|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Предпосылки развития будущего человечестваПредпосылки развития будущего человечествасмотреть на рефераты похожие на "Предпосылки развития будущего человечества" Московский Государственный Университет Путей Сообщений (МИИТ). Кафедра «Философия и культурология». Гуманитарный институт. Реферат на тему :Предпосылки развития будущего человечества. Выполнила Маркова Т.В. Проверил Озмитин В.Д. Москва 2003г. 1. Угроза термоядерного пожара……………………………………13 2. Близость экологической катастрофы……………………………..15 3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью……………17 4. Кризис человеческой духовности…………………………………19 1.Введение. Это вопрос, который вечно мучил и мучает людей. В арсенале духа, особенно в его, так сказать рационалистическом секторе, накоплено немало способов предсказания будущего, прохождения вперед по стрелке времени. Наше время динамично и противоречиво. Это пора социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф. Именно поэтому люди Земли все пристальнее вглядываются в собственный облик, осмысливают истекшее, стремясь понять перспективы грядущего. В ходе истории ныне обнаруживаются незнаемые ранее ситуации, Мы не прочли «Книгу судеб», в наших руках нет магического жезла, позволяющего видеть сквозь пелену времени. Мы убеждаемся в том, что подчас падает то, что, по нашему разумению, должно было расти, и растет то, что, казалось бы, обязано падать.[1] Возникли сомнения в оправданности идеи неуклонного прогресса людей. Так что же, может надо отказаться от попыток заглянуть вперед? Может быть, вернуться к гадательным процедурам: на костях, на картах, на кофейной гуще? И пусть новоявленные религиозные пророки, гадалки, толкователи снов сообщают нам о том, «что будет, чем сердце успокоится». Наверное, такая позиция недостойна человека. В наши дни нельзя закрыть глаза на стремительно подступающее грядущее. Нельзя подобно страусу зарыть голову в песок. Нельзя жить по принципу Швейка «будь,что будет, как-нибудь да буде, никогда не было, чтобы чего- ни будь, не было».[2]
Используется прием «трендового анализа», т.е. построение на базе
фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции Разумеется, при размышлении о видении будущего следует помнить, что они всегда опираются на ту или иную концепцию исторического процесса, его полной заданности («провиденциализм») или абсолютной открытости, или того или иного сочетания необходимости и свободы в исторических актах. Так,весьма распространены утверждения о том, что будущее непредсказуемо. Все же согласиться с этим безоговорочно нельзя. Разумеется,вся
конкретная вязь фактов, взлетов и падений властителей и государств,
рождение гениев и смерть тиранов в своей уникальность явно непредсказуемы. Многие мыслители нашего века более чем скептически оценивал возможность
перспективного образа истории. Карл Поппер, критикуя исторические
пророчества, утверждал, что будущее зависит только от нас, а над нами не
довлеет никакая историческая необходимость. История, уверяет он,
заканчивается сегодня. Будущее не обладает бытием, и именно это накладывает
на нас большую ответственность, так как мы, именно мы можем влиять на
будущее. Осмысливая эти позиции, убеждаешься в том, что они грешат крайним
радикализмом, безопеляционной уверенностью в безусловной истинности своих
выводов. И обе они, по сути дела, отказывают в возможности исторического
предсказания. Если в движении и смене поколений нет «ритмов», «тенденций»,
Говоря об истории следует доказать существование «человечества» как действующего объекта истории. Дело в том, что история мысли знает немало иллюзорных, мнимых или ложных псевдопроблем. Над их решением подчас многие годы бьются ученые и философы, в конце концов с горечью убеждаясь, что они вопрошали в пустоту. Определим- существует ли сам объект исследования, иными словами существует ли то, что именуется «человечество»? Конечно, в такой постановке этот вопрос может вызвать недоумение. Да
разве кто-либо сомневался в том, что мы есть? Можно спросить о том, что
такое человечество, чем оно отличается от других составляющих мира, но как-
то странно сомневаться в его наличии, реальном бытии. В современной западной философии содержится немало попыток доказать, что
как нечто единое целое- это фикция. Так, например американский философ Не вписываются представления о едином человечестве в концепцию так называемых локальных цивилизаций. Знаменитый культуролог Освальд Шпенгер в книге «Закат Европы» утверждал, что человечество- пустое слово и что его надо исключить из круга проблем исторических форм. В том духе размышлял английский философствующий историк Арнольд Тойнби. В его изложении человечества нет, а есть некоторые независимые культурно-исторические системы( «цивилизации») возникающие, становящиеся, развивающиеся и гибнущие, наподобие биологических организмов. Как видно, скептиков, подвергающих сомнению реальность феномена Отечественные историки последних десятилетий от Н. Конрада до Б. Единство человечества на любых этапах его бытия определено единством его биологической организации. Люди образуют единый вид. Дети Земли- часть ее биосферы, люди едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам, антропоморфическим постоянным. Те или иные различия типа расовых признаков- это лишь варианты единого основания. Люди Земли едины сущностно- социально. Когда-то ранний Маркс убедительно заметил, что именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо, производство есть его родовая деятельная жизнь.Где бы ни жили перволюди они вышли из единого корня, их действия коррелированны(соответственны)в силу однородности жизнедеятельности, их единит субстанция труде, она их делает гранями целостности. Люди Земли едины интеллектуально и культурно. В любом акте логического размышления можно усмотреть скрепы, стягивающие миллионы и миллионы индивидов, сотни и сотни поколений в нечто единое. Природа разума все же едина, она одна и та же у всех народов и индивидов, сколь угодно разнящихся по всем другим культурно- историческим признакам. Сквозь пестроту бытия отдельных стран, многообразие языков и культур, несовпадения ритма и форм развития проглядывается единый общечеловеческий путь истории. Мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия. Сегодня, несмотря на продолжающиеся коллизий интересов, вопреки наличным идейно- политическим противостояниям, экономическим столкновениям, геополитическим и военно- стратегическим конфронтациям, проглядывается тенденция к нарастанию планетарного единства. Уже с середины XX столетия стало возможным определять потребности, производственные ресурсы всего земного шара в целом. Стоит привести некоторые данные , характеризующие хозяйственно-экономический облик современного человечества. По ориентированным данным более трех четвертей всей так называемой
первичной энергии со времени завершения антропогенеза израсходовано в XX
столетии. Весьма показательны цифры, характеризующие годовое производство
стали, уже перешагнувшее далеко за 800 млн. т. Цифры эти поразительны,
если вспомнить, что в 1900г. во всем мире было выплавлено 28 млн т стали. Наглядна информационная плотность мирового культурного пространства. Человечество тяготеет к единству, снятию перегородок, разрушению стен, взаимопроникновению культур. Вместе с тем не исчезли процессы дифференциации, обособления, замкнутости, распада крупных сообществ. Жизнь народов Земли далека от гармоничности, пронизана острыми коллизиями, не вписывается в требования оптимальности. 4. Мировая ситуация начала XXI столетия. Теперь обратимся к общемировой ситуации XXI столетия. В школьной
хрестоматийной повести Н.В. Гоголя «Вий» вдруг наталкиваешься на фразу : Люди рационального мышления полагают, что век грядущий полон
противоречий. Он несет в себе стороны взлета и упадка. Они настраивают нас
на то, что мы вступаем в мир новой цивилизации. Теоретики пост-пригоженских
форм говорят о том, что мы входим в зоны так называемых точек бифуркации,
обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении. Следует отметить, что в современном мировом пространстве циркулируют
высочайшие достижения общественного прогресса.В то же время в ряде регионов
люди не имеют возможности пользоваться всеми благами развития цивилизации. Однако проходят годы, а ничего существенного не происходит. Грозные
предупреждения, тревожные прогнозы еще не вывели основную массу политиков
да и рядовых людей из состояния, которое можно назвать русским словом Не случайно возникающие ныне пестрые концепции глобального развития подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания» И когда уже речь пошла не о том, как «жить», а о том, как «выжить», то это не может вызвать глубокой озабоченности у всех мыслящих людей. Мы столкнулись с жестокими угрозами. В чем же они? И как их отвести, преодолеть? 5.Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего Самым простым способом решения всех конфликтов это применение силы. В свете приближающихся экологических проблем, решение вопросов с помощью оружия наиболее простой. Но, применяя оружие нужно быть очень аккуратным, так как запасов вооружения хватит, чтобы уничтожить жизнь на земле десятки раз. Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Даже зная все эти последствия, человек может применить смертельное для
себя и всего живого на земле оружие. Биосфера все-таки сохранится на земле,
но не пригодной для жизни человека она будет сотни тысяч лет. Поэтому
начало ядерной войны для человека будет означать конец его эпохи. Призрак «судного дня», «омницида», глобальное уничтожение всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжегающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны. Еще 38 сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и
развязывание ядерной войны величайшим преступлением перед человечеством. В Сейчас существует информация о том, что опасность прямого ядерного
столкновения уменьшилась, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза
слепой технологической «случайности»,как это было в Чернобыле. До сих пор
не известны причины катастрофы на предприятии. Любая техника, как
свидетельствует история, когда- ни будь ломается. Нельзя забывать,что на
планете сейчас работает более 430 АЭС и их количество умножается. Любой конфликт таит в себе опасность появления цепной реакции. Поэтому решать конфликт нужно только мирным путем. Чтобы уничтожить Францию, достаточно всего лишь эскадрильи бомбардировщиков вооруженных обычными бомбами. А ведь существует еще и химическое и бактериологическое оружие, которое тоже нельзя сбрасывать со счета. С появлением могучих ядерных арсеналов, еще совсем недавно, публицисты
с завидной уверенностью заявили: «Человечество отвоевалось! В ядерную эпоху
крупные военные столкновения не только недопустимы, но и невозможны». 5.2. Близость экологической катастрофы. Так писал Моисеев еще в 1988 году. В настоящее время НТР, привела к
тому, что проблема экологической катастрофы стала еще более актуальной. Другая экологическая проблема, это стремительное уменьшение
почвенного покрова. За последние 70-80 лет человечество потеряло около 500
млрд. тонн почвы, что соответствует примерно потери обрабатываемых земель За этот же промежуток времени загрязненность воздуха возросла в Прошло то время, когда нашей стране повсюду лихо провозглашался девиз
селикционера И.В. Мичурина: «Мы не можем ждать милостыней от природы, зять
их у нее- вот наша задача». Теперь его с горьким остроумием перефразируют: Мощь человека явно глобально обернулась против него самого, в этом основное зерно экологической проблемы. Заметим,что экологический вызов не менее, если не более опасен и трагичен по последствиям, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно помимо радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов.[7] 5.3. Опасность, нависшая над человеческой телестностью Под дамокловым мечом находится не только «внешняя природа», та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя природа»:наш организм, плоть, человеческая телесность. Поэт Осип Мандельштам писал: Дано мне тело. Что мне делать с ним, Таким единым, И таким моим. Да, мы духовны. У нас есть разум. И, как уверяют теологи-дух,душа. И
духовность возвышает человечество над всеми иными природными феноменами. Но
все повторяют,что личностность человека есть телесно-духовное единство. Биологические варианты «призрака Франкенштейна» звучат все настойчивее.Опасаются выхода из под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении. Нарастает генетическая отягощенность человеческой популяции.Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных стрессов. Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово СПИД все чаще вторгается в человеческую жизнь. Ряд исследователей полагают,что это некоторый этап биологического существования рода людей. Связан он с необузданым массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия. СПИД сегодня-это уже не узко медицинская, а обще человечная проблема. К этому надо прибавить нарастание процента наследственных уродств, рост
женского бесплодия и мужской импотенции. Иной раз даже пишут об Океан химических веществ, в который ныне погружается наша повседневная жизнь, изломы политики и зигзаги экономики- все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов. На лицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемическое распознание наркомании и алкоголизма. 5.4. Кризис человеческой духовности Беззащитная, мечущаяся человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то зрело предвидеть будущее. Нет сейчас надежных социальных теорий и философских концепций, в рамках которых можно было бы как то определенно охарактеризовать наше сегодняшнее и тем более-завтра. Нет сегодня взгляда на мир. Общество человека как-то утратило смысл. Идей прошлого века «выцвели» и показали всю свою утопию. Мечта К.Маркса о «потоке богатства», который прольется и всех облагодетельствует ,осталась на уровне надежд. Есть самый простой расчет:если стандарт потребления 5 миллионов аутсайдеров поднять до уровня «Золотого миллиарда», то необходимо за 50 лет удвоит потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии.При нынешнем техническом оснащении это не возможно, а биосфера этого просто не выдержит. Получается, что все человечество находится в идейном вакууме. Что касается религий и экзотических учений и восточных оттенков,то как
им и положено, зовут в «мир иной». Однако, несмотря на внешнее обилие
неорелигий, многоликого сектантства- принципиально новых идей нет. Разудалые оптимисты полагают, что ве само собой благополучно разрешится. Не претендуя на мессианство, понимая наше реальное место в современном мире, наши люди уверены в том, что реальные возможности нового подъема будут использованы. Они надеются, что их Родина не откатится на задворки мира, не останется обмылком истории, тем пространством, на котором живут народы, демонстрирующие,как жить нельзя. Заметим,что одни упования, даже вдохновенные, делу не помогут. Перед поколением россиян, вступающих в новый век, стоят масштабные задачи. Боль и тревоги мира накладываются на нашу собственную ситуацию. Надо полагать, что уже в первые десятилетия нового века будут найдены эффективные пути выхода к новым горизонтам. Еще раз скажем: ума, воли, энергии народам России не занимать. Все это должно быть активно использовано и дать надежный результат. Мудрецы и поэты, политики и экономисты, правители и рядовые- все встают
перед необходимостью разумного выбора, определения пути. Надо предусмотреть
возможные конфликты, назревающие противоречия, появляющиеся препятствия. 7.Предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий. Первая предпосылка-эторазвертывание информационной(компьютерной),
биотехнической революции как технологической основы возможного выхода из
ситуации «выживания», преодоление преград к объединению человечества. Именно эта информационная революция создает объективную предметную
основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а
также опасность, нависшую над человеческой телесностью.[10]
Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства,
соотношение плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это
послужит упрочению мирохозяйственных связей, решению глбальных проблем. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками
истори.Сегодня есть немало тех, кто утверждает, что рост насилия-это
определяющая тенденция действительности.Говорят, что нужен новый Однако с немалыми издержками пробивается идея диалога, согласия,
взаимоприемлемых решений. Термин «консенсус», «переговорный процесс», «Сила солому ломит»-говорит русская пословица. «Сила есть-ума не надо»- высказывание на уровне обыденной жизни.И высшие и низшие политики, государственные вельможи, военные чины, криминальные «авторитеты», семейные деспоты-искони этим руководствовались. Однако времена меняются. На место грубой физической силы приходит нравственная сила правды. И вот ныне со скрипом, но все же меняется стародавняя основная пирамида политики. Это ободряет, вселяет надежду на то, что в перспективе (пусть не самой близкой) возможно устранить войны, вооруженные конфликты, жестокие «разборки». В это нелегко поверить, но в это надо верить, этого следует добиваться, к миру без «кулачного права» надо стремиться. Идеал ненасилия, о котором говорили многие- от Иисуса Христа до В.И. Ленина, может перестать быть манящей далекой целью, он может перестать быть идеалом и превратиться в генеральный практический регулятив подлинных человеческих отношений. Четвертая предпосылка-это объединительные(эйкуминические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и
социалистическую мысль,установки Ватикана и православия, западный
менталитет и восточный этикет. Попытки подбодрить эти процессы не редки, Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. 1999г. ООН объявила годом , посвященым толерантности. Этот факт симпатичен. Суть призыва к толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных групп, политических и экономических группировок признать менее значительными, чем то,что единит всех людей планеты. Терпимость это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что мир многообразен, пестр и иным быть не может. А жить все надо в этом мире и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессианства- одно из главных условий жизни нашего человечества. Пятая предпосылка-это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне
обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются
международные, экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок народов друг у друга. «Диалог» культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» встречаются все реже (хотя они и не исчезли). От римского историка Сенеки, говорившего: «Весь мир единый нам прородитель», от евангельского «Несть эллина, несть иудея» до интернационалистических идей нашего времени и XX в., до современных концепций международного единения- все нарастает стремление землян к подлинному братству разных и единых обитателей нашей планеты. Разумеется, всплеск «этничности», националистических страстей продолжают
сотрясать человеческий род, но думается, что это уродливый зигзаг истории. Последнее по счету, но не по значимости- намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы находимся в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом Новой Вселенной, новой природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления. Немонотонная логика, близкая к обыденному мышлению, целостно
охватывающая ситуацию и учитывающая нестандартные изменения. Стоит отметить,что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрыв и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.[13] Завершая изложение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены. 8.Заключение. Мы глядим в лицо новой цивилизации. Как и какой она сложится? Расцвет или
упадок? Торжество разума или бездумная и безвольная гибель? Экспансия в Эти и подобные им вопросы требуют ответа. Их надо решать каждому. Их предстоит решать не только лидерам стран и партий.Эти размышления нужны для того,чтобы жило, выжило и победило человечество. Ныне,как никогда в прошлом, ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем.Один из наших поэтов афористично сказал: «Или братские объятия, или братская могила», это так.. Другой дороги нет. Все мы, люди, предупреждены. Выбор за нами. И особенно за новыми поколениями, вступающими сейчас в жизнь, землянами XXI столетия. Жизнь продолжается и есть надежда, что пока человечество живет, открывает, заботится об окружающем, размышляет, ищет; пока есть теплые и добрые сердца -история длится и набирает новый разбег. 10.Список используемой литературы: ----------------------- [3] Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование»/Москва, 2000г. [6]Н.Н. Моисеев «Экология человечества глазами математика»/ Москва/ Молодая
гвардия. 1998г. [8] Чумаков А.Н. «Философия глобальных проблем» /Москва, 1994г. [9] Уткин А.И. «Философия глобальных проблем»/Москва, 1998г. [12] Тоффлер Э. «Третья волна»/ Москва, 1999г
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |