|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городского населенияПроявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городского населенияПроявления и динамика авторитарного сознания в социокультурных установках городского населенияВ. А. Самойлова В центре внимания ряда наук в настоящее время находится процесс трансформации общественного сознания. В анализе его динамики и механизмов весьма плодотворными оказываются понятия социализации, социальной адаптации, теория основной личности, разработанные в рамках социальной психологии. Как известно, с началом «перестройки» традиционное советское общество стало расшатываться, нарушились привычные условия жизни, вследствие чего у значительной части населения развилось состояние дезадаптированности, и в наибольшей степени оно характерно для носителей типичных черт и ценностей, сформированных в соответствии с нормативными требованиями советского общества. По ряду существенных особенностей этот личностный тип, выделенный отечественными учеными и публицистами и названный ими «гомо советикус», [1] совпадает с типом авторитарной личности, интерес к которой на Западе был вызван известными историческими причинами и имеет полувековую историю. В 1941 г. вышла книга Э. Фромма «Бегство от свободы», [2] где он изложил концепцию авторитарного характера. В исследовании Т. Адорно и его коллег,[3] опубликованном в 1950 г., эта проблематика получила дальнейшее развитие. Были выделены девять центральных черт авторитарной личности, разработана шкала для оценки выраженности этого синдрома, сделана попытка социально-психологического объяснения политического режима в Германии. Авторитаризм как устойчивый комплекс установок и черт личности является серьезным препятствием для ее прогрессивного развития. Массовое воспроизводство авторитарных личностей — это, как показала история, по меньшей мере, неизбежность общественного застоя и реальная угроза демократическим социальным институтам. Вот почему исследование феномена авторитаризма для нашего общества представляется особенно актуальным. В публикациях отечественных авторов на эту тему, ставших возможными только в последние годы и содержащих преимущественно философский и теоретический социально-психологический анализ, эмпирические данные встречаются крайне редко. Для того чтобы представить реальную выраженность авторитарного синдрома, в .рамках тематики лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований при СПбГУ была проведена серия исследований, направленных на решение следующих задач: оценить выраженность авторитарных установок у различных групп городского населения; проанализировать структуру авторитарного синдрома; исследовать зависимость уровня авторитарности от социально-демографических характеристик; исследовать зависимость формирования авторитарного синдрома от условий семейного воспитания; изучить состояние процесса адаптации носителей авторитарного типа к навьим социально-экономическим условиям. Для целей исследования была сконструирована шкала авторитарности (на базе f-шкалы Адорно) в основном и модифицированном для молодежной выборки вариантах. Шкала включает в себя 20 суждений, каждое из которых представляет собой отдельную норму как наиболее приемлемый образец отношения к тем или иным сторонам жизни человека и общества и соотносится с базовыми синдромами авторитарной личности (конвенционализм, авторитарные подчинение и агрессия, антвиитроцептивность, мистическая предрасположенность и др.). Шкала предъявлялась в рамках общелабораторного опроса 320 чел. (рабочих, ИТР, преподавателей вузов, предпринимателей, деятелей культуры) в 1992 г., в исследованиях на выборках учащихся школ, студентов вузов (150 чел.), учителей средних школ (102 чел.) в 1994 г., студентов Университета педагогического мастерства (50 чел.) в 1995 г. Сокращенный вариант шкалы предъявлялся в опросе тех же работающих групп городского населения (302 чел.), проведенном лабораторией социальной психологии в 1994 г. Полученные результаты показывают, что использованная шкала обладает хорошей дифференцирующей способностью как в групповой, так и в индивидуальной диагностике. Исследованные социальные группы работающего населения по выраженности авторитарных установок имеют существенные различия. Иерархия среднегрупповых индексов выглядит следующим образом: 6,9 баллов у представителей сферы культуры, 7,9 — у представителей вузов, 8,7 — у предпринимателей, 10,1 — у инженерно-технических работников, 10,6 — у учителей, 11,7 — у рабочих. Внутригрупповой анализ распределения респондентов по уровням авторитарности выявил следующую динамику: существенное снижение доли слабоавторитарных и повышение числа лиц с сильно выраженными авторитарными установками в приведенной иерархии групп (табл. 1). В целом величины средних индексов позволяют сделать вывод о более заметной авторитарности рабочих, ИТР и учителей. Анализ отдельных синдромов авторитарности показал, что у них сильнее проявляются эгоцентризм, доминирование негативных установок в отношении к людям, категоричность в оценках, жесткость воспитательских установок, стереотипность и ригидность мировосприятия и др. Кроме того, судя по социокультурным установкам, можно отметить гораздо большую внутригрупповую поляризацию, чем в других изучавшихся группах. Таблица 1. Распределение по уровням авторитарности, %
|