|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX векаПроблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX векасмотреть на рефераты похожие на "Проблемы цельного человека в русской религиозной философии XIX века"
Концепции цельного человека в русской философии XIX века. 2 В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 21 Введение Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. “Излюбленная - тема русских размышлений - человек” /Франк/. Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В нее входят “авторские” антропологии представителей различных философских направлений. Так, русская философия первой половины XIX века предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния. Это был “болезненный процесс национально- исторического самонахождения и раздумья” /Флоренский/, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство. Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг
которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи
Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами,
особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славянофильства В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности. В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение о целостности в человеке, под которой он понимает “иерархическую структуру души”: существуют “центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого должны располагаться все силы нашего духа”. Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются с учением И.В.Киреевского о целостности духа. Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, о постоянном поиске “того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума” /Киреевский/. В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к христианскому видению цельного человека. В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов западников было рационально - аксиологическое понимание человеческой личности. В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят антропоцентрический характер. Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению
абсолютной ценности человеческой личности. “Для меня теперь человеческая
личность выше истории, выше общества, выше человечества” /Белинский/. Во
имя личности, во имя ее полноценного развития и обеспечения “каждому”
возможности этого развития, стоит Белинский за социалистические идеалы. Мотивы персонализма, поиска “социальной правды” во имя освобождения личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие представители западничества. Оригинальное философское творчество А.И. Герцена, его особый
подлинный “философский опыт” были сосредоточены на проблеме человека: В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и
позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотел
объяснить человека из мира природы. Но увы, природа слепа. В ней царит
бессмысленная случайность - таков печальный итог его размышлений. “Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и
видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в
сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости..” Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и переживаются как отличия “новых людей” второй половины XIX века от предыдущего поколения. Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализма этого периода был Н.Г.Чернышевский. В его основной философской статье “Антропологический принцип” в философии” учение о человеке преподнесено с позиций “новой” антропологии, базирующейся на материалистическом биологизме. “На человека надо смотреть, как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону деятельности, как деятельность всего организма” /Чернышевский/. Защищая единство человека с “научной точки зрения”, Чернышевский подчиняет познание принципам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполне соответствовало позитивистским тенденциям эпохи. Известно, что Чернышевский представлял себе “положительно” нравственного человека как “человека вполне”, цельного и гармоничного в котором корень всех движений - и корыстных, и бескорыстных - один и тот же, а именно “любовь к самому себе”. Однако теория разумного эгоизма ”не мешала Чернышевскому верить в “почти чудотворную силу личности и горячо сочувствовать всем тем, кто угнетен условиями жизни. Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители
народничества, радикализма и социализма. Однако во второй половине XIX века
на примере многих философских построений можно было наблюдать как Антропологизм Лаврова основывается на понятии “цельного человека”. Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных течениях эти проблемы получают различную аранжировку. Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть представлена более значительным числом персоналий, но, без включения в нее творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нет
для Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может,
нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из
противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного
человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, что оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла. Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми. “Идея человека” пронизывает, центрирует русскую философию XIX века. В.С. Соловьев о жизни души, цельном знании и человеке Изучая труды Соловьева и авторов, интересующихся его творчеством, можно смело сказать, что он был необыкновенным человеком в полном смысле этого слова: современников поражала и его внешность, и его ум, и способность визионера. Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIXв. - начала XXв., Соловьев был еще и личностью, попытавшейся воплотить заповеди Спасителя на земле. Эта фигура достаточно оригинальна и самобытна, хотя сам Соловьев говорит о том, что своего учения не имеет, а задачу свою видит в том, чтобы отстаивать чистоту и истинность христианства. Хочется понять, как при своих временных и направленных в высший мир устремлениях он не отвергает материи, не третирует ее как нечто несущественное и инертное, но в тоже время жаждет и предвещает одухотворение. "... он был не только ре- лигиозным человеком, но вместе с тем и свободным мыслителем и могучим ху- дожником." Эти слова, сказанные Владимиром Сергеевичем Соловьевым в память Мысленно вернемся в конец XIX века, интеллигенция раскололась "на
две расы": на одном полюсе сконцентрировалась "культурная элита" -
жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на другом - "силы
революции", вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и марксизма. Это
были будущие богоискатели и большевики. И вот именно в этот период и
появился "истинный образователь нового религиозного сознания" Владимир Соловьев В.С. (1853 - 1900) русский религиозный, христианский философ
и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании и человеке. Он родился в Москве 16 января 1853г. в семье известного русского историка. Свое учение разрабатывал как альтернативу "отвлеченной" философии,
под которой понимал умозрительный рационализм. Кризис всей западно-
европейской философии видел в том, что она не выходит за сферу теории, не
выражает собой прямой, непосредственной связи человека с универсальной
целостностью мира. Цельное знание Соловьев рассматривал как органический
синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Вера есть В ноябре 1874г. он защищает диссертацию на тему: "Кризис западной
философии (против позитивистов)", которая ярко свидетельствует как о
необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности
выражения, о логической убедительности, сочетавшихся с глубиной и шириной
исторического горизонта. Исходя из убеждения, что западная философия,
опираясь на данные положительных наук, утверждает в форме рационального
познания те же самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания
прокламировали теологические учения Востока. Подробно свою систему Итоги развития философских мыслей Вл. Соловьева в первый период его
духовного творчества, как результат названный теософским (1874-1882),
охватывающий четыре сочинения, а именно: магистерскую диссертацию, Центральной, сконцентрированной и определяющей идеей свобод-
ной теософии или положительной диалектики, сферы знания является
единство всех познавательно-теоретических действий или актов че-
ловеческого сознания в трех его состояниях: сексуального (чувс-
твительного), интеллектуального (умственного) и религиозного (ду-
ховного или мистического) опыта. В соответствии с этим цельное
знание вообще в самом широком понимании и есть синтез философии,
науки и теологии. Но этому широкому синтезу должен предшествовать
более узкий синтез в самой философии трех ее возможных направле-
ний: эмпиризма, рационализма и мистицизма. В системе цельного
знания взаимное отношение этих элементов определяется аналогией:
эмпиризм служит внешним базисом и крайним применением или реали-
зацией высших начал; рационализм является общей связью всей сис-
темы; мистицизм имеет первенствующее значение, определяя верхов-
ное начало и последнюю цель философского мышления. Получаем, что Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает
важное место в его религиозной системе. Оно направленно на истол-
кование истории человечества и общественной жизни. Для Соловьева Для Соловьева Мир - это всеединство в потенции, т.е. он лишь
содержит в себе всеединство как идею, как общественный элемент. Согласно Соловьеву, мир претерпевает два этапа своего разви- тия: природу и историю. Окончательным результатом этого процесса развития выступает торжество царства Божия, которое "есть то же, что действительность безусловного нравственного порядка или что всеобщее воскрешение и восстановление всех". Для Соловьева человек выступает определенной связью между
божественным и природным миром в силу того, что он нравственное
существо. Жизнь человека имеет нравственный характер потому, что В последнем периоде своего творчества Соловьев разуверился в
том, что теократия приведет к Царству Божиему. В книге "Три раз-
говора" утверждается, что в конце концов история придет к истори-
ческой трагедии, когда наступит эпоха религиозных обманщиков, под
которыми он понимал людей, чуждых делу Христа, но действующих под Соловьев создал философскую концепцию религии, которая не была конкретно религией-православием, он ратовал за универсальную религию-христианство, за союз православной и католической рели- гий. Этот союз он понимал как "такое сочетание, при котором каж- дая религия сохраняет свое образующее начало и свои особенности, упраздняя только враждебность и исключительность". Согласно Соловьеву, человек может знать о сущем, обеспечен-
ного цельностью опыта, логического мышления мистического знания
или интуиции. Познание действительности мистических явлений осно-
вывается "исключительно на опыте". Но это отнюдь не означает, что
этот опыт дается всей историей человечества, предметом философии
является весь идеальный космос, т.е. общая совокупность идей в их
внутреннем отношении или взаимодействии как объективное выражение
истенно-сущего. Но этот идеальный мир может быть доступен только
бесконечному или абсолютному познанию. Поэтому философия должна
ограничиться известными центральными идеями. Образующими элемен-
тами философии являются идеи, содержательное познание которых не-
обходимо дается лишь умосозерцанием, или философской интуицией,
но общая связь этих идей осуществляется отвлеченным мышлением. На третьем этапе своего творчества Соловьев возвращается на
круг метафизики, пересматривает юношескую философию, обращается к
теме любви. Это обращение к "смыслу любви" в 1893г. не было слу-
чайным. Ряд его предшествовавших и последующих статей объединяет
замысел "третьего отделения" соловьевской философии - теургии. Ощущение мистической причастности единству мира, любви как бытийственной реальности, "возведение божественного в человеке к божественному во всем" сооответствует духу трактатов Соловьева по философии любви. Любовь в человеке, как и красота в природе, не есть в собственном смысле лишь красота природы или любовь челове- ка. Это нечто привходящее, онтологически сущее, в полной мере от самой природы и человека не зависящее, объемлющее его. Соловьев все время выражает эту интуицию, дерзновенно пытаясь выйти за пределы отдельной человеческой души, где любовь представляется как один из аффектов, и посмотреть в лицо той любви, о которой сказано: "Бог есть Любовь". Что касается так называемого основного вопроса философии, то Умственное созерцание идей на основании их материальной свя-
зи с явлениями всегда предполагает чувственное восприятие этих
явлений - ни то, ни другое не существует в отдельности. Это ут-
верждение имеет некоторое сходство со схоластическим, провозгла-
шающим, что познание осуществляется как познающим, так и познава-
емым. Кроме того Вл. Соловьев призает еще и другое характерное
для Фомы Аквинского и схоластического мышления положение, касаю-
щееся субъекта познания, а именно, что познание есть в познающем
по образцу познающего. Это значит, что чувственный опыт не может
извещать нас о сущности познаваемого предмета, "не может отвечать
на вопрос: что есть этот предмет?". Другими словами Соловьев раз-
личает здесь между отвлеченным и воображающим или созерцающим
мышлением, значит, он отличает от отвлеченного мышления так назы-
ваемое им воображение или умственное созерцание. Как бы то ни бы-
ло, в обоих случаях необходимо предположить определенное взаимо-
отношение и взаимодействие между познаваемым и познающим субъек-
том и при том такое, в котором познающий субъект воспринимает
собственный характер, сущность или идею познаваемого. Что же ка-
сается основополагающего мистического элемента теории познания Благодаря выявленной метафизической связи, отдельный человек твердо уверен, то есть нечто, кроме одних субъективных состояний его сознания, а именно некоторый самостоятельный предмет. Этой уверенности субъекта познания соответствует в предмете глубочай- шее внутреннее определение его как самостоятельного, действитель- но сущего. И в силу этого определения предмета он признается как нечто остающееся в себе. По дальнейшему изложению в докторской диссертации Вл. Соловьева, это бытие в себе самостоятельного предмета познания "не может быть дано ни в каких относительных состояниях познающего - ощущениях или мыслях, а может быть дос- тупно субъекту только в том его внутреннем единстве с предметом, в силу которого он есть в предмете и предмет есть в нем, связь, которая сама по себе лежит глубже нашего природного сознания, но и в нем находит себе некоторое выражение, именно в акте непос- редственной уверенности, предшествующей всякому ощущению и всякой рефлексии. На этой онтологической основе становится возможным во- ображать в себе или созерцать идею предмета, отвечающую на воп- рос, что есть этот предмет. "Это существенное воображение предме- та в субъекте основывается на взаимодействии между умопостигаемою сущностью субъекта... и таковою же умопостигаемою сущностью... предмета, выражением чего служит некоторый постоянный образ пред- мета в нашем умственном существе первее всякого умственного впе- чатления и связанного с ним материального познания. В действи- тельное же познание этот образ переходит только под условием ощу- щений, которые его вызывают к проявлению в нашем природном созна- нии". Наконец, образ предмета, присущий уму познающего субъекта, воплощается или осуществляется в данных его опыта, в его ощущени- ях соответственно их относительным качествам, сообщая предметному образу феноменальное бытие или обнаруживая этот образ актуально в природной сфере. Согласно Соловьеву, без такого воплощения или осуществления идеи в ощущениях, она сама не имела бы никакой действительности в природном сознании человека, оставаясь исклю- чительно в глубине метафизического бытия. "Итак, если истина поз- нания определяется истиною предмета, истина же предмета состоит, во-первых, в его действительности и, во-вторых, в его универсаль- ности, то. рассматривая познание с этой первой точки зрения, то есть со стороны действительности его предмета, мы нашли, что как предмет в своей настоящей и полной действительности определяется, во-первых, как безусловно-сущий; во-вторых, как некоторая неиз- менная и единая сущность или идея и, наконец, в-третьих, как не- которое актуальное бытие или явление, так соответственно и дейс- твительное познание предмета определяется, во-первых, как вера в безусловное существование предмета, во-вторых, как умственное со- зерцание или воображение его сущности или идеи, и наконец, в-третьих, как творческое воплощение или реализация этой идеи в актуальных ощущениях или эмпирических данных нашего природного чувственного сознания. Первое сообщает нам, что предмет есть, второе извещает нас, что он есть, третье показывает, как он явля- ется". Таким образом, внутренняя (мистическая) связь субъекта со всем существующим выражается в тройственном существенном акте ве- ры, воображения и творчества, тогда как внешнее (эмпирическое) отношение субъекта к познаваемому выражается в его чувственном опыте. Другими словами, мистический или божественный элемент как знание о существе вещей осуществляется в природном элементе внеш- него опыта как знания о явлениях, посредством рационального мыш- ления, как знания общих возможных отношений между предметами. В этой связи Соловьев задает себе вопрос, следует ли отсюда, что нужно - это было бы, пожалуй, лучше всего, - просто вернуться на- зад и восстановить сочинение Фомы Аквинского под названием "Summa theologica" или же учение греческих отцов церкви как нормальную и окончательную систему истинного знания, согласно уважительному указанию некоторых русских писателей. Но на поставленный самому себе вопрос Соловьев отвечает, что раз дано мышление и опыт, раз познающий субъект относится ко всему не только мистически, но также рационально и эмпирически, абсолютная истина должна прояв- ляться и в этих отношениях. "Следовательно задача не в то, чтобы восстановить традиционную теологию в ее исключительном значении, а напротив, чтобы... ввести религиозную истину в форму свобод- но-разумного мышления и реализовать ее в данных опытной науки, поставить теологию во внутреннюю связь с философией и наукой, и таким образом организовать всю область истинного знания в полную систему свободной и научной теософии". Однако "для истинной орга- низации знания необходима организация действительности. А это уже есть задача не познания, как мысли воспринимающей, а мысли сози- дающей или творчества". В учении В.С.Соловьева идея единства человечества имеет глу-
боко религиозный смысл: она содержит в себе идеал целостной жизни
в его христианском понимании, - как жизни во Христе. Здесь Со-
ловьев продолжает традицию славянофилов и резко критикует атеис-
тический нигилизм, столь влиятельный во второй половине прошлого
века и подготовивший идейно русскую революцию. Но при этом и со-
ловьевская концепция единства человечества не лишена утопизма. Вера в прогресс составляет предпосылку учения Вл. Соловьева о человечестве как едином организме. Что же такое человечество в его понятии? В своей ранней работе "Философские начала цельного знания" Соловьев рассматривает человечество как единое существо - субъект исторического развития. "Субъектом развития является здесь человечество как действительный, хотя и собирательный орга- низм. Обыкновенно, когда говорят о человечестве как о едином су- ществе или организме, то видят в этом едва ли более, чем метафору или же простой абстракт; значение действительного единичного су- щества или индивида приписывается только каждому отдельному чело- веку. Но это совершенно неосновательно. Дело в том, что всякое существо и всякий организм имеет необходимо собирательный харак- тер, и разница только в степени; безусловно же простого организ- ма, очевидно, быть не может... Как собирательный характер челове- ческого организма не препятствует человеку быть действительным индивидуальным существом, так и собирательный характер всего че- ловечества не препятствует ему быть столь же действительным инди- видуальным существом. И в этом смысле мы признаем человечество как настоящий органический субъект исторического развития". В ос- нове такого подхода лежит убеждение философа в реальности всеоб- щего. Как и в немецком идеализме, общекосмический процесс перехо- дит у Соловьева в исторический: "Космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготовляющий рождение человека духовного". С той же необходимостью, с какой природно-космический процесс рождает фи- зического человека, исторический процесс рождает физического че- ловека, исторический процесс должен завершиться становлением че- ловека духовного; так преломляется у русского философа идея прог- ресса в ее фихтеански-гегельянском варианте. Свободное решение, свободный выбор и деятельность отдельного индивида здесь, в сущ- ности, большой роли не играют. Исторический процесс сам по себе, с внутренней непреложностью, ведет к торжеству добра. В одной из самых поздних своих работ, в докладе, прочитанном на собрании Петербургского философского общества по поводу сто- летнего юбилея Огюста Конта (1898), Вл. Соловьев специально обра- щается к теме человечества. Однако тезис о неделимости челове- чества требует признать, что отдельно взятый человек не есть неч- то субстанциальное, есть не действительность, а только возмож- ность, которая для своего превращения в действительность требует другого - государства, нации и т.д. С точки зрения Сольвьева, это другое, высшее, не может быть единством государственным или наци- ональным, ибо "нация в своей наличной эмпирической действитель- ности есть нечто само по себе условное"; "она хотя всегда могу- щественнее и физически долговечнее отдельного лица, но не всегда достойнее его по внутреннему существу, в смысле духовном...". Для обоснования тезиса о человечестве как едином живом орга- низме, как о подлинной субстанции, Соловьеву нужно опровергнуть достаточно устойчивое представление о том, что такой субстанцией является отдельный человек, личность, наделенная разумом и сво- бодной волей, способная различать добро и зло и нести ответствен- ность за свои поступки и выбор. Касаясь вопроса об абсолютности человечества, Соловьев заме- чает: "Основатель "позитивной религии" понимал под человечеством существо, становящееся абсолютным через всеобщий прогресс. И действительно, человечество есть такое существо. Но Канту, как и многим другим мыслителям, не было ясно, что становящееся во вре- мени абсолютное предполагает абсолютное вечносущее... Истинное человечество, как всемирная форма соединения материальной природы с Божеством... есть по необходимости Бого-человечество и Бого-ма- терия...". Желая показать, как единичный человек, будучи абстракцией,
относится к человечеству, как подлинно реальному бытию, Соловьев
проводит интересную аналогию. "Никто не отрицает действительности
элементарных терминов геометрии - точки, линии, поверхностной фи-
гуры, объема, ...т.е. геометрического тела... Но в каком же смыс-
ле мы приписываем действительность этим геометрическим стихиям? Хотя аналогия между точкой и живым организмом, а тем более
наделенным разумом и самосознанием существом сама по себе доволь-
но рискованна, однако известное основание для такой аналогии
есть: как точка в геометрии, так и человек есть нечто неделимое. Философ видит в человечестве в буквальном смысле индивидуум, субстанцию, единое живое существо, более того - личность, точнее, высшую из личностей, или Сверх-Личность. "Ясно, что речь идет не о понятии, а о существе, совершенно действенном, и если не совсем личном, в смысле эмпирической человеческой особы, то еще менее безличном. Чтобы сказать одним словом, это существо - сверхлич- ное, а лучше сказать это двумя словами: Великое Существо не есть олицетворенный принцип, а Принципиальное Лицо, или Лицо-Принцип, не олицетворенная идея, а Лицо-Идея". В своем учении о человечестве как едином индивидууме В.С.Со- ловьев возвращается к своему раннему увлечению - пантеистическому учению Спинозы, которое стоит у истоков его философии всеединс- тва". Единая, вечная и бессмертная субстанция - это, по Соловь- еву, не человек, а человечество. Русский философ оказался перед дилеммой, которую хорошо сформулировал английский религиозный писатель К.С.Льюис: "Если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, или нация, или цивилизация, которые могут просуществовать тысячу лет, - бе- зусловно представляют большую ценность, чем индивидуум. Но если право христианство, то индивидуум - не только, а несравненно важ- нее, потому что он, человек, вечен, и жизнь государства или циви- лизации - лишь мгновенье по сравнению с его жизнью". Приведем еще одно рассуждение в том же духе, принадлежащее на сей раз перу русского мыслителя. "Отдельная личность может достигнуть разреше- ния своей задачи, реального осуществления своего назначения, по- тому что она бессмертна, и потому что ей преподано ... разрешение свыше, независимо от времени, места или племени, но это осущест- вление лежит за пределами этого мира. Для коллективного же и все-таки конечного существа - человечества - нет другого назначе- ния, другой задачи, кроме разновременного и разноместного (т.е. разноплеменного) выражения разнообразных сторон и направлений жизненной деятельности, лежащих в его идее...". Эти слова принад- лежат современнику В.С.Соловьеву Н.Я.Данилевскому. Именно потому, что человек укоренен в трансцендентном, он по
своей ценности выше всякого имманентного образования. В этом -
истина христианского персонализма и его непреходящее значение. Та
ценность личности, на которой стоит и вместе с которой падает ев-
ропейское сознание неотъемлемых прав человека, уходит своими кор-
нями в убеждение, что существует бессмертная человеческая душа,
составляющая субстанцию каждого единичного человека. И, напротив,
отрицание этой субстанции, создание мифологемы человечества как
развивающегося имманентного Бога, в котором, как в Боге-Природе В самом деле, как мы могли убедиться на собственном опыте, в
утопических идеологиях и движениях человек приносится в жертву
некоторой отвлеченной конструкции, нередко именуемой человечест-
вом отдельная личность, ее судьба, страдания и боль теряют всякое
значение перед лицом "прогрессивного развития" человечества в це-
лом, которое превращается в иллюзорный масштаб оценки всех явле-
ний и событий. К сожалению, этого рода утопическому сознанию от-
дал дань и замечательный русский философ В.С.Соловьев. И лишь в
последнем своем произведении, в "Трех разговорах", он, разочаро-
вавшись в своей утопии, намечает контуры иного подхода к истории. Личность Вл. Соловьева - большая, глубокая, широкая, даже величественная, хотя в то же время до чрезвычайности сложная и запутанная. Но во всей этой сложности была одна особенность - не- угомонное стремление бороться с нелепостями и язвами окружающей жизни. Однако из этого вечного недовольства окружающим и их этого постоянного страстного стремления преодолевать несовершенства ок- ружающей жизни сама собой вытекает еще одна идея, которую можно с полным правом считать для Вл. Соловьева окончательной, итоговой и заключительной. Это то, что можно назвать философией конца. В те- чение всей своей жизни он только и знал, что наблюдал конец (это видно из его диссертационных работ). Можно, конечно, не верить в Бога, и в его откровение, так же, как можно не верить во внешний мир и в его воздействие на ор- ганы чувств человека. По Соловьеву, ответ на вопрос, какое из этих двух неверий легче, зависит от характера и душевных склон- ностей того или другого мышления. Но если он отвергает Бога и откровение сверхприродной и сверхчеловеческой действительности, тогда ему следует воздержаться от собственных метафизических построений. Во всяком случае, очевидно, что от положительного ре- шения метафизического вопроса - достаточно здесь напомнить о констатации Соловьева, согласно которой материализм может быть назван бессознательной метафизикой эмпиризма, - зависит оконча- тельное значение всех других вопросов, не только биологического но и духовного, и социального. Если это выразить в одном предло- жении, жизнь души, отдельная от своего безусловного содержания и окончательных целей, лишается всякого смысла! Как бы то ни было, но не обратить внимание на то, что филосо- фия Вл. Соловьева насквозь проникнута религиозной убежденностью и глубокой верой в Бога, который, согласно первому посланию Иоанна есть любовь, и не хотеть знать, что духовный ответ на эту божест- венную любовь оказывается мотивом, побуждением и движущей силой всего мышления Соловьева, совершенно невозможно. Ныне, когда над человечеством нависла угроза самоуничтожения, необходимо преодо- леть ценностный релятивизм и вернуться к традиционному пониманию добра как единого для всех абсолюта. И сегодня является не только законным, но и неотложным востребовать и допустить обсуждение вопроса, что такое этот абсолют, точнее: кто есть этот абсолют и в чем, следовательно, состоит идея наивысшего добра или блага в традиционном понимании.
За столь короткий жизненный период В.С.Соловьев успел лишь наметить самые общие контуры своей теоретической философии, но по указанному пути пошла практически вся последующая философия Богопознания. Философия цельного знания и человека, которую стремился создать В.С. На мой взгляд нельзя однозначно согласиться с утверждением Вл. Стремление В.С. Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. После проведенного анализа можно с уверенностью утверждать, что в основании его мысли лежит религиозно-нравственное начало. Сводя воедино знание и веру, с одной стороны, и науку, философию и религию, с другой, В.С. Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа "познающего", но и как существа "хотящего", наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать. Поставленные на исходе XIX в. проблемы снова встали перед Россией
на исходе текущего столетия. Снова перед человечеством нашего
государства стоит дилемма. Но в любом случае духовные уроки Владимира ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1.Введение в русскую философию./ Лазарев В.В., Абрамов А.И., 2.Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева. 3.Даам Х. Свет естественного разума в мышлении Вл.Соловьева. 4 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное посо- бие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 1995. 5.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Прогресс, 6.Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. - М.: Мысль, 1983. 7.Русский космизм. Антология философской мысли/Сост. С.Г.Семе- новой, А.Г.Гачевой, - М.: Педагогика-Пресс, 1993. 8.Соловьев В.С. Избранное. - М.: Советская Россия, 1990. 9.Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |