|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Русский космизм и его роль в развитии отечественной наукиРусский космизм и его роль в развитии отечественной наукиОглавление 1. Русский космизм - предыстория и общая характеристика ВведениеСреди множества философских теорий и учений, особое место занимает русский космизм, философское течение, которое появилось на стыке 19 и 20 веков. Тема русского космизма кажется нам актуальной по нескольким причинам: В непростое время переходного периода, когда исчезли многие старые цели, задачи, идеологические схемы, когда идет мучительный поиск новых идеологических концепций, могущих стать точкой опоры для движения общества вперед, необходимо не забывать пословицу "новое - хорошо забытое старое". Таким хорошо забытым старым является, на наш взгляд философия русского космизма, тема, которая, к сожалению, мало или совсем не освещалась в программах по философии в советский период истории. Теория единения с поколениями предков, теория объединения человека с природой, а далее и с вселенной, возможность продолжения рода человеческого, даже после того, как земля действительно исчерпает ресурсы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека - как раз и представляется нам той полной здорового оптимизма концепцией, которая как раз и необходима жизненно в нашу непростую эпоху. Теория "воскрешения отцов" Н.Ф. Федорова может, в практическом применении, привести к более пристальному изучению опыта предыдущих поколений, где мы, без сомнения найдем ответы на многие, интересующие нас вопросы. Пробуждение интереса к отечественному философскому наследию, к сожалению, можно наблюдать лишь последние пятнадцать - двадцать лет. Неизвестны для широкой публики ранее были такие имена, как Н.А. Бердяев, Флоренский, С.Н. Булгаков, Флоренский и многие другие. Ненормальный интерес ко всякого рода западным учениям в период перестройки и постперестроечный период, слепое, догматическое копирование западных учений, в особенности в области экономики, образования и ряде важнейших областей общественной жизни привели к утери нами многих завоеваний предыдущих поколений. Труды русских философов, и в частности философов, разделявших взгляды и идеи космизма, могут быть мощным барьером на пути бездумной и нередко агрессивной вестернализации нашего общества. 21 век с полным правом можно считать воротами в новое тысячелетие. Он открывает собой эпоху открытий и свершений, вероятно, гораздо более масштабных, чем в 20 веке. Уже первые годы этого столетия показали, что 21 век будет веком перемен. Рушатся старые стереотипы, размываются границы, стираются социальные барьеры. Человеческий разум, еще во второй половине 20 века, вышедшие за земные рамки, теперь стремится еще дальше. Информация о планете Земля и её жителях уже отправлены за пределы солнечной системы, осуществляется исследование планет солнечной системы, планируется пилотируемая экспедиция на Марс. Возникает необходимость общетеоретического, философского осмысления достижений и результатов деятельности человечества в космических масштабах также жизненно важно наметить пути дальнейшего развития и распространения человеческой цивилизации. Это делает философию космизма все более востребованной. Авиационная и космическая техника в нашей стране с самого начала развивалась под влиянием космизма - К.Э. Циолковский был сторонником идей космизма, да и сам проект первой ракеты задумывался им изначально, как способ расширения границ человеческой цивилизации. Кроме того, двадцать первый век выносит на повестку дня такие важные понятия как единство мира, познание и научно-технический прогресс, расширение границ воздействия человеческой цивилизации. Перед человечеством стоят не только вопросы распространения, но и сохранения цивилизации. Освоение космоса, имеющее под собой сильную научную философскую базу, в состоянии обеспечить безграничный прогресс во времени. Такой философией, несомненно, является космизм. Также все более актуальной становится оценка деятельности человечества под углом взаимодействия общества и природы. Создание общей теории взаимодействия общества и природы является одной из наиглавнейших задач современной философии. Всем этим занимается русский космизм. Исходя из сказанного выше, тема русского космизма представляется интересной и перспективной для нашего исследования. 1. Русский космизм - предыстория и общая характеристикаКосми́змом (греч. κόσμος - организованный мир) - это философское мировоззрение, основу которого составляют представления о Космосе (под космосом следует понимать не только пространство, окружающее Землю, но также и саму Землю, весь живой и неживой мир, человечество) о человеке как "гражданине Мира", а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Как отмечает исследователь этого направления в философии Г.В. Железняк "Понятие "космизм" включает в себя все направления мировоззренческого порядка: это и восприятие, и размышление, и умение строить логические цепочки, и предвидение" [п.1]. Космизм, по её словам можно рассматривать как " проявлением " разумности, интеллектуального роста, проявление единства и универсальности общечеловеческого мышления и связь категории космизма с научными, историческими и поэтико-культурными достижениями". [п.1] В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Идея Космоса, как единого замкнутого в себе целого, легла в основу научных моделей Вселенной, первая из которых была создана Евдоксом. Применялись идеи космизма применялись в философско-научной школе Пифагора (ок.580-500 г. до н.э.). Ученик Сократа Платон в своей идеалистической философии широко применял идею "духовных сущностей". По Платону, Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная душой и движением. (соч. "Республика"). В средневековой науке вкладом в идею космизма, на наш взгляд можно считать учение Коперника, создавшего гелиоцентрическую систему мира, в противоположность геоцентрической системе, господствовавшей до сих пор. Свой, и немалый вклад в космизм внесли теории о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в), теории относительности А. Эйнштейна и др. [2]. Русский космизм или космическая философия появляется в России в конце XIX - начала XX века. По мнению А.И. Новикова русский космизм "…есть идея глубокой, неразрывной связи человека с Космосом, Земли со Вселенной" [3, с.146]. Интересен и тот факт, что русское слово Вселенная не имеет точных аналогов ни в одном из иностранных языков. Словарь Ожегова дает ему двоякое толкование: 1. Все мироздание, Весь мир; 2. Вся земля, все страны [4, с.108]. Далее А.И. Новиков замечает "Русский космизм представляет собой сложный комплекс идей - научных философских, художественных" [с.146]. Русский космизм имеет богатую, восходящую еще к дохристианским временам предысторию, корни, уходящие в языческую мифологию (космогоническим, солярным мифам). Так, Даждьбог - "в восточно - славянской мифологии бог, связываемый солнцем" [п.5, т.1, с.347], занимает почетное место в языческом пантеоне восточных славян. Принятие христианства дало новый импульс развитию "космического" мировоззрения наших предков. Появились и получили широкое распространение популярные на Руси переводные Толкования Палея и "Шестоднев" Иоанна Экзарха Болгарского, рассматривающие эволюцию Вселенной с библейской точки зрения, а также апокрифы космологического содержания - "Беседа трех Святителей", "Хождение Богородицы по мукам", "Книга Еноха Праведного" и так называемые "Изборники", включавшие немало сведений астрономического и астрологического содержания (например, "Изборник" Святослава 1073 г). В 1136 г. было завершено и первое календарное сочинение, написанное монахом Антониева монастыря в Новгороде Кириком Новгородцем и кратко именуемое "Учение о числах". Здесь впервые на русском языке прозвучали научные идеи о цикличности и круговороте времени и на основе астрономических знаний о движении Луны и Солнца, точных математических расчетов был дан древнерусский свод летосчисления. В XII в. был создан и первый отечественный космологический трактат "О небесных силах", который до сих пор по непонятным причинам выпадал из поля зрения историков русской науки и философии. Публикатор трактата приписывал его известному писателю и церковному деятелю, автору поучений, торжественных слов и молитв Кириллу Туровскому. Однако принадлежность названного сочинения именно епископу Туровскому была оспорена палеографами еще в прошлом веке, что закрепилось в современной литературе. Но как бы там ни было, перед нами действительно первый (пусть даже и анонимный) из дошедших на русском языке письменных трактатов по космологии. Его полное название - "Слово святого Кирилла о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли". Уже одна эта ключевая фраза свидетельствует об изначальных традициях русского космизма рассматривать Вселенную как неразрывное единство Макро - и Микрокосма. Древнерусский космист не ограничивается анализом проблемы сотворения мира "от небытия к бытию". В трактате упомянуты и постоянно беспокоившие церковь русские двоеверие и многобожие - традиционные космические и пантеистические народные верования: "в солнце, и в месяц, и в звезды, а иные - в реки, и в источники, и в древа... и в огонь, и в звери, и в иные вещи многоразличные", его предтечами можно считать утопические произведения М. Щербатова "Путешествие в землю Офирскую" 1773 - 1774 г, В. Одоевского "….4338 год. Петербургские письма (30 - е годы 19 века). Конечно, эти сочинения трудно отнести вк научным трудам, однако они, по словам А.И. Новикова " …постепенно воссоздавали духовную атмосферу особого рода - неудовлетворенность вечным земным существованием, стремление выйти за пределы Земли, осмыслить место человека во Вселенной. Вне этой духовной атмосферы невозможно понять и научно - технические поиски ХХ века" [п.3, с 164]. Русский космизм - есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие: а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития. б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский). в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве [п.2] 2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская системаНачало русского космизма как,
по словам О. Шубаро, "особого духовно-теоретического феномена",
"целостного социо-культурного явления" по праву связывают с работами
Н. Федорова. Николай Федорович Федоров (1829-1903), которого современники
называли "Московским Сократом", родился 7 июня 1829 в селе Ключи
Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). Как внебрачный
сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крёстного отца. В 1849 г.
по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского
лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду
смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. С 1854 по
1867 г. работал преподавателем истории и географии в уездных городах
среднерусской полосы Липецк, Богородск, Углич, Боровск, Подольск и др.) [#"_Toc265263688">2.1 Развитие идей русского космизма в науке. Представители
русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество
Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, - 19 сентября 1935, Калуга) - российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования "ракетных поездов" - прототипов многоступенчатых ракет. Идея Н. Федорова о регуляции других планет у К. Циолковского развилась в идею освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной. [п.2]. Космические взгляды К. Циолковского наиболее полно выражены в его работах "Космическая философия" и " Монизм Вселенной". Также он продолжает тему воскрешения Н. Федорова в работе "Космическая философия". Он как бы полемизирует с возможным оппонентом: "Опять говорят: я умру, вещество мое рассеется по всему земному шару, как же я могу ожить?" И отвечает на этот вопрос: "До вашего зарождения вещество ваше тоже было рассеяно, однако это но помешало вам родиться. После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние. Но, как мы видим, оно не препятствует оживлению. Конечно, каждое оживление имеет свою форму, несходную с предыдущими. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем." [п.14]. Эту же мысль он развил в статье "Монизм вселенной ": "Мозг и душа смертны. Они разрушаются при конце. Но атомы или части их бессмертны и потому сгнившая материя опять восстанавливается и опять дает жизнь, по закону прогресса, еще более совершенную" [п.15]. Помимо воскрешения предков, К. Циолковский использовал идею Н. Федорова о регуляции космических сил для разработки идей космоплавания и покорения космического пространства. О роли К. Циолковского в отечественной космонавтике говорить лишне. Але́ксандр Леони́дович Чиже́вский (26 января (7 февраля) 1897, Цехановец (сейчас Польша) - 20 декабря 1964, Москва) - советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник, философ. Лауреат Сталинской премии. Среднее образование получил в Калуге в частном реальном училище Шахмагонова. В Калуге Чижевский близко познакомился с К.Э. Циолковским, восприняв многие его философские воззрения [п.2]. Перекличку между А. Чижевским и Н. Федоровым мы находим в признании обоими значения энергии солнца для существования и развития всего сущего, в возможности и необходимости использования частиц света на благо людей. Космизм Н. Федорова у Чижевского развивается в теорию влияния космоса и космических сил на развитие не только всех форм жизни, о взаимосвязи космоса и земли. В своей книге "Земля в объятиях солнца" он пишет: Мы вправе рассматривать весь органический мир нашей планеты как творчество, как отражение космического процесса, происходящего за сотни миллионов километров от нас. И в этом смысле жизнь должна считаться явлением космическим, работою космических сил". (п.16, Глава 3. Часть I, с.1). Влияние солнечной и космической активности А. Чижевский распространяет и на общественные процессы. Так, например, в этой же книге он увязывает пятна на Солнце с военными действиями на фронтах Первой Мировой Войны. Идеи Чижевского и сейчас оказывают влияние на мировую науку, а за появившимися на основе гелиобиологии наукам - астробиологией и ксенобиологией - будущее. Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург - 6 января 1945, Москва) - выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма. В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени. Идеи Н. Федорова у В. Вернадского нашли отражение в теориях биосферы и ноосферы. "Космическое" кредо В. Вернадского можно выразить следующими словами: "в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". В статье "несколько слов о ноосфере" он так характеризует биосферу " В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера." [п.17]. Здесь же он ссылается на голландского ученого Христиана Гюйгенса, который в своей книге Космотеорос, которое на русском языке вышла под названием "Книга мирозрения" в первой четверти XVIII заявлял о жизни как о космическом явлении. В.И. Вернадский назвал это обобщение "принципом Гюйгенса". Русские ученые космисты внесли большой вклад в развитие как отечественной, так и мировой науки. Так Эдуард Леруа, предложивший понятие ноосфера и его друг Пьер Тейяр де Шарден пришли, по их собственному признанию, к этой идее, основываясь на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне В.И. Вернадский. 2.2 Русский космизм и педагогическая мысль - Педагогические идеи русских космистов Н. Федорова и Д. Андреева и их продолжение в современной педагогикеГоворя о влиянии идей космизма на педагогику хотелось бы отметить два имени: Н. Федоров и Д. Андреев. Их педагогические концепции наиболее полно характеризуют педагогику космизма, поэтому заслуживают более пристального к себе внимания. Н.Ф. Федоров долгое время работал учителем. Естественно, в своих работах, он не оставил область просвещения без своего внимания. Можно сказать, что здесь он предлагает триаду: библиотека, школа, музей. В одной из своих работ он пишет: "При объединении же музея и библиотеки с учебными заведениями, без всяких новых трат, распространение просвещения естественно соединилось [бы] с расширением самого знания, создались бы школы, где не только учились бы, но и научали, приучали к изучению, которые, работая для будущего, в то же время являлись бы и хранилищами прошедшего" [п.8, т.4, с.352.]. Просвещение также должно служить делу единения человечества, поддерживать у учеников уважение к предкам, любовь к истории родного края, страны. Основными элементами педагогического мировоззрения Н. Федорова являются: гуманизм, патриотизм и объединение людей, происходящее с помощью первых двух компонентов. Исследователь А.В. Хуторской пишет: "Н.Ф. Федоров, будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов и практических методов, имеющих определенное значение для системы обучения: а) принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка к открываемому им миру; б) постепенное расширение содержания образования, начиная с "малой родины", представленной отцами, дедами, местом жительства, до "большой родины", а затем и всей Вселенной; в) звездное небо - первый учебник для детей - земных путешественников во Вселенной; г) замена учебников общей программой, добывание учениками и учителями материала непосредственно из географических особенностей и истории родного края, создание школы-музея [п.18]. Что касается педагогических идей Д. Андреева, он изложил их в работе "Роза Мира". Цель педагогики по Андрееву можно изложить одним предложением "воспитание человека облагороженного образа" [п. 19, книга XII, глава 1]. Именно так он назвал главу в своей книге. Далее Д. Андреев дает следующую характеристику человека облагороженного образа: Чем же может характеризоваться умственный облик такого человека? Непрерывно растущей жаждой знания, которая питается непрерывно растущей эрудицией; навыками самостоятельного мышления и интеллектуальной независимостью; свободным и счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого. Что характеризует его эстетический облик? Развитие неотъемлемой потребности художественных впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств прошлого и их памятников; органическая потребность в художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона; свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями Прекрасного. Что характеризует его облик нравственный? Деятельная доброта к окружающим; способность горячего сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого; чувство единства космического; свободное и счастливое чувство благоговения перед явлениями Высокого. Чем же, наконец, может характеризоваться внешний, телесный облик такого человека? Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения пластичными, походка лёгкой, мускулатура гармоничной, а лицо - открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри. [п. 19, книга XII, глава 1, с.415]. Современную педагогическую интерпретацию идей космизма дал А.В. Хуторской. Обобщая идеи Д. Андреева и Н, Федорова, он выдвигает следующие тезисы: Образование - это не столько "заказ" социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение - вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека. Смысл творчества заключается в самой природе существования человека. Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер. Образование - это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образование - суть творение, а не присвоение. Образование человека имеет смысл связи времен, создавая будущее, он "воскрешает" прошлое, изучая прошлое - создает будущее. Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества. Содержание образования заложено в реальной действительности. Образование начинается с "малой родины", постепенно расширяемой вовне. Пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой реальности, намечаются из объектов бытия. Познание объекта происходит с помощью всего комплекса качеств человека - от физических органов чувств до духовных и душевных. Подытоживая свои тезисы, он указывает, что "Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Поэтому философские предпосылки проектирования российского образования следует искать в отечественной философии". (А.В. Хуторской). Остается только добавить, что все это поможет нам воспитать человека - гражданина и патриота, готового трудиться на благо своей страны. ЗаключениеТема русского космизма слишком объемная и многогранная, чтобы можно было её рассмотреть в рамках реферата. На эту тему пишутся статьи и диссертации, монографии, проводятся федоровские чтения и семинары по проблемам, охватываемым космизмом. Нет вопроса, который не затронули бы в своих работах представители русского космизма: это и история и просвещение и естествознание и космонавтика, музейное, библиотечное дело. Учение Н. Федорова, несшее в себе некоторые элементы фантастичности и утопии, несло, однако и много зерен рациональности. На наш взгляд это следующие моменты: Человек неразрывно связан с космосом (отсюда и название "космизм"). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца для решения своих насущных проблем. Идея "воскрешения отцов". На первый взгляд кажется совершеннейшей утопией вместе с идеей преодоления смерти. Однако, развивая эту идею творчески можно, рассматривая её в том числе в педагогической плоскости можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитывать в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность поколений, творчески изучать опыт предков, применяя его к нашему сложному и меняющемуся миру, воспитывать молодежь в духе любви к земле своих отцов - родине, начиная с родины малой. Разве не этого нам так не хватает на данном этапе развития? Что же касается бессмертия, то наука уже научилась значительно продлять жизнь человека и последнее слово ею еще не сказано. Идея единения человечества. Осуществляется на данный момент в форме образования разных союзов, международных организаций, нацеленных на решение тех или иных проблем. Использование вооруженных сил и военных технологий в мирных целях. Примеров тому множество, наиболее яркими являются мирная атомная энергетика, мирный космос, а само явление перехода промышленности с военных на мирные рельсы получило название "конверсия". Все эти идеи получили развитие в трудах ученых представителей космизма и до сих пор работают на благо всего человечества. Но наиболее ценным, на наш взгляд, является тот факт, что русский космизм, нацеливая своих последователей и всех людей на решение планетарных и вселенских проблем, остается славным детищем русской культуры, плодом творчества не только космистов, но и всего русского народа. Закончить работу о космизме хотелось бы словами, которые сказал об этом своеобразном течении русской философской мысли исследователь А.И. Субетто: " Он как мощнейший пласт мировых духовных исканий, неожиданно заблиставший драгоценными камнями (бриллиантами и изумрудами) проникновения в суть космического бытия, оплодотворен русской культурой, корни которого не только в культуре Киевской и Московской Руси, в "Повести временных лет", в Ярославской "Правде", в "Слове о полку Игореве", в мощнейшей летописной культуре, живописи Феофана Грека и Андрея Рублева, но и в дохристианской эпохе жизни наших пращуров, с их виденьем Малого Сварожья, с их глубоким пониманием творчества Космоса, единства Космоса и Жизни, с их фрактально-голографическим видением (выражаясь современным языком) устройства космического миропорядка". [п. 20] Библиография1. Г.В. Железняк Галина Васильевна Философия космизма: от древности до наших дней, 2006, интернет ресурс #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.trinitas.ru/) |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |