|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Предмет философии и его становлениеПредмет философии и его становлениеСодержание Предмет философии и его становление Основные аспекты философского знания Основные философские школы Древнего Китая Древнегреческая философия: основные школы,мыслители, проблемы Основные положения Сократовской философии Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики) Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше) Философия Русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский) Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм) Многообразие концепций происхождения и сущности человека Единство чувственного и рационального познания Системная организация общества Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл Предмет философии и его становлениеВ современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо: 1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или создания изучают науки сегодня; 2. Определить возможные направления развития науки; 3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой. Однако применить эти критерии к философии не предоставляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970гг.), "представляет собой размышления о предметах, знание которых еще невозможно". Сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук и критерии вычисления "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, (Аристотель 384-322 до н. э), в качестве критерия предмета философии выделял степень "общего". Философия занимается общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель. Такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". Философия определялась как "… наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Такое определение является "собирательным". Можно посмотреть и на другие определения предмета философии. "Любовь к мудрости" - так переводится само слово философия с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, но как определить мудрость? Древние греки определили мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной. Есть и другие определения мудрости. Философия учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науки о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства. Возможны разные определения предмета философии, зависит все от того, на каких позициях находится сам философ. Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые употребил древнегреческий ученый философ Пифагор (около 580-500 г. до н. э). В начале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным (включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни). Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, начавшийся за тысячелетие до нашей эры, до рождества Христова. К. Ясперс, немецкий философ XX века, именно это время назвал оселевым временем. В период между 800 и 200 гг. до нашей эры произошел самый резкий поворот в истории. В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-дзы, Мо-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга. Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности, к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов в решении самых различных жизненных и профессиональных задач. Основные аспекты философского знанияУже в древности философы говорили, что в философском знании можно выделить три основных слоя. Первый связан с вопросом: как следует жить? (т.е. как жить, чтобы жизнь была прекрасной?). Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? Это составляет второй слой философского знания. А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Решение его образует еще один слой философского знания. Научить людей правильно жить - это главная цель философии. Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания: 1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих; 2) о природе, об окружающем людей мире, 3) о познании мышления. В дальнейшем за философией осталось исследование лишь исходных оснований, на которые опираются всевозможные научные знания в каждой из этих ветвей. В результате образовались три главных раздела философского знания. 1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания). 2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия). 3. Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает этика (теория морали), аксиология (учение о ценностях, т.е. о том, что люди ценят - добро, справедливость, истина, красота и т.д.), социальная философия (теория общественной жизни). В процессе развития культуры возникают и другие философские науки. Логика - наука о формах и способах рационального мышления. Философия и методология науки - наука о методах и формах научного познания. Философия истории - наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания. Философская антропология - наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия. Эстетика - наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность людей. Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга непроходимыми границами, есть немало философских проблем, которые, так или иначе, затрагиваются сразу несколькими дисциплинами. Например, вопрос о ценностях освещается - в разных аспектах - не только в аксиологии, но и в философии культуры (культурные ценности), в этике (добро как ценность), в эстетике (красота как ценность). Важное место в составе философского знания занимает история философии. Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории. Основные философские школы Древнего КитаяВ рамках одной и той же школы очень часто выступали философы, стоящие на противоположных идейно-мировоззренческих позициях. Отношения между школами сводились к реализации двух основных направлений в философии: материализма и идеализма. На раннем этапе, во времена Конфуция и Мо-цзы отношение мыслителей по основным проблемам не носило четкого выраженной позиции. Мистика, мифология, религия, элементы материализма и идеализма тесно переплетались. В исторических записках Сымя Цяня (I-II век до нашей эры) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая: "сторонники учения об Инь и Янь" (натурфилософы); школа служилых людей - Жуцьзя (конфуцианцы); школа "моистов", "номиналистов" - Миньцзя (софисты); школа законников (легистов) - Фацзя; "школа Дао и Дэ" - даосисты. Классификация носит условный характер, ибо у нее отсутствуют единые основания. Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход). Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство. Это учение характеризует идеализацию древности (золотой век), культ предков, выполнение норм сяо - сыновняя почтительность и забота о родителях. Идеал "благородного человека" присущ конфуцианству: такой человек - представитель высших слоев общества и его скромность, бескорыстие, сдержанность - необходимые черты. Разработка ритуала: отношения высших к низшим, младших к старшим. Общественные потребности, забота о их реализации - удел правителя. Отсюда строгое подчинение всех слоев общества и государственных чиновников по рангам. Даосизм - учение о великом Дао, всеобщем законе, Абсолюте. Дао господствует во всем: всему дает форму, имя. Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из учения о первозаконе. Китайская философия древности антроцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние. Древнегреческая философия: основные школы,мыслители, проблемыНесмотря на своеобразие философских учений в различных странах в развитии учений различных периодов сохраняется существенная преемственность. Это позволяет говорить о том, что все человечество всегда было связано. В античной Греции философия формируется в период, когда смысл человеческой жизни, привычный социальный и домашний уклады начинают разрушаться, видоизменяться. Прежнее традиционно-мифологическое моровоззрение оказывается недостаточным для объяснения многих фактов, новых веяний жизни. Экономическая основа этих ломок состояла в развитии судоходства и торговли, появлений колоний, росте городов и численности населения, возникновение богатства и его распределения. В VI веке до нашей эры появился Херсонес-Севастополь, равный Афинам и другим крупным европейским центром павший под гнетом татаро-монголов в XIII в. н.э. Шло разложение социальности, рушился, уходил из-под на жестко-сословный быт, существовавший веками. Греческая античная философия условно делиться на 4 основных этапа своего развития. 1 этап охватывает период с VII до V вв. до н.э. Этот период называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики. (Сократ 169-399 до н. э). К этому этапу относятся Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорийцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). 2 этап охватывает период с половины V и до конца IV в. в. до н.э. он характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона и Аристотеля. 3 этап в развитии античной философии конец IV-II вв. до н.э. обозначается как эллинистический. В этот период появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст и Эпикур. 4 этап период I в. до н.э. - V-VI в. в, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влиянием которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. В Римской философии можно выделить три философских направления: стоицизм (Сенека Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). В III-V столетия н.э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видимым представителем, которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Основные положения Сократовской философииСократ (ок.469-399 до н. э) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократовского метода. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание или мудрость. Вопросы Сократа о том, что такое красота, справедливость, дружба, мудрость, храбрость, заставляли задумываться людей не только о философских понятиях, но и о жизненных ценностях. Сократ разъяснял предназначение человека в обществе, его обязанности, его взаимоотношения с законами, необходимость почитания богов, образование, воздержания от грубых страстей - то есть практическую ориентацию в жизни для человека, руководствующегося совестью, справедливостью и гражданским долгом. Он учил бескорыстно, сам, подавая пример скромности в житейском обиходе. В беседе он поглубже запрятывал свое знание предмета и внешне казался ровней какому-нибудь неопытному собеседнику, заодно с которым пускался на поиски истины. Его одно из известнейших изречений - "знаю, что ничего не знаю" - является объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Центром совей философии, Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам и не в последнюю очередь его отношение к богу или богам. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал, что излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. В отличие от предшествовавших ему материалистов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человека, прежде - всего в его отношении к природе и призывали "прислушиваться к природе". Сократ подчеркивал значение совести, "внутреннего голоса", который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Цель философского метода Сократа была достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснились слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Сократ является первым их трех великих философов классического периода. Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле "систематизатором" его воззрений был Платон, именно он поднял наследие Сократа на качественно новый уровень. Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики)Античная философия (конец IV-II вв. до н. э) обозначается как эллинистический этап. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видимыми философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства, учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма. Эпикур (341-270 до н. э) греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела Мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девих Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа. Зенон и Хрисипп - главные представители стоической школы, возникшей в конце 4 века до н.э. на базе эллинистической культуры, в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Место и роль наук, определялись ими следующим сравнением: логика - это ограда, физика - плодоносная почва, этика ее плоды. Главная задача философии - в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье - в свободе от страстей, в соответствии души, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой, сопротивляющегося - влечет насильственно. Наиболее выдающиеся стоики последующих эпох: ученики Хрисиппа - Зенон из Тарса и Диоген из Селевкии, Боэт из Сидона и Панэтий с Родоса (2 в. до н. э). Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом. Своей вершины скептицизм достиг в учениях Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста, Эмпирика. Энесидем - греческий философ - скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии, которые защищали скептицизм. Невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Поступать надо так, как обычно поступают все или как подсказывает та или другая потребность. Философия Энесидема была продуктом поздней греческой классической философии. Философия АвгустинаАвгустин Аврелий (Блаженный) 354-430 - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья; родоначальник христианской философии истории ("О граде Божьем"). Развил учение о предопределении. Мир, согласно Августину Блаженному, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов - все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах. Люди удивляются высоте городского округа, блеску звезд, но не удивляются себе, говорит Августин в "Исповеди". Он ищет Бога внутри человека, его занимал вопрос о свободе воли. По разъяснениям Августина, воля человека свобода лишь в пределах божьего предположения. Виновник зла, греха не Бог, а дьявол один из падших ангелов. Бог есть бытие, истина, благо. Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую с ней. Мера истины в нашем самосознании. Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Августин считал познание Бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Христианской основе своей Августин придавал большое значение. Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что Бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Вся философия Августина сосредоточилась на Боге как единственном совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без Бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином - в Боге. Достижение человеческого счастья предполагает, прежде всего, познание Бога и испытание души. Опираясь на традиции античных философских систем (прежде всего на платоновско-неоплатоническую), сохраняя многие элементы этих систем, Августин заложил фундамент новой философии и даже, как полагает современный немецкий философ, "создал христианскую философию в ее предельном латинском варианте". Проблема веры и разумаПроблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан, открыто выступал против разума, провозглашая парадоксальный тезис: "Верю, потому что абсурдно". Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что уже принято называть верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры. Ф. Бэкон, выдвинув лозунг "Знание - сила", указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. В начале католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой - "цельное знание". Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей (А.С. Хомяков и Вл. Соловьев). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое свои духовые силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также, что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и понимает сверхрациональные истины о боге. Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.Френсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, был родоначальником индуктивного метода. Простейшим случаем индукции может быть перечисление предметов данного класса: мотороллеры, телевизоры, звезды, картины по жанру, в ходе которого, и обнаруживается их свойства. Обычно применяется неполная индукция, т.е. берется ограниченное число предметов, явлений определенного класса и на основе их свойств делается заключение. Бэкон считал, что надо искать факты, не только подтверждающие его метод, но и исключающие его. Ему принадлежит знаменитая фраза: "Знание - сила", где отражена практическая направленность философии, всей новой науки. Для Бэкона характерен опыт, эксперимент в достижении истины. Конструирование идеальных объектов, составляющее теоретическую основу эксперимента, стало использоваться также в философии XVIIв. Рационалистическое направление обычно связывают с деятельностью Рэне Декарта (1596-1650). Декарт, теоретически обосновывая новое естествознание, поднимает вопрос о природе человеческого знания вообще. Он, в отличие от Бэкона, подчеркивал знание рационального начала в знании, поскольку достоверное знание можно получить лишь на основе разума. Давно были выдвинуты и обоснованы принципы расчленения новоевропейского историко-философского процесса на этап "классической" (XVII-XIXвв) и этап современной или "неклассической" (ХХ в.) западной философии. Представителями классического рационального знания XVII-XIX вв. - Рене Декарт (1596-1650), Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1640-1716). Причины цельности философии классического периода. "Мыслительное пространство", общее поле проблем, внутри которого развертывались основные мировоззренческие столкновения, борьба материализма с идеализмом, сложные взаимоотношения науки и философии, все это было в высшей степени связанным, цельным, гомогенным, типологически устойчивым. Основные принципы идейной формулы классической философии "ее понимание мира и человека". Вера в "рацио", разум. Разработка опытно-рационального метода принадлежит Ф. Бэкону, хотя приверженность ему свойственна и другим мыслителям эпохи рационализма (Лейбниц, Спиноза, Декарт). Более тонкие различия между Декартом, Лейбницем и Спинозой зависели уже от того, как они решали проблему происхождения независимых от опыта идей, считали ли они из врожденными, как Декарт, видели ли в них результат предрасположенности к мышлению в некоей "разумной" монаде, как Лейбниц, или признавали способность мышления тождественным образом отображать структуру бытия, как Спиноза. Рационалистические концепции XVIIв. исходят из того, что в разуме существуют изначальные образования, которые будучи сами по себе истинными, не нуждаются в каким-либо обосновании и могут служить отправным пунктом для вывода и обоснования всех прочих знаний. Оптимизм в отношении познания: в понимании классической философии деятельность разума беспредельна; человек в состоянии представить в мышлении достаточно объективно и адекватно сложную картину миропознания. Эпохе Просвещения свойственно понимание мира и человека, которому неведом конфликт между знанием и бытием, понимание космоса, которое в механическом миросозерцании XVIIв. выступало в виде идеи космоса - механизма. Лидером естествознания в XVIIв. стала механика как наука о движении тел. Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше)"Философия жизни" Артур Шопенгауер (1788-1860) в 1818 году написал "Мир как воля и представление". Основная идея: мир - это свободная, автономная воля человека. Опираясь вначале на кантовский постулат о примате, практического разума, Шопенгауэр выступил против превращения воли в придаток разума. Волевые акты, считывал он, во многом определяют направленность ума и результаты разумного познания. Воля неподконтрольна разуму, она родственна тайным, непознанным силам. Фридрих Ницше (1844-1900) твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов, непременно натыкается на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что искусство неизбежно корректирует и дополняет наука. Это положение стало краеугольным камнем основ "философии жизни" Ницше. Ницше выступил против христианской морали, призвал к переоценке всех ценностей. Жизнь у Ницше - это самоутверждение, обладание могуществом, властью, борьба слабых и сильных воль. Он отрицал абсолюты, релятивистки понимал нравственные принципы - что хорошо для слабых, то плохо для сильных. Не признавал прогресса в истории, создавал идеал "сверхчеловека". Высказал мысль о вечном возращении человека к жизни. Проанализировал связь падения нравственности с ростом свободы человека. Философия Русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский)Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых мыслителей (Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Углова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. В русском космизме представлены тенденции. Одна - это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии "общего дела" Федорова центральной стала тема постоянного расширения под влиянием внутренних импульсов эволюции поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек обладает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Н. Федоров, человек даже способен обрести бессмертие и возразить к жизни ушедшие поколения. Научно-технические проекты К.Э. Циолковского (1857-1935) были техническим приложением его "космической философии", рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Идеи русского космизма наиболее плотно воплотились в учении В.И. Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Русский естествоиспытатель и мыслитель, основоположник комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии. В центре его естественнонаучных и философский интересов - разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский - один из создателей антропокосмизма - системы, к которой природная (космическая) и человеческая тенденция развития науки сливаются в единое целое. Одной из предпосылок перехода от биосферы к ноосфере Вернадский называет, прежде всего, проблему "продления жизни, ослабления болезней для всего человечества", считая при этом, что только начало и "остановлено это движение быть не может". Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм)Экзистенциализм (от лат. existentia - существование). Предтечей его считают Ф.М. Достоевского. Возник в годы первой мировой войны, в России (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов); в Германии сформировался после первой мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), позже - во Франции (А. Калю, Ж.П. Сартр, Г. Марсель). Экзистенциализм противоположен сциентистским системам. Экзистенциалисты рассуждают так: человек постоянно находится в страхе, беспокойстве, испытывает ощущение заброшенности, неустроенности, поэтому вынужден философствовать, чтобы сохранить свое наличное бытие. Акцент их теоретических изысканий делается на внутреннем мире человека, который ускользает от науки. Категории экзистенциализма: "человеческое бытие", "экзистенция", "страх", "ничто", "пограничная ситуация". "Ничто" не является объектом мысли, так как это не особая сущность. Сартр Жан Поль (1905-1980) - французский философ и писатель глава французского атеистического экзистенциализма. Его философские взгляды противоречивы. В них своеобразно переплетаются идеи Кьеркегора, Гуссерия и З. Фрейда. Подчеркивая прогрессивность марксистской философии, Сартр стремился "дополнить" марксизм, подведя под него фундамент экзистенциалистской антропологии и психоанализа для взглядов. В целом же для взглядов Сартра характерна тенденция поиска среднего пути между идеализмом и материализмом, попытка из преодоления. Сартр строит свою "феноменологическую онтологию" на радикальном противопоставлении двух видов бытия: "бытия-в-себе", заменяющего объективную действительность и "Бытия-для-себя", тождественного "человеческой реальности". Разрыв бытия и сознания приводит Сартра к дуализму. Являясь причиной своего особого рода бытия, сознание есть "небытие бытия", трещина в нем, "ничто", но лишь оно является источником активности, движения, качественного многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абсурдный мир. Сартр называет свою концепцию диалектической, но превращает диалектику в метод обоснования индетерминизма. В морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности, основной категорией выступает здесь свобода. Существование в немецком варианте - Dasein ("тут - бытие") - предполагает наличие человека здесь и теперь, в этом зафиксированном моменте времени. Сиюминутные переживания человека определенного интервала времени - суть задача изучения философии. Экзистенциалисты отмечают враждебность техники личности, говорят об отчуждении личности в этом постиндустриальном обществе. Ясперс Карл (1883-1969) представитель немецкого экзистенциализма. Начал свою деятельность как психиатр, и это во многом определило его понимание философских проблем. В психопатологических явлениях Ясперс видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования. Ясперс приходит к выводу, что любая рациональная картина мира может рассматриваться, как нечто иносказательное, как "рационализация" никогда до конца не осознаваемые душевных стремлений: она является лишь "шифром бытия" и всегда нуждается в истолковании. Основная задача философии состоит в том, чтобы раскрыть содержание "шифра" или по крайне мере сделать ясным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлений человека (науки, искусства, религии) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции, что господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости. Многообразие концепций происхождения и сущности человекаС XVII века ученые, занимавшиеся изучением физического строения человеческого тела, стали использовать слово "апропология" для обозначения этой области, естественнонаучных исследований. В XIX-XX вв. антропология обрела статус самостоятельной науки о естественной истории и биологической конституции человека. В ней выделились две части; первая - палеоантропология, изучающая ископаемые формы человека, антропогенез (происхождение человека) и расогенез (происхождение человеческих рас) и вторая - антропология современных форм человека. Понимание природы и сущности человека и его сознания находит свою конкретизацию в концепциях антропогенеза. Подход к человеку как одному из множества материальных объектов или биологических существ выражается в эволюционистских теориях его происхождения. К ним относятся "Общая космологическая теория, эволюции" и "Синтетическая теория эволюции". Согласно первой общая эволюция прогрессирует в направлении большей свободы и целенаправленности материальных объектов. В соответствии со второй, человек - всецело продукт естественного отбора и генетических мутаций. В противовес этому существуют течения, дающие человеку особый статус среди живых существ, объясняют его происхождение как революционный переход от природной, биологической эволюции в качественно иной статус, надприродный. Наибольшее признание среди теорий атеистического характера получила трудовая теория антропогенеза. Религиозные философы связывают происхождение человека с актами божественного творения. Согласно трудовой теории антропогенеза, природные изменения, сыгравшие роль исходной причины биологических изменений человекообразных обезьян, не стали решающими для появления человека. Только трудовая деятельность, не мыслимая без сложных цепочек целей, без их осмысления при сопоставлении с результатом - изготовленным продуктом, без развитого абстрактного мышления и усложнения форм общения, могла сыграть решающую роль в появлении человека. Труд - особая форма взаимодействия живого организма с окружающей природной средой. Появление сознательного человека и появление труда - это единый процесс источником которого было противоречие между биологически меняющимися приматами и природной средой. Появление "трудящегося животного" - революция в развитии природы, выход в надприродный мир - мир человеческой культуры. В XX в. философская мысль совершает "антропологический поворот": благодаря работам группы немецких философов - М. Шелера, Г. Плесснера, А Гелена и др., а также биологов А. Портмана, К. Лоренца - возникает идейное течение, представителей которого объединяет стремление создать новую целостную философско-антропологическую концепцию на основе обобщения результатов, естественно-научных и гуманитарных исследований человека. Это течение Шелер и его последователи именуют философской антропологией. Они полагают, что разработка синтетического философского понимания сущности человека должна быть фундаментом всего здания философии, ибо тайна мира заключена в человеке. "Лишь отправляясь от сущности человека, исследуемого философской антропологией, можно делать вывод о подлинных атрибутах окончательной основы всех вещей" - пишет Шелер. Антропологическая проблематика - совокупность философских и конкретно-научных проблем, с которыми сталкивается познание человека. Антропологизм - философский принцип, согласно которому учение о сущности человека должно быть положено в основу всей системы философских и научных знаний (антропологический принцип). Антропологическая философия - философская система, построенная в соответствии с антропологическим принципом. Философская антропология - это понятие употребляется в двух смыслах. В широком смысле: важная отрасль философского знания - философская наука о человеке (философия человека), в узком смысле: название некоторого течения в философии XX в., представляющего собою лишь один из подходов, к разработке антропологической философии и один из вариантов построения философской антропологии в широком смысле. Антропология - специальная научная дисциплина, изучающая человека и биологические особенности его современных форм. Представления о сущности человека: Ориген - человек имеет духовную сущность (тело + душа + дух). Ламетри - человек - одушевленный механизм. Фейербах - человек имеет биологическую природу и сущность. Маркс - человек имеет биологическую природу, но социальную сущность. Махатмы - человек имеет биоэнергетическую природу, социальный (земной) и духовой (космический) аспекты своей сущности. Мозг, психика, интеллектБиологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной - 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилась. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом. Важнейшим условием идеального образа материального мира являются физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Это значит, что материальной основой психики человека является нейрофизиологическая деятельность мозга, включенная в физиологические процессы всего организма. Одной из многочисленных тайн природы, над разгадкой которых работает наука, является головной мозг - тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую известную нам форму организованной материи в известной нам части вселенной. От уровня структурной организации мозга зависит и уровень его отражательных способностей. Мозг обезьяны весит около 400 грамм, мозг человека, в среднем - 1400 грамм. Наукой установлено, что мозг человека дифференцирован на различные участки, обладающие функциональным своеобразием. Психические функции оказываются в прямой зависимости от деятельности определенных участков мозга, однако действует мозг как дифференцированное целое. Материальной основой той или иной психической функции является работа не одной клетки, а многих, не одного участка мозга, а многих. Соответственно и психика является результатом активного функционирования многих отделов головного мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг и другом и телом человека. В этом смысле надо говорить о компенсаторных возможностях мозга и организма человека. Утратив одни способности, организм компенсирует их деятельностью других У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики (от греческого psуchikos - душевный) - совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.). А отличает от животных наличие сознания - высшей формы психики. Психика - свойство высокоорганизованной материи подобно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психика - особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Ее содержание - результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают, прежде всего, психику. Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр З. Фрейд (1856-1939). Понимая интеллект в широком смысле как психические способности и умения, необходимые для эффективной работы восприятия, памяти, мышления, можно сказать, что он есть инструмент, с помощью которого сознание выполняет познавательную функцию. Важнейшей интеллектуальной способностью, без которой невозможно сознательное решение познавательных задач, является способность мышления - ум, разум. Продуктивность мышления зависит не только от генетически заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы. Единство чувственного и рационального познанияПознание есть разновидность духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных своих формах. Совокупность этих форм и есть то, что, прежде всего, имеют в виду, когда говорят о составе знания. Их взаиморасположении и связь между собой - эта структура последнего как некоторой целостности. В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства ("живое созерцание") и разум (мышление, рациональное, находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответственные данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом, чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: 1. Ощущения - отражает в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явления материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. 2. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения. 3. Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление - осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и т.д.). Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Эта способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Главная задача разума - объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Формы мышления - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определения (дефинициях). Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Понятие и суждение выступают "кирпичиками" для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится главное знание. Наиболее общим делением умозаключений является их деление на два взаимосвязанных вида: индуктивные - движение мысли от единичного, частного к общему, от менее общего к более общему и дедуктивные, где имеет место обратный процесс. Системная организация обществаВ широком философском смысле обществом называют любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда мы будет иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, где все люди выстроены по критерию богатства и объема власти. Наверху окажется богатая и всевластная элита, за ней - средний класс, а внизу - бедное и бесправное большинство (или меньшинство) общества. Можно совести общество к совокупностям пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Названные институты выполняют функцию столпов общества, на которых все и держится. Можно общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную. Экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера во все времена выполняла роль управленческой надстройкой общества, а социальная, занимающаяся социально-демографическим и профессиональным составом населения и взаимоотношениями между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной, характер носит и духовая сфера. Она затрагивает все этажи общества. Соответственно четырем сферам выделяют четыре института общества. Термин "институт" имеет множество смыслов. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со временем он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений: институт брака, институт наследования. Социологи, наделили его новым содержанием. Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующий определенную сферу общественных отношений (семья, производства, государство, образование, религия), они углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Их предназначение - удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, как и основных социальных института: потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака); потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство); потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство); потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитанники подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т. н. включая науку и культуру). Социальный институт - устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения (институт семьи), добываются средства существования, наводиться порядок и отправляются духовные ритуалы. Социализация личностиЧеловек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью. Личность - категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимым для жизни в этом обществе социальными качествами. Процесс усвоения социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности. Социализация - это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Ее основа - общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование. В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение его в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений. Формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, индивид овладевает существующими в ней знаниями ценностями, программами, поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый комплекс освоенных его культурных достижений человечества - ее "культурный диапазон". Этот диапазон в течение жизни изменяется и чем шире он, тем выше уровень культурного развития личности. Высшие культурные ценности - добро, красота, свобода, справедливость и др. - неутилитарные, они сами по себе никакой практической пользы человеку не дают. Более того, во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовые ценности определяет то, что называют духовностью. Духовность личности - ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смыслСовременная эпоха представила перед обществом новые проблемы, требующие философского мышления. Среди них - так называемые глобальные проблемы. Само название этих проблем произошло от французского слова qlobal - всеобщий и от латинского qlobus (terrae) - земной шар. Оно означает совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. К их числу в первую очередь относят: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление возрастающего контраста в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающими странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста (демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности депопуляции в развитых странах; предотвращение катастрофического антропогенного загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, как возобновляемыми, так и невозобновляемыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; предотвращение непосредственных и отдаленных отрицательных последствий научно-технической революции. Глобальный характер приобретают также проблемы здравоохранения (например, угроза эпидемии СПИДа), международной преступности (в особенности терроризма и наркомафии), образования и воспитания подрастающего поколения, сохранения социальных и культурных ценностей, приобщения населения планетарному экологическому сознанию, преодоления национального и социального эгоизма. Угрожающий характер глобальных проблем во многом связан с колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими планетарными естественными процессами. В настоящее время стал широко использоваться термин "глобалистика", тесно связанный с глобальными проблемами. Глобалистика - это "совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления. К философскому аспекту глобалистики относятся вопросы общемировоззренческого характера, гносеологические вопросы, вопросы этики, вопросы социальной философии. Изучение глобальных проблем ведет, с одной стороны, к росту информации внутри самой глобалистики, с другой - к расширению проблематики и углублению понимания категорий собственно философского знания. В глобалистике можно выделить три основные глобальные проблемы: проблемы междугосударственного характера, экологические проблемы, демографические проблемы. В первой группе находятся войны и угроза мировой термоядерной войны. Всегда и везде войны выступали как трагедия человечества, они были связаны с человеческими жертвами. В ХХ столетию только Первая и Вторая мировые войны стоили человечеству 60 млн. человеческих жизней. Согласно некоторым источникам, в наше время накопилось огромное количество ядерных боеприпасов, само хранение которых представляет угрозу человечеству. На планете функционируют 430 атомных электростанций, являющихся потенциальной угрозой существованию человеческой цивилизации. В атомной войне, если она разразиться, человечеству в целом грозит гибель. Ели даже кто-то выживет в атомном пожаре, то его потомки все равно будут обречены. Из второй группы глобальных проблем следует назвать истощение природных ресурсов, энергетический кризис, разрушение биосферы, деградацию окружающей среды. В глобализационном процессе за последнее столетие все более значительными стали негативные стороны и возникли новые моменты, связанные с регрессором и деградацией. В конце века глобализация стала силой, угрожающей человеку, разрушающей его, как субъекта истории. Многие исследователи считают, главной причиной этого процесса изменения характера тех ценностей, которые пытаются глобализировать страны, выступающие лидерами глобализации. "Это ценности либерализма, индустриализма рынка, приоритета научной рациональности над другими формами освоения человеком себя и мира. Это ценности инновации, индивидуализации и свободы". В большом комплексе глобальных проблем особняком стоит новая проблема ХХI века, выросшая из локальных проблем, - международный терроризм. Терроризм - особая, жесткая форма насилия, в первую очередь политического. Он является продолжение экстремизма, радикализма и фанатизма. Причины роста терроризма заключаются, прежде всего, в нарастании кризисных явлений в экономике стран, порождающих безработицу, в ослаблении правоохранительных функций государства, стремлении к сепаратизму. Далеко не последнюю роль в появлении стремления к терроризму играет неурегулированность политических отношений между народами и несправедливость (подлинная или мнимая), допускаемая в чем-то крупным государством по отношению к народности, в него входящий. Основные противоречияИстория развития общества за последние столетия показывает, что активно преобразующая деятельность человека по отношению к природе отозвалась ему не только благами жизни, но и резким ухудшением всей окружающей среды, ее истощением, дошедшим на рубеже двух тысячелетий до катастрофического положения. Быстрыми темпами идет исчезновение природных запасов нефти, газа, каменного угля, железной руды и других полезных ископаемых. Эгоистическое потребительство пришло в неразрешимое противоречие с механизмами природного самовосстановления; возникла реальная опасность полного исчерпания природных ресурсов в ближайшие несколько десятков лет. Некомпенсируемый характер носит все ускоряющаяся вырубка и гибель лесов, в том числе в России, Канаде, Бразилии и других странах. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует только 3-4, в 96-97 единиц выбрасывает в природу в виде отходов, загрязняя биосферу. Развитые страны потребляют 75% добываемых ресурсов и выбрасывают в атмосферу 60% углекислого газа. Коэффициент давления и их стороны на природную среду (при среднеглобальном, принимаемом за (1)) равен 5, а весь остальной мир имеет коэффициент 0,5. В США ежегодно выбрасывается в атмосферу более 260 млн. тонн вредных веществ - это около половины мировых выбросов. Велики они и в других странах - Германии, Франции, Великобритании, Японии, а также и в России. Увеличение вокруг Земли прослойки углекислого газа ведет к потеплению климата, что способствует в одних регионах появлению засушливых районов, в других - затоплению прибрежных земель и городов. Использование фреона в производстве и бытовой технике способствует появлению озоновых дыр, что увеличивает ультрафиолетовую радиацию, которая вместе с отходами производства, особенно химической и атомной промышленности, ведет к повышению заболеваемости людей и отрицательно влияет на их наследственность. Эти же причины ведут к росту в мире сердечно-сосудистых, онкологических, психических болезней, заболеваний СПИДом и т.п. Появились сведения о состоянии температуры Мирового океана. Еще лет сорок-пятьдесят тому назад считалось, что повышение его температуры только на 2˚ приведет к таянию льда на Северном Ледовитом океане, в Антарктиде и затоплению значительной части суши в Северном и Южном полушариях и к миграции огромной массы населения в сторону экватора. Специально проведенные анализы последних десятилетий показали, что к началу этого столетия вода в Мировом океане уже поднялась на 1%. Итоговый тест1. Философское учение, отрицающее познаваемость мира, называется А) материализм В) объективный идеализм С) дуализм D) агностицизм 2. Философский материализм - это А) учение, утверждающее первостепенную значимость материальных ценностей, богатства В) ученье, призывающее к отказу от веры в идеале С) учение, утверждающее первичность материи по отношению к сознанию D) учение, призывающее к наслаждению земными, чувственными радостями 3. Философский идеализм - это А) учение, утверждающее веру в идеалы В) учение, утверждающее необходимость восхищения человеком, который благодаря могуществу своего духа способен познавать и преобразовывать окружающий мир С) учение, обосновывающее религиозную веру D) учение, утверждающее первичность сознания по отношению к материи 4. Определите, представители какой философской школы античности считали, что бытие неподвижно, неизменимо, неделимо, едино А) Платон и его ученики В) атомисты С) элеаты D) стоики 5. Согласно учению Канта, человек может получить истинные знания о вещах, как они существуют сами по себе с помощью следующих познавательных способностей А) чувственности (способности к ощущениям) В) рассудка С) ни одна из познавательных способностей не позволяет постичь вещи, как они существуют сами по себе D) разума 6. Определите, какое из приводимых ниже утверждений является правильным, согласно философии Гегеля А) развитие бесконечно, не имеет ни начала, ни конца В) развитие общества определяется материальными факторами С) развивается только мировой разум D) природа эволюционирует под действием естественных законов 7. Рационализм - это философский подход, в соответствии с которым единственным источником нового знания является А) эксперимент В) чувственные восприятия С) разум D) общение между людьми 8. Эмпиризм - это философский подход, в соответствии с которым естественным источником нового знания является А) эксперимент В) чувственные восприятия С) разум D) общение между людьми 9. Согласно теории общественного договора государство возникает А) случайно В) как результат Божественного установления С) благодаря действию объективных законов истории D) в результате соглашения между людьми 10. Согласно учению К. Маркса и Ф. Энгельса, основой общественной жизни является А) политика государства В) борьба партий С) материальное производство D) развитие науки 11. Определите, какое из приводимых ниже определений является правильным. Бытие - это философская категория для обозначения: А) материальной реальности В) природы С) общественной жизни D) всего существующего 12. Материя - это философская категория для обозначения А) вещества и поля В) природных явлений С) объективной реальности, существующей независимо от сознания человека и познаваемой им D) предметов окружающего человека мира 13. Определите, какой из перечисленных ниже методов научного познания относиться к эмпирическому уровню А) абстрагирование В) эксперимент С) математическое моделирование D) идеализация 14. Относительная истина - это А) знание, общепринятое в определенный исторический период В) ошибочное знание С) недоказанное, гипотетическое знание D) соответствующее объекту, но неполное знание 15. Сознание - это А) материальное воспроизведение действительности В) мышление С) активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идейной (нематериальной) форме D) точный образ, копия окружающего человека мира 16. Согласно философскому материализму, функционирование и развитие общества определяется А) решениями людьми В) климатическими и другими природными условиями С) материальным производством D) Богом 17. Какое из перечисленных ниже явлений не входит в структуру общественного сознания А) религия В) государство С) нравственность D) идеология 18. Этический подход, в соответствии с которым цель жизни человека - развитие его сил и способностей, самореализация - называется А) этика долга В) этика самосовершенствования С) этика утилитаризма D) этика наслаждения 19. Подлинным бытием Платон считал А) мир идей В) мир вещей С) Бога D) материю 20. Источником познания, согласно Платону, являются А) чувственные восприятия В) воспоминания души о мире идей С) рациональные рассуждения D) Божественное Откровение 21. Психику человека, по Фрейду, можно охарактеризовать, описывая взаимодействия трех уровней А)"оно", "Я", "сверх-я" В) эроса, танатоса, логоса С)"оно", бессознательного, "я" D) подсознательного, эроса, танатоса 22. Шпенглер называет последний этап уклада культуры А) цивилизацией В) деградацией С)"темным веком" D)"декадансом" 23. Знание по Сократу тождественно А) чувствам В) фантазиям С) моральным законам D) добродетели 24.И. Кант считает, что моральный закон А) усваивается в процессе воспитания В) имеет априорный (доопытный) характер С) навязывается человеку культурой D) случаен, меняется в каждую эпоху 25. Августин Блаженный рассматривал историю как А) осуществление Божественного замысла В) совокупность случайных событий С) результат действия объективных законов D) циклическое повторение одних и тех же событий 26. Кант выделил: А) сферу сознания и сферу бессознательного В) мир явлений и мир вещей в себе С) духовное и материальное D) рациональное и иррациональное 27. Социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, называется в социальной философии А) технологией В) индустриализацией С) отчуждением D) производством 28. Философы Возрождения, в отличие от средневековых авторов, усматривали важнейшее свойство человека в том, что он А) совершил грехопадение В) способен к творчеству С) сотворен по образу и подобию Божьему D) обладает разумом 29. Развитие общества, по Гегелю, включает в себя следующие стадии: А) античность, средневековье, новое время В) дикость, варварство, цивилизация С) древний мир, античный мир, германский мир D) доклассовое общество, классовое общество, бесклассовое общество будущего 30. Философы античной Милетской школы считали, что А) бытие неподвижно и неделимо В) истинное бытие - это мир идей С) все состоит из атомов и пустоты D) основой бытия являются стихии - земля, вода, огонь и воздух 31. Вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях - есть А) род В) община С) семья D) народность 32. Согласно Спинозе, субстанция, лежащая в основе бытия: А) не существует В) духовна, обладает мышлением С) материальна, обладает протяженностью D) обладает свойствами мышления и протяженности 33. Утверждение "Мыслю, следовательно существую" принадлежит А) Бэкону В) Локку С) Декарту D) Гоббсу 34. По мнению Фалеса, все сущее возникло из: А) воды В) воздуха С) огня D) земли 35. Состояние общественного сознания, по Марксу, определяется: А) преобладающей религией В) уровнем развития науки С) общественным бытием D) состоянием нравственности 36. Фейербах предлагал ввести: А) религию любви (религию без бога) В) ислам С) христианство D) буддизм 37. По мнению Гегеля, вся история человечества представляет собой процесс А) развития человеческой деятельности В) активной самостоятельной деятельности людей С) совершенствования материального производства D) внешнего обнаружения мирового духа 38. Фейербах разработал этику А) разумного эгоизма В) аскетизма С) самоотречения D) наслаждения 39. По мнению философов-просветителей XVIII века, коренные социальные проблемы нужно решать путем А) социальных революций В) новых технических открытий С) завоеваний чужих государств D) правильно поставленного воспитания и образования 40. Направление философии, отвергающее познаваемость мира, принято называть А) материализмом В) феноменологией С) агностицизмом D) позитивизмом Используемая литература1. И.Т. Фролов. Философский словарь. Москва, Издательство политической литературы, 1991 2. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. История философии, Ростов-на-Дону Феникс 2002. 3. В.П. Кохановский. Философия. Ростов-на-Дону "Феникс", 2004 4. В.Л. Калашникова. Философия. Гуманитарный издательский центр, Владос 2001 5. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия, Питер, 2007 6. П.В. Алексеев. Социальная философия, Проспект Москва, 2003 7. И.А. Мусский. Сто великих мыслителей, Москва "Вече" 2002 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |