|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - РуссоРуссосмотреть на рефераты похожие на "Руссо" СОДЕРЖАНИЕ. 1. Обзор эпохи Просвещения. 2. Мировоззренческая позиция Руссо. 3. Идейные предшественники. 4. Идеи нравственности и «естественного состояния» в творчестве Руссо. 5. Социально- политическая философия. 6. Педагогические воззрения Руссо. 7. Религиозное мировоззрение. 8. Идеи чувственности и добродетели в творчестве Руссо. 9. Заключение. 10. Список литературы. [pic] Жан Жак Руссо (1712-1778) 1.ОБЗОР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в Возникнув в XVII веке в Англии (Локк), просветительская идеология
получает широкое распространение во Франции XVIII века (Монтескье, Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно- демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "деистская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев). Другая историческая форма философии Просвещения - материализм XVIII
века - формировалась путем философской критики теоретических основ деизма
на базе материалистического естествознания. В решении основного вопроса
философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, В соответствии с разделением философских взглядов сформировалось два Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро, Гельвеций, Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого
смысла. С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей
подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные
учреждения, которым, по их словам, надлежало заботиться об "общем благе". Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещенного монарха", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея повещенного абсолютизма. Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для просветителей и
история, которую они рассматривали как «школу морали и политики». Для
просветительских взглядов на историю наиболее характерно следующее:
изгнание теологии из объяснения исторического процесса, резко отрицательное
отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс,
признание закономерного характера развития, подчиненного определенным В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в
великую преобразующую силу разума находилось и их особое понимание проблем
воспитания. Они не только беспощадно критиковали пережитки средневековой
системы воспитания, но и внесли новые принципы в педагогическую науку Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека. Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных
направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском
классицизме, просветительском реализме, сентиментализме. Для писателей
эпохи Просвещения характерно стремление приблизить литературу к жизни,
превратить ее в действенный фактор, преобразующий общественные права. Яркие образы художественной просветительской литературы дали Вольтер, Основными направлениями в изобразительном искусстве этой эпохи были классицизм, обретший отчетливо просветительский оттенок в творчестве архитектора К.Н.Леру и живописца Ж.Л.Давида во Франции, и просветительский реализм, распространившийся преимущественно в живописи и графике У.Хогарта в Англии, Д.Н.Ходовецкого в Германии и др. Идеи просвещения оказали существенное влияние и на музыку, особенно во Общественно-политические, этические и эстетические идеи просветителей
явились духовной основой формирования Венской классической школы, ярко
проявившись в творчестве ее крупнейших представителей - Й.Гайдна, 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ Ж.-Ж.РУССО. Личность и творчество Жан Жака Руссо (1712-1778) принадлежат к тем
явлениям французкой культуры XVIII века, которые оказали наиболее
длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников, он
принадлежит к кругу людей, которые во Франции «просвещали головы для
приближающейся революции». Участвуя в общей всем просветителям борьбе, Большинство французских просветителей XVIII века, ведя непримиримую борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против политической структуры, пренебрежительно относились к народу, к его духовным запросам, вкусам, потребностям, к его слабостям. Просветители вели свою пропаганду в парижских салонах и кружках, близких ко двору и связанных множеством нитей с дворянством, со знатью. Борясь против существующего порядка, литераторы того времени находятся во власти ряда предрассудков знатного круга. Например, в эстетических статьях «Энциклопедии» третировались фольклор, искусство народной драмы, зачатки реалистической прозы. Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания. «Меня особенно возмущает, - писал Руссо, - презрение, с каким Вольтер при каждой возможности говорит против бедных». В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейт-мотива: культ личности, чувствительность, культ природы и ощущение социальной несправедливости. Этими мотивами, в основном, характеризуется и философское мировоззрение Руссо, и его непосредственное жизнеощущение, и все его художественное творчество. Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях. В своих писаниях Руссо проявлял не только крепкую логику аргументации Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается с другими просветителями почти по каждому пункту просветительской программы. Прежде чем перейти к характеристике взглядов Ж.-Ж.Руссо, необходимо упомянуть о его предшественниках, оказавших сильное влияние на формирование и развитие философских взглядов мыслителя. 3. ИДЕЙНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ. К числу ближайших предшественников Руссо в области общественно-
политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса Кратко рассмотрим суть учений каждого из мыслителей. Гуго Гроций, крупнейший ирландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил
в свет свое главное сочинение – «О праве войны и мира», в котором
утверждал, что в условиях первобытных отношений стихийно господствовало
естественное право, коренящееся в самой природе человека, и, что нормы его
неизменны и вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция,
стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результате
добровольного отказа людей от своей естественной первобытной свободы. Соглашаясь с некоторыми выводами Гроция, Руссо вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа. В «Общественном договоре» Руссо довольно часто упоминает о
политическом учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические
тенденции во взглядах Гоббса, его «презрение к свободе и равенству». Но это
не мешало ему видеть сильные стороны учения английского философа-
материалиста, а именно его антифеодальные взгляды на церковную гегемонию. В «Общественном договоре» и других сочинениях Руссо часто встречаются
ссылки и на другого английского философа-материалиста – Джона Локка. Большое влияние на Руссо оказал выдающийся французский социолог Ш.- 4. ИДЕИ НРАВСТВЕННОСТИ И «ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССО. Мысль о возврате к природе, отрицание современной цивилизации, пропаганда «естественного человека» и «естественной свободы» были сформированы в «Рассуждение о науках и искусствах» (1750) в ответе на вопрос Дижонской Академии «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» Руссо замечает, что жизнь человека в этом «лучшем из миров» не
соответствует его подлинной сущности, что человек не таков, каким он должен
быть согласно своей истинной природе, но и представляется не тем, что он
есть на самом деле «люди не решаются показаться тем, что они есть», «стало
выгоднее притворяться не таким, каков ты есть на самом деле.» Человек
придает значение тому, как на него смотрит остальной мир, он уже не
решается спросить у себя, что он собой представляет, но вопрошает у других Руссо красноречиво показывает общественное лицемерие, испорченность
нравов, власть моды и этикета, убивающих человеческую личность, потому что Наблюдая успехи наук и искусств на примере египтян, греков, римлян, византийцев, Руссо делает вывод, что всюду, где произошло их возрождение, нравы испортились и пали «Ежедневные приливы и отливы вод в Океане не более связаны с движением планеты, что светит нам по ночам, чем судьба нравов и честности с успехами наук и искусств. Люди видели, что добродетель исчезла по мере того, как их сияние поднималось все выше над нашим горизонтом …» При этом Руссо не отрицает прогресса в развитии самой культуры, он только не согласен с тем, что этот процесс был одновременно прогрессом нравственного и гражданского развития. «У нас есть, - говорит Руссо, - физики, геометры, химики, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас нет более граждан…» Науки и искусства прививают юным гражданам порочные привычки, испорченную мораль. Общество поощряет таланты и не обращает внимание на добродетель. Утопая в неге и роскоши, они с презрением смотрят на низшие, трудящиеся классы населения и покровительствуют бездельникам, общественным паразитам, лгунам и безнравственным людям, к числу которых принадлежит большинство ученых и писателей. «Не Науку я оскорбляю, а Добродетель защищаю я перед людьми добродетельными. Честность для людей порядочных еще дороже, чем ученость для ученых»,- писал Руссо. Ни современная наука, ни современное искусство не служат общественным целям. «Лишите наших ученых удовольствия рассуждать перед слушателями, и науки перестанут их привлекать, - восклицал Руссо, - Они копят знания у себя в кабинете с единственной целью – расточать их перед публикой; одного они жаждут – прослыть мудрецами, конечно, не стремились бы к знаниям, если б лишились почитателей.» Истинные великие деятели науки и искусства не получают настоящей поддержки и поощрения. Паразитическое состояние культуры лишает ее в настоящее время оздоровления. «Редко бывает, чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее». Эти мысли содержат в общих чертах всю идеологию руссоизма, в дальнейшем они подвергались разработке и еще большему заострению. Призыв Руссо к восстановлению нравственного достоинства человека не
встретил сочувственного отклика в современной ему философии. Руссо задался
вопросом, способна ли вообще философия открыть нравственную истину при
помощи отвлеченного рассуждения. Он предлагает отличать способность Если бы знание было возможно только посредством рассуждения, оно было бы попросту недостижимо. «Рассудок действует на нас лишь посредством чувств, а чувства даны нам для нашего самосохранения, не для знания, для которого они сообщают слишком мало материалов… Мы не знаем ни духа, ни материи… Физическое нам не менее темно, чем метафизическое и нравственное». Разум только содействует обнаружению нравственности. Подлинный
источник нравственности в нас самих, она – внутреннее восприятие добра и
зла, непосредственное постижение его нашей совестью. «Совесть, - восклицает В 1754 г. Дижонская Академия объявила конкурс на тему: «Каково происхождение неравенства среди людей и оправдывается ли оно законами природы?» Руссо ответил на вопрос своим «Рассуждением о происхождении и основаниях неравенства людей», в котором перешел к конкретным общественно- политическим формулировкам. «Нам предстоит указать пояснял Руссо, - тот момент движения событий, когда право сменилось насилием и природа оказалась подчиненной закону, и объяснить, какое сцепление чудес привело к тому, что сильный согласился служить слабому, а народы – купить воображаемое спокойствие ценой действительного счастья.» « На выводы тех исследований, к которым может дать повод наш предмет следует смотреть не как на исторические истины, а лишь как на гипотезы, более способные пролить некоторый свет на природу явлений, чем установить их происхождение…» Руссо вводит понятие о первоначальном «естественном состоянии», предназначенном для выяснения характера современных общественных отношений. Гипотезу «естественного состояния» развивали в XVII веке Томас Гоббс и
вслед за ним Спиноза. Согласно взгляду Гоббса, повторенному Спинозой, в Исходная точка зрения Руссо совершенно иная. Неравенство в Изобретение оружия и примитивных земледельческих орудий, открытие полезных свойств огня и т.д. уже вносят в однородную среду известное расслоение и порождают неравенство. Идея собственности исподволь созревала, но чтобы сформулировать ее «нужно было далеко уйти по пути прогресса, приобрести множество технических навыков и знаний, передавать и умножать их из века в век…» Переворот заключался не только в технических изобретениях, он сказался и на отношениях между людьми: «образовывались и обособились семьи; появились зачатки собственности, а вместе с этим уже возникли, может быть, столкновения и раздоры». Руссо примыкает к «трудовой» теории собственности, заявляя, что Неравенство окончательно утверждается с того момента, когда появляется частная земельная собственность. Ее появление Руссо описывает в начале второй части «Рассуждения…» «Первый, кто огородил клочок земли, осмелился сказать: «эта земля принадлежит мне», и нашел людей, который были настолько простодушны, чтобы поверить этому, был истинным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от человеческого рода тот, кто, вырвав столбы или, засыпав рвы, служившие границами, воскликнул бы, обращаясь к людям: «Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля – никому!» С самого своего возникновения, собственность стала орудием и средством угнетения подпавших под власть собственников масс. Бедствиями и страданиями масс своекорыстно воспользовались богатые. Неравенство, раз возникнув, преобразовало жизнь общества, в направлении, которое сделало возможным возникновение государства и государственной власти. Начальным пунктом этого процесса было возникновение законов и права собственности, вторым – установление «магистратуры», т.е. власти, а третьим и последним – изменение правомерной власти во власть, основанную на произволе. Первая эпоха узаконила различие между богатыми и бедными, вторая – различие между сильными и слабыми, третья – различие между рабом и господином. О том, с какой яростью встретила общественная мысль, выражавшая
мировоззрения состоятельных буржуа, выпад Руссо против «естественности» и Заканчивается трактат о происхождении неравенства ссылкой на безусловный и непререкаемый авторитет «естественного права». Как бы ни определялось это право, оно, заключает Руссо, «не может допустить, чтобы дитя властвовало над старцем, чтобы глупец руководил мудрецом и чтобы горсть людей утопала в роскоши, тогда, как огромное большинство народа нуждается в самом необходимом». В этих трактатах выразилась противоречивость позиции Руссо. Во-первых,
он не надеется изменить миропорядок, а потому счастье – позади, к нему не
возможно вернуться. В письме к польскому королю Станиславу Руссо разъяснял,
что возвращение к исходному этапу «естественного состояния» неосуществимо. Во-вторых, причину всех бед Руссо видит в частной собственности, но уже в «Политической экономии» он пишет: «Право собственности – самое священное из прав граждан и даже более важное в некоторых отношениях, чем свобода…Собственность – это истинное основание гражданского общества и истинная порука в обязательствах граждан», опровергая тем самым свои ранние суждения. Рассмотрим, какие доводы заставили Руссо изменить свою точку зрения. 5. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Мысль, что государство возникает на добровольном союзе, отмеченная в Ж.-Ж.Руссо выступил для своего времени с радикальной политической
программой, лейтмотивом которой была идея демократической организации
государственной жизни посредством «общественного договора», утверждающего Переход от «естественного состояния» к гражданскому изменяет человека;
но при этом награждает его многими преимуществами: а, именно, создает из И в связи с этим нужно отметить, что Руссо делает теперь ударение на Любое правление, которое следует общей воле, должно быть основано на законах. «Общественным соглашением, - пишет Руссо, - мы дали Политическому организму существование и жизнь; речь идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщить ему движение и наделить волей». По мнению Руссо, суверенитет неотчуждаем, един и неделим. Исходя из
этого, он критикует идею разделения властей Монтескье, а также тех
политиков, которые «разделяют суверенитет в его проявлениях». Они, как
отмечает Руссо, разделяют его на силу и на волю, на власть законодательную
и на власть исполнительную; на право облагать налогами, отправлять
правосудие, вести войну, на управление внутренними делами и на полномочия
вести внешние сношения; они то смешивают все эти части, то отделяют их друг
от друга; они делают из суверена какое-то фантастическое существо,
сложенное из частей, взятых с разных мест. С точки зрения Руссо, те права,
которые нередко принимают за части суверена, на самом деле все ему
подчинены и всегда предполагают наличие единой высшей воли, гегемонию
верховной власти, которую нельзя разделить, не уничтожив. «Если вся власть
оказывается в руках одного человека, - пишет Руссо, - тогда частная воля и
воля корпоративная полностью соединены и, следовательно, последняя
достигает той наивысшей степени силы, какую она только может иметь… В идее Монтескье о взаимном сдерживании обособленных и противопоставленных друг другу властей Руссо видел нежелательные крайности, которые ведут к их враждебным отношениям, дают силу частным влияниям или ведут даже к раздроблению государства. Отвергая идею разделения властей в трактовке Монтескье, автор «Общественного договора» вместе с тем признает необходимость разделения государственных функций и разграничения органов, представляющих в пределах своей компетенции государственную власть. Руссо видит принципиальное различие между законодательной и исполнительной властью. Законодательная власть у него тесно связана с суверенитетом. Это –
воля всего суверенного народа и потому должна регулировать вопросы общего
характера, касающиеся всех. Народ, повинующийся законом становиться их
творцом. Но «как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она
хочет, ибо редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и
столь трудное дело, как создание системы законов?» Для того, чтобы законы
согласовывали в себе волю и разум, были мудрыми, нужен «поводырь», т.е.
законодатель, являющийся лишь агентом воли и придающий ей законченную
юридическую силу. «Законодатель – во всех отношениях человек необыкновенный
в государстве… Это – не магистратура; это не – суверенитет… Это – должность
особая и высшая, не имеющая ничего общего с властью человеческой. Ибо если
тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, то и тот,
кто властвует над законами, также не должен повиливать людьми. Иначе его
законы орудия его страстей, часто лишь увеличивали бы совершенные им
несправедливости; он никогда не мог бы избежать того, чтобы частные
интересы не искажали святости его сознания». Руссо признает, что тот, кто
формулирует закон, знает лучше всех, как этот закон должен приводиться в
исполнение и истолковываться. Казалось бы, поэтому не может быть лучшего
государственного устройства, чем то, в котором власть исполнительная
соединена с законодательной. Тем не менее, автор делает вывод, что во
избежания влияния частных интересов на общественные дела необходимо, чтобы
превращением закона, как общего правила, в акты индивидуального характера
занималась особая правительственная (или исполнительная) власть. Отсюда видно, что, проводя различие между законодательной и
исполнительной властью, Руссо ни в коем случае не допускает независимость
правительства от народа-законодателя. Что касается судебной власти, то Руссо исходит из того, что равновесие сфер власти в государстве, их согласованная деятельность должны обеспечиваться не обособлением или противопоставлением их друг другу, не с помощью взаимных сдержек и противовесов, как это предлагал Монтескье, а благодаря преобладанию верховной законодательной власти, воплощающей суверенитет народа. Любая власть, любая система законов должна обеспечивать гражданам
максимум свободы и равноправия. «К свободе, – поскольку всякая зависимость
от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству,
потому что свобода не может существовать без него». Руссо не настаивает на
той или иной форме государственного правления. Он считает, например:
республиканско-демократическое устройство годным исключительно для
маленьких национальных территорий, вроде его родной Женевы; для средних по
величине государств он предпочитает аристократическую республику, а для
государств больших и могущественных – монархию. Во всех этих случаях для Всем господствующим классам Руссо противоставляет как лучший и
достойнейший класс общества – класс крестьянства. В земледелии он видит Правительство, какое бы оно ни было по своей форме – демократическое,
аристократическое или монархическое должно находиться под постоянным и
непрестанным надзором народа. Всякое правительство временно и может быть
отменено народом, поручения которого оно выполняет. «…Блюстители
исполнительной власти, - говорит Руссо, - отнюдь не господа народа, а его
чиновники; что он может их назначать и смещать, когда это ему угодно, что
для них речь идет …о том, чтобы повиноваться; и что, беря на себя
должностные обязанности, которые Государство возлагает на них, они лишь
исполняют свой долг гражданина, не имея никоим образом права обсуждать
условия.» Чтобы предотвратить возможность захвата правительством верховной
власти Руссо рекомендует часто созывать народные собрания и ставить перед
ними вопрос: желает ли народ сохранить данную форму правления и данных лиц,
стоящих во главе государства, народ может в любой момент отменить даже
самый договор, на котором основано государство: «не существует в Но, обладая суверенными правами в государстве, народ, со своей стороны обязуется уважать принадлежащие ему права и, вместе с тем, быть преданным известным установленным принципам религии, морали и быта; сомнения в этих принципах или нарушение их является преступлением против общественного блага. Те из граждан, которые отказываются повиноваться общей воле и не исполняют своих гражданских обязанностей, могут и должны принуждаться обществом к повиновению. Общество «принуждает их быть свободными», хотя бы при помощи смертной казни. А отсюда появляется еще один довод в пользу собственности: только имущество дает надежное поручительство в выполнении гражданами их обязательств по общественному договору, т.е. в выполнении ими законов. Необходимо отметить, что Руссо придавал большое значение размерам государства и численности населения. Он считал, что малое государство относительно сильнее большого, так как при больших расстояниях управление становиться затруднительным и обременительным из-за увеличения ступеней власти; одни и те же законы не могут быть одинаково пригодными для его различных частей, например, из-за совершенно противоположных климатических условий. «Народ уже в меньшей мере, - далее пояснял Руссо, - сможет испытывать привязанность к своим правителям, которых он никогда не видит, к отечеству, которое в его глазах столь же необъятно, как весь мир, и к согражданам своим, большинство из которых для него чужие люди.» Соотношение между размерами государства и численностью должно быть
таким, чтобы земли было достаточно для пропитания жителей, а их столько,
сколько земля может прокормить. «Ибо если земли слишком много, то охрана ее
тягостна, обработка – недостаточна, продуктов избыток; в этом причина
будущих оборонительных войн. Если же земли недостаточно, то Государство,
дабы сие восполнить, оказывается в полнейшей зависимости от своих соседей;
в этом – причина будущих наступательных войн. Всякий народ, который по
своему положению может выбирать лишь между торговлей и войною, сам по себе Общественно-политическая концепция Руссо, изложенная им в Однако в то же время Руссо является первым критиком буржуазно-
парламентского государства с его представительным строем. Он видит в
народных представителях конституционных государств возможных узурпаторов
народной воли, мешающих осуществлению последовательной демократии, т.е.
непосредственного народоправства. Справедливо было замечено, что теория
государства у Руссо, по существу, является теорией революции. И,
действительно, «Общественный договор» имел огромное революционизирующие
значение и остался едва ли не самым крупным памятником политической мысли
французской буржуазии на путях ее к революции и к якобинской диктатуре 1793- Таким образом, «Общественный договор» явился наиболее полным
изложением социально-политической и государственно-правовой доктрины Руссо. 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССО. Опубликованный вслед за «Общественным договором» роман-трактат «Эмиль» В «Эмиле» описана теория «естественного воспитания ребенка», применение которой могло бы «лабораторным путем» создать тип идеального человека, предохранить от развратного влияния ложной цивилизации, сохранить естественность и чистоту человеческих чувств. Руссо сам понимает утопичность подобного рода эксперимента. Более того, он пользуется этой утопичностью, разрабатывая программу своего педагогического идеала, с тем, чтобы сама картина была наиболее действенным средством пропаганды против устройства существующих приемов обучения. «Ваши дети, - восклицал Руссо, - не знают своего родного языка, зато они учатся говорить на языках, которые нигде не употребляются; они учатся слогать стихи, которые они сами едва могут понимать…» В «естественном» воспитании за исходную предпосылку берется теория,
основное положение которой сформулировано в начале «Эмиля» в замечательных
словах: «Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца; все портится в
руках человека». Поскольку природа хороша, а общество дурно, то основной
задачей воспитания является полная изоляция воспитанника от окружающей
среды и предоставление его благотворному влиянию природы. Эмиль растет, не
стесняемый никакими искусственными правилами ложной цивилизации, растет в
блаженном неведении ее соблазнов, ее морали и ее житейских правил. Изгнано
даже чтение, этот «бич детского возраста», в частности чтение басен Задачей воспитателя является сохранить в неприкосновенности
естественные чувства добродетельного по своей природе питомца и в то же
время помочь процессу его естественного, непринужденного саморазвития. Это
осуществляется путем ряда педагогических приемов и наставлений, в
результате которых ребенок сам приходит к ряду здоровых, простых и
естественных умозаключений по основным вопросам морали. Одновременно с этим
осуществляется и рациональный курс физического воспитания, в свою очередь
имеющего целью помочь юному организму наиболее полно развить заложенные в
нем самом природой основы здоровья и нормального, естественного
функционирования всех органов тела. . «Великий секрет воспитания, - писал Когда Эмилю исполняется шестнадцать лет, его наставник начинает
заботиться о воспитании его чувствительности. Он прививает ему чувства
сострадания, мягкосердечия и человеколюбия. Тут он посвящает Эмиля в основы Несмотря на всю утопичность предлагаемого Руссо воспитательного
метода, «Эмиль» оказал огромное влияние на дальнейшее развитие передовой
педагогики не только своими отдельными, очень ценными педагогическими
идеями и наблюдениями, но и общим своим направлением, в основу которого
положено внимание к личности ребенка, преобладание моментов воспитания
личности над моментами обучения (в смысле простого усвоения знаний) и т.д. По мысли Руссо, его Эмиль должен стать, прежде всего, добродетельным человеком. Понятие добродетели у Руссо основывается на принципах следования предначертаниям мудрой природы, свободы от лжи цивилизации, честности и прямодушия, свойственным доблестным героям Плутарха, книга которого была, начиная с детских лет, любимым чтением Руссо. Наконец, в понятие добродетели входит, по мнению Руссо, также религиозное чувство. Руссо не мыслит добродетели вне религии. В этом он резко расходится с атеистическими тенденциями своего времени. Он стоит на позициях деизма, отличающегося от деизма Вольтера своим демократическим характером и вырастающего в значительной мере из идеализации народа его благостной веры в справедливого бога. Руссо хочет построить идеальную религию, отвечающую требованиям природы и естественных человеческих чувств. Гете видел в «Эмиле» «естественное евангелие воспитания». И.Г.Гердер утверждал, что за целое столетие ни одна книга не наделала столько шума, не получила такой огласки. Ею зачитывались и молодые люди, и зрелые философы, как Кант, и деятели французской революции, как М.Робеспьер, у которого она всегда лежала на письменном столе. Прочитав «Эмиля», Кант высказал надежду в самом скором времени увидеть вокруг себя совсем иных людей, чем прежние, если только получит всеобщее преобладание метод воспитания, который Руссо мудро вывел из самой природы. В идеале школы, указанном Руссо, Гердер видел образец всему человечеству, современному и будущему. Единство философских воззрений и художественных взглядов Руссо
отчетливо обнаруживается в его знаменитом «Письме к Даламберу о театральных
представлениях» (1758). Здесь, возвращаясь к своей обычной антитезе
добродетельной природы и пагубной цивилизации, Руссо продолжает линию,
начатую им в «Рассуждении о науках и искусствах», и дает резкую критику
театра как яркого выражения порчи общественных нравов. Красноречиво и
подробно он развивает мысль о безнравственности самой идеи театра как
подражания жизни и воссоздании в сценических образах ее страстей и пороков. В итоге Руссо приходит к выводу о крайнем вреде, который причиняется
театром, этим наиболее утонченным и изощренным продуктом современной
цивилизации, добрым и здоровым нравам граждан. А так как письмо к Даламберу
было написано в ответ на его статью о Женеве в 7 томе «Энциклопедии», где Опыт массовых любительских женевских увеселений подсказывает Руссо
мысль о том, что в Женеве и в подобных ей добродетельных государствах и
коммунах место театра должны занять народные празднества, посвященные тем
или другим памятным дням из жизни свободного, равноправного и
добродетельного народа. Эту мысль (не отказываясь, впрочем, от театра как
мощного средства политической пропаганды) осуществит впоследствии Было бы неверно, однако, думать, что Руссо восстает против всякого
театра и других видов профессионального искусства вообще. Уже в своем «Письмо к Даламберу» положило конец всяким отношениям Руссо к группе энциклопедистов. Оно содействовало также разрыву его с Вольтером, который энергично пропагандировал театральные начинания на женевской территории, осуществляя их назло кальвинистским властям города. 7. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. В восьмой главе четвертой книги «Общественного договора» Руссо кратко
изложил свое отношение к религии. Он был далек от мнения, что религия – Во-первых, Руссо резко осуждает христианство за связи с существующими политическими организациями. Он часто критиковал христианство и за то, что оно слишком мало ценит земную, гражданскую жизнь и вопреки здравому смыслу занято почти исключительно «небесными помыслами». Во-вторых, в христианских государствах, продолжал Руссо, никогда нельзя с точностью узнать, кому следует повиноваться – светскому повелителю или священнику. И вообще христианская религия учит главным образом повиновению и смирению. Христианин с глубоким безразличием выполняет свой гражданский долг; для него не важно и то, кто и как управляет людьми. Свои религиозные воззрения Руссо с достаточной полнотой изложил в работе «Исповедании веры савойского викария». Рассуждая о мироздании, единстве целого, активности бытия, об установленном порядке во Вселенной, Руссо не деист, как Вольтер, он исповедует теизм, т.е. не только признает бога как первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно вмешиваясь в той или иной степени в ход событий. Религиозность в понимании Руссо имеет два истока – культ природы и
культ человеческого сердца. В этом заключен принципиальный отказ от
рационалистического подхода к проблеме религии. Руссо имеет в виду
религиозность наивную, внецерковную, тем сам входящую в качестве
необходимейшей части в его целостную философско-моральную систему. Еще в Корни идеи «естественной религии» савойского викария следует искать
отчасти в осмыслении Руссо некоторых догматов кальвинистского вероучения,
отчасти в некоторых сентиментально-мистических религиозных учениях XVII- Руссо пытается построить «идеальную религию». Он принимает веру в некоторое верховное существо, создавшее мир, природу и человека и наделившее человека сердцем и совестью. Религия этого человека должна быть религией сердца и чистой совести. Храмом этой религии является вся природа и сам человек. Этой религии чужды всякие искусственные культовые формы, и она является религией «естественной», свободной и глубоко индивидуальной по характеру чувств верующих. Она не знает никакой догмы и является религией глубоко интимных переживаний совести и «сердечного воображения». Она требует лишь искренности чувств, прямодушия и добрых дел. Вместе с тем , она является мощной силой, противостоящей дурным влияниям искаженной цивилизации. Решая вопрос о природе души, Руссо в духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном мире ее ждет другая жизнь и, чтобы заслужить счастливую загробную жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизни Руссо и возводит в ранг религии: «Вот истинная религия, единственная, не допускающая ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма… Пусть себе проповедуют еще более возвышенные религии, - я не признаю никакой другой». Но для истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что человек испорчен от рождения, что на нем якобы лежит проклятие первородного греха. Поэтому человек от природы должен быть добр и совершенен. «Догматы гражданской религии, - писал Руссо, - должны быть просты,
немногочисленны, выражены точно, без разъяснений и комментариев. К догмам «гражданской религии» Руссо сделал следующие дополнения: нет религии одного народа, которая исключает все остальные религии, следует терпеть все религии, которые не противоречат долгу гражданина. Такова, в основном, религиозная программа Руссо, закономерно
дополняющая его морально-философское учение о природе и человеке. Эта
религиозная программа требовала все того же возврата к природе, возрождения
чувства непосредственного, интуитивного ее переживания, растворения себя в
ней и растворения ее в своем собственном существе. Эта программа в
значительной степени стала достоянием французской буржуазной революции. Религиозность воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантанизма к католичеству, то возвращался к отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям. 8. ИДЕИ ЧУВСТВЕННОСТИ И ДОБРОДЕТЕЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССО. Проблема индивидуальности нашла в творчестве Руссо свое крайнее
выражение. В понимании и разрешении этой проблемы автор « Юлии или Новой Замысел «Юлии или Новой Элоизы» создавался постепенно. Играл в нем
роль и знаменитый памятник средневековой латинской литературы – «Письма Сюжет «Юлии или Новой Элоизы» сводится к следующему. Благородная
девица Юлия д’Этанж влюбляется в своего учителя Сен-Пре. Отец не желает
брака своей дочери со скромным плебеем. Юлия сначала слушает только голос
своего сердца и отдается Сен-Пре, а затем, повинуясь воле отца, выходит
замуж за равного ей по общественному положению Вольмара и своим
добродетельным поведением в качестве жены и матери стремится искупить
безрассудный порыв своей первой любви. Вольмар посвящен в былые отношения Успех «Юлии или Новой Элоизы» у современников Руссо объяснялся, конечно, не ее сюжетом, не происшествиями в жизни героев. Он таился в обрисовке перипетий их чувств, в пафосе проникающей роман страсти, в тонком анализе всех оттенков сердечных взаимоотношений героев. Отдельные образцы романа воплощают излюбленные мотивы творческой мысли Весь роман в целом представляет собою своеобразную энциклопедию Кругосветной путешествие Сен-Пре и пребывание его на необитаемых островах дает Руссо повод отвлечься от сюжетной линии романа в строну типично-руссоистских восхвалений «естественного состояния» человека и его жизни на лоне природы. В своих чувствительных письмах Юлия и Сен-Пре находят место для подробного обсуждения таких проблем, как право дуэли, предрассудки социального происхождения, моральность театра, самоубийство, воспитание детей, атеизм и т.д. Роман отчетливо распадается на две части. Выход Юлии замуж за Вольмара
развязывают первый сюжетный узел. Автор мог бы здесь поставить точку и не
интересоваться дальше судьбой своих героев. Тогда был бы закончен роман
чувствительной страсти, и читателей трогала бы история неудавшейся любви
новых Абеляра и Элоизы. Однако Руссо завязывает второй сюжетный узел,
обращающийся впоследствии решения Вольмара пригласить Сен_пре к себе в дом. Подобная конструкция «Новой Элоизы» не является случайной. Она обусловлена самим существом руссоизма как литературного явления, сочетавшего в себе стремление к чувствительному живописанию страсти с морально-дидактическим толкованием жизни человеческого сердца. Этот моральный дидактизм определяет целиком всю вторую половину романа, где даже сам уклад жизни Жюли и Вольмара в их даме в Кларане овеян руссоистской идеализацией. Руссоизм, однако, заявляет о себе еще одним повествовательным элементом «Новой Элоизы» – картинами швейцарской природы, имевшими огромный успех у читателей XVIII в. и совершившими полный переворот в искусстве литературного пейзажа. Оживотворенная, насыщенная красками, эмоционально воспринимаемая природа входит в «Новую Элоизу» как один из основных компонентов романа. Драмы сердца и восторги чувств протекают на фоне гармонирующих с ними ландшафтов. Старые пейзажные клише литературы XVII и начала XVIII в. уступают место детальным описаниям природы, которую Руссо очень любил и превосходно знал, предпочитая ее городу и, находя в ней умиротворение для своей души и источник вдохновения для творчества. «Юлия или Новая Элоиза» является едва ли не кульминационным пунктом в
истории европейского романа XVIII в. Многообразные повествовательные
элементы, накапливавшиеся в нем в течение более чем полустолетия, собраны
здесь на новой основе и в новых идейно-художественных целях. Не остался без
влияния на Руссо и любовный французский роман аббата Прево («Манон Леско»). В смысле этой органической «чувствительности» «Новой Элоизы» учеником 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Противопоставив себя коллективной, объединенной общностью основных
установок и основных интересов работе группы просветителей XVIII в.,
воплощений живой, протестующей, разрушающей и созидающей мысли XVIII
столетия. Он сыграл огромную прогрессивную роль в общем идейном движении
своего века. В этом смысле его можно назвать «зеркалом» французской
революции. Он был выразителем тех мыслей и чувств, которые нашли свое
законченное выражение в якобинстве с его плебейскими способами расправы со
старым порядком, с его культом спартанской добродетели, с его Своими трудами он на несколько десятилетий предвосхитил те передовые демократические преобразования, которые произошли в Европе в конце XVIII – начале XIX вв. и продолжают развиваться до сих пор. Огромен вклад этого величайшего мыслителя французского Просвещения в разработку и исследование идей социального равенства, народного суверенитета и хотя в своих работах он не находит разрешений многих противоречий, уже то, что он поднимает эти вопросы подчеркивает глубину мысли философа. 10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., Мысль, 1984, 318 с.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |