|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. БулгаковРусская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаковсмотреть на рефераты похожие на "Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков " БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Р Е Ф Е Р А Т ПО ФИЛОСОФИИ РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв. Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ Студента МТФ группы 104218 Грицаенко Д.В. г. Минск – 1999 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . 1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . . 2. Религиозно – философские собрания . . . . . . . . 3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3 4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . . 6. Биографическая справка . . . . . . . . . Глоссарий . . . . . . . . . . . . . Литература . . . . . . . . . . . . . ВВЕДЕНИЕ Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже Будучи продуктом отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как всемирно-историческая трагедия и неудача истории. Волею исторических событий большая часть русских философов была вынуждена эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в эмиграции приобрели свое окончательное завершение. Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и
славянофильство, стало главным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной
связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в
интенсивном общении с современными ей отечественными школами идеализма, но
также пыталась опереться на достижения многовековой идеалистической
традиции европейской мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого
классического идеализма, Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и
феноменологии. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих
школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Глубина и резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни, безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени. Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной философии XX в. не имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение. 1. «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ». Новейший религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). «Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо университетско - академическими потребностями и кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно. Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «Новое религиозное сознание», или богоискательство,— сложное и
противоречивое образование не только потому, что в него входили люди,
стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы
разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и
потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало
определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили
соответственно левый и правый социально-политические фланги «нового
религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было
явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было
буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-
реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные
идеи анархизма и либерального народничества. Их представителем и
выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Помещичьим, В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство 2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ Первыми крупными представителями богоискательства были Мережковский
и Розанов. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей
началась с конца 90-х годов, сначала на квартире Мережковских и в различных
литературно-художественных салонах Петербурга, а затем на «религиозно-
философских собраниях», официально открытых в конце 1901 г. Несмотря на то
что работа собраний контролировалась синодом, они дали возможность светским
религиозным философам и богословам высказать свои претензии к официальному
православию и свои предложения по поводу той, как они полагали, явно
неудовлетворительной роли церкви, которую она играла в резко изменившихся
условиях общественной жизни России. Цель собраний состояла, по замыслу их
инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления
классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной После закрытия религиозно-философских собраний активность их
участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который взял на
себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом,
материализмом и идеями социализма. «…Не следует забывать,—писал в 1904 году Сначала такая постановка вопроса об отношении философии к религии
вызывала со стороны «Нового пути» возражения. Исходя из безоговорочного
принятия религии, новопутейцы заявили о недопустимости оправдания религии,
ибо это занятие ставило религию в зависимость от успеха ее оправдания. На
деле спор шел лишь об оттенках подхода к религии двух групп богоискателей. Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного
сознания» была объективная потребность молодого русского империализма
подчинить своим интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало
определенную модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная
функция должна была остаться прежней. 3. ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России духовный ренессанс начала XX в. Круг вопросов, захвативших умы религиозных философов, был поистине безграничен. Основные темы и категории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими «синтезу», и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения. Если попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то получится следующая таблица. I. «ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ» Дуалистические и плюралистические начала, подлежащие синтезу в «новой
культуре и жизни (религии)» 2.Христианство — язычество (античность); жизнь — религия 4. Бог — государство (власть) богочеловечество «становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и человеке» и т. п. в аспекте социальном и в плане духовной культуры: осуществление «духовного возрождения» теократия: новая, истинная, «свободная», «анархическая»; 5. Трансцендентное — имманентное — ноуменальное экстаз, трансцендирование, вечность; «антиномический синтез»; духовный, ноуменальный мир 6 Дух—плоть (тело, воплощение) 7. Свобода — творчество — жизнь — гнозис — «революция духа» 8. Вера — воля — разум — чувство — свобода — дух — любовь — надежда 9. Жизнь — знание; религия — философия; теургия — искусство; эрос — логос; истина — добро — красота; я — ты — мы; микрокосм — микротеос—«нравственная вселенная» «освященная плоть (пол)», совершенное «соединение плоти и духа»,«религиозный материализм», «богоматериализм» в перспективе религиозного и духовного «возрождения»: наступление эпохи в аспекте антропологическом: человек «нового религиозного сознания», «соборный» человек; в социальном смысле: «соборность», «новое религиозное сознание» «духовный» андрогин II. ПРОБЛЕМАТИКА АНТАГОНИСТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ВОПРОСОВ Антагонистические явления или доктрины
3. Материализм, позитивизм, атеизм — религия, религиозная философия 4. Научные представления о развитии природы и общественной жизни, материалистические или позитивистские «религии прогресса»- идеи «замысла божьего», религиозная историософия 5. Феноменальное — ноуменальное; эмпирическое — трансцендентное, мистическое 6. Материя — дух официальное православие, церковная казенщина, «церковный позитивизм» папоцезаризм, цезарепапизм, торжество «грядущего Хама», демократия,
социализм
в аспекте общественно-политической и идейной жизни России:
победа революционно-демократических и материалистических традиций, «абсурдность» и «бесчеловечность» бытия; «дурная» бесконечность мира и истории как «бессмысленной» смены поколений; «конечность», ограниченность существования человека в мире
объективная реальность, материализм, наука
9. Род — личность, общее — индивидуальное
в аспекте антропологическом: косная атмосфера византийско-монашеского православия; «позитивизм» официального православия безличная родовая жизнь, «деградация личности в процессе деторождения», бытовщина, мещанство Широкий спектр подлежащих «синтезу» или антагонистически связанных
идей — в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками—обсуждался
большинством русских религиозных философов начала XX в. Лидерами этого
большинства были В. Розанов, Д. Мережковский, С. Булгаков, Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся интеллигенция на рубеже веков, понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения. Хотя эти связанные с религией максималистские вожделения и были, пожалуй, центральными для представителей богоискательства, но в обстановке острых противоречий и сложной классовой борьбы они неминуемо должны были дополняться вполне земными требованиями либерально-буржуазных реформ в области надстройки, в том числе и в области религии и церкви. «Это была, - писал много лет спустя Н. Бердяев, - эпоха пробуждения в России самостоятельной ( идеалистической ) философской мысли, расцвет поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму … видели новые зори , соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни … Изначально в этот русский ренессанс вошли элементы упадочности … Культурный ренессанс явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Было возбуждение и напряженность, но не было настоящей радости». Русская религиозная философия ХХ века формировалась, кроме того, в неустанной и систематической борьбе с гуманизмом и идеалами Возрождения, что также не дает никакого основания для проведения каких-либо параллелей между двумя этими явлениями. «Новому религиозному сознанию» были присущи универсалистские
притязания. Многие его представители были склонны говорить не просто о
философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о Одним из факторов, который явным и косвенным образом вплетается в процесс отражения православием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, является идеологическое, идейно-философское и религиозно- модернистское наследие «нового религиозного сознания», ведущие представители которого одновременно составляли внецерковную ветвь религиозного реформаторства. Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что о нем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспект проблемы ««новое религиозное сознание» и современность»: влияние некоторых идей и установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковной линии религиозного реформаторства на современных православных модернистов- церковников. Другой точкой соприкосновения между современным модернизмом и
проблематикой «нового религиозного сознания» оказался повышенный интерес к
проблеме человека. «Нельзя не видеть,—замечает в этой связи П. К. 4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Вл. СОЛОВЬЕВА Свое философское мировоззрение Вл. Соловьев изложил в трактате Очень важно отдать себе отчет в том, что Вл. Соловьев понимает под мистицизмом. «Предмет мистической философии есть не мир явлений, сводимых к нашим ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним порядком существ и их жизни, который определяется их отношением к существу первоначальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и жизни как. всеобщего и целостного организма, если покамест не входить ни в какие детали. Такой же разнобой между философской терминологией и философской сущностью дела у Вл. Соловьева мы будем наблюдать и дальше. Точно так же и под таким термином, как «церковь», нужно , понимать у Вл. Соловьева согласно духу и букве его учения, как мы уже сказали выше, просто в первую очередь всеобщую целостность бытия, или, как он говорит, всеединство, но только в таком идеальном состоянии, когда уже преодолеваются все несовершенства жизни и человек приобщается или по крайней мере стремится к такому идеальному состоянию. Поэтому, если отнестись критически к терминологии Вл. Соловьева, то совершенно ничего страшного и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни в этом «всеединстве», ни в Во-первых, ясно, что свое бытие Вл. Соловьев понимает по крайней мере
в двух, если не в трех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о
противоположности сущего и бытия, как это мы констатировали выше. Одно выше
всякой раздельности, другое есть раздельность и множественность. Теперь же
оказывается, что в бытии тоже необходимо различать два разных бытия. Одно —
идеальное, необходимое и то, что философ называет сущностью. Другое же —
реальное, действительное и то, что философ называет природой. Сказать, что
все это разделение вполне ясно, никак нельзя. Понятно то, что
нерасчлененное сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит
философ. Логосом, а эта идея, или Логос, осуществляясь, создает реальную
действительность. Однако совсем непонятно, когда мы тут же читаем, что
после расчлененного Логоса нужно признать идею, которая есть Не очень благополучно обстоит здесь дело также и с категорией Логоса. Более понятно суждение о том, что «третьему или конкретному Логосу отвечает и конкретная идея, или София». Другими словами, чистая идея тоже содержит в себе какую-то чистую материю и в совокупности с этой материей является Софией. Но что это за материя в чистой идее, об этом можно только догадываться. В связи с этим не очень ясным предстает в данном трактате также
слишком кратко и абстрактно выраженное учение о Пресвятой Троице. То, что
абсолютное сущее как начало, исток и сила всего существующего именуется Наконец, нелегко понять и то, что философ говорит здесь о Духе Философ избегает здесь противоречивости благодаря тому, что из всех
своих указанных у нас выше основных триад останавливается только на одной — 1) Сущее 2) Бытие 3) Сущность ( Абсолютное ) ( Логос ) ( Идея ) 1. 1) Абсолютное . . . . . Дух Воля Благо 2) Логос . . . . . . Ум Представление Истина 2. 3) Идея . . . . . . . Душа Чувство Красота Отобрав только эти два тройных деления, Вл. Соловьев очищает себе путь для той ясности и простоты, без которых он не мог бы мыслить завершения своих категориальных построений. Чтобы понять кристальную ясность предложенной Вл. Соловьевым таблицы категорий, нужно помнить три обстоятельства. Первое обстоятельство — это наличие трех основных категорий: Сущее, Но вот против чего необходимо решительно возражать. Ведь если Вл. 5. Религиозно - философская проблематика Вл. Соловьева Анализ трактата «Россия и вселенская церковь». Вл. Соловьев подводит философский итог своим общественно-политическим и национально-политическим исканиям в 1889 г. в книге «Россия и вселенская церковь». Таким образом, уже самый заголовок этой части книги свидетельствует о римских симпатиях Вл. Соловьева в данный период, хотя собственно о католицизме он не говорит здесь ни слова. Отсюда можно сделать тот вывод, что философ несколько побаивался доводить дело до продуманного и безусловного конца. Ведь такой слишком общий термин, как «общественное приложение», можно применить к любой религии, и никакое восточное православие от такой терминологии не откажется. Прежде всего определенного рода неуверенность и даже противоречие мы склонны находить уже и в соловьевском учении о троичности, как оно представлено в разбираемом трактате. Троичность рисуется Вл. Соловьеву в совершенно определенных традиционных христианских тонах. Бог есть абсолютный субъект, который выше всех своих проявлений; он есть проявление самого себя, так как иначе он был бы просто ничем; и это проявленное и произведенное в нем в то же самое время не отлично от него, возвращается к нему, есть оно же само, но только как живое. Православию здесь возразить нечего. Это — традиционный православный догмат о трех ипостасях. Нельзя, однако, сказать, что традиционное учение о троичности
изложено в этом трактате вполне точно или совершенно. То, что в первой и
второй ипостасях подчеркиваются производящее и произведенное, или единое и
раздельное, это правильно. Но важнее православная мысль о том, что вторая
ипостась есть проявление первой, ее идея. На этот раз у Вл. Соловьева
подобный момент выражен очень слабо. Точно так же и в третьей ипостаси
подчеркивается момент: «Божественное бытие через внутреннее самораздвоение В прежнем трактате троичность понималась как сущее, бытие и идея. Уже
там можно установить источник неточности этой терминологии. Настоящую
путаницу Вл. Соловьев допускает в своих рассуждениях об отношении третьей
ипостаси к Христу и к Софии В прежнем трактате между Духом Святым, Христом
и Софией вообще никакого различия не проводится. Но согласно христианскому
догмату, Дух Святой есть нетварная ипостась самого божества, в то время как Трактат «Россия и вселенская церковь». Очень важно учение Вл. Соловьева в книге «Россия и вселенская
церковь» о Мировой Душе, которому посвящена специальная глава «Душа мира —
основа творения, пространства, времени и механической причинности». В
противоположность неясностям по этому вопросу в других сочинениях здесь
дается отчетливое и вполне безукоризненное учение, совершенно согласное с
христианской догматикой, везде проводится идея тварности Мировой Души, так
что ни о каком отождествлении ее с Духом Святым не может быть и речи. Необходимо обратить особое внимание именно на это рассуждение Вл. Вл. Соловьеву удается провести весьма убедительную и для его философии вполне последовательную мысль о пространстве, времени и механизме как об области, которая по своей рассеянности и разрозненности противоположна собранности и всеединству той Софии, которая еще до мира принадлежит богу и вместе с ним также является богом. Это стремление к разъединению предполагает обратное стремление к воссоединению, усилие для него, а в усилии есть воля, и, наконец, воля есть психический акт и предполагает душу, в данном случае Мировую Душу. Гораздо менее убедительно звучит учение Вл. Соловьева о социально- историческом, воплощении формулированной им троичности. Самое интересное то, что первая ипостась, проявляющая,.но не проявленная, и производящая, но не произведенная, в конкретной истории церкви есть, по Вл. Соловьеву, не что иное, как власть апостола Петра, римского первосвященника. Еще слабее обстоит дело с теорией Вл. Соловьева об историческом
воплощении второй и третьей божественной ипостаси. Об историческом
воплощении второй ипостаси он говорит еще более или менее ясно. Это —
император, или царь. Что же касается воплощения третьей ипостаси, то тут
уже дело обстоит совсем неясно. Это воплощение Вл. Соловьев толкует как
пророка. Ведь Дух Святой для него — это, в отличие от второй ипостаси,
которая есть идея, прежде всего сфера благодати, сфера законоисполнительной
и самоудовлетворительной, целостно проявляющей себя в божестве благодати. Наконец, особого рассмотрения заслуживают еще два вопроса, которым посвящена анализируемая нами 3-я книга трактата «Россия и вселенская церковь». Не совсем благополучно обстоит дело у Вл. Соловьева с учением о третьей ипостаси божества. Противопоставивши первую и вторую ипостаси как Отца и Сына, он в полном согласии с тысячелетней христианской догматикой постулирует необходимость признавать еще и третью ипостась, которая объединяла бы собой две первых. Но поскольку речь идет о боге как об абсолютной единичности, эта третья ипостась, казалось бы, и должна была возвращаться к первой. У Вл. Соловьева оказывается, однако, что третья ипостась исходит вовсе не только от одной абсолютной единичности, но в то же самое время и из той множественности, которая специфична уже для второй ипостаси и которой вторая ипостась только и отличается от первой. Исхождение третьей ипостаси от первой и тут же от второй упоминается им не раз. И опять-таки в порядке свободного философского исследования рассуждать так вполне возможно в зависимости от содержания установленной здесь терминологии и в зависимости от намерения философа. Но дело в том, что это исхождение третьей ипостаси, Духа Святого, от первых двух, от Отца и Сына, есть знаменитый католический догмат Filioque, что и значит «и от Сына». Для православных в свое время он был недопустим потому, что этим нарушалась абсолютная единичность первой ипостаси, а также нарушалось всемогущество и третьей ипостаси, которая указывала здесь на восхождение уже не к одной только неделимой единичности, но и к единомножественности. Вл. Соловьев не решается употребить католический термин и ограничивается лишь указанием его в контексте своего общего повествования о троичности вообще, повествования, кроме того, чисто философского и рационального. Н.А.Бердяев в статье «Проблема Востока и Запада в религиозном
сознании Вл. Соловьева» отмечает, что он в проблеме Востока и Запада Надо, однако, сказать, что Н. А. Бердяев глубочайшим образом
ошибается, видя в философии Вл. Соловьева только борьбу мистики и
схоластики. Схематизм действительно был присущ многим его рассуждениям. Но
философ вполне выработал для себя такую форму мышления, где предельная
обобщенность отождествлялась с наглядностью и картинностью умственного
построения. Большинство обычных для него категорий вроде «церковь» или Это, между прочим, привело к тому, что после своих конфессиональных увлечений 80-х гг. Вл. Соловьев проявляет гораздо меньше интереса к церковно-политическим вопросам, а иногда высказывает к ним полное равнодушие . Вопрос о Софии в трактате «Россия и вселенская церковь». Совсем другое необходимо сказать и еще об одной основной конструкции Традиционные учения о богочеловечестве всегда представлялись Вл. О том, что здесь проявилось общественное, социальное, действенно-
человеческое и всечеловеческое понимание божества в христианстве, об этом Хотелось бы отметить еще одну черту как церковно-политических, так и
философско-национальных исканий Вл. Соловьева в течение 80-х гг. Именно:
несмотря на весь энтузиазм и психологический пафос философа, его
конструкции обладают некоторого рода утопическим, и притом мягко-
утопическим, характером. Преимущество римского католицизма Вл. Соловьев
действительно проповедовал. Но, с другой стороны, сам он в католицизм не
переходил и даже не считал нужным. Более того. Реальный переход из
православия в католицизм виделся ему как глубокая ошибка и заблуждение. Учение о теократии. Социально-исторические искания Вл. Соловьева при строго логическом
подходе к ним представляют собою не только весьма разнообразную, но и
противоречивую картину идей, настроений, упований и разочарований. Едва ли,
однако, можно подходить к этому вопросу только формально-логически. Прежде всего, такой трактат, как «Духовные основы жизни», предполагает весьма спокойное и благочестивое православие вне всяких агитационных приемов в области теократической философии. Этот трактат писался и издавался Вл. Соловьевым одновременно с его весьма страстным и часто нетерпимым конфессионализмом, свидетельствуя, по-видимому, о том, что в глубине своего сознания он всегда оставался на почве строгого и старинного православия с традиционными учениями о послушании и о необходимости во всех делах подражать образу Христа. Книга эта вышла в 1884 г. и затем в 1885 г., то есть в те годы, когда Вл. Соловьев буквально пылал своими национальными и конфессиональными страстями. И когда этот трактат вышел 3-м изданием в 1897 г., то он оставил его почти без изменений, если не считать мелких стилистических поправок. Таким образом, среди всех этих бурных теократических и конфессиональных страстей спокойно-величавое понимание православия оставалось у Вл. Соловьева нетронутым. Далее, совсем иную картину мы находим в те годы, когда у него росли
его римско-католические восторги. Но и здесь далеко не все было так просто. Но и на этой позиции Вл. Соловьев долго не мог удержаться. То он
утверждал, что Константин Великий насаждал языческое государство, ничем не
отличное от Диоклетианова, а то объявлял его «равноапостольным». Отношение
к Риму у него все время колебалось. То относился к нему спокойно и почти
безразлично, а то восхвалял римский авторитет как основной даже для периода «Теократия» есть определенный юридический термин. Необходимым признаком теократии является юридическое господство религии в области мирских отношений. Такова мрачная и торжественно-траурная последняя часть всей напряженной и бурной симфонии соловьевских социально – исторических исканий.. Можно сказать, что после разочарования в этих исканиях ему предстояло создать еще новую и небывалую философскую картину, для которой все его оставшиеся сочинения были бы только введением. Но природа и история заставили его слишком быстро сойти с исторической сцены, поскольку он умер совсем еще нестарым человеком. Но и то, что он успёл сделать в этой области, заслуживает с нашей стороны не только серьезной критики, но и столь же серьезного преклонения. 6. Биографическая справка Соловьев Владимир Сергеевич родился в Москве 16 января 1853 года, в семье крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Род Вл. Соловьева еще в пятом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешел в духовное сословие, по линии матери он имел в числе предков замечательного мыслителя ХVIII в. Г.С. Сковороду. Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития. Эта обстановка не только была причиной раннего овладения иностранными языками, но она навсегда также стала еще причиной глубокого интереса к большим и самым широким вопросам жизни и мировоззрения. Среднее образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г. По разного рода соображениям его определили не в 1-й, а сразу в 3-й класс. Гимназию он кончил в 1869 г. с золотой медалью и занесением на гимназическую золотую доску, которая помещалась в актовом зале гимназии. О гимназических годах Вл. Соловьева имеются некоторые сведения, касающиеся как его образа жизни, так и его умонастроения. Но в эти же годы в настроениях Вл. Соловьева необходимо находить также и серьезную сторону. Именно уже с 13 лет и до 18 он переживает сомнения в религиозных истинах и проявляет глубокий критицизм, о котором сам же пишет в письме к Е. В. Романовой от 31 декабря 1872 г. В этом письме 19-летнего Вл. Соловьева уже выражен весь основной образ мыслей зрелого философа.С сознанием взрослого и зрелого человека он пишет этой девочке, Кате Романовой: «В детстве всякий принимает уже готовые верования и верит, конечно, на слово; но и для такой веры необходимо если не понимание, то некоторое представление о предметах веры, и действительно ребенок составляет себе такие представления, более или менее нелепые, свыкается с ними и считает их неприкосновенною святынею. Многие (в былые времена почти все) с этими представлениями остаются навсегда и живут хорошими людьми. У других ум с годами растет и перерастает их детские верования. Сначала со страхом, потом с самодовольством одно верование за другим подвергается сомнению, критикуется полудетским рассудком, оказывается нелепым и отвергается». Высшее образование Вл. Соловьев получил в Московском университете ( 1869 – 1873 ). Вероятно, не без влияния материализма Вл. Соловьев поступил начала на физико- математический факультет, затем на II курсе перешел на историко-филологический факультет. О том, с какой страстностью Вл. Соловьев стал овладевать философией на историко-филологическом факультете и знакомиться с такими властителями умов, как Хомяков в России и Шеллинг и Гегель в Германии, об этом свидетельствует тот факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г. В период с 1874 по 1880 г.г. он написал две диссертации и ряд трудов. Имеются некоторые сведения о кратком пребывании Вл. Соловьева в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя, но, по видимому, о каком-то серьезном влиянии здесь говорить нельзя, скорее он уединился от повседневной суеты чтобы завершить диссертацию и пользоваться обширной библиотекой Академии. Защита магистерской диссертации Вл. Соловьевым «Кризис западной философии (против позитивистов)» ярко свидетельствует как о необычайной силе его философского мышления, так и о простоте и ясности выражения, логической убедительности, сочетавшейся с глубиной и широтой исторического горизонта. Он был назначен доцентом на кафедре философии Московского университета , По ряду причин в 1877 г. был переведен в Петербургский университет. Вскоре защитил докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал» ( 1880 ). После прочтения публичной лекции 28 марта 1881 г., в которой Вл. Соловьев призывал императора Александра III помиловать первомартовцев, его преподавательская деятельность навсегда окончилась. Вл. Соловьев целиком отдается написанию произведений церковно-общественного характера . В это время Вл. Соловьев сближается с католицизмом, ввиду чего у него появилось много неприятностей вплоть до запрещения писать на церковные темы. В последние годы своей жизни Вл, Соловьев опять вернулся к философии. К этому времени относятся его трактаты «Красота в природе» ( 1889 ), «Смысл любви» ( 1892-1894 ), «Понятие о Боге ( В защиту философии Спинозы)» (1887) и «Теоретическая философия» ( 1897-1899 ). Наконец, тоже чисто философским трудом необходимо считать огромное произведение «Оправдание добра» ( 1897 – 1899 ). Умер Вл. Соловьев рано, в возрасте 47 лет. Безвременно оборвалась жизнь человека, который отличался небывалой силой философской мощи, небывалым владением мировой философией, напряженнейшей духовной жизнью и мощной творческой энергией, полной неиссякаемых замыслов. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — религиозный философ и
публицист. Родился в Киеве 6 марта 1874 г. Б. — отпрыск старинного
дворянского рода. Будущий философ рос в аристократической среде. Отец, сам
офицер, хотел также видеть сына военным и отдал его в кадетский корпус. Но
сын пробыл там недолго. Увлекся философией. В четырнадцать лет он читал не
только А. Шопенгауэра, но и И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. Следующее увлечение БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — философ, экономист, публицист, богослов, представитель религиозного Ренессанса в России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны Орловской губернии. По признанию философа, глубинные интуиции творчества были навеяны ему еще в детстве — жизнью с русской природой и церковными службами в бедном храме родного городка. Отец Б. был провинциальным священником. Закончив четырехклассное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г. поступает в Орловскую духовную семинарию. Но уже в первых классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис, который закончился утратой религиозной веры на долгие годы (вплоть до 30-летнего возраста). Летом 1887 г., незадолго до окончания семинарии, когда начальство прочило способного ученика в студенты духовной академии, Б. прекращает учебу и поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г. — в Московский университет, на юридический факультет. В студенческие годы начинается его увлечение марксизмом. По окончании Московского университета в 1894 г. Б. был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. 1896 г. датируется его первая книга «О рынках при капиталистическом производстве», написанная с марксистских позиций. Успешно сдав магистерский экзамен, Б. в 1898 г. отправляется в Германию — родину социал-демократии и марксизма — для работы над диссертацией, задача которой была применить основные положения марксизма к земледелию. Б. приобретает известность в социал- демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым, встречается — по его рекомендации — с К. Каутским, А. Бебелем, В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической экономии. Однако в Германии у Б. началось быстрое разочарование в марксизме, наступил очередной кризис мироощущения. Б. возвращается на родину «потерявшим почву» и с надломленной верой в прежние идеалы. К изумлению и негодованию своих единомышленников по социал-демократическому движению совершается поворот Б. от марксизма к идеализму, который нашел свое выражение в ряде статей, написанных в период 1900—1903 гг., объединенных в сборнике «От марксизма к идеализму» (1903). Существенные причины, повлиявшие на обращение Б. к религиозной вере и идеализму: значительное духовное воздействие творчества Ф. М. Достоевского и Вл. С. Соловьева, личное общение с Л. Н. Толстым, «чудесная встреча» с «Сикстинской Мадонной», пережитая им в Дрездене. Поворот от марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он сознательно и всецело переходит на позиции религиозного миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие», в которой выразил несогласие с тем, что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном производстве, и был назначен профессором Киевского политехнического института по кафедре политэкономии. Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г. Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв революцию 1905 г., он приходит к мысли о создании христианского освободительного движения. В 1907 г. Б. избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный «христианский социалист», но Дума не оправдала его надежд и, четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали. В 1905 г. Б. был одним из инициаторов создания московского Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие спасения России на путях нравственно-религиозного обновления. В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее значительные его произведения, созданные в этот период — «Два града» (1911) и «Философия хозяйства» (1912), за которое он получает в Московском университете степень доктора политической экономии. В то же время он пишет ряд публицистических статей, самая значительная из которых «Героизм и подвижничество» была помещена в сборнике «Вехи» (1909). Книга «Свет невечерний» (1917) завершает этот период творчества мыслителя. Когда началась первая мировая война, Б. увидел в этом событии не только крах «мещанской культуры» Европы, но и возможность осуществления мессианского предназначения России. Этому вопросу был посвящен его доклад «Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании московского РФО, а также книга «Война и русское самосознание» (1915). В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б. воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим в русской жизни. Свое отношение к революции он выразил в работах «Христианство и социализм» (1917), «На пиру богов. Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и Октябрьской революций вызвали у философа тревожные предчувствия личной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти», «истления заживо», которыми он делится с В. В. Розановым в письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б. принимает решение стать священником, решение, которое он вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало устранение серьезного для него препятствия — союза православия с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две недели — в храме кладбища Св. Духа — в иереи. Б. становится отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуемым. За принятие священства Б. исключается из числа профессоров университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его семья, становится профессором политэкономии и богословия в Симферопольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия философии» и «Философия имени». По существу, с этого времени начинается богословский период творчества мыслителя. В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ,
историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе. Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н. Трубецкого. Исследование традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии станет главным историко- философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм, прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются источниками и его собственных философских построений. Другим таким источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами церковного обновления в России. В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании московского Религиозно- философского общества памяти В. С. Соловьева, а в марте 1907 г. — в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит в редакцию организованного в конце 1910 г. в Москве издательства «Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода, посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э. стремится последовательно изложить свою философскую, концепцию, сложившуюся в общих чертах уже в 1905— 1906 гг. Кристаллизации философских взглядов Э. способствует полемика с авторами неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком. В 1911 г. Э. включает свои важнейшие статьи в сборник «Борьба за Логос». В «Богословском вестнике» печатается написанная в Риме крупная работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает свое понимание специфики отечественной философии; наиболее значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму, схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно- христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и «логичен», как и православие, в котором Э. подчеркивает более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры. Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает итальянскую философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую — «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир» Данте. Откликами на события первой мировой войны являются многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест. Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915). Военный конфликт он рассматривает как реализацию противостояния начал «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом Московского психологического общества. Он собирается работать над книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить . Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. ГЛОССАРИЙ А АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие алистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - категории диалектического
материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие
соотношение между: АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона,
часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio – отвлечение ) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения. АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое преуменьшение роли логического мышления как средства достижений истины; противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения. АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями. Б БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм религии. БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана. БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д. БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования, действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений. В ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России, политическое движение которого оформлялось в период развитого в стране демократического и пролетарского движения. ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин. ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний. ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное
существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью „ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие: первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй - вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной. ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений). Г ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил. Д ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. ДОБРО И ЗЛО - морально-этические категории, в к-рых выражается
нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных
явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. Е ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему. Ж
И ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму.. ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного производства. ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой
обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства
населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму;
генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее
почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель), ИСТИНА - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.
КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи
анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки. КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская дисциплина, целью к-рой
является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному
познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру научных теорий, их
компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.),
устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает
вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования
проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов
научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.
МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское
направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную
уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как
философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и
развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность
материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,
несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая
сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего
мира, утверждая т. обр. познаваемость природы. МОНАДА (греч. monas - единица) - философский термин, означающий
структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в
тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М. МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое
принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом,
основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают
дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок, государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом обоснования и осуществления своих требований. МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга. Н НАРОД - в обычном смысле - население государства, страны; в строго научном смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития данной страны в данный период. НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю) О ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая берется в единстве с усло-виями жизни, определяющими ее. ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти- ческое) и как отдельный регион, страна. ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как
необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. П ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение,
максимально сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их
отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное
научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе. ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческих действий. ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность христианства,
распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное
субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения. Р РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных. С СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий) СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие
от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех
или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой философской
системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С.
относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для
объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в
зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое,
непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную
действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,
ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла. ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие —
систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на У УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких
суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или
следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к
заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода). УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих
закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и
мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм
общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими
отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является
проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская
система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы,
даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые
встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Х
Э ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки соединить материализм и идеализм и т.п. Я „Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности,
индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным Литература 1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ), М. «Мысль»,1980. 2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988. 3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с. 4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с. 5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г. – 512с. 6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред. А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с. 7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986. – 590с.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |