|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шпаргалка по философииШпаргалка по философии1. Основные черты античной философии. Анализ античной философии, в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Но все развивается в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматривают-ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона. 2. Философия Милетской школы. Др. гр.ф (дгф) возникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.) Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью. ФАЛЕС. конец 7 начало 6 вднэ. Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Знаком с достиж. науки Вав и Египта. Предсказал солн затмение в Гр. -585 гднэ. Изобрел некот. Астроном. приборы. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу. АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом. В 5 вднэ Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь фил прекратилось. ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ. При тиране Поликрате преселился в Ю.Италию в г. Кротон где основал полит и рел. союз представл. интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов. Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр. Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер первоначао а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры. Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это мать богов, всеобщее первоначо и основа всех прир. явлений. Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон. Четверка - образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего. Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха. 3. Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии. ПИФАГОР (2-я пол. 6 в.- нач. 5 в. до н. э.), др.-греч. философ, Подлинных соч. П. нет и согласно надёжной антич. традиции никогда не существовало. О нем осталось огромное количество разрозненных косвенных свидетельств. Родился на Самое (ок. 570 до н. э.), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра и совершил путешествие на Восток, в т. ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-вост. математикой и астрономией и изучая негреч, религ.-культовые традиции; ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где основал религ.-филос. братство с ритуализованным уставом, взявшее власть в Кротоне и распространившее политич. влияние по всей Юж. Италии. В результате антипифагорейского восстания, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер, ок. 497/496 до н. э. П. Требовал ученикам приписывать учителю все открытия. Совокупность учений от Пифагора: Пифагорейский союз (на юге италии) был также науч.-филос. школой (начиная с 5 в.) и политич. партией, распространившей своё влияние на греч. полисы Юж. Италии и (частично) Сицилии. Их лозунг «у друзей всё общее» сочетался с жёсткой иерархич. тенденцией, тормозившей демократич. развитие полиса. После антипифагорейских восстаний (первое произошло ещё при жизни Пифагора) и разгрома союза италидский центр П. переместился в Тарент: ещё в сер. 4 в. до н. э. там существовала сильная община. Внутр. организация пифагорейского союза деление на «акусматиков и математиков»; со временем «акусматики» и «математики» стали враждовать: «акусматики» фольклорно-религ. Традиции «математики» науч.-филос. Традиции. «Акусматики» заучивали наизусть «акусмы» («символы») - бездоказат. максимы этич. характера («Что самое мудрое? - Число», «Что есть острова блаженных?- Солнце и Луна», «Землетрясение - сходка мертвецов» и т. д.), включавшие также множество ритуальных запретов. «Математики» занимались «науками»- арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и филос. космологией, И те и другие претендовали на верность учению Пифагора, образ к-рого поэтому раздваивается Достижения Платона таблица противоположностей - 10 пар онтологич. принципов (предел- беспредельное, нечет- чёт, одно- множество, право- лево, мужское- женское, добро- зло и т.д.). идеализация чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувств, вещами (числа «неотделимы» от вещей); порождение чувств, тел через последовательность «точка- линия- плоскость- тело», пифагорейцы знали только три фигуры- пирамиду, куб и додекаэдр. 4. Античная атомистика. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, логич. рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит. Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), бытие множественно, не едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться. атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1) связ. с хаотич. перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3) испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх. Случайн. события - выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт. мира. 5. Учение элеатов. ЭЛЕАТЫ. В 6-5 ввднэ центр дух. развития перемещ. в Ю.Италию. (земледельческая область). Прбл. бытия: бытие есть а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под еговлиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множесте богов. (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Элея. 6-5 ввднэ. Мир - вещ. шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. (все заполнено) Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзя мыслить как несущ., откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. мир не имеет частей. Он един. Множество - обман чувств. Отсюда же следует вывод о невозможности движения, возникновения, уничтожения. Учение П. полно ненаучных, мифол. представлений, В центре мира - богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми неб. движениями. ЗЕНОН. Ученик Парм. Выдвинул ряд положений в защ. учения П.(апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движ. мыслимо приводит к противоречиям - оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр. месте и не находиться в нем. Но это противоречиво - невозможно). В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Признавалась бескон. делимость величин, но не призн. их составленность из беск. числа актуально данных элементов. 6. Философия Гераклита. ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь. Все вещи возникают из огня согласно необходимости. Миром правит “логос”. (закон, необходимость) Мир есь процесс в котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодное в теплое, Вложное в сухое и наоборот)”Нельзя дважды войти в одну реку” В челов. жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она “отец всего, царь всего”. все кач. вещей относительными. (морская вода - чистейшая и вместе с тем грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна) Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Однако,считае Г. большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум. 7. Софисты, их роль и место в философии. Философское двтжение эпохи зрелых рабов. демократий.(5 - 6 вднэ) В 5 в д н.э. на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Гр. пришла власть демокр. Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. /Развитие привело к появл. новых выборных учреждений - нар. собрания и суда, игравшего б. борьба партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. наиболее выдвинувшихся из людей становились учителями риторики, полит знаний/ б. роль, приобрела в то время фил., (новые мыслители учили мудрости, и связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения.) Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те,кто в своих речах стремился к доказ. заведомо ложной, точки зрения. Старшая группа: Протагор (481 – 411 днэ), Горгий, Гиппий и Продик. Младшая группа: Ликофрон, Алкидам и критий отрицали необходимость классов (люди рождаются свободными.) Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. /Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ. непреодол. несовмест. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова./ Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. добра и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ). 8. Сократ, его жизнь и творчество. СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. С. выступал против дем. строя из-за этого народ был против него. Он был привлечен к суду и отравился. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, Выступал против Софистов. Фил.по С. - учение о том как следует жить. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание) Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская. КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Нет общтх норм и законов природы. Каждый сам по себе. МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Сущ. только необходимое, возможности нет. Сократ не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и гос-ва, требует участия в гос. деятельности; исполнения обязанностей по отношению к богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д. 9. Онтология Платона. Учение об идеях. Отличит. хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец созд. физич. мир по идеальн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности для познания окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) люб. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В проц-се разв-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Идеальное гос-во3 категории души людей в зав-сти от начала: разум/страсть (воля)/вожделение.(конц.идеальногоигос-ва.) 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: 1. мудростью, 2. мужеством, 3. рассудительностью, 4. справедливостью. 10. Общественно-политические и антропологические воззрения Платона. 1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. 11. Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания. 12. Учение Аристотеля о душе. ОНТОЛОГИЯ, учение о бытии как таковом; Аристотель систематизировал и развил идеи Платона. Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля каждая вещь состоит изз двух начал - материи и формы. В основе мироздания – "первая материя". Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Представление о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом. ощущ-й. Форма госп. над материей, душа - над телом, разум над чувствами. Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл. растения. Спос. к размнож. и осущ обм. в-в. 2) чувств. - жив. - обл. спос-тью восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к познает только форму, а не матер. субстрвт. А. - основатель форм. логик. Диалектика - ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. Д-ка - низш. уровень логики, Проблема чел-ка: взгляд на ч-ка как на обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд-во. Назнач. гос-ва - обесп. счастья всем согражд. 6 форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3 непр.: тир./олиг./демокр. Наил. - полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во олигархии.) А. - посл. греч. представ. антич. фил. 13. Философские учения стоиков и киников. СТОИЦИЗМ, школа др.-греч. философии, в Афинах, была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.; Зенон, Клеанф), Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.;) и Поздняя Стоя (римский С.). От первых двух периодов не дошло ни одного целого соч., они опираясь на физику (натурфилософию) и логику. Мир (космос) представляется в С. находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым сферич. телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела (бестелесными считались значения слов и предложений, пустота, место и время); в мире, едином самом по себе, различались два начала - пассивное и активное: «бескачеств, вещество», или «субстанция», и всепроницающий логос, или бог. Земля в зикле жизнь\огонь\жизнь; весь мир, является природой Судьбу отд. тела определяет его природа, Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и проницает всё тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали оправданным самоубийство. жизнь согласно природе, логосу. Только такая жизнь добродетельна. С. оказал сильное влияние на складывающийся неоплатонизм и христ. философию; его этика, в частности учения о внутр. духовной свободе личности и о естеств. законе, вновь привлекли к себе внимание в 17-18 вв. КИНИКИ (Диоген в бочке) - Киносарг, холм в Афинах, одна из т. н. сократич. филос. школ Др. Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др.) стремились не к построению законченной теории бытия и познания, а к отработке и эксперме-ной проверке на себе определ. образа жизни. Мыслить по-кинически - только средство; Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия - «без общины, без дома, без отечества». К. хотели быть «нагими и одинокими»; они отрицали все требования стыда. К.: «лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком.» Философия К. послужила непосредств. источником стоицизма, смягчившего кинич. парадоксы Типологически школа К. (от йогов и дервишей до совр. хиппи). Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. 14. Философская доктрина Эпикура и его последователей. ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности, оно есть крит. для заключений Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. Полог.: При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., но для жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил. Наиболее разумным для человека является не деятельноть, а покой (атараксия). Главной задачей Ф. –построение этики поведения. Отрицал вмешательства богов в дела мира и сходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. 15. Философская система неоплатонизма. НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, системы Н.: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе; Пергамская школа Н. (4 в.), основанная Эдесием, продолжала Платоновская Академия, видимо, не испытывала особого влияния Н. Н. оказал мощное воздействие на развитие ср.-век. философии и теологии. 16. Патристика. Общая характеристика. ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич.доктрин христ. мыслителей 2-8 вв.- т. н. отцов церкви. Периоды: 2-3 вв.- полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген); 4-5 вв.- система; тиэация церк. доктрины (каппадокийскпи кружок:' Василий Великий, Григорий Назиан-зин, Григорий Нисский; на Западе - Августин); 6 в.- начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), завершающихся в трудах Иоанна Дамаскина. 17. Августин Блаженный. Жизнь и творчество. Одним из наиболее ранних философских мыслителей того времени считается Августин (Блаженный)(354 – 430 гг.). Основные свои философские воззрения он изложил в трудах: «О троице», «О граде божьем», «Исповедь». Его идеи: - бог сотворил мир из ничего, т. е. он сотворил не только порядок и устройство в мире, но и саму субстанцию (первоматерию). - Бог сотворил время, но он сам находится вне времени. - Человек имеет прошлое, настоящее и будущее, которые сливаются в вечность. Само время есть человеческое понятие. Для человека настоящее: 1.настоящее прошлого (память), 2.настоящее настоящего (созерцание), 3.настоящее будущего (надежда, упование), Поскольку время только в голове человека, то времени до бога не было. Божий град – это малое количество истинно верующих, но имеет место прогресс, состоящий в увеличении количества людей, пришедших к христианству. Вне града божьего, вне церкви нельзя обрести спасение души. Человек стремиться к богу, т. к. в нём находят любовь, покой и благодать. Оксиология: человек свободен выбирать между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе. 18. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой богословия, Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в. было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - истина уже дана в библ. текстах и необходимо толкования этих текстов. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. (спор о универсалиях), т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм. 3 вида сущ. универсалий: “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные представители схол. Фома Аквинский, Философия Аквинского начинается с категории бытия. Бытие – всё что есть всё что может быть. Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, однако сущее в бытие не меняется, оно просто приобретает другие формы. Вещи – части чего-то полного, какой-то предмет полноты бытия – что и есть бог! Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины. 19. Жизнь и творчество Фомы Аквинского. Философия Фомы Аквинского (1221 – 1274). 1323г стал святым , его система стала Официальной Ф. Доктриной римской католической церкви Вступает в Доминиканский нищенствующий орден . Учился в университете. Был магистром теологии и главой кафедры Парижского университета Труды: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О сущем и сущности», «О сущности природы». Человека надо изучать целиком в единстве души и тела. Человек – это личность, а личность ведома богом в блаженство. Истина, безусловно, одна – это бог и его учение, но и к такой истине 2 пути: - путь веры и откровения; - путь разума. Разум и наука не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию. Философия Аквинского начинается с категории бытия. Бытие – всё что есть всё что может быть. Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, однако сущее в бытие не меняется, оно просто приобретает другие формы. Вещи – части чего-то полного, какой-то предмет полноты бытия – что и есть бог! 20. Возрождение. Главные идеи и последующее влияние. Эпоха Возрождения (конец ХIII – начало XVII вв. ). Период связан с возникновением нового искусства, с первыми шагами естествознания, появлением новых политических и социальных концепций. Эта эпоха не оставила великих философских систем. Она заложила основу философии, свободной от религии – мифологических предпосылок. К числу наиболее ярких мыслителей относят: Данте, Салютати, Макиавелли, Николай Кузанский Основные идеи философии возрождения: 1. Антропоцентризм – человек в центре философии. 2. Постулирование творческой сущности человека. 3. Эстетическое понимание действительности, мира доминирует над научными и моральными представлениями. 4. Идея гуманизма, признание человека личностью с правом на творчество, свободу и счастье. 21. Основные черты философии Нового времени. Философия начала нового времени связана со становлением естествознания, научного способа познания. Система созданная в это время: Философия (епископа) Френсиса Бекона (1561-1626). Основные труды: «О достоинстве и приращении наук», «Новая Атлантида», «Новый Органон». Основа философии – практический опыт. Цель философии – средствами науки и изобретений овладеть природой. 22. Философия Френсиса Бэкона. Основные моменты философии Бекона: в вопросе отношений веры и разума он придерживался идеи двойственной истины: истина двойственна, есть истины откровения, ими ведает теология, и существуют истины разума, ими ведает философия. Эти истины разделены и не пересекаются. Бекон предложил концепцию «идолы познания» – это дурные привычки ума приводящие к познавательным ошибкам. Он выделил 4 вида «идолов познания»: 1) Идолы рода – это искажения свойственные самой природе человека. Пример: ожидание порядка большего, чем есть в природе, и истолкование новых идей в духе прежних. 2) Идолы пещеры – это личные суеверия, возникающие не от природы, а от воспитания и общения с другими людьми. Одни обнаруживают в вещах общее, другие обращают внимание на единичное. 3) Идолы рынка – привычки к неточному и двусмысленному словоупотреблению. 4) Идолы театра – связаны с влиянием на процесс познания общепринятых философских учений, а прежние философские системы не более сем театральные комедии об вымышленных мирах. Он выделяет типы опыта и типы путей познания. Существуют опыты: Плодоносные – те, которые дают реальные результаты. Светоносные – приращение знания. Равноценны и те, и другие. Пути познания: 1) Путь паука – как паук вьёт паутину из себя, так и учёный может выводить истины из постулатов. 2) Путь муравья – извлечение опыта из опытов, практики без использования теории. 3) Путь пчелы – синтез двух предыдущих путей. Им была предложена классификация наук. В основу этой классификации он положил познавательные способности человека: память, рассудок и воображение. На памяти основана история, на воображении – искусство, а рассудок порождает теоретические науки. К теоретическим наукам он относит первую Философию, естественную теологию, философию природы, антропологию. Антропология включает: философию человека и гражданскую философию; Философия человека состоит из психологии, логики, этики. Главная идея Бекона: Бог замыслил преобразовать мир, превратив его в царство человека над природой. 23. Учение Рене Декарта. Философия Рене Декарта (1596-1650) Основные труды: «Рассуждение о методе» «Метафизические рассуждения» «Картезианское сомнение». Он опровергает эмпиризм и обосновывает рационализм в гносеологии, отвергает истинность эмпирического сознания. Скептицизм в отношении эмпирического сознания имеет одно исключение: невозможно сомневаться в реальности того, что ведёт к сомнению, а именно, в реальности мысли. Я мыслю, следовательно, я существую. Суть картезианского сомнения – процесс восхождения в идее о том, что мысль самоценна, что мысль есть высшая ценность бытия, единственная ценность и единственное измерение истинно человеческого это мысль. Критерий истины. Всё что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчётливо есть истина. Гносеологический рационализм. Чувственное познание не упорядочено и роднит нас с животными. Истинно человеческое восприятие составляет только усмотрение умом. Единственный источник познания – разум, ум. Мир - творение Бога, сост. из самост. субстанций: дух. и мат. Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух. - мышл-е. Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух., Сомневаться можно во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.” Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн. мира возможно. учение о рац-ме. 4 правила: 1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания; 3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей; 4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт - лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции. 24. Философская доктрина Дж. Беркли. Дж. Беркли - представ. субъ. идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел. знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ. основы (субстанции) тел. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр. понятий. все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к способности быть воспринимаемыми. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”- субъ. кач-ва - пассивны, не зависит от нас., “души” деятельности активны. сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в сознание отд. субъектов содержание их ощущений. 25. Основные цели Просвещения и его значение для современности. Просвещения. Характеризуется верой в человеческий разум.Разум призван обеспечить прогресс человечества . Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита научного и технического знания. Защита естественных прав человека и гражданина. После продолжительного периода господства схоластики крутые умы эпохи П. Стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. So, ее строгие математич. законы попытались обобощить до уровня природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни. Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм 26. Жизнь и творчество И. Канта. Жизнь и творчество Канта (1724-1804) Прожил в Кенегсберге В творчестве есть 2-а периода : 1 докритический 2 критический 1773 г-“Критика чистого разума” К сфере чистого разума – чувства и рассудок 1778г-(«критика практического разума»).К практике разума – разум 1781г-“критика способности суждения” Кант в своём философствовании вводит два различия: «Существуют различия между аналитическими и синтетическими суждениями, существуют они и между приорным и априорным». Аналитические суждения это такие суждения, в которых предикат (выносимое сказуемое) является частью субъекта. Синтетические суждения это такие, когда предикат не выводим из субъекта. Эмпирические суждения могут быть только на основе чувственного восприятия, либо нашего собственного, либо восприятия других, чьё словесное свидетельство мы принимаем. Априорные суждения могут быть и в опыте, но они имеют другую основу, чем опыт (все сужения чистой математики). Априорные синтетические суждения есть ответ/вопрос на ограничениях (границах) чувства и рассудка. Чувственное синтетическое суждение вне опыта возможны благодаря представлениям о пространстве и времени из которых они выводятся. В сфере рассудка аналогичными синтетическими априорными суждениями являются категории количества, качества, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование. 1775г-Пролигамены –для студентов концепция создания галактики, разум человека не един 27. Теория познания И. Канта. Философия Канта (1724 – 1804) Сам Кант назвал сваю философию – критическая. Его критическая философия замысливалась как альтернатива старой догматической философии. Цель критической философии оценить границы и степень истинности человеческого знания и практики. 1) Ноумен – мир существующий сам по себе. 2) Феномен – мир как его воспринимает человек. Человек познаёт и практически действует. Познанию соответствует сфера чистого разума, а практике – сфера практического разума. К сфере чистого разума – чувства и рассудок («критика чистого разума»). К практике разума – разум («критика практического разума»). В своей философии Кант задаётся вопросом об ограниченности каждой из этих сфер. Кант в своём философствовании вводит два различия: «Существуют различия между аналитическими и синтетическими суждениями, существуют они и между приорным и априорным». Аналитические суждения это такие суждения, в которых предикат (выносимое сказуемое) является частью субъекта. Априорные суждения могут быть и в опыте, но они имеют другую основу, чем опыт (все сужения чистой математики). Априорные синтетические суждения есть ответ/вопрос на ограничениях (границах) чувства и рассудка. Чувственное синтетическое суждение вне опыта возможны благодаря представлениям о пространстве и времени из которых они выводятся. В сфере рассудка аналогичными синтетическими априорными суждениями являются категории количества, качества, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование. Априорные формы – очки, через которые человек видит мир. Поэтому человек способен видеть мир лишь пространственно-временным и понимать его только категориально, но нет никаких гарантий, что именно такова истина в себе, что именно таков мир. Вопрос критики практического разума: каковы высшие общечеловеческие идеи и императивы в поведения в сообществе. Императивное поведение и есть границы человеческой практики. Кант показывает недостаточность априорных идей чистого разума для адекватного ориентирования в мире. Человек и свободен, и подчинён законам необходимости. Мир имеет начало и ограничен в пространстве, мир бесконечен как во времени, так и в пространстве. Всякая сложная вещь состоит из простых вещей, ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей. Эти антинонимы познавательно не разрешимы, но практика требует их разрешения. Выход из ситуации заключается в априорных идеях, практике разума (идеи бога и свободы) и связанными с этими идеями императивами практического действия. 1) Действуй так, чтобы максимум твоего поведения могла стать всеобщим законом. 2) Никогда не относись к другому человеку как к средству, а всегда как к цели (?). 3) Мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными. Границы человеческого знания о мире есть пространственно-временные представления и категории, а границы человеческой практики это идеи бога и свободы и категорический императив. Человек в своём человеческом совершенствовании стремится к этим пределам, человек не может перешагнуть через эти пределы. 28. Система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Философские взгляды Гегеля Философия Гегеля (1770 – 1831) Наиболее известные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» Ничто истинно не существует, кроме целого. Единственная истина для философии есть целое. Диалектика-наука о всеобщей связи и развитии мира Диалектика Гегеля состоит из: 1) Тезис – исходное положение. 2) Антитезис – противоположность. 3) Синтез -- новый тезис. Но логика Гегеля содержит, кроме субъективной диалектики рассуждений объективную диалектику мира. Мир развивается по диалектической формуле трёх законов. 1) Закон единства и борьбы противоположностей. 2) Закон перехода количественных изменений в качественные. 3) Закон отрицания отрицания. Афоризмы философии Гегеля. «Всё действительное разумно, все разумное действительно». «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий есть критерий заблуждения». «Истина есть соответствие предмета его понятию». Разум первооснсва мира .Мышление и разум – это сущность мира . Мышление базируется на данных чувственного опыта. Мышление – это начало всякой жизни. 29. Философия истории Гегеля. 3-и этапа развития идеи свободы: 1 древнии общества или восточные деспатии(свободен только один) 2 античсность (греция ,рим)-свободны не многие, не свободны рабы. Рим придумывает систему права 3 характеризуется свободой всех(этап европейской истории) Критич. преобразование логики было осуществлено Г. в «Науке логики» (1812). «Абс. идея» раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий. Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка, все остольное приходит позже. С помощью созданного им диалектич. метода Г, критически переосмысливает все сферы совр. ему культуры. В эстетике Г. дал содержат, трактовку прекрасного как «чувств, явления идеи», к-рая берётся не-при-ным внеш. бытием. 30. Учение А. Шопенгауэра. ШОПЕНГАУЭР Артур 1788-1860, Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист. Осн. соч. – «Мир как воля и представление» априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Ш. к единому «закону достаточного основания». Из Субъекта и объекта складывается мир как «представление». Социальная организация (гос-во) не уничтожает эгоизма, Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется в сфере иск-ва и морали. Иск-во - создание гения, в к-ром субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, а объект - как идея. Высшее из иск-в – музыка Ш. - называл существующий мир «наихудшим из возможных», а своё учение - «пессимизмом». философия Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во. 31. Основные компоненты философии Ф. Ницше. Особенности философии Ницше. Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра У Ницше же воля первична. Ницше, хотя он и был профессором, - философ скорей литературного склада, чем академического. Он не изобрел никаких новых теорий в онтологии, наибольшее значение имеет прежде всего его этика и историческая критика. Отец его был протестантским пастором, и Ницше получил очень религиозное воспитание. Он учился в университете на классическом и филологическом отделениях настолько блестяще, что в 1869 году, ему предложили быть профессором филологии в Базеле; это место он принял. Он никогда не обладал хорошим здоровьем и после периодических отпусков по болезни был вынужден в 1879 году уйти в отставку. После жил в Швейцарии и Италии. В 1888 году он сошел с ума и в таком состоянии пребывал до самой смерти. Ницше страстно любил Вагнера, но поссорился с ним после написания оперы "Парсифаль". (Обозвал Вагнера евреем). Ницше был низкого мнения о Канте
Наполеон был для Ницше великим человеком, побежденным мелкими противниками. Он включает негативный элемент - отсутствие страдания, 32. Буддизм. религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. - инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого. Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне - вайбхашика и саутрантика, в махаяне - йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хинаяны называют своё направление буквально - учение старейших. Б. скоро распространился по всей Индии, расцвет в сер. 1-го тыс. до н. э.- нач. 1-го тыс. н. э. После возражд-ся индуизм (из брахманизма) Б. к 12 в. почти исчез из Индии. Религ.-филос. лит-ра Б. обширна С самого начала Б. выдвинул в качестве центра проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о «четырёх благородных истинах»: -существует страдание, -причина страдания, -освобождение от страданий, -путь, ведущий к освобождению от страданий. страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (появление, исчезновение и появление вновь) - дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, и установление своеобразного абсолюта - шуньяты, пустотности, не подлежащей ни пониманию, ни объяснению - в махаяне. созерцат. размышления (медитации), переживание целостности бытия (неразличение внутреннего и внешнего), одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности, - буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворённости и самоуглублённости - есть освобождение, или нирвана. возникла космич. концепция Будды, (санскр. «трёх тел», Распространение Б. способствовало созданию культурных комплексов, буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская образованность). 33. Бытие её, сущее и универсум как наиболее общие философские категориии. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б.. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия. УНИВЕРСУМ филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве. Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров Мысль об У. как связном «единстве многого» порождала многочисл. филос. попытки систематики У. В совр. науч. мышлении понятие У. всё чаще приобретает смысл фиксированной системы объектов, к к-рым относятся утверждения к.-л. теории. 34. Познание, его формы и структуры. Истина - адекв. отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн. 35. Понятия субъекта и объекта в философии. СУБЪЕКТ (от лат. - лежащий внизу, находящийся в основе), Термин «С.» употреблялся в истории философии в различных смыслах. Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; ср.-век. схоластика понимает под С. нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для неё лишь в интеллекте). Совр. трактовка понятия С. берётся от Декарта (противопоставление С. и объекта исходный пункт анализа познания и обоснования знания) Кант раскрыл нек-рые законы С., делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания. с т. зр. марксизма индивид выступает как С. с присущим ему самосознанием (подлинный С. истории являются нар. массы как осн. сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие. СУБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая объективные законы природы и общества. С.- один из осн. гносеологич. источников идеализма. С. ведёт в конечном счёте к отрыву от действительности, к «субъективной слепоте», релятивизму. Представителями С. в истории философии были Беркли, Юм, Фихте, Кант. ОБЪЕКТ (- бросаю вперёд, противопоставляю), то, что противостоит субъекту в познават. деятельности и отражающих свойства объективной реальности. ОБЪЕКТИВИЗМ, мировоззренч. позиция, в основе к-рой лежит ориентация познания на социально-политич. «нейтральность», на воздержание от социально-критич. оценок, суждений о ценностях и целях, В новейшей своей форме онтология выражается в тенденции свести всю культуру к науке, а проблему человека - к науч.-технич. задачам. 36. Мировоззрение. Его формы и исторические типы. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, познания и оценок. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Знания входят в М. в виде убеждений. У. В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, Ф. - отличается от М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхлда к ним. убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. Многие вопросы. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы. 37. Специфика философского знания. Место философии в системе наук. Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. -наблюдений -эмпирич. знаний Теор. знание - это сущностное знание (обобщение практики, опыта или наблюдений) -частн. теор. модели и законы; -развитая теория. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. 1) прием универсализации, (общие моменты и свойства распростр. на все возможные случаи) 2) прием идеализации – (указываются условия, при кот. процессы происходят в чистом виде) 3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные 38. Философия и наука. Точки соприкосновения и основные отличия. Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. -наблюдений -эмпирич. знаний Теор. знание - это сущностное знание (обобщение практики, опыта или наблюдений) -частн. теор. модели и законы; -развитая теория. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. 1) прием универсализации, (общие моменты и свойства распростр. на все возможные случаи) 2) прием идеализации – (указываются условия, при кот. процессы происходят в чистом виде) 3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, Различают описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные 39. Проблема человека в истории философии. Проблема основного вопроса философии (ОВФ) Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, Любое ф. учение основыв. на его реш-ии, ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира. 40. Проблема истории и исторического процесса в философии. Общ. прогресс - направление развития чел. общества, рода "ч-к", хар-зующиеся такими необратим. изменениями чел-ва Труд - вечное условие чел. жизни. Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. 1. Основные черты античной философии. 2. Философия Милетской школы. 3. Школа и учение Пифагора. Проблема пифагорейской философии. 4. Античная атомистика. 5. Учение элеатов. 6. Философия Гераклита. 7. Софисты, их роль и место в философии. 8. Сократ, его жизнь и творчество. 9. Онтология Платона. Учение об идеях. 10. Общественно-политические и антропологические воззрения Платона. 11. Онтология Аристотеля и проблема перводвигателя мироздания. 12. Учение Аристотеля о душе. 13. Философские учения стоиков и киников. 14. Философская доктрина Эпикура и его последователей. 15. Философская система неоплатонизма. 16. Патристика. Общая характеристика. 17. Августин Блаженный. Жизнь и творчество. 18. Общая характеристика средневековой философии. Проблема универсалий. 19. Жизнь и творчество Фомы Аквинского. 20. Возрождение. Главные идеи и последующее влияние. 21. Основные черты философии Нового времени. 22. Философия Френсиса Бэкона. 23. Учение Рене Декарта. 24. Философская доктрина Дж. Беркли. 25. Основные цели Просвещения и его значение для современности. 26. Жизнь и творчество И. Канта. 27. Теория познания И. Канта. 28. Система и метод Г.В.Ф. Гегеля. 29. Философия истории Гегеля. 30. Учение А. Шопенгауэра. 31. Основные компоненты философии Ф. Ницше. 32. Буддизм. 33. Бытие, сущее и универсум как наиболее общие философские категориии. 34. Познание, его формы и структуры. 35. Понятия субъекта и объекта в философии. 36. Мировоззрение. Его формы и исторические типы. 37. Специфика философского знания. Место философии в системе наук. 38. Философия и наука. Точки соприкосновения и основные отличия. 39. Проблема человека в истории философии. 40. Проблема истории и исторического процесса в философии. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |