|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Природа и сущность сознанияПрирода и сущность сознаниясмотреть на рефераты похожие на "Природа и сущность сознания" Содержание работы. 1. Введение - 3 стр. 2. Истоки сознания - 4 стр. 3. Сущность, структура, функции сознания - 9 стр. 4. Сознание в современной философии - 14 стр. 5. Заключение - 15 стр. 6. Список литературы - 17 стр. 1. Введение. Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни. Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. 2. Истоки сознания Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим. В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом,
царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании
нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти
сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через
природную эволюцию. По сути это начало антропоцентристского мировоззрения. Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках
сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая,
объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-
материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит
сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: 1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею. 2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества. 3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д. 4. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание ( и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания). 5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Подтверждается гипотезой в квантово-механической природе мозга. Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себе мозг ( как у вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрага – головного мозга в системе надличностных форм сознания. Раскрывая природу сознания необходимо выяснить, являются ли сознание
атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое. Второй
подход представлен прежде всего в религиозных течениях (В. С. Соловьев, Д. Он разрабатывался в рамках философского реализма ( диалектического материализма). Мировоззренческим основанием его служит принцип отражения, описывающий свойства материи как субстанции. Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы). Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения: механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что не обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы выделяются лишь условно, нет использования информации. Поэтому такие системы временны, стареют и разрушаются. Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе развивается нервная система. Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия среды, вызывающая активность ( имеются уже растений ). Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений. Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже растения, простейшие организмы исходя из потребностей самосохранения целесообразно реагируют на биологические важные условия среды. На основе этого происходит проявление зачатков психической формы
отражения. Это свойство живых организмов ( позвоночных) целесообразно
реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного
поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют
рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит
отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя,
продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным
движением и закрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов, Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической сущности он является сигнальной деятельностью на основе образования временных связей сигнала и внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители) предвещают, сигнализируют о предстоящем наступлении существенно важной для организма безусловно-рефлекторной деятельности ( пищевой, защитный, половой и т.д.). Это было обусловлено усложнением самих форм поведения, развитием нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Такую форму психологического отражения называют нервно-психологической т.к. рефлексы имеют нервно-психологическую деятельность мозга своей основой. На основе сигнального характера отражательной деятельности организма
возникает и развивается опережающее отражение действительности. Такое
отражение у животных осуществляется элементарными формами психики –
ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретно образным предметным
мышлением. Физический механизм его назван первой сигнальной системой Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь стало необходимым условием формирования сознания. Поэтому для возникновения сознания необходимы были как биологические
так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических
теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая
теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с
природными факторами происхождения человека. В числе первых природных
предпосылок антропогенеза называются: Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению биологических человеческих признаков: 1. Тела, приспособленного для прямохождения; 2. Кисти, развитые для тонких манипуляций; 3. Мозга, сложного по структуре, развитого и по объему; 4. Голой кожи; 5. Развитой первой сигнальной системой; 6. Стадной формы обитания пра-людей; Они не стали решающими для появления человека, и только социальные условия могли сыграть решающую роль. Это: 1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении. 2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка. 3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывая взаимное влияние. Т.о. сознания –историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями. 3. Сущность, структура, функции сознания Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то
возникает вопрос – как этот мир существует в сознании ? А.Г.Спиркин
определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения
объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Условие идеального образа мира является физеологические материальные
процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой
психики человека поэтому являются нейтрофизиологические процессы в мозгу. Однако, сознание являясь результатом развития и деятельности (функции)
высокоорганизованной материи центральной характеристикой своей сущности
имеет нематериальность, а идеальность. В коре мозга нейрохирург видит не
яркие мысли, а серое вещество. Идеальное противоположно материальному, Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме
своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Для реализации познания, его передачи и общение человеку необходимо
слово, речь. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля,
оформляет мысль в слове. Но нельзя отождествлять речь и мышление . Говорить Таким образом речь как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека. Наряду с языком существуют и другие знаково-символические системы. Наряду с естественными есть и искусственные языки, созданные человеком для решения определенных задач. Это языки науки, машинные языки, жаргоны эсперанто. Особо значительную роль в условиях научно-технической революции стали играть формализованные и машинные языки. Формализованный язык - это логические и математические исчисления, в которых используются математические знаки и формулы. Формализованные языки машинизируются. Знаки в силу их материального характера удобны для машинной обработки, для развития технических систем связи. Такого рода языки есть ступеньки к информационной цивилизации. Еще раз отметим, что идеальное - главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное есть характерный для взаимодействия субъекта и объекта способ воспроизведения целостных характеристик объективной реальности посредством репрезентантов этой реальности. Оно начинается с предметно-чувственных репрезентантов ( объекта или знака ), сопряженной с объектом схемы практического или умственного действия; и завершается материальным и субъективным образом, реализующим способность человека с помощью мозга воспроизводить в сознании образ класса вещей, стоящих за этим объектом. Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир. Структуру сознания можно представить в виде круга, это «поле» делится на четыре части. 1. Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе. ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель. полезность и целесообразность бытия тела человека. 1. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина. У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой. К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек
осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе
самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции
сознания: Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде
всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства. Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое. 4. Сознание в современной философии. В современной философии можно указать, по крайней мере, на два толкования. С одной стороны, сохраняется (классический( смысл этого термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т.е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, (знающее( само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть поэтому предмет не гносеологии, а онтологии. Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в
современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых
представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных
мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются. 5. Заключение. Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории,
итог многовекового развития практической и познавательной деятельности
бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,
необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою
не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие
биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать
миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без
этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. На базе современных знаний можно подвести некоторые итоги. Итак: 1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. 2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание. 3) Формирование сознания связано с возникновением труда. 4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. 5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. 6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое. 7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно. 6. Список литературы. 1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. 2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988 г.; 3) «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая школа», 1980 г.; 4) Философский словарь. М.:Политиздат, 1987 г.; 5) Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989 г.; 6) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |