|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы управляемого развития гражданского обществаПроблемы управляемого развития гражданского обществаПроблемы управляемого развития гражданского общества Осокин М.Г., ВлГУ Развитие гражданского общества помимо серьезного изменения гражданского самосознания населения предполагает накопление необратимых изменений в составе его элементов, связях, как между элементами гражданского общества, так и между основными общественными секторами Властью, Бизнесом и Сообществом неправительственных, некоммерческих организаций (НКО). В основу развития гражданского общества должен лечь механизм взаимодействия основных общественных секторов. Его наличие - главное условие выполнения гражданским обществом функции защиты прав и интересов личности. Очевидно, что участие общественных секторов во взаимодействии по развитию гражданского общества осуществляется на основе разных определяющих мотиваций. Власть, являясь по своей сути организацией, подчинена всем ее основным законам и будет действовать только в тех направлениях, где будут обеспечены возможности самосохранения и разрастания. Бизнес заинтересован в стабильном наборе экономических правил, защите от произвола Власти и социальном мире гарантирующем терпимое отношение к нему простых граждан. НКО стремится обезопасить себя от произвола Бизнеса и Власти и обеспечить набор принятых на соответствующем историческом этапе прав и свобод граждан, и социальных гарантий. Баланс этих интересов является показателем качественного состояния гражданского общества. Развитие гражданского общества может осуществляться двумя технологическими путями. Эволюционным, через развитие гражданского самосознания и постепенное формирование институтов. Либо интенсивным путем управляемого развития. Первый путь более длителен и чреват нерациональным использованием ресурсов. Успешность второго будет зависеть, прежде всего, от того, кто станет субъектом управления развитием и сможет ли он преодолеть свою основную мотивацию в интересах общего результата. Выступления руководителей страны и действия, предпринимаемые органами исполнительной власти, позволяют предположить, что функцию управления намерена взять на себя Власть. Формы и направления развития в этом случае будут предопределены выбором субъекта управления Власть выбирает с точки зрения своей основной компетенции (нормативного регулирования) оптимальный путь. Стремясь обеспечить стабильность системы, она направляет свои усилия не на взаимное увязывание интересов, а на приведение Бизнеса и Сообщества в соответствие с приемлемым для себя образом. Реальность реализации этой задачи обеспечена не только властными полномочиями, но и огромными информационными ресурсами Власти. Развитие технологий воздействия на общественное сознание сделало возможным быстрое внедрение новых ценностей и норм. Если ранее социальные и политические идеи проходили, путь от рождения до воплощения долгие годы, то теперь судьбоносное изменения могут быть приняты большинством граждан в течение нескольких месяцев. Бизнес должен стать, безусловно, лояльным по отношению к Власти и выполнять функции дополнительного внебюджетного источника для финансирования мероприятий в рамках приоритетных с точки зрения государства направлений. НКО являясь одним из активнейших инструментов гражданского общества, представляет особый интерес для государства. В настоящее время можно выделить несколько основных тенденций изменения НКО поощряемых государством: включение НКО в систему рыночных отношений; ужесточение нормативных требований к НКО; сокращение независимых от государства источников финансирования деятельности НКО; ориентация НКО на предоставление социальных услуг населению; создание общественно-государственных структур. Пути развития гражданского общества, предлагаемые государством, так или иначе, приведут к созданию на базе НКО аполитичных учреждений, продающих социальные услуги государству. Функции общественного контроля и защиты интересов граждан в этом случае фактически не будут исполняться, что в конечном итоге пагубно скажется на состоянии гражданского общества. Реализация этих тенденций может привести к «победе» над независимостью Бизнеса и НКО. Однако исторический опыт говорит о том, что такое положение не может длиться бесконечно. Современное общество существует в условиях открытости экономики, информации, возможности свободного перемещения по миру. Свобода из абстрактного понятия становится важнейшей потребностью Бизнеса и НКО. Ее достижение неизбежно. Однако преодоление сопротивления повлечет появление маргинальных общественных объединений и развития экстремизма. Деятельность таких организаций будет направлена на подрыв стабильности в более широком понимании, нежели стабильные условия для функционирования государственного аппарата. Таким образом, можно прийти к выводу, что для развития гражданского общества, как особого объекта управления предпочтительнее путь самоорганизации, эволюционного вызревания. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://journal.vlsu.ru |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |