|
|
|
Риккерт Генрих ,представитель неокантианства |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Риккерт Генрих ,представитель неокантианства
Риккерт Генрих ,представитель неокантианства
Риккерт
Генрих ,представитель неокантианства.
Риккерт Генрих
(1863-1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы
неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с 1916 - Гейдельбергского
университетов.
Философская
позиция Риккерта претерпела сложную эволюцию: если вначале он анализирует
гносеологические проблемы (предмет познания, классификация наук), позднее
строит систему философии как теории ценностей, то в конце жизни стремится
обосновать онтологию и метафизику. Отвергая с позиций неокантианства "вещь
в себе" как объективную реальность, Риккерт сводит бытие к сознанию
субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание. На этой основе Риккерт
решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного - вопрос
о независимой от сознания объективной действительности: данная в познании
действительность имманентна сознанию. Вместе с тем, согласно Риккерту,
существует объективная, независимая от субъекта истина, т. е. недоступное
познанию трансцендентное. Не приемля теории отражения, Риккерт рассматривает
реальность как результат деятельности безличного сознания, конструирующего
природу (естествознание) и культуру (науки о культуре). Естествознание направлено
на общее, законы, а история занимается единичными, неповторимыми явлениями и
событиями. Исходный методологический дуализм Р. развёртывается в
противопоставлении им генерализирующей (обобщающей) точки зрения
естествознания, свободной от ценностей, и индивидуализирующего понимания в
истории, относящегося к ценностям. При этом Р. отдаёт предпочтение истории,
которая, с его точки зрения, гораздо ближе к действительности, чем
естествознание, оперирующее упрощающими многообразное бытие понятиями. Истолкование
Риккертом истории как науки направлено против принципа историзма и
материалистического понимания истории.
Философия, по
Риккерту, представляет собой науку о ценностях, которые образуют "...
совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и
объекта" ("О понятии философии"). Риккерт пытается построить
систему философии, содержание которой составляют надысторические
взаимоотношения ценностей. Рассматривая свою систему как открытую, Риккерт
вычленяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и
соответствующих им типов ценностей (истина, красота, надличностная святость,
нравственность, счастье, личная святость).
В работах
последнего периода философская позиция Риккерта приобретает
иррационалистический характер: он полагает, что понятия философии не способны
постичь жизнь. Критикуя онтологию Н. Гартмана и М. Хайдеггера, Риккерт
обосновывает возможность построения онтологии как учения о видах мирового
целого, проявляет интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|