 |
Школа хуаянь |
|
 |
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Школа хуаянь
Школа хуаянь
Школа хуаянь
Основателем
школы хуаянь считается Фа-цзан (643-712), который оставил после себя множество
трудов (считается, что он написал их больше сотни). Философ находился под покровительством
императрицы Ву и сумел систематизировать буддийское учение и создать понятную и
последовательную философскую систему. Наиболее известным сочинением Фа-цзана
является «Комментарий на Сутру сердца», который и по сей день изучают
последователи разных школ. Со временем учение хуаянь достигло Японии, где стало
известно как школа кэгон.
Главным
в учении хуаянь являются три основополагающих принципа. Первый принцип —
области целого — стал уникальным вкладом школы хуаянь в учение, на основе
которого в дальнейшем произошло объединение школ, ведь тексты Будды только при
поверхностном взгляде могут показаться отличающимися друг от друга, а по сути
все они говорят об одном и том же. Каждая же из школ просто представляет собой
один из взглядов на более широкую картину, на пространство дхармадхату.
Второй
принцип — пустота — является общим для всех школ махаяны. Но доктрина хинаяны
включает в бесформенность форму, а пустота выражается через ее отношение к
наполненности. Всё одновременно является и зеркалом, и отражением, предмет
отражает все остальные предметы, но в свою очередь сам предмет является лишь
отражением в другом зеркале, но отдельные аспекты Вселенной приобретают свое
истинное значение лишь как части целого.
В
спокойной глади озера отчетливо отражается все, что его окружает. И при
абсолютной неподвижности воды легко ли понять, где настоящее, а где отраженное?
Однако не будь озера, не было бы и отражения в нем. А не будь вокруг озера
берегов, нечему было бы отражаться. И то и другое существует только вместе,
хотя и недолго. Человек познает озеро и отражение в нем посредством опыта.
Восприятие существует лишь тогда, когда есть человек, смотрящий на озеро. Но
существует ли восприятие только в уме или это нечто большее, чем просто ум?
Третьим
принципом является всеобщность, постоянная взаимозависимость, существующая
везде. Школа хуаянь включает в эту всеобщность как дух, так и материю, заново
представляя логику и разум как часть реальности просветления, как сущность
великого объединения всего со всем. Все зависит от вашей точки зрения, от
вашего уровня или вашей области понимания, от границ вашей соотнесенности с
миром. Таким образом, школа хуаянь создала всеохватывающее учение, не имеющее
границ. Каждая его часть дополняет другую и ни одна из частей не будет полной
без других.
Согласно
концепции хуаянь, несмотря на существование множества разнообразных деталей и
на то, что различные школы делали акцент на разные моменты, все системы в
принципе говорили об одном и том же.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru
|