|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Предметное и методологическое познаниеПредметное и методологическое познаниеЛЕКЦИЯ ТЕМА ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ 1. Предметное познание 1.1. Эмпирические основы 1.2. Теоретические основы 2. Методологическое познание 2.1. Эмпирическое основы 2.2. Теоретические основы 3. Роль методологии в развитии познания 1. Предметное познание Предметное познание протекает на прикладном и на философском уровнях. На стадии прикладного предметного познания каждой предметной области соответственно множеству выделяющихся основных объектов изучения образуются относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде так называемых предметных наук и предметных учений. Предметная наука (предметное учение) как система знаний представляет собой науку об объектах познания соответствующей предметной области, не являющихся методами и теориями. Предметные науки, как правило, получают названия типа "предметология" (зоология, филология, стоматология, экология, социология и т.д.), "предметика" (физика, ботаника, информатика и др.), либо получаемые по иным правилам словообразования, обычно позволяющим явно подчеркнуть основной предмет познания. Предметные учения получают наименования по фамилии автора (учение Павлова, учение Дарвина и проч.). Возникновение предметных наук и учений характерно как для прикладной, так и для философской ступеней познания. Следует отметить, что на любой стадии познания получаемые новые знания интегрируются с уже имеющимися в относительно самостоятельные устойчивые образования ещё одного вида, представляющие собой разнообразные научные основы рассматриваемой предметной области, соответствующие двум основным уровням познания - эмпирическому и теоретическому. 1.1. Эмпирические основы Развитие науки на эмпирическом уровне прикладного предметного познания обычно соответствует самому начальному этапу человеческого познания конкретной предметной области. Эмпирическое познание, как правило, становится исходным и для всех других более высоких стадий и ступеней познания. Период эмпирического познания знаменует первое вторжение науки в область, где прежде безраздельно властвовало только искусство. Эмпирический уровень познания реализует лишь возможности описания и предсказания фактов, свойств и явлений рассматриваемой предметной области, но не даёт им объяснения. Последующее развитие науки эмпирического уровня познания характеризуются всё большим использованием количественных методов, но в простейших формах - в виде статистических данных. В итоге развития любой (частной) науки на уровне эмпирического предметного познания формируются эмпирические основы предметной науки, включающие в свой состав следующие основные элементы: Эмпирические факты - это факты, приводящие к эмпирическим выводам. Эмпирические факты на стадии прикладного предметного познания - предметные, а на стадии философского предметного познания - философско-предметные. На основе эмпирических фактов, представляющих собой первичные знания соответствующей стадии познания, с помощью познавательных методов (а иногда и реализующих их средств) эмпирического уровня образуется массив вторичных знаний в виде эмпирических данных. Методические основы предметной науки эмпирического уровня складываются как результат объединения методов получения эмпирических знаний, которые, как правило, являются простейшими познавательными. В их перечень обычно входят измерение, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция. Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. Измерение - познавательный процесс, имеющий целью определение характеристик материальных объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними . Анализ - метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчленённого целого. Синтез - мысленное или практическое соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Индукция - форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Дедукция - форма мышления, посредством которой новая мысль выводится чисто логическим путём из некоторых данных мыслей-посылок . Абдукция - метод исследования, заключающийся в генерировании и проверке новых научных гипотез на основе имеющихся фактов.
Гипотеза (научная) - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений. Эмпирические данные (научные данные эмпирического уровня) представляют собой совокупность (относящихся к рассматриваемым объектам, предметам, ступеням и стадиям познания) научных {эмпирических) положений, в том числе научных (эмпирических) выводов, гипотез, соотношений, принципов, концепции, закономерностей и законов, вытекающих из эмпирических фактов, известных науке, и обусловленных ими научных (эмпирических) рекомендаций. Научные положения - это выраженные в виде чётких формулировок основные научные результаты-сведения (как ранее известные, так и вновь выдвинутые в процессе проведенного исследования), имеющие научное объяснение. Объяснение - этап, форма научного исследования, состоящие в раскрытии сущности изучаемого объекта. Обоснование - цепь рассуждений, приводящих к неопровержимым выводам. Доказательство - рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения. Научные выводы представляют собой итоговые утверждения, имеющие научное обоснование. Соотношение - взаимная связь между чем-нибудь. Принцип - основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения и т.д.. Концепция - определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета {явления, процесса), основная точка зрения на предмет. Теория - в наиболее общем случае это совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо науку или ее раздел. Особую ценность представляют научные выводы, приводящие к формулированию ранее неизвестных законов и закономерностей. Закономерность - это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений, описанная, как правило, на качественном, содержательном уровне. Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями (необходимая связь явлений). Научные рекомендации представляют собой научные выводы предписывающего типа. Эмпирические научные результаты, получаемые на философской ступени познания, оказываются применимыми не только по отношению к различным предметным наукам, возникающим на стадии прикладного предметного познания, но и к разнообразным предметным областям. Польза науки, даже если она не достигает своего совершенства, как правило, оказывается настолько ощутимой, что побуждает дальнейшее ее развитие, а недостатки используемых научных методов восполняются за счёт искусства тех, кто занимается практической деятельностью. Дальнейшее познание выводит науку на более высокий уровень теоретического познания. 1.2. Теоретические основы Развитие науки неразрывно связано с непрерывным совершенствованием методов. Именно это обстоятельство находит выражение в утверждении, о том, что "развитому знанию предмета" обычно предшествует "выработка научного метода". Для теоретического познания характерны такие общенаучные познавательные методы исследования, как абстрагирование, выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, обобщение, мысленный эксперимент и др. Абстрагирование - процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих интересующих в данный момент признаков, свойств и отношений предмета и мысленного отвлечения от множества других признаков, свойств и отношений этого предмета. Моделирование - метод исследования, основанный на построении моделей. Модель - объект, который отображает или воспроизводит свойства другого объекта (оригинала) и используется для его исследования. Особая роль при выполнении исследований принадлежит математическим моделям - аналитическим и имитационным. Математическая модель - это модель, представленная в виде совокупности математических соотношений. Математическое соотношение - математическая структура, отображающая взаимосвязь понятий (конкретных или абстрактных) представленных в символьной форме. Аналитическая модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических утверждений. Математическое утверждение - математическое соотношение, описывающее взаимное соответствие (равенства, неравенства, принадлежности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в символьной форме. Имитационная модель - математическая модель, представленная в виде совокупности математических предписаний. Математические предписания - математические соотношения, устанавливающее последовательность операций (арифметических, логических и др.) над понятиями, представленными в символьной форме. Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, которые не могут быть созданы на практике опытным путём Обобщение - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщённое понятие, суждение, закон науки, теория. Результатом теоретического познания является развитие теоретических основ предметных наук, возникающих как на прикладной, так и на философской ступенях познания. В составе теоретических основ предметной науки в наиболее общем случае могут быть выделены следующие основные элементы: исходные эмпирические основы; исходные теоретические основы; методические основы; теоретические результаты. Исходные эмпирические основы представляют собой неопровергаемые (на данном этапе развития науки) знания, воспринимаемые как отправные, от науки эмпирического уровня, выступающей в роли предшественницы, к науке более высокого - теоретического уровня. Исходные эмпирические основы включают множество относящихся к предмету изучения данной науки научных фактов, эмпирических гипотез и концепций, выявленных эмпирических соотношений, необходимых для выполнения теоретических построений. Научный факт - это факт, имеющий описание и обоснование в результате обобщения определённого класса событий, явлений, процессов. Как известно, научный факт - это особый тип знания, связанный с непосредственным истолкованием наблюдений или экспериментов; существенными чертами научного факта являются его воспроизводимость и/или постоянство, инвариантность относительно индивидуальных особенностей наблюдателя. Исходные теоретические основы предметной науки в качестве элементов включают: понятийный аппарат - совокупность специфических терминов, понятий, категорий и определений, вводимых в рамках создания теоретических основ соответствующей науки; термин - слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства; понятие - целостная совокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта; категория - основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания; определение - пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения; аксиома - отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений этой теории, в пределах которой она принимается без доказательства; постулат - принцип или положение научной теории, принятое в ней в качестве исходного, не доказуемого в её рамках. В совокупности исходные эмпирические основы и исходные теоретические основы представляют собой первичные знания предметной науки, главным образом об основных объектах изучения и их элементах. Методические основы предметной науки интегрируют в своём составе два основных элемента - научно-методический аппарат и методологические основы данной науки. Научно-методический аппарат - это разработанный и разрабатываемый в ходе развития науки и практики соответствующей предметной области арсенал процедурных знаний (в том числе и материально реализованных), применяемых для обоснования и доказательства теоретических результатов данной науки. Термины "теоретические основы", "методические основы", "научно-методический аппарат", "методологические основы" обычно не упоминается в энциклопедических изданиях, но применяются в научной деятельности, особенно в практике экспертизы научных работ, потому что при частом обращении к ассоциируемым с ними совокупностям элементов требуются краткие названия. В сущности, научно-методический аппарат представляет собой инструментарий для получения научных результатов. Элементами научно-методического аппарата являются апробированные на практике, прошедшие экспертизу специалистов, официально признанные и опубликованные (научные) методы (способы, приёмы, методические подходы, методики) решения научных и практических задач в области описания и анализа свойств рассматриваемых объектов познания, Синтеза и оптимизации требуемых свойств, объяснения (доказательства) и предсказания (прогнозирования) рассматриваемых явлений (процессов), а Также конкретные реализации этих методов в виде методик и средств (вычислительных, моделирующих, испытательных и др.) теоретического и Экспериментального исследования, приводящие к получению научных (в том числе и практических) результатов, обладающих обоснованной степенью достоверности. В составе научно-методического аппарата могут оказаться самые разнообразные методы, модели и алгоритмы, начиная от эвристических и вплоть до строгих математических. Элементы научно-методического аппарата создаются с учетом вполне определённых ограничений и допущений, что влияет на область их применимости и на целесообразное разнообразие. Методика - совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы. Допущения - предположения, положенные в основу упрощения описания реальною объекта (процесса), используемые при исследовании. Ограничения - требования к форме представления и пределам изменения варьируемых данных, вводимые при исследовании. Методологические основы предметной науки, являясь (наряду с научно-методическим аппаратом - см. рис.3) важнейшей составной частью её методических основ, объединяют в своём составе методы (научного) обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата и сами обоснования. Таким образом, в предметной науке могут быть выделены две группы методов - предметные и методологические. Предметные методы (входящие в состав научно-методического аппарата методических основ предметной науки) - это методы обоснования (описания, анализа, синтеза и оптимизации) свойств тех объектов изучения предметной науки, которые не являются методами. Методологические методы (входящие в состав методологических основ предметной науки) - это методы обоснования методов, развиваемые в рамках создания методологических основ (методологии) предметной науки. Следует акцентировать внимание на диалектической взаимосвязи методологических основ предметной науки с методическими основами предметной области: входящие в состав методологических основ теоретические обоснования элементов научно-методического аппарата осуществляются методологическими методами, развиваемыми в рамках методологии предметной области. При этом, например, методы доказательства применимости метода М в различных предметных науках рассматриваемой предметной области - это знания, относящиеся к методологии предметной области, в то время как доказательство применимости метода М в конкретной предметной науке - знания, относящиеся к данной предметной науке. Теоретические результаты представляют собой вторичные знания предметной науки, получаемые на основе первичных знаний, и включают в свой состав теоретические данные; логические (предметологические) основы данной науки. Теоретические данные представляют собой арсенал декларативных (непроцедурных) знаний об основных объектах изучения и их элементах, полученных с применением разработанного научно-методического аппарата как в интересах непосредственной отдачи практике, так и в целях дальнейшего развития соответствующей науки, выраженный в виде теоретических выводов и других более сложных теоретических построений (в том числе теоретических положений, законов, закономерностей, гипотез, соотношений, принципов, концепций, рекомендаций и др.), вытекающих из рассматриваемой и пополняемой базы научных фактов. Логические основы предметной науки представляют собой множество непроцедурных вторичных знаний, объединяющих допустимые правила логического вывода, обоснования и доказательства теоретических данных (включая общие и частные модели, формульные описания, расчетные соотношения и другие теоретические построения и конструкции). К необходимым признакам теории следует отнести: нетривиальность, то есть неочевидность теоретических положений, способов получения результатов и/или самих получаемых результатов, исключающая ситуации, когда "и без теории все ясно": прагматичность - теория как метод должна быть приложима к практике, т.е. должна давать научные обоснования выводов и рекомендаций, полезных для практической деятельности. Всякая теория создается при вполне определённых допущениях и ограничениях, что влияет на область её применимости: она описывает, объясняет и предсказывает вполне определённую совокупность фактов, свойств и явлений той предметной области, к науке которой эта теория относится. Основываясь на общественной практике и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях действительности, теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. Подводя итог сравнению теории и метода, следует особо отметить, что теория во многом представляет собой описывающие, объясняющие и доказывающие {декларативные, непроцедурные) знания, отвечающие на вопросы. Методы предметной науки, не являясь основным предметом её изучения, а лишь выступая в качестве необходимого инструмента для получения знаний. В структуре теории можно выделить основные элементы, соответствующие ранее рассмотренным ранее элементам конкретной науки. В частности, логически взаимосвязанные элементы теории, объединяющие в споём составе общие и частные методы решения научных и практических задач соответствующей предметной области, в совокупности образуют научно-методический аппарат данной теории. В наиболее развитом виде теория включает в качестве элементов своего научно-методического аппарата представленный в набор более элементарных взаимоувязанных методов, охватывающих все основные этапы познания применительно к той предметной области, к которой она относится. Содержательное описание - это описание на естественном (профессиональном или литературном) языке. Формальное описание - описание в специфических терминах и символических обозначениях той или иной теорию Формализованное описание - содержательное описание с элементами формального описания. Процесс перехода от содержательного к формализованному и формальному описанию (процесс формализации) развивается от использовании первичных идеализаций через выдвижение теоретических концепций к построению на основе располагаемого научно-методического аппарата (или вновь создаваемою) более или менее общей теоретической модели рассматриваемых явлений (процессов). Факторы - это причины, обстоятельства, движущие силы, определяющие причинно-следственные связи в рассматриваемом явлении (процессе). Показатель - качественная или количественная характеристика, вводимая для оценки отдельного свойства или совокупности свойств рассматриваемого объекта (процесса). Показатель обычно имеет наименование, обозначение и значение. Различают количественные показатели (значение - численная величина) и качественные показатели (значение - словесное, неколичественное описание меры проявления рассматриваемого свойства или совокупности свойств). Параметр - это показатель с пределами допустимых значений, определяемыми конкретной смысловой интерпретацией. Критерий - необходимый и/или достаточный признак, на основе которого производится оценка (классификация) или выбор объекта по значениям одного критериального показателя (простой критерий) или нескольких критериальных показателей (сложный критерий). Соотношение, в соответствии с которым вычисляется значение критериального показателя, называется целевой функцией. В рамках философского предметного познания возникают задачи распространения научных результатов между предметными областями и развития наук на стыках той или иной предметной области (например, физики) с другими (так возникли ядерная физика, биофизика, геофизика, астрофизика и т.д.). Расширение и углубление познания окружающего мира на предметной стадии философской ступени познания находит выражение в возникновении философских учений в более или менее развитом виде (например, дедуктивная логика Декарта, аристотелевская логика) как систем знаний о наиболее общих законах и закономерностях развития окружающего мира. Относительно самостоятельное философское учение представляет собой диалектика, интегрирующая ряд философских предметных наук (диалектика природы, диалектика познания и др.) и сама интегрирующаяся с другими философскими науками и учениями (так, например, возникла материалистическая диалектика). Философское учение (как система знаний) обычно формируется как наука о науке в том смысле, что в рамках вводимых общих категорий (например, в метафизике Аристотеля - сущность, материя, форма, возможность, действительность, движение, количество, противоречие; в философии Канта - множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция, причина и действие, возможность и невозможность, необходимость и случайность и т.д.) сосредотачивается внимание на выявлении закономерностей возникновения и развития объектов познания из разнообразных предметных областей и на разработке в рамках методологического познания философских принципов, выражающих методические и методологические подходы к решению самых разнообразных научных и практических задач. На философском уровне познаются свойства и отношения объектов, инвариантные относительно того или иного множества предметных областей, а также закономерности возникновения, применения и развития методологий и их составных элементов. Это обеспечивает всеобщность эмпирических и теоретических основ философского уровня. 2. Методологическое познание На стадии прикладного методологического познания в каждой предметной области образуются (см. рис.2) относительно самостоятельные устойчивые системы знаний в виде методологий. Методология как частная система знаний, возникающая на методологических стадиях познания, является в существенной степени (и это отражено в её названии, происшедшем от "метод" и "...логия") учением о методах (и теориях), возникающих на соответствующих ступенях познания. Методологию не следует сводить к совокупности методов, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.д. Наиболее важные точки приложения методологии: выявление объекта и предмета исследования; постановка научной задачи или проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие, например, к выдвижению псевдопроблем, что существенно затрудняет получение результата); построение путём сочетания известных элементов научно-методического аппарата и/или создания новых элементов, пополняющих научно-методический аппарат науки, метода (или теории) решения рассматриваемой научной задачи (проблемы) и оценка его применимости; решение проблемы выбора между конкурирующими методами и теориями, поиск критерия истинной теории; анализ обоснованности и оценка достоверности получаемых выводов; оценка научно-технического уровня и значимости получаемых научных результатов. Другими словами, методология формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи (проблемы): даёт научное обоснование основных компонент проводимого научного исследования, таких как: объект исследования - это вполне определённая часть познаваемой предметной области (процесс, явление и т.п.), изучение которой является целью исследования; предмет исследования - та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании. Один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований. Пример, относящийся к военной науке: объект исследования - боевые действия (БД) войск; предмет исследования (варианты): На стадии методологического познания получаемые знания интегрируются (на уровне элементов как действующих, так и пока ещё складывающихся, иногда альтернативных, методологических теорий) в научные основы методологической науки эмпирического и теоретического уровней. 2.1. Эмпирические основы Эмпирические основы методологического уровня и предметного уровня по составу элементов не отличаются. Особенностью является лишь то, что эмпирические факты на стадии прикладного Методологического познания - методологические, а на стадии философского методологического познания - философско-методологические (отражают свойства философских предметных наук и учений, процессы их возникновения и развития, а также свойства методологий различных предметных областей). 2.2. Теоретические основы Теоретические основы методологической науки в качестве составных элементов включают исходные эмпирические основы (методологической науки); исходные теоретические основы (методологической науки); методические основы (методологической науки) методологические результаты. По своей структуре теоретические основы методологической науки аналогичны теоретическим основам предметной науки. Понятийный аппарат методологического уровня познания представляет собой совокупность специфических понятий, категорий, терминов и определений, вводимых в рамках создания методологических основ данной науки (так понятийный аппарат философского уровня включает совокупность специфических философских терминов и понятий - объект, субъект и др., а также наиболее общих категорий - единичное, особенное, всеобщее и др., вводимых по определению в рамках создания философских теоретических основ науки, причём "философские понятия и представления обладают предельной общностью"; Методические основы методологической науки включают научно-методический аппарат методологической науки и методологические основы методологической науки, объединяющие в своём составе методы обоснования и сами обоснования конкретных элементов научно-методического аппарата методологического уровня. Научно-методический аппарат методологической науки включает более или менее широкий набор средств (способов, приёмов, методических подходов, методов, методик) описания, анализа, объяснения (предсказания) и синтеза (оптимизации) свойств рассматриваемого множества методов и теорий, а также их практического использования в научной и практической деятельности. Методологические результаты интегрируют в своём составе логические основы методологического уровня и методологические данные. Методологические данные - это совокупность методологических положений и выводов (в том числе методологических гипотез, соотношений, принципов, концепций, закономерностей и законов, вытекающих из рассматриваемых методологических фактов) и обусловленных этими выводами методологических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при применении и развитии наук как частных систем знаний. (уровень методологии предметной области) и науки в целом как общей системы знаний (уровень всеобщей методологии научного познания). В рамках развития методологических наук наиболее совершенно, формой организации знаний является методологическая теория. Основным объектом изучения методологической теории, в отличие от предмет! ной, является та или иная совокупность методов. Методологическая теория имеет структуру, аналогичную ране рассмотренной, применительно к теории вообще, и включает не которую совокупность взаимоувязанных частных методологических методов, применяемых по отношению к методам теориям тех или иных наук, выступающим в качестве объекта методологии. Примером методологической теории, возникшей в довольно широкой предметной области, а именно в области технических наук, является теория принятия технических решений. Результатами наиболее глубокого развития методологических теорий является возникновение метатеорий. Метатеория - теория, анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой содержательной теории. 3. Роль методологии в развитии познания Развитие методологических наук на стадии прикладного познания приводит к возникновению методологий тех или иных предметных областей, а на стадии философского познания - к развитию всеобщей методологии научного познания. Методология образуется той частью науки, которая представляет собой учение о способах системного познания окружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке данной предметной области. Как система знаний, методология обеспечивает анализ имеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление закономерностей их построения и разработку методологических выводов и рекомендаций по развитию методов и теорий соответствующей предметной области, а также по их практическому использованию. Исследователь (разработчик) для достижения поставленных целей, руководствуясь методологией, которая может включать как ранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как правило, сочетая процессы исследования с процессами разработки, добивается той или иной организации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также вновь предлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность таких элементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности) в простейшем случае форму частного либо более или менее общего метода решения конкретной научной задачи, а в более сложных случаях - форму теории, выступают в качестве инструмента, с помощью которого выполняется исследование (разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находит выражение в той или иной методике. Методика исследования (разработки) представляет собой выбранную исследователем (разработчиком) совокупность взаимоувязанных элементов (методов, приёмов, операций, средств, более элементарных методик) известного и предлагаемого научно-методического аппарата, применяемых в определенной логической последовательности в ходе проведения исследования (разработки) или его составной части, имеющей относительно самостоятельное значение (например, методика эксперимента), для решения конкретной научной задачи или научной проблемы. Возникающие и диалектически развивающиеся методологические науки и учения философского уровня, посягающие на роль всеобщей методологии научного познания, интегрируются с философскими предметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) - философию. Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служат неиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, которая на протяжении своего многовекового развития выступала как всеобъемлющая наука о науках. Конечная цель развития научных знаний - обеспечение исследовательской деятельности в науке и практике соответствующей предметной области в интересах наиболее эффективного решения возникающих научных и практических задач. Что же касается искусства, которое в донаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умение приспосабливаться к ситуации, то оно по мере развития науки все более превращается в умение специалиста приспособить схему действий, даваемую наукой (теорией, методологией или философией) для типовой ситуации, к условиям конкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемой предметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большей степени опирается на достижения науки), а сфера искусства соответственно всё более сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новые позиции, и в пределе этот процесс ведет к полному господству науки и постепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно рассматриваемой предметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая в данной предметной области, искусство не исчезает в целом, так как постоянно находит в окружающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новые области приложения и тем самым открывает новые горизонты для науки. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |