|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Протестанская этика и дух капитализмаПротестанская этика и дух капитализмасмотреть на рефераты похожие на "Протестанская этика и дух капитализма " Российский Государственный Медицинский Университет Кафедра философии Реферат М. Вебер " Протестантская этика и дух капитализма" Студента 1 курса 144группы Куликова Антона Москва 2002 Введение 3 Глава 1 3
Глава2 4
Глава3 9
Заключение 10 Список использованной литературы: 11 Введение М. Вебер ( 1884 - 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. Глава 1 Вероисповедание и социальное разслоение В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ
статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в
различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии, Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании: «среди
абитуриентов – католиков процент окончивших учебные заведения, которые
готовят к технической и торгово – промышленной деятельности, вообще к
буржуазному предпринимательству (реальные гимназии, реальные училища,
гражданские училища повышенного типа и т. п.), значительно ниже, чем среди
протестантов – католики явно предпочитают гуманитарную подготовку
классических гимназий.»[1] Так же Вебер замечает, что католики, не занимая
ключевых постов в политике и коммерции, «опровергают тенденцию о том, что
национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве
подчиненных какой-либо другой "господствующей" группе …. концентрируют свои
усилия в области предпринимательства … Так было с поляками в России и Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение
социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что
действительно существуют объективно-исторические причины преобладания
протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же
склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в Глава2 Дух капитализма Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующее: "комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения[4]. Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом «философии скупости. Идеал её - кредитоспособный, добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель»[5]. На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда «честность полезна ибо она приносит кредит»[6]. Но высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная честность. Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда. Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах. Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. «Низкая заработная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже в чисто количественном отношении производительность труда падает во всех тех случаях, когда заработная плата не обеспечивает потребности физического существования»[8]. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду. |Традиционный человек |Современный протестант | ««Идеальный тип» капиталистическогопредпринима-теля, к которому
приближаются и отдельные выдающиеся предприниматели Германии, не имеет
ничего общего с … чванством ни в его грубом, ни в его более тонком
выражении. Ему чужды показная роскошь и расточительство, а также упоение
властью и внешнее выражение того почета, которым он пользуется в обществе. Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит в любом ( если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох. Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно
сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно
сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Вебер проводит глубокий анализ развития взглядов на занятие мирской деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиорзных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов. Глава3 Концепция призвания у Лютера. Задача исследования. Вебер проводит морфологический разбор слова «Beruf» - призвание в
немецком и «calling» в английском языках. Это слово впервые появилось в Основные значимые догматы протестантизма: 1. .Человек изначально грешен 2. До начала жизни все предопределено 3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии. 4. Послушание властям 5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским. 6. Примирение со своим местом в мире. Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и
человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Заключение Главной филосовской идеей в данном произведении является на мой взгляд
следующее: Мировоззренческой основой мышления Вебера является политеизм, «вечная борьба богов». Список использованной литературы: 1. М. Вебер "Избранные произведения", М. «Прогресс», 1990
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |