|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сборник работ Карла Ясперса Смысл и назначение истории как выражение его историко-философских взглядовСборник работ Карла Ясперса Смысл и назначение истории как выражение его историко-философских взглядовсмотреть на рефераты похожие на "Сборник работ Карла Ясперса Смысл и назначение истории как выражение его историко-философских взглядов" СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ....................................................................
§ 1 «Осевое время» как начало начал..................................5 § 2 «Историческое» и «историчное» в философии Ясперса..................................................................... § 3 Противоречия в концепции
Ясперса.....................................................................
§ 1 Постановка проблемы нигилизма в философии Ясперса..................................................................... § 2 Понятие и смысл философской веры как возможное решение проблемы нигилизма.......................................16
К.Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ. Вместе с Темой ясперсовской философии стали человек и история как изначальное
измерение человеческого бытия и философия как способ свободного
размышления, постижения человеческого и исторического в его
индивидуальности и неповторимости. В чем же суть, главный смысл философских
воззрений Ясперса? Через все произведения Ясперса красной нитью проходит
одна, главная мысль: как спасти цивилизацию, культуру, человечество, как
противостоять тоталитаризму, угрозе войны, культурному, духовному упадку,
как возродить гуманизм, обрести свободу, духовную самостоятельность, как
остаться, как стать Человеком. И особую роль в этом процессе Ясперс отводит
философии. Именно философия с помощью философской веры должна и может
служить противоядием против всех утопий, против фанатизма, нетерпимости,
всего того, что разрушает нравственные и культурные традиции и ценности. Что привлекает в философии Ясперса? Как отмечалось чуть ранее, это прежде всего особое внимание к человеку, как субъекту исторического творчества, исследованию его уникальности. Это новые штрихи в осознании относительной самостоятельности духовного мира человека. Это новые подходы к пониманию исторического сознания, а вернее исторического самосознания, когда утверждается, что только переработанные знания о прошлом, как бы прошедшие через призму человеческой личности могут «подсвечивать» ее изнутри и позволяют лучше разобраться в современных ситуациях. Отправной пункт философии – человеческое бытие, которое является в
первую очередь существованием, внешним бытием человека. Можно сказать, что
существование – это человек в его повседневной жизни. Существование
представляет собой бытие, проявляющееся в «ситуациях». Это означает, что я
нахожусь всегда в ситуациях, которые я не создала, и которых я не желала. Глава 1 Истоки истории и ее смысл §1 «Осевое время» как начало начал Историческая доктрина Ясперса необычайно оригинальна – она не похожа ни на одну из множества исторических концепций Х1Х-ХХ века. И оригинальность эта заключается, пожалуй, не столько в чисто внешнем, схематическом построении (от общих истоков человечества, от доистории, к великим культурам древности, к «осевому времени», к веку науки и техники, когда возникает единый мир человечества – в этом отношении она мало отличается от других исторических концепций), сколько во внутренних смысловых содержаниях основных понятий и категорий, используемых Ясперсом для постижения цели истории. Прежде всего, обращает на себя внимание понятие «осевого времени»,
введенное Ясперсом и являющееся у него своеобразной точкой отсчета истории
как таковой. Временную «ось мировой истории» он относит к середине первого
тысячелетия до нашей эры (между 800 и 200 гг. до н.э.) когда произошел
самый резкий поворот в истории – появился тип человека нашего времени. В
это время в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии возникли Упанишады, жил Можно сказать, что история в понимании Ясперса – это объективный процесс в развитии общества. Но было бы неверно утверждать, что любые объективные изменения в обществе – это история, поскольку он выделяет и период, названный им доисторией. «Объективно доистория – поток различных изменений, однако в духовном смысле это еще не история, поскольку история возникает лишь там, где есть осознание истории, традиция, документация, осмысление своих корней и происходящих событий... История – всегда ясное для человека прошлое, сфера усвоения этого прошлого, сознание своего происхождения. Доистория – обоснованное, правда фактически, но не познанное прошлое»[1]. § 2 «историческое» и «историчное» в философии Ясперса В категориальном аппарате Ясперса важное место занимают категории «Историчность» подобно трансцеденции недоступна четким определениям, ее смысл устанавливается только в «озарении». «Исторична» экзистенциальная истина, постигаемая с помощью «философской веры». «Исторична» духовная жизнь человека, которая выражается в его эстетических, философских и других взглядах. Именно мысли, чувства человека в конечном счете определяют ход истории. Эта духовная деятельность человека рассматривается Ясперсом как автономная по отношению к изменению производственной деятельности и социальных условий. Поскольку в центре внимания Ясперса человек как субъект истории, как ее творящая сила, как спонтанная деятельность духа, то такие творения человека как традиции, мифы, легенды, возникающие помимо науки, лучше выражают содержание истории, а именно ее историчности, чем научные знания. Под «историческим» же понимается повторяемость событий, сходность явлений и знание о прошлом, получаемое с помощью разума, науки, которое признается менее важным и ценным для самосознания человека и его деятельности. Доминирующее в массовом сознании ХХ века представление о том, что изменяя условия своего существования, человек меняет себя сам, является с точки зрения философа-экзистенциалиста иллюзией. Говоря короче, экзистенциальное понятие историчности ставит под вопрос правомерность и истинность идеи исторического творчества. В экзистенциальной философии человек в его наличном бытии предстает как продукт исторического развития, как само себя формирующее, но не как исторически творческое, т.е. созидающее историю существо. В сущности, здесь поднимается вопрос о соотношении научного и вне научного знания в осознании прошлого. С точки зрения многих философов- марксистов, отличавшихся своей приверженностью сциентизму (абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества), любые критические замечания по поводу возможностей науки, любые сомнения в ее всесильности и могуществе воспринимались как крамола, слабость и недомыслие идеологических оппонентов. Даже сама философия (по одним трактовкам только марксистская. А по другим, философия в целом возводилась, (а на самом деле низводилась) до уровня науки. Поэтому и акцентирование неповторимости, самобытности деятельности человека как субъекта истории, неподдающейся рациональному осмыслению, ранжированию, жесткой классификации и типологизации рассматривалось как очередное заблуждение иррационалиста, намеревающегося подорвать учение о неумолимом действии объективных законов общественного развития, их полной познаваемости и возможности однозначного использования для дальнейшей плодотворной деятельности по преобразованию социальных отношений. С точки зрения экзистенциализма историческое развитие не обладает ни целью, ни смыслом. Экзистенциалистская позиция по своей сути не позволяет принять идею поступательности, прогресса в истории. Но речь при этом идет не только о возможных умозрительных спекуляциях, о смысле мировой истории, но и том, что в силу такой установки в корне меняется социальное поведение отдельного человека. Лишенными всякой ценности представляется ориентация на историческое творчество, культурное созидание. Цивилизация рассматривается как декорация, социальная общность как видимость. § 3 противоречия в концепции Ясперса В литературе много говорилось о противоречивости философско- исторической концепции Ясперса. Надо обратить внимание на проблематичность ее исходных посылок. Прежде всего, это представление Ясперса о непознаваемости научными и логическими способами сущности исторического процесса и, прежде всего историчности. Это декларирование необходимости относиться к историческому знанию как к разгадке шифров трансцеденции, которые становятся доступными лишь в процессе экзистенциального озарения человека. (Но нельзя не отметить, что ясперсовская система мировой истории носит достаточно ярко выраженный рациональный характер). Далее, это признание духовного мира человека, его переживаний, эмоций главной движущей силой истории, и в то же время утверждения о неизменности человеческой природы, сущности. И еще одно противоречие. Провозглашается, что только духовное признается основой развития человечества. Но этот принцип нарушается при анализе особенностей научно-технического века, когда использование технических достижений в материальной деятельности признается одной из важнейших причин деградации духовной культуры. Новации исторической концепции Ясперса можно было бы резюмировать
следующими идеями: мировая история может рассматриваться и познаваться лишь
при условии признания идеи исторической целостности; концепция «осевого
времени» позволяет высказать суждение о том, что духовный и
интеллектуальный потенциал, накопленный в период «осевого времени»
составляет основу человеческой духовности вплоть до сегодняшнего дня;
историческое познание есть понимание смысла, поэтому рассмотрение всемирной
истории суть поиск и объективация ее смысловых значений; собственно
историческая, единичная данность в осевое время носит всеохватывающий
характер – отсюда возможность возникновения во всемирно-историческом смысле
параллелизма в целостности культур их расцвет и развитие; если в доосевое
время история разворачивалась как история локализованных культурных
процессов, то в осевое время она приобретает универсальный и роковой
характер; в постижении смысла истории огромную роль играют мировые религии,
а также философская вера, связывающие воедино экзистенцию с
трансценденцией, ориентирующие сознание и самосознание человека на
представлении о Едином или Божественном; анализ смысловых связей в истории
делает историю единым и универсальным знанием об историчности мироздания в
целом. «История становится историей в движении к надисторичекому... Глава 2. Некоторые положения экзистенциальной концепции Ясперса Размышляя об окружающем нас мире, о видах и способах бытия, Ясперс
расчленяет их на три вида. Первый вид – бытие в мире, предметное бытие,
существование. Оно познается рациональными средствами и дает человеку И решить проблему
сомнительности существования, его не подлинности Ясперс пытается при помощи
этого особого противопоставленного существованию способа бытия –
экзистенции, которая, по его мнению, является наиболее глубоким, наиболее
отвечающим сущности человека бытием. К такому бытию мы должны стремиться. Также надо отметить, что пребывание в существовании означает гибель собственной сущности человека, т.е. экзистенции, так как существование является, прежде всего, жизнью человека в пространственно-чувственном мире, пронизываемом причинными связями и зависимостями, оно разрывается противоречиями и пропитано страданиями. Экзистенция постигает себя лишь благодаря своему постоянному
соотношению с трансценденцией, как и осознание внутренней глубины бытия
личности проходит лишь во взаимоотношении с Богом. Фундаментальные проблемы Казалось бы, трансценденция может обеспечить изначальную устойчивость человеческой экзистенции. Однако Ясперс не усматривает гармонии в экзистенции. Напротив он до предела заостряет проблему противоречивости экзистенциальной целостности. «Из всего живого только человек знает о своей конечности, - пишет он. – В качестве незавершенности его конечность становится для него чем-то большим, что открывается в простом познании конечного. В человеке заключена потерянность, из которой для него вырастает задача и возможность. Он обнаруживает, что находится в отчаянном положении, но так, что этим ему предъявляется настойчивое требование возвысится посредством свободы. Этим объясняется, что описания человека отличаются поразительной противоречивостью, что в нем видят, то самое ничтожное, то самое великое существо»[3]. В чем же видит Ясперс причину «потерянности» и «отчаянного положения» человека, что мешает ему избавиться оттого, что его экзистенция может уподобляться комплексу неполноценности, рефлексии неудачника? Жизнь в экзистенциализме понимается как ценность в ее
социализированном проявлении, включение человека из системы социальных
связей лишае жизнь какого-либо смысла, и она перестает быть ценностью. Значит, «неподлинное бытие» человека продуцируется отношениями с другими людьми. Именно они создают напряженность экзистенции, обуславливают потребность в свободе как единственном способе вырваться из плена конечности. Такими порождающими человеческую экзистенцию отношениями являются отношения неравенства, ибо в равенстве экзистенция просто не возникает, и никакие трансцендентные силы не способны зажечь мятущийся огонь экзистирования. И отчаянность положения человека состоит в том, что эти отношения неравенства не преодолеть и, следовательно, из конечности, а по сути из ничтожности бытия не вырваться. Таким образом, сущность экзистенции состоит в попытке выразить
реальное бытие в символах ценностного сознания и, исходя из этого, найти
рациональные решения ценностно выраженных реальных проблем. Снятие
экзистенциального напряжения может обеспечить, отказавшись от ценностного
сознания вообще, но тогда вместе с ним исчезает и сам человек, так как
собственно человеческая деятельность, без ценностных установок и ориентиров
теряет свой смысл и значение, свою направленность. В реалиях общественной
динамики экзистенциальные противоречия разрешаются на пути трансформации
ценностного сознания. § 1 Постановка проблемы нигилизма в философии Ясперса Определяя свое отношение к философскому наследию, К.Ясперс писал: Прежде всего, Ясперса в философии Ницше привлекает проблема человека, человеческого бытия, которая в экзистенциализме является предметом первоочередного рассмотрения. При этом сама проблема акцентируется таким образом, что Ницше был одним из первых мыслителей, обративших внимание на потерянность, заброшенность, бесприютность человека в современном мире, указавших с болью в сердце на опасность нигилистического обесценивания личности, деградации и вырождения человеческого типа. В истолковании причин нигилизма Ясперс опять-таки обращается к Ницше,
идеи которого, касающиеся этого явления, полны зловещей убедительности. § 2 Понятие и смысл философской веры как возможное решение проблемы нигилизма Ясперс показывает, что связь человека с Богом, экзистенции с
трансценденцией осуществляется также и посредством философской веры,
существующей в мышлении отдельного индивида и опирающейся на предание. Свою работу «Философская вера» Ясперс предваряет вопросом: «Из чего нам исходить и к чему идти в нашей жизни?» Формулируя ответ, он подчеркивает, что в философии существует два противоречивых подхода к решению этой проблемы. Один предусматривает веру в откровение, другой – в человеческий разум, науку, познание. Однако оба эти подхода не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, «они противоречат серьезности, с которой мы философствуем сегодня, когда философия перестала быть служанкой науки, как в конце Х1Х века, и не вернулась к положению служанки теологии»[6]. Названные альтернативы, считает Ясперс, используются скорее как средство для запугивания людей, дабы лишить их дарованной им Богом ответственности за себя, подчинить слепой власти случая, что в конце концов приведет к исчезновению собственного бытия человека. Как новый путь в интеллектуальном поиске смысла бытия Ясперс рассматривает философию, философствование «открытости нашей человеческой сущности; от философии не следует отрекаться, особенно сегодня»[7]. Идея человека, по Ясперсу, институционализирована в понятии философской веры. Не случайно он подчеркивает: «Философская вера есть вера человека в свои возможности, в ней дышит его свобода». Философская вера всегда остается в границах разума; ее важнейшее качество -– скептицизм, т.е. признание того, что на некоторые вопросы не может быть дан рациональный ответ. Центральное понятие в концепции Ясперса, позволяющее уяснить смысл
его философствования – коммуникация. Способность к философствования присуща
каждому человеку, она позволяет установить истинную коммуникацию, то есть
создать возможность общения. Условием экзистенциального общения, по Поэтому решение проблемы общечеловеческих ценностей, поиск путей достижения взаимопонимания, открытости друг другу различных типов обществ, народов, религий для Ясперса является насущной задачей философии. «Перед лицом грозящих уничтожением опасностей мы должны, философствуя, быть готовы ко всему, чтобы мысля, способствовать сохранению человечества в своих высших возможностях»[8]. Этим и определяется особая роль философии в современном мире. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Что ожидает нас в будущем? Его движение Ясперс характеризует тремя
тенденциями, связанными с понятиями «тоталитаризм», «мировой порядок» и Ясперс верит в единый мир без единой «повседневной» веры, веры
догматической, нетерпимой. Тем, кто считает маловероятным возникновение
единого мира без подобной единой веры, Ясперс решительно возражает: Утверждение подобного мирового порядка, распространение философской веры являются, по мнению Ясперса, свидетельством того, что общечеловеческая коммуникация не будет прервана и каждое новое поколение людей, каждый человек будут ощущать себя звеном в «сокровенно-открытой» цепи свободно ищущих, свободно творящих людей; свободно творящих общие духовные ценности, общую историю человечества. -----------------------
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |