|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Русская идея: прошлое и настоящее (концепция евразийства)Русская идея: прошлое и настоящее (концепция евразийства)смотреть на рефераты похожие на "Русская идея: прошлое и настоящее (концепция евразийства)" Всероссийский заочный финансово-экономический институт Р Е Ф Е Р А Т По дисциплине “Философия” По теме “Русская идея: прошлое и настоящее (концепция евразийства)” Исполнитель: Факультет МиМ Специальность Менеджмент Ф.И.О. Пахряева Марина Александровна Руководитель: Ф.И.О. Архангельск 1999 г. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Тютчев Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы как западного, так и восточного типа. С самого начала в истории русского народа играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое большое историческое сочинение “Повесть временных лет” XI века начинает свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы - варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане, шведы, норвежцы, “англяне”). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов - хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане. Значительную роль в усвоении христианской письменной культуры играли болгары и их письменность. Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно- угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами, коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти. Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков, общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее вселенскость, универсализм. Эта черта вселенскости, универсализма, часто искажается, порождая, с одной стороны, охаивание всего своего, а с другой - крайний национализм. Как это ни парадоксально, светлый универсализм порождает темные тени. По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX- начале XX вв. в связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России. Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России,
ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в
начале века на основе выдвинутой В.Соловьевым “русской идеи” (1886). В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к
пониманию места России в мировой истории. Этот подход был обоснован группой
русских философов - эмигрантов в сборнике “Исход Востока” (София, 1921) и
вскоре стал широко известен как концепция евразийства. По серьезности
исследования российской истории и государственности, по силе прозрения в
грядущие пути отечества евразийская школа заметно выделяется среди других
движений эмигрантской мысли. К евразийской школе относилась целая плеяда
ярких и талантливых литераторов, философов, публицистов, экономистов первой
волны эмиграции. Среди наиболее известных - географ П. Н. Савицкий, философ Главная ценность евразийства состояла не в обширности его географии
или сферы интересов у основателей, а в его идеях, одновременно оригинальных
и в тоже время внутренне родственных глубинным традициям русской истории и
государственности. Евразийцам была присуща особая пространственно-временная
оптика, большое историческое зрение, позволившее свежим взглядом в
привычных до боли чертах России разглядеть целый географический континент -
материк с особой исторической судьбой - Евразию. Евразийство рассматривало
русскую культуру не просто как часть европейской, но и как совершенно
самостоятельную культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в
равной мере Востока. Русский народ, с этой точки зрения, нельзя относить ни
к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной
этнической общности - Евразия. Подобная оригинальность русской культуры и
государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских
элементов) определяет и особый исторический путь России, ее национально-
государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией. Хотя сами евразийцы видели своих непосредственных предшественников в
лице славянофилов, Данилевского, Леонтьева и Достоевского (как мыслителя-
публициста), они опирались на значительно более давнюю традицию. Строго говоря, и собственно евразийство началось не в Софии и не в В своем идейном развитии евразийство прошло несколько этапов. В
начале двадцатых годов это было, по выражению С. Хоружего, не столько Уже в наше время, на новом этапе исторического развития России и постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийства получила новый импульс на новом государственно-политическом уровне. Она сформулирована в проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран- участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет. В заключение можно сказать, что историческая миссия России на протяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение. В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в
том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской
нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все
нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же
понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в
подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В
масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой
одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея
удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном
явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые
имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Вот слова Гоголя о Пушкине: “Русский человек в его развитии. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились... в такой очищенной красоте”. А закончим словами о. Павла Флоренского: “... Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси... Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу”. Будем верить и надеяться и мы.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |