нем не столько
вульгаризацию материалистической философии, сколько одно из ее наиболее
последовательных исторических проявлений. Материализм, с его учением о единой,
независимой от сознания субстанции, был для Лаврова своеобразным вариантом
метафизической веры.
По убеждению
русского мыслителя, предметом философии должен быть прежде всего 'цельный
человек', и потому философский опыт может быть только 'философским
антропологизмом'. Только через человека, через осмысление его исторического и
индивидуального опыта можно прийти к подлинно научному, философскому пониманию
внешней действительности. В социологической концепции истории Лаврова
(Исторические письма, 1870) подлинными историческими деятелями оказываются
'развитые, критически мыслящие личности' - прогрессивные и, в сущности, всегда
революционно настроенные представители образованного слоя общества. Эти
личности определяют критерии прогресса, цели и идеалы общественного развития.
Такой подход приводит к признанию решающей роли субъективного начала в истории.
Для Лаврова в социологии и философии истории действует именно субъективный
метод: общественные изменения своеобразны, неповторимы, они являются
результатом усилий личности и объективные научные методы к ним не приложимы.
П.Л.Лавров,
безусловно, не был эпигоном европейского позитивизма и материализма. Его
философские и социологические взгляды достаточно самостоятельны и оригинальны.
Это же можно сказать и о творчестве другого крупного теоретика народничества,
Николая Константиновича Михайловского (1842-1904), также развивавшего
'субъективный метод'. Гораздо более ортодоксальными последователями
основоположников западного позитивизма в России в то время были Г.Н.Вырубов,
Е.В. де Роберти, В.В.Лесевич. Определенным влиянием позитивистские идеи
пользовались в научных кругах. Интерес к философии позитивизма проявляли, в
частности, такие крупные ученые, как И.М.Сеченов и Н.И.Пирогов.
Николай
Гаврилович Чернышевский (1828-1889) - признанный лидер радикальной российской
интеллигенции 1860-х годов - также испытал влияние позитивистской философии.
'Единственной философской системой, верной научному духу' называл Чернышевский
учение основоположника позитивизма - О.Конта. В то же время многое в учении
французского мыслителя он не принимал и оценивал весьма критически (в
частности, контовскую концепцию трех ступеней эволюции человечества). Идеализм
во всех его разновидностях был для Чернышевского постоянным объектом критики -
непримиримой и радикальной. К основным философским трудам Чернышевского
относятся: Эстетические отношения искусства к действительности (1855),
Антропологический принцип в философии (1860), Характер человеческого знания
(1885).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|