|
|
|
Работа Т. Куна "структура научных революций" и ее роль в методологии научного познания |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Работа Т. Куна "структура научных революций" и ее роль в методологии научного познания
Работа Т. Куна "структура научных революций" и ее роль в методологии научного познания
Работа т. Куна «структура научных революций» и ее роль в методологии научного познания.
Содержание
Введение. 3
1.структура книги 4
2. Основные понятия концепции т. Куна 5
2.1. Парадигма 5
2.2. Научное сообщества 7
2.3. Нормальная наука 8
3. Роль работы в методологии научного познания. 11
Заключение. 13
Список
литературы... 14
Решающую роль в становлении философии и социологии
научного знания сыграл выход в 1962 г. книги Т. Куна «Структура научных
революций», в которой было показано, что в познании реальности ученые постоянно
опираются на особые /чаще всего неявные/ соглашения-парадигмы о том, какие
исследовательские задачи имеют смысл и какие методы допустимы при их решении.
Работа Т. Куна имеет значение для изучения множества
дисциплин, в том числе и курса «Концепции современного естествознания», так как
лежит в основе осмысления методологии научного познания.
Как пишет автор в предисловии к своей работе, первая
возможность углубиться в разработку не идей, которые изложены в «Структуре
научных революций», представилась во время стажировки при Гарвардском
университете. Изучение истории науки, работ А. Койре и впервые обнаружил работы
Э. Мейерсона, Е. Мецгер и А. Майера показали Т. Куну, что значило мыслить
научно в тот период времени, когда каноны научного мышления весьма отличались
от современных.
Автор потратил много времени на разработку областей,
не имеющих явного отношения к истории науки, но тем не менее содержащих ряд
проблем, сходных с проблемами истории науки
Прочитанные Т. Куном курсы лекций для Института
Лоуэлла в Бостоне позволили испытать в студенческой аудитории мои еще не до
конца сформировавшиеся представления о науке. Почти 10 лет преподавания
дисциплины привели к созданию первого варианта монографии, впервые выпущенная
Чикагским университетом (США) в 1962 году, была переведена на многие языки. В
1970 году в США вышло ее второе, дополненное издание. С тех пор появилось
множество публикаций, где так или иначе интерпретируется, используется,
излагается или критикуется концепция Куна. Вряд ли можно назвать другое
историко-научное исследование, о котором было бы столько споров и которое
породило бы такое количество откликов. Список литературы, посвященной
рассмотрению взглядов Куна, содержит не одну сотню названий. Для подготовки
данной работы была использована статья С.Р.Микулинского и Л.А.Марковой «Чем
интересна книга Т.Куна «Структура научных революций»«
Работа Т.Куна «Структура научных революций»
предваряется предисловием автора, в котором он рассказывает о работе над
книгой и жизненных вехах, послуживших опорой для ее написания, введением,
которое по сути является первой главой и раскрывает роль истории в эволюции
методологии науки и далее содержит еще 12 глав:
На пути к нормальной науке
Природа нормальной науки
Нормальная наука как решение головоломок
Приоритет парадигм
Аномалия и возникновение научных открытий
Кризис и возникновение научных теорий
Реакция на кризис
Природа и необходимость научных революций
Революции как изменение взгляда на мир
Неразличимость революций
Разрешение революций
Прогресс, который несут революции
Завершается книга дополнением 1969 года, в котором
автор говорит о том, что его исследование не является завершенным и развитие
науки требует совершенствования методологии. Кун уточняет основные термины
концепции, пишет, что его способ определения таких терминов, как «парадигма» и
«научное сообщество» «таит в себе логических круг», т.к. «парадигма – это то,
что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество
состоит из людей, признающих парадигму». Поэтому для более точного объяснения
этих терминов Кун определяет научное сообщество как группу исследователей,
имеющих определенную специальность, сходное образование и профессиональные
навыки, а также свой предмет исследования.
Основой концепции Куна, отраженной в работе являются
такие понятия, как «нормальная наука», «парадигма» и «научное сообщество».
Новым в толковании научной революции у Куна является
разработка понятия «парадигма» и ее роли в движении науки. Парадигма, по Куну,
это не только теория, но и способ действования в науке, или, как он называет,
модель, образец решения исследовательских задач. Позднее, в связи с тем что
понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал
Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым еще более
отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с
механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.
Термин «парадигма» вводится на первых же страницах
книги, причем способ его введения таит в себе логический круг. Парадигма — это
то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество
состоит из людей, признающих парадигму. Хотя не всякий логический круг является
порочным, однако в данном случае логический круг является источником реальных
трудностей. Используя термин «парадигма», Кун имеет ввиду «некоторое общепринятые
примеры фактической практики научных исследований - примеры, которые включают
закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, - все
в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции
научного исследования.»[1]
Научные сообщества могут и должны быть выделены как
объект без обращения к парадигме; последняя может быть обнаружена затем путем
тщательного изучения поведения членов данного сообщества.
Вообще говоря, парадигма (греч. пример, образец) -
совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих
конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на
данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью,
образцом для решения исследовательских задач. Согласно Куну парадигма позволяет
решить возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать
изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и
связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Однако в понятии парадигма
недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки.
В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа)
научного мышления[2].
Таким образом, понятие парадигма у Куна
характеризуется совокупностью знаний и особенностью подхода к решению научных
проблем, принятых в научном сообществе. Это не только теория, но и способ
действования в науке, то есть «принятая модель или образец» исследования
научных задач.
«Именно благодаря принятию парадигмы группа,
интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится
профессиональной, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину.» Такую
группу ученых, которая придерживается определенной парадигмы, Кун называет «научным
сообществом». Кун считает, что ученый может быть понят как ученый только по
его принадлежности к научному сообществу, все члены которого придерживаются
определенной парадигмы.
Термин «парадигма» часто используется в книге в двух
различных смыслах. С одной стороны, он обозначает вею совокупность убеждений,
ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного
сообщества. С другой стороны, си указывает один вид элемента в этой
совокупности — конкретные решения головоломок, вторые, когда они используются в
качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила как основу
для решения неразгаданных еще головоломок нормальной науки.
По крайней мере в философском отношении этот второй
смысл «парадигмы» является более глубоким, и требования, которые я выдвинул,
употребив этот термин, являются главным источником споров и неверного
понимания, вызванных книгой, и особенно обвинения в том, что я представил науку
как субъективное и иррациональное предприятие»[3]
Ключевым понятием в концепции Куна, однако, является
не парадигма, как об этом часто пишут, а понятие научного сообщества. В главе
«Природа нормальной науки» Кун раскрывает специфику деятельности научного
сообщества в условиях их работы в рамках парадигмы, то есть описывает природу
нормальной науки.
Именно введение понятия научного сообщества наряду с
представлением о характере так называемой нормальной науки является самым
оригинальным в концепции Куна. На них держится вся его теория. Научное
сообщество в контексте его теории выступает как логический субъект научной
деятельности. Ученый, согласно концепции Куна, может быть понят как ученый
только по его принадлежности к научному сообществу, все члены которого
придерживаются определенной парадигмы; последняя же в свою очередь
характеризуется совокупностью знаний и особенностями подхода к решению научных
проблем, принятых данным научным сообществом.
Таким образом, в противоположность так называемому
интерналистскому, или имманентному, направлению в историографии науки, для
представителей которого история науки - это лишь история идей, Кун через
научное сообщество вводит в свою концепцию человека.
Это дало ему возможность в известной мере выйти за
пределы чисто имманентного толкования развития науки, в рамках которого он вел
свою работу, и открыло новые возможности для объяснения механизма движения
науки.
Если вдуматься в понятия парадигмы, научного
сообщества и нормальной науки, как они формулируются Куном, то станет ясно, что
его концепция не могла появиться 40 - 50 лет тому назад. Она могла возникнуть
лишь с развитием так называемой «большой науки», с коллективным характером
работы в ней, разделением труда, доводящим деятельность большого числа научных
работников до выполнения только определенных функций и далеко не всегда имеющих
ясное представление об исследовании в целом и т. д. В этом смысле теория Куна
несет на себе печать современности и может служить - объективно, независимо от
намерений автора - хорошим примером влияния социальных условий не просто на
ускорение или замедление развития науки, а на саму внутреннюю, логическую
структуру теории.
«Термин «нормальная наука» означает исследование,
прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений –
достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным
научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности.»[4]
С понятием «нормальная наука» непосредственно связано
понятие «парадигмы», так как нормальная наука, по Куну, это период
безраздельного господства парадигмы.
Кун показывает, что ученые, придерживаясь парадигмы,
направляют свои усилия на решения только тех проблем, решение которых
гарантирует парадигма: «Исследование в нормальной науке направлено на
разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо
предполагает» То есть «существование парадигмы заведомо предполагает, что проблема
разрешима». Поэтому те задачи, которые решают ученые в рамках нормальной науки,
Кун называет «головоломками». «Словарными иллюстрациями к слову могут служить «составная
фигура-головоломка» и «головоломка-кроссворд»[5]. Поэтому объяснение выбора термина «головоломка» заключается в том,
что собираемые из множества частей фигуры или кроссворды всегда имеют
гарантированное решение, также, как и научные задачи-головоломки. Но, помимо
того, что проблема, классифицируемая как головоломка, имеет гарантированное
решение, «должны существовать так же правила, которые ограничивают как природу
приемлемых решений, так и те шаги, посредством которых достигаются эти решения…
Парадигма может даже изолировать сообщество от тех социально важных проблем,
которые нельзя свести к типу головоломок, поскольку их нельзя представить в терминах
концептуального и инструментального аппарата, предполагаемого парадигмой.»[6]
В связи с таким целенаправленным решением в учеными в
рамках парадигмы задач-головоломок, Кун считает, что нормальная наука - «в
высшей степени кумулятивное предприятие, необычайно успешное в достижении своей
цели, то есть в постоянном расширении пределов научного знания и в его
уточнении.»
Поэтому такое понятие, как научный прогресс, по Куну,
имеет смысл только для нормальной науки, где его критерием является количество
решенных проблем-головоломок, то есть парадигма гарантирует, что решение
существует, она же задает допустимые методы и средства решения этих проблем.
Периоду «нормальной науки», Кун противопоставляет
деятельность ученых в рамках кризиса, то есть период «экстраординарной» науки,
причем, если целью нормальной науки является разработка парадигмы, то цель
научного сообщества в период экстраординарной науки – создание новой теории
для объяснения аномалий.
Если раньше ученые просто не обращали внимания на «аномалии»,
то теперь им уделяется «все больше и больше внимания со стороны все большего
числа виднейших представителей данной области исследования.»
Вследствие этого различные ученые начинают по-разному
разрабатывать парадигму, создают множество различных теорий, пытающихся дать
научное обоснование аномалиям, что ведет к увеличению неопределенности правил
нормальной науки. «Хотя парадигма все-еще сохраняется, мало исследователей
полностью согласны друг с другом по вопросу о том, что она собой представляет.
Даже те решения проблем, которые раньше представлялись привычными,
подвергаются теперь сомнению. <…> Любой кризис начинается с сомнения в
парадигме и последующего расшатывания правил исследования».
Для объяснения дальнейшего развития науки Кун вводит
термин «научные революции», который он характеризует как «такие некумулятивные
эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком
или частично новой парадигмой, несовместимой со старой», то есть научная
революция – это период распада парадигмы, конкуренции между альтернативными
парадигмами и, наконец, победа одной из них.
Автор в своей монографии пишет о том, что «научное
развитие, подобно развитию биологического мира, представляет собой
однонаправленный и необратимый процесс. Более поздние научные теории лучше, чем
ранние, приспособлены для решения головоломок в тех, часто совершенно иных
условиях, в которых они применяются. Это не релятивистская позиция, и она
раскрывает тот смысл, который определяет мою веру в научный прогресс»[7].
Однако по сравнению с тем понятием прогресса, которое
заметно превалирует как среди философов науки, так и среди дилетантов, этой
позиции недостает одного существенного элемента. Новая научная теория обычно
представляется лучшей, чем предшествующие ей, не только в том смысле, что она
оказывается более совершенным инструментом для открытий и решений головоломок,
но также и потому, что она в каком-то отношении дает нам лучшее представление о
том, что же в действительности представляет собой природа. Часто приходится
слышать, что следующие друг за другом теории всегда все больше и больше
приближаются к истине. Очевидно, что обобщения, подобные этим, касаются не
решения головоломок и не конкретных предсказаний, вытекающих из теории, а
скорее ее онтологии, то есть соответствия между теми сущностями, которыми
теория «населяет» природу, теми, которые в ней реально существуют».[8]
Книга Томаса Куна «Структура научных революций» -
самая известная из всех работ по истории науки, вышедших на Западе в последние
десятилетия. Это бесспорно и уже само по себе привлекает внимание, тем более
что речь идет не о книге, где захватывающе и доступно излагаются события из
истории науки, а о теоретическом труде, который требует от читателя большой работы
мысли и специальных знаний. Книга Т. Куна вызвала огромный интерес не только
историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное
творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
Среди очень полезных и важных книг по истории науки
книга Куна занимает особое место. Она не ограничивается описанием тех или иных
событий, а является изложением определенной общей концепции развития науки. Эта
концепция несовершенна, не отвечает на многие вопросы, но она решительно порвала
с целым рядом старых традиций в анализе науки и так ярко, по-новому и
выразительно поставила некоторые проблемы, потребность в решении которых
осознавалась многими, что не могла не быть сразу замеченной.
Книга Т. Куна, который не только открыто порывает с
позитивистской традицией, но, что много важнее, выдвигает принципиально иной
подход к анализу развития науки
В противоположность позитивистской традиции в центре
внимания Куна не анализ готовых структур научного знания, а раскрытие механизма
трансформации и смены ведущих представлений в науке, то есть, по существу,
движения научного знания. Не говоря пока о том, в какой мере Куну удалось
решить эту проблему, ознаменовавшую крутой поворот в самой постановке
исследовательской задачи, отметим, что Кун исходит не из той или иной
философской схемы, а из изучения истории науки, то есть из изучения реального
процесса движения научного знания. Кун приходит к убеждению, что путь к
созданию подлинной теории науки проходит через изучение истории науки. Нужно,
однако, иметь в виду, что само по себе обращение к истории еще не гарантирует
того, что в теории последовательно проводится исторический принцип.
Кун сумел противопоставить кумулятивистским взглядам
не просто отдельные факты, соображения и т. п., а основательно разработанную
альтернативную концепцию.
Согласно точке зрения Куна, развитие науки идет не
путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодическую
коренную трансформацию и смену ведущих представлений, то есть через
периодически происходящие научные революции.
В своей работе «Структура научных революций» Кун
выступил против концепции «логической реконструкции» истории развития науки,
которая господствовала в неопозитивистской философии науки.
Кун объявляет исторически относительным идейный
стержень нормативной эпистемологии – убеждение в единственности, абсолютности
и неизменности критериев научности и рациональности. Он показал, что
различные парадигмы, также, как и различные взгляды на мир, являются несоизмеримыми,
а логика не может быть основой научной рациональности, в последнюю необходимо
включить социальные и психологические измерения.
Работой «Структура научных революций» Кун ознаменовал
постпозитивистский этап в развитии философии науки, стимулировал резко возросший
интерес к социо-культурным детерминантам познания. Перейдя от проблем
структуры научного знания к проблемам изучения его развития, Кун, таким
образом, выдвинув на передний план философии науки ряд новых проблем, которые и
в настоящее время являются актуальными. Несмотря на то, что вся концепция Куна
была практически полностью подготовлена и предвосхищена многими другими
учеными, именно после выхода в свет работы Куна «Структура научных революций»,
эпоху позитивизма сменил релятивизм, и это изменение в первую очередь связано
с именем Куна.
1.
Кун Т. Структура научных революций.
Благовещенск, 1998.
2.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб.
пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М., 2000.
3.
Современная западная социология науки.
Критический анализ: Коллективная монография.- М.: Наука, 1988.
4.
Современная философия науки: знание,
рациональность, ценности в трудах мыслителей запада: Учебная хрестоматия. М.,
1996.
5.
Философия и методология науки: Учеб. пособие для
студентов высших учебных заведений / под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.
[1] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 176
[2]
Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов высших учебных
заведений / под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.
[3] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 220-221.
[4] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 208
[5] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 188
[6] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 226
[7] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 259
[8] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 262
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|