|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблема природы и сущности человекаПроблема природы и сущности человекасмотреть на рефераты похожие на "Проблема природы и сущности человека" РЕФЕРАТ Предмет: «Философия» Тема: «Проблема природы и сущности человека». Выполнила: студентка гр. П-101 Слепнёва И.И. Нижний Новгород,1999. ПЛАН Введение……………………………………………………………. 3 Глава I. История философии в ракурсе взаимоотношений человека и природы……………………………………………………4 Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню. Карл Маркс Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным идти в ногу и приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в мир. Аурелио Печчеи (Президент Римского клуба) ВВЕДЕНИЕ Тема моего реферата – «Проблема природы и сущности человека». Об актуальности данной темы в наши дни говорить не приходиться. На фоне продолжающегося осложнения социально-экономических условий проживания проблема экологического неблагополучия России приобрела особую остроту и представляет реальную угрозу биологическим основам здоровья и жизнедеятельности населения. В своей работе я постараюсь показать взаимосвязь экологии и философии, границы соприкосновения этих двух сфер, их слияние в единое целое и особенности регулирования образовавшейся системы. Глава I. История философии в ракурсе взаимоотношений человека и природы. Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии
человека, природы и космоса. «Человек есть частица Космоса («микрокосмос»),
в нем нет ничего чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. «Сначала все выступало в форме мифологических и фантастических представлений, в них заключалась идея об очеловечивающем природу характере человеческой деятельности».[2] Действительное очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в
какой люди втягивали природу в свою практическую деятельность,
преобразовывали ее согласно общественно диктуемым задачам и целям. «Другой путь разработки единства человеческого и природного – рассмотрение человека по аналогии с природой, Космосом. Этот путь предполагает определенное развитие научно-философской мысли. Здесь за исходное сознательно берется не человек, а мир с его собственными, независимыми от человека законами, и человек понимается как одно из проявлений всеобщей совокупности Космоса, единого природного целого. Идеи о естественном происхождении человека из атомов, из ила, из тины, от низших существ развивали Демокрит, Эмпедокл, Лукреций Кар».[3] Мир в воззрениях древних выступал как человечески-природное единство, взаимопроникновение человеческого и природного. Поэтому человеческая деятельность естественно вплеталась в жизнь вещей, которые сами выводились из объективированных условий и определений человеческой деятельности. Вода, земля, огонь и воздух являлись первыми естественными условиями и предметами труда. Наиболее основательно к проблеме взаимоотношения общества и природы подошел Аристотель. Его заинтересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел в лексический оборот слово «антропология». Он выдвинул идею, так называемой «Лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Этот отличительный критерий он видел в разуме человека. Итак, центральной проблемой философии Аристотеля есть проблема практической деятельности, в которой реализуется то, что еще не есть, но может быть осуществлено. «Понимание отношения человека и природы, сформировавшееся на почве античного мира, принципиально отличалось от того, которое начало складываться в философии Нового времени и нашло свое завершение в современном господстве техницизма. Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве, в своеобразии живого бытия. Но так видит природу только человек открытый для видения. Такими людьми были древние греки, и это имеет свое объяснение в исторических особенностях античной эпохи».[4] Социальное бытие отрицало свое отношение к природе как к простому
объекту, материалу технического потребления и использования. Личность
древнего грека формировалась внутри условий античного полиса, в котором
политическое общение выступало естественной человеческой связью, не
разрушавшей, а утверждавшей живую всесторонность личности. Аристотелевское
определение человека как политического животного утверждало, что человек по
своей природе есть гражданин городской республики. Для классической
древности это также характерно как для буржуазного века определение Касаясь древнегреческого искусства К. Маркс писал: «Разве тот взгляд
на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой
фантазии, а поэтому и греческого искусства, возможен при наличии
сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа». В целом необходимо отметить, что античное мировосприятие, пронизанное гуманистическим утверждением природы и самоутверждением человека в ней пережило недолгую победоносную реставрацию в эпоху Возрождения. В философии Нового времени начался новый принципиальный поворот в трактовке отношения человека и природы, поворот, отразивший противоречия нового буржуазного мира. Декарт был одним из родоначальников науки и техники Нового времени. Природа перед наукой и техникой Нового времени выступала главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое одностороннее утилитарное отношение к природе было связано с общим активно-практическим духом времени , отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства. Рассмотрение природы с точки зрения ее доступности для техники и производственного использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеют место лишь количественные изменения. Природа – с этой точки зрения, огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго опережает Новое время. Мера, которую человек прилагает к природе выражает меру самого
человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху
проблема единства и человека и общества приобрела новое звучание. Западная
философская мысль решала ее по двум путям: Следующий этап – материализм, который используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопоставлении природе, а в единстве с ней: «Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам». В этой концепции человек рассматривается как одно из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношениях человека и природы оказывается природа. В XX в. понятие о сфере взаимодействия природы и человека стало в
науке особенно актуальным, благодаря тому, что появилось новое понятие – Таким образом, начало развитию философской мысли о взаимоотношении человека и природы было положено еще в античности, и отдельные категории науки дошли до нашего времени без существенных изменений. Глава II. Влияние географической среды на развитие общества. «В XVIII в. Шарль Луи Монтескье в своем главном труде «О духе
законов» выдвигает на первое место чисто географические факторы (климат,
почва, территория) при рассмотрении условий, влияющих на развитие
общественной жизни. Эти факторы, определяют психологию, нравы, обычаи люде,
своеобразный дух народа, и соответственно строй общественной жизни, законы
государства, деятельность законодателя».[5] Следует отметить, что для
своего времени взгляды Монтескье носили прогрессивный характер. В XIX в. Критическое отношение к концепции географического детермизма, представленной в работах Ш.Л. Монтескье, Бокля, Э. Реклю, выдвигавших идею об определяющей роли географической среды в формировании, например, классовых отношений, экономического и политического строя и т.д., отнюдь не должно приводить к отрицанию существенного воздействия географической среды на развитие общества. Но при этом чрезвычайно важно решить вопрос: насколько это развитие существенно? Чтобы ответ на вопрос был осознанным, необходимо учитывать, что понятия «природа» и «географическая среда» не совсем тождественны между собой, хотя в философии под влиянием кантовского противопоставления общества и природы их тождественность презюмируется. Если воспользоваться современной классификацией систем, то общество
следует отнести к числу, так называемых открытых систем, которые
обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом. «благоприятная» и «неблагоприятная» географическая среда не являются абсолютными (было время, когда Сибирь считалась крайне неблагоприятной для экономического развития); Вспомним, как разительно изменились темпы развития Англии и Франции после перемещения к их берегам основных транспортных коммуникаций в связи с открытием Америки и морского пути вокруг Африки; «Почему славянские народы не пришли к частной собственности на землю? … Мне кажется, что это объясняется главным образом климатом и характером почвы. … Первое условие земледелия здесь – это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства»;[6] Энгельс указывал, что на Востоке возникновение государства шло как бы впереди процессов классообразования, ускоряясь потребностями строительства огромных в масштабе всего региона оросительных систем. Человек – это существо социальное, но сущность человека определяется также и духовным критерием. Чтобы понять проблему природы и сущности человека, необходимо заметить, что географическая среда накладывает свой отпечаток и на духовную надстройку общества. Гегель начал свою «Философию истории» главой, посвященной географической основе всемирной истории. Гегель рассматривал природу как основу, на которой совершается развитие духа народа. И как бы не был излишне категоричен Гегель в своих рассуждениях и примерах, его мысль содержит большую часть истины. Воздействие географического фактора, в частности ландшафта на духовные феномены в свое время было прослежено Ф. Энгельсом при объяснении такой черты древнегреческой религии как политеизм, т.е. многобожие. Энгельс писал: «На долю Эллады выпало счастье увидеть, как характер ее ландшафта был осознан в религии ее обитателей. … Все ее ландшафты охвачены рамками гармонии. И все же каждое дерево, каждый источник, каждая гора слишком рельефно выступают на передний план; каждая отдельная часть природы в своей прекрасной завершенности претендует на собственного бога; каждая река требует своих нимф, каждая роща своих дриад, так создавалась религия эллинов. Другие местности не были так счастливы».[7] В качестве другого примера Энгельс избрал северогерманскую степь – однообразный ландшафт, по его мнению, наводит на монистическое миросозерцание. Аналогичным образом можно проследить воздействие географической среды на искусство. Если мы безошибочно отличаем друг от друга русские и молдавские, украинские и итальянские песни, то в немалой степени связано с тем, что географическая среда специфическим образом отражается в музыкальном ритме и напевности; В заключение данной главы считаю нужным отметить, что степень влияния различных географических факторов на развитие общества в различные исторические эпохи была неодинакова. Так, с развитием производительных сил уменьшается зависимость страны от местоположения природных богатств. Но, как показывает исторический опыт, ослабление зависимости в одном отношении сопровождается усилением зависимости человека от природы в других отношениях. Глава III. Современная экологическая ситуация и пути разрешения конфликта человека с природой. Острые экологические ситуации прошлого, по крайней мере, в двух отношениях принципиально отличаются от современной. Во-первых, они были локальными либо региональными по характеру, а во-вторых, порождались в большинстве случаев стихийным развитием самой природы. Современная экологическая ситуация носит глобальный, общепланетный характер и является в самом прямом смысле порождением общества, превратившегося в самостоятельную геологическую силу, т.е. фактор, способный причинить планете не меньшие изменения, чем стихийные природные силы (наводнения, извержения вулканов, землетрясения, наступление песков, тайфуны и прочие). Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем
основным моментам: Нетрудно убедиться, что все эти три момента сугубо социального
происхождения. Два первых из них прямо и непосредственно порождены научно-
технической революцией и прежде всего распространением ее на сферу
вооружений. В некотором пояснении нуждается третий момент. Необходимо
учитывать, что современные темпы роста народонаселения не являются нормой
развития человечества и в недалеком будущем ожидается их значительное
уменьшение (кстати, предыдущее удвоение численности населения потребовало Таким образом, налицо невиданный ранее общепланетарный кризис, который из вроде бы чисто экологического на наших глазах превратился в общий кризис цивилизации, основательно деформирующий все стороны жизни человека – экономическую, социальную, духовную. Каковы же пути разрешения конфликта, выразившегося в противостоянии человека и природы? Чтобы понять реальные пути преодоления этого кризиса, необходимо предварительно разобраться в его глубинных корнях. В философии разработано несколько научных концепции по преодолении критической ситуации. Так, «формационная концепция связывает напрямую современную
экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. Другой подход к пониманию экологического кризиса – цивилизационный,
так как современная экологическая ситуация, основной характеристикой
которой является экологический кризис, по сути, цивилизационного
происхождения. Машина, положившая начало индустриальной волне цивилизации и
являющаяся ее технической основой, принципиально изменила способ
потребления сил природы и масштабы такого потребления. Безудержная
машинизация всех отраслей народного хозяйства (вплоть до производства машин
машинами), автомобилизация и т.п. повлекли за собой столь же безудержное
потребление сил природы и загрязнение среды существования. Таким образом,
истоки современного экологического кризиса обнаруживаются в логике развития
фундаментальных основ цивилизации – ее технико-технологического базиса. С одной стороны, для оптимизации природной среды могут быть
использованы невиданные технические возможности, открывающиеся сегодня. В заключение третье главы надо сказать, что цивилизационное разрешение современной экологической ситуации зависит также и от уровня зрелости прогрессивных сил. Сплочение и организация сил прогресса в планетарном масштабе – поскольку сама ситуация носит планетарный характер – позволило бы предпринять глобальные меры по оздоровлению природной среды, используя на это и средства, высвободившиеся в результате прекращения гонки вооружений; перестроить международный экономический порядок и на этой волне ускорить развитие стран «третьего мира», облегчить их продовольственное положение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, проблема отношения человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующегося положением человека в природе: человек, являясь природным существом противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития , подчиняющие себе в конечном счете и саму природную историю. Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, в чем един с природой, или то чем он принципиально отличается от нее? Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека. Поэтому исследование отношения человека и природы предполагает и связывается с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, в отличие от других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей – через посредство общественных связей с другими людьми. Природа раскрывается людям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как «очеловеченная», носящая на себе печать самого человека, а человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой. Список используемой литературы. 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1998. 6.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |