|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Работы Ленина, Маркса, ЭнгельсаРаботы Ленина, Маркса, ЭнгельсаРаботы Ленина, Маркса, Энгельса.
Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”. О сущности демократии. В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка, а именно забывают, что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии, что отмирание гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству . Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва,т. е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность в насилии над людьми вообще . О соотношении демократии и диктатуры . Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого главного периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного её уничтожения . Этот период является периодом ожесточённой классовой б-бы, следовательно и гос-ва этого периода неизбежно должны быть гос-вами по-новому демократическими и диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны, но их суть одна : все эти гос-ва являются так или иначе, но в последнем счёте обязательно диктатурой буржуазии . Переход от капитализма к социализму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность при этом будет неизбежно одна - диктатура пролетариата . Отношение рабочего класса к формам государства . “Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику, как наилучшую для пролетариата форму гос-ва при капитализме, но мы не в праве забывать, что наёмное рабство есть удел народа, и в самой демократической буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила для подавления” угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно . В критике парламентаризма Маркс писал, что всеобщее избирательное право должно служить народу, организованному в коммуну, чтобы подыскивать рабочих, надсмотрщиков, бухгалтеров, как индивидуальное избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю . А Ленин говорил, что выход из парламентаризма, конечно же не в уничтожении представительных учреждений а в превращении представительных учреждений в “работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским учреждением,а работающим в одно и то же время законодательным и исполнительным . 4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии. Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую пролетарскую гос-ю политику, проводя указанные меры к большому демократизму и искоренению бюрократизма . Возможность такого разрушения обеспечена тем, что социализм сократит рабочий день, поставит большинство населения в условие, позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии ., а это приведёт к полному отмиранию всякого гос-ва . А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины, так, чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма, за демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и солдатских депутатов, за революционную диктатуру пролетариата . О судьбе демократии. У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии . Буржуазное гос-во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще, т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца, изыскание форм такого развития, испытание их практикой, всё это - одна из составных частей б-бы за социальную революцию. Борьба против бюрократизма. Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во, как на паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством и жаждет свержения его . Осуществить это может только пролетариат и осуществляет это, делая вместе с тем шаг к социалистическому переустройству .
К. Маркс “ К критике политической экономии. ” Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем порядке : капит. земельная собственность, наёмный труд, гос-во, внеш. торг., мировой рынок . Первая работа - критический разбор гегелевской философии права, последовательно привели к тому, что правовые отношения так же прочны, как и форма гос-ва . Общий результат может быть кратко сформулирован так : в общественном производстве своей жизни люди отступают от определений, необходимые от их воли, не зависящие отношения - производственные отношения. Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества, реальный базис, в котором обозначаются политическая и экономическая надстройка, и которому составляет определение формы общественного сознания . Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание . Человечество ставит себе только такие задачи, которые оно может разрешить,т.к. при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда мат. условия имеются на лицо . В недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем мат. условия для разрешения этого ... Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .
В. И. Ленин “Социализм и религия”. В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс рабочего класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды политического унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта . Бессилие униженных также порождает лучшую загробную жизнь . Религия должна быть объявлена частным делом . Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и церкви . Русская революция должна осуществить это требование, как необходимую составную часть политической свободы . Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса за создания рая на земле важнее для нас, чем единство пролетариев о рае на небе . Революционный пролетариат добьётся того, чтобы религия стала действительно частным делом для гос-ва .
В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”. Интерес ко всему, что связано с религией охватил мировые круги “общества” . Религия - это опиум для народа, - это изречение Маркса есть поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии . Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии . Борьбу с религией нельзя организовать абсолютно идеологической проповедью . В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные . Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров . Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем . Заявить с трибуны, что религия есть опиум народа, Франция поступила правильно и создала таким образом прецедент, который должен послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем, что нет . Это могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани между буржуазной и социалистической б-бой с религией .
Письма В. И. Ленина А. М. Горькому . Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В тюрьме, в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь,- кажется 3-й выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел внимательно за неё. Прочитав, озлился и взбесился необычайно : для меня ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём, не марксистским . Я написал ему тогда “объяснение в любви”, письмецо по философии в размере трёх тетрадок . Выяснил я там ему там, конечно, что я рядовой марксист в философии, но чуть но что именно его ясные полумерные, превосходно написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу и правоте Плеханова . Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям ( Луначарскому в том числе ) и подумывал было напечатать под заглавием “Заметки рядового марксиста о философии”, но не собрался . Теперь я жалею о том, что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в Питер с просьбой разыскать и прислать мне тетрадки . Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи, кроме суворовской ( её читаю ), и с каждой статьёй прямо бесновался от негодования . Нет, это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики, эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя, что “вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ), спутывать самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов ), проповедовать разновидность агностицизма и идеализма,- учить рабочих “религиозному атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций ( Луначарский ),- объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике ( Берман ), - черпать из вонючего источника каких-то французских “позитивистов” - агностиков или метафизиков, чёрт их подерёт, с “символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет, это уж через чур ! Конечно мы, рядовые марксисты, люди в философии не начитанные,- но зачем уж так нас обижать, что подобную вещь нам преподносить как философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать, чем соглашусь участвовать в органе или в коллегии, подобные вещи преподающей . 25 февраля 1908 г. --------------
“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно и вредно : разговаривать с людьми, пустившимися проповедовать соединение научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло . Спросить нельзя, трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел философию : к тому обязывает решение БЦ . Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны . Конечно, не в худшем смысле говорю о дипломатии, а в хорошем . “Хорошая дипломатия” с вашей стороны, дорогой А. М., должна была бы состоять в отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии . Беседа о других делах, кроме философии, не выгорит теперь : неестественно выйдет . Впрочем, если действительно эти другие дела, не философские, а “Пролетарий” например, требует беседы именно теперь, именно сейчас, и именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю, найду ли дни ), но повторяю, только на условии,что о философии и о решении я не говорю .” 16 апреля 1908 г.
“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины. Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении, то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается исключительно в области относящейся к истории человечества, а здесь окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее редко. Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу . Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное, унаследованное от прежних времен, оно опять-таки распадается на католическое и протестантское . Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических отношений, в которых совершается производство и обмен . Все три теории морали имеют одну историческую основу . Всякая теория морали является продуктом данного экономического положения общества . Мораль, стоящая выше классовых противоположностей, действительно человеческая мораль, станет возможной тогда, когда противоположность классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .
Теория насилия . Отдел второй, политэкономия, гл. 2. Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из него пользу, нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых, орудиями и предметами труда и, во-вторых, средствами для скудного содержания раба . Следовательно, чтобы равенство стало возможным, ..., уже достигнута известная ступень развития производства и известная ступень в неравенстве распределения . А для того, чтобы рабский труд стал господствующим, требуется гораздо более значительное повышение пр-ва, торговли, и накопления богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало, либо играло весьма подчинённую роль .
“Анти-Дюринг” . Отдел 3, гл. 5 . Государство, семья, воспитание . Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим отражением в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, где земные формы принимают формы неземных . В начале объектами этого отражения явл. силы природы, но вскоре вступают и общественные силы - силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых, столь же необъяснимых, и, подобно последним, господствуют над ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных общественных атрибутов, множество богов переносится на одного бога, который в свою очередь, является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм . В этой форме религия может продолжать своё существование, как непосредственная, т. е. эмоциональная форма отношений людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным до тех пор, пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До сих пор ещё в ходу поговорка : человек предполагает, а бог располагает . Чтобы подчинить общественные силы господству общества, необходимо действие . И когда это действие будет совершено, когда общество, взяв во владения всю совокупность средств пр-ва, и планомерно управляя ими, освободит этим путём себя и своих членов от того рабства, в котором нынче их держат, но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы, средства пр-ва, тогда следовательно человек будет не только предполагать, но и располагать, исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор ещё выражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать .
Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди этого направления решили принимать действительный мир таким, какой он есть на самом деле . Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех идеалистических оболочек, которые у Гегеля затрудняли её последовательное поведение. Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим” . Предмет надо было исследовать прежде, чем можно стало изучать процессы совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед, благодаря трём великим открытиям : а) открытию клетки . б) открытию закона сохранения энергии . в) открытию Дарвином своей эволюционной теории . Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными областями природы . Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от развития природы . В истории общества действуют люди, одарённые сознанием . Каков бы ни был ход истории, люди делают его так: преследуют свои цели . Возникают классы . Как они возникают ? Доказано, что каждая политическая б-ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым, а гражданское общество - решающим элементом . Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же отношениями определяется и гражданское право . В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но став самостоятельной силой, по отношению к обществу, гос-во порождает новую идеологию . Религия, возникнув, сохраняет запас представлений от прежних времен . За философией, изгнанной из природы и из истории, остаётся ещё царство частной мысли, поскольку она : учение о законе самого процесса, диалектика . После революции 1848 г., образованная Германия дала отставку теории и перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса продолжает жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является наследником немецкой классической философии .
В. И. Ленин “Великий почин”. Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм трудящихся масс, сознательно приносящих смерть делу победы социализма . Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало переворота, более трудного, более существенного - это победа над собственной распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом . Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами . Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма . Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов, за полное уничтожение классов .Чтобы победить, чтобы создать и упрочить социализм, пролетариат должен решить одну задачу : во-первых, увеличить своим беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу трудящихся, организовать её, руководить ею для свержения буржуазии . Во-вторых, повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых, а так же все мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи, новой организации труда . |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |