рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Шпаргалки по философии рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шпаргалки по философии

Шпаргалки по философии

1.  Предмет философии

Термин «философия» - греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов, сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.

В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.

Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы, к другим людям, к самому себе.

Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм, конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.

Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных форм духовности: философия, мифология, религия.

2.        Основные разделы философского знания

Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания:

Антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира. Мыслители выдвигали разнообразные точки зрения, определяя тем самым развитие философии от 7 до 15 в до н. Э

Гноссиологии – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий. Наиболее полно этот раздел философии разрабатывался в 16-17 вв.

Методология -  раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Методология разрабатывалась главным образом в 18 – 19 века. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.

Т.о философия определяется тремя разделами.

3.              Основной вопрос философии

То обстоятельство, что философия связана с мышлением, делает его своеобразным «царством мысли», и для которого весьма важным оказывается соотношение субъективного и объективного, идеального и материального, духовного и природного содержания, иначе соотнесимость мышления и бытия. Указанная соотнесимость получила название «основного вопроса философии». Если философская проблематика рассматривается с точки зрения первичности мышления и вторичности бытия, то имеет место философский идеализм. Если философская проблематика рассматривается с точки зрения первичности бытия и вторичности материи, то имеет место философский материализм.

Т.о в развитии философского знания имеют место 2 направления: материализм и идеализм.

4. Древнегреческая философия

Др. Греция представляет собой совокупность городов-полисов, которые вели торговлю, войны друг  с другом, и эта активная социально - экономическая теория стала предпосылкой возникновения философии. Духовный мир этой эпохи определялся религиозно - мифологическими восприятием природы, однако к 7 в. до н. э стали появляться мыслители, которые стремились понять мир из его естественного начала. Так возникли первые натурфилософские школы. Принято выделять следующие:

1.   Милесская (Фалесс, Анаксимен, Анаксимандр). Эти мыслители пытались объяснить окружающий мир, выдвигая ту или иную абсолютную субстанцию в качестве основополагающей. Фалес утверждал, что это вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апрон. Чуть позже Эмпедокл утвердил первоначальником землю, а Гераклит из Эфеса – огонь. По мнению Гераклита мир подобен огню – то вспыхивает, то затухает. С образом огня Г. отождествлял движение, изменение: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Гераклиту принадлежит мысль о том, что содержание любой вещи подобно ее противоположности (темное-светлое).

2.   Элейская (Парменид, Ксенофон, Зенон). Парменид первый обратил внимание на связь мысли и предмета («Мысль о чем то, и то, о чем мысль, одно и то же»). Ксенофон высказывал мнение о том, что не боги создали людей, а люди богов. Зенон выдвинул ряд задач – апорий, которые по его мнению опровергают движение, делают его иллюзорным (черепаха и Ахиллес).

3.   Пифагорейская Ее представители считали, что первоначалом всего являются цифры.

Т.о в первых натурфилософских школах сформировались основы


Сократ первый сделал проблему человека центральной для философии. Если его предшественники пытались понять человека отталкиваясь от определенных представлений о космосе, то Сократ делал наоборот – «познай самого себя». По Сократу духовное содержание человека определяется нравственностью, кот. сводится к знанию добродетели и порока. Сократ считал, что философия должна научить человека отличать добродетель от порока, а это можно получать только из космоса. Космос явл. абсолютно совершенным и добродетелем, поэтому изучая космос человек способен выработать в себе нравственное совершенство.

Учеником Сократа был Платон. Он являлся создателем философский системы объективного идеализма. По его мнению мир двойственен, он состоит из чувственного мира вещей, он несовершенен, и мира идей, который вечен, совершенен и неизменен. Душа человека – это его идея, которая после смерти возвращается в мир идей.

Учеником Платона был Аристотель. Развивая идеи Платона, Аристотель создал иную картину мира, согласно которой всякая вещь хар-ся материей (веществом) и активным началом (формой). Благодаря последней, существует многообразие вещей и их изменение. В основе мира лежит форма форм, которая и является первопричиной всего изменения.

Т.о античная философия рассм. проблемы человека в единстве с окружающим миром (космосом), поэтому она и названа философией космоцентризма.

5. Философия эпохи средневековья

Эпоха средневековья хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма. В римской империи зарождается новая христианская религия, главным мотивом которой духовное спасение человека, которое осуществляется после его смерти. Христианство – монотеистическая теория, в отличая от греческой или римской. Это обстоятельство делает ее достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, «Иисуса Христа». Центральной проблемой средневековой философии выступает проблема божественного бытия – что есть Бог ? Принято выделять две точки зрения:

1.   Бог отождествляется с абсолютным разумом. Бог однажды создал совершенный мир, и происки дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия носят объективный характер, это универсальные реалии, которые предшествуют вещам. Это направление получило название средневекового реализма, представителями которого были Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский

2.   Бог есть абсолютная воля, который постоянно творит, делая его более совершенным, а дьявол препятствует ему в этом. Здесь бог подобно мастеру все более совершенствует свое творение. В этом случае вещи - божественного происхождения, а понятия о них – простые имена. Эта точка зрения получила название номинализм, наиболее яркими представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви.

Начиная с 11 – го века в Европе начали появляться первые университеты, в кот. были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг (схоластика).

Но несмотря на религиозную мистику, «время мракобесия», философия средневековья – это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.

6. Философия эпохи Возрождения

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания , воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

1.   Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

2.   Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

7. Французский гуманизм 18 в.

18 в. вошел в историю как век Просвещения. Считалось, что знания – это подлинная духовная ценность, которая способна помочь человеку решить его жизненные проблемы. Вера в безграничные возможности разума стала основным мотивом этой эпохи. Наиболее ярко эта идея нашла выражение в творчестве французских просветителей: Вольтера, Гельвеций, Д`Аламбера, Ж.Ж. Руссо, Р. Дидро и др. В своих философских воззрениях они опирались на Ньютоновское понимание мира, поэтому их нередко называют механическим материализмом – окружающий мир существует сам по себе, он представляет собой разнообразные вещественные тела – материю, которая полностью подчиняется механическим законам взаимодействия. Механика абсолютировалась, считалась универсальной наукой, способной объяснить ход всех явлений в природе. Наука выступала единственной духовной силой, а всякое другое знание, особенно религия, рассматривалось как ложное. Вольтеру принадлежит фраза «Религия – опиум для народа».

Обращаясь к социальной действительности, развивая идеи рационального антропоцентризма, французские мыслители сделали шаг вперед в понимании сущности человека.

Французские мыслители замечают, что духовное содержание человека не столь автономно, как это утверждали предыдущие мыслители. Оно зависит от воспитания, образования, т.е от той социальной среды, в которой живет индивид. Чтобы улучшить духовную жизнь людей, нужно изменить условия их жизни, что можно сделать, если во главе государства станет просвещенный монарх. Они считали, что любое социальное явление зависит от воли, желаний и намерений человека власти. Что касается философии, то развивая идеи рационального антропоцентризма, они вплотную подошли к проблеме социальной детерминации личности, а в связи с этим и к проблеме осмысления общества как целого.

8. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия занимает небольшой исторический период, однако ее влияние на развитие философии немаловажно. Центральной задачей в творчестве ее представителей стала задача философского осмысления социальной действительности, общества как целого. Наиболее полно эта проблема была решена в философских учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Родоначальником немецкой классической фил-ии был Э. Кант. Развивая идею французского просвещения о безграничных возможностях человеческого разума, Кант решает обосновать эту идею. В своих работах Кант открывает диалектическую природу человеческого разума. Обосновывая разумное знание, Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность называется антиномией, например: тезис – мир сущ. сам по себе, антитезис – мир создан Богом. Антиномии чистого разума дали основание Канту утверждать, что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название агностицизма.

Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики этого субъекта.

Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором стремится обосновать диалектику, проявлением которой

однако ему это не удалось. 

Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой «застывший интеллект» , который стремится осознать самого себя и использует для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития. Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является марионеткой в руках мирового духа.

Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению философия Гегеля  -рациональная идеология. Гегель неправомерно абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел, что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.

9. Становление марксистской философии

В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые человеку блага. Прежде чем заниматься культурой, философией, религией, человек должен иметь пищу, кров, одежду… Эти материальные условия существования человека создаются вследствие совместной трудовой деятельности.

Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа, становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения – это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

Т.о в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его развития:

1.   40 - 90 годы 19 столетия – период творчества Маркса и Энгельса

2.   90 – 20 годы 19-20 века – период, когда марксизм становится идеологией рабочего и социал-демократического движений: Плеханов, Ленин, Бернштейн, Каутский, Лафарг

3.   30-80 годы 20 века – когда марксизм становится идеологией тоталитарных государств. Здесь он утрачивает свое первоначальное содержание.

10. Позитивистская и неопозитивистская философия

Философия второй половины 19 и  начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

1.   Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

2.   Философия позитивизма и неопозитивизма. Одно из весьма широких философских направлений 20 века, берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был бранцузский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивисское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивисские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке позитивисская философия переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследывается опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознании. В это время, в частности в физике, вплотную подошли к изучению микромира. Физические объекты утратили наглядность и самоочевидность.

    Начиная с 20-х годов возникает неопозитивизм, который ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд других задач, обусловленных особенностями научного знания. В франкопозитивисской философии проблема человека по существу сводится к его научно-теоретическому содержанию, иначе человек это разум+научное знание.

12. Философия экзистенцизма

3.   Также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Нитше и А. Шопенгауера. В отличае от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая что он и должен быть предметом философии. В часности Шопенгауер подчеркивал определяющую роль воли, а Нитше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзитенционизма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Яснерс. Они уделяли большое внимание экстримальным условиям, «пограничной ситуации», в рамках которой наиболее полно раскрывается экзитенция индивда. Философи экзитеционизми оказала большое влияние на искусство.

    Т.о в экзитенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувства.

13. Философия неотомизма

4. Эта философия стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фому Аквинского становятся обязательным во всех католических унимерситетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

Т.о философия 20-го столетия показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.

14. Что такое материя ?

Важнейшим понятием антологии является понятие бытия. Этим понятием фиксируется фикт существования мыслей о предметах. Понятие бытия включает в себя объетивную и субъективнуб реальность. Если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материолизма, для которого материя становится имходной антологической категорией. Если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная антологическая категория в философии идеализма. Т.о снятие неопределенности бытия ведет к материалистическому или идеолистическому пониманию мира.

Материя – философская категория, служащая для обозначения объективнойт реальности, данной человеку в его ощущениях. Различают метафизическое и диалектическое понимание материи. С т. зрения метафизики материя – это непосредственная чувственная данность, вещественность, которая однозначно фиксируется органами чувств. Быть материальным – значит быть существенным. С т. зрения диалектики материя – это абстракция, при помощи которой отражаются свойства объективных вещей, соществующих в ней независимо от сознания. В этом случае под материей понимается значительно более широкий круг разнообразных явлений, который далеко не всегда могут чувстенно восприниматься.

15. Что такое движение ?

Другой важнейшей антологической категорией является движение. Движение это изменение вообще. Принято различать два понимания движения. Ст. зрения метафизики движение – это внешний атрибут всякого существования. Т.е то или иное тело может двигаться или не двигаться. В этом случае неизменность, устойчивость абсолютны. Движение,  изменение относительно. Такое движение сводит последнее к механическому перемещению. С точки зрения диалектики движение – это внутренний атрибут всякого существования. Существовать – значит двигаться, изменяться. В этом случае движение абсолютно, а всякая устойчивость относительна. Само движение предстает как внутренне взаимнае противоположность сторон, характерезующих содержание данного предмета.

16. Что такое пространство и время ?

Важной антологической категорией является пространство и время – всеобщие формы существования материи. Существование в прострвннстве означает существование одного рядом с другим, в существование во времени означает существование одного после другого. С т. зрения метафизики пространство и время существуют наряду с другими телами. Пространиство подобно ящику, в котором находятся все тла, а время подобно потоку, который увлекает своим течением все сущее. С т. зрения диалектики, пространство и время – это свойства движущихся тел. Их свойства определяются состоянием этих тел. Наиболее полное понимание пространства и времени нашло свое выражение в теории относительности Эйнштейна, в которой пространственные размеры зависят от скоротси движения соттветствующих тел. Т.о материалистическое понимание бытия приводит к принципу материального единства, согласно которому в мире нет ничего, кроме движушейся материи, котороая движется в пространстве и во времени. Иначе, любой материальный объект характеризуется пространственно-временной определенностью, тюе пространственной локализацией и временной длительностью.

17. Что такое сознание ?

Если отождествлять бытие с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание – духовная субстанция, определяющая мир вещей. Такое понимание бытия характерно для философского идеализма, для которого сознание становится определяющей антологической категорией, не выводимой из других категорий.

С точки зрения материализма сознание прежде всего предстает как сознание человека, а потому раскрыть духовность – это значит понять и исследовать внутренний мир человека. С точки зрения материализма, сознание – это специфическая форма отражения, взаимодействия, движения. В самом деле любое движение можно рассматривать как взаимное отражение действующих тел. В неживой природе такое отражение проявляется через механическое или физическое взаимодействие. Любая химическая реакция – это тоже процесс взаимного отражения. В живой природе отражение становится способом выживания индивидуального организма, и чем выше биологическая организация, тем более эффективно это отражение. Для высших животных отражение выступает в виде 1-й сигнальной системы, т.е совокупностей условных и безусловных рефлексов. Человеку присуща еще и 2-я сигнальная система – совокупность реакций. Именно эта система становится основой сознания, резко увеличивая жизнеспособность организма.

18. Что такое мышление и язык ?

Всеобщими формами существования сознания выступают мышление и язык. Мышление – процесс отражения внешних воздействий при помощи идеальных компонентов – понятий, суждений, умозаключений. Понятия – логические формы мыслей, при помощи которых предметы мыслятся в их существенных свойствах. Любое понятие всегда выражается словом или группой слов, поэтому любое мышление всегда словесно. Как нет мышления без языка, так нет и языка без мышления. Т.о мышление человека выступает как своеобразная форма отражения. На вопрос о происхождении языка дает ответ теория антропогинеза, согласно которой порядка миллиона лет назад жили существа, которые вели стадный образ жизни и отличались всеядностью, которые в своей биологической эволюции привели к появлению приматов, высших приматов, антропоидов и человека. Основными этапами становления человека были? Прямохожденин, употребление обработанной пищи и возникновение языка, как формы общения друг с другом. Благодаря этому биологическая эволюция уступила социальной.

19. Что такое процесс познания ?

Вопрос познания входит в раздел философского знания, называемого гноссиологией – раздел, в котором рассматриваются вопросы, связанные с природой знания, характера его получения, а также критериями истинного и ложного знания. Основным в гноссиологии является знание, которое представляет из себя единство субъективной и объективной реальности («знание – это объективная субъективность или субъективная объективность»). Знание получается в результате познавательного процесса, т.е взаимодействия субъекта и объекта познания. Под субъектом понимается человек, а под объектом – в зависимости от той или иной мировоззренческой позиции. С точки зрения материализма – внешний мир – объективная реальность – мир вещей, который отражается про помощи чувств. С точки зрения идеализма объектом познания выступает некая идеальная субстанция(понятия, идеи), которые находится в мире идей и о которых можно получить знания в процессе мышления.

=> процесс познания понимается по-разному – либо как чувственное отражение, либо как рациональное отражение.

20. Чувственное познание

Чувственное познание – это отражение фактов при помощи форм чувственного познания:

1.   Ощущения – это субъективный образ объективного мира, это процесс превращения энергии внешнего раздражения в мысли. Ощущения всегда субъективны и носят дифференцированный характер, обусловленный дифференцированием различных органов чувств.

2.   Восприятие – это комплекс ощущений. Человек имеет дело с восприятиями, благодаря которым становится возможным его взаимодействие с окружающим миром.

3.   Представление – это восприятия, закрепленные в памяти. Они существуют и тогда, когда нет воспринимаемых предметов. Представления лежат в основе фантазии и становятся предпосылкой для логического мышления

Т.о чувственное познание представляет из себя взаимодействие индивидуального субъекта с миром вещей.

Сенсуализм – это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей непосредственно про помощи органов чувств, а эмпиризм – это тоже чувственное восприятие, но не напрямую, а опосредованно, например при помощи всевозможных приборов (температура и термометр). Т.о эмпиризм несет больше информации, чем сенсуализм.

21. Рациональное познание

Рациональное познание – это опосредованное взаимодействие субъекта с объектом, которое осуществляется при помощи понятий, суждений и умозаключений.

Понятие – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой предметы мыслятся в их существенных свойствах. Всякое понятие всегда выражается словом или группой слов.

Суждение – это такая логическая форма мыслей, при помощи которой что-либо утверждается или отрицается  о чем либо. Во всяком суждении различают (S) – предмет мысли и (P) – предмет суждения – то, что говорится о субъекте. С точки зрения логики всякое суждение может иметь одно из двух значений: истина или ложь.

Умозаключение – такая логическая форма мыслей, когда из нескольких суждений строится новое, которое несет новое знание (снег, низкая температура => зима). Последнее называется выведенным и как правело лишено чувственной достоверности. Принято выделять следующие виды умозаключений: дедуктивный – когда ход мыслей направлен от общих положений к частным, и индуктивный – когда ход мыслей направлен к частным положениям. То обстоятельство, что логическое познание связано с языком означает, что выводное знание – это знание, которое приобретается индивидуумом через взаимодействие с другими индивидуумами посредством языка. Это расширяет то знание, которое получено в личном опыте.

Рационализм – размышления, логическое построение, иррационализм – интуиция.

22. Что такое агностицизм ?

23. Что такое истинное знание ?

Обычно истину определяют как соответствия знания объекту. Истина – это адекватная информация о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Т.о истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Т.о истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

24. Критерии истинного знания

Важным вопросом гноссиологии является проблема различения истинного и ложного знания. Если процесс познания сводится лишь к чувственному отражению, то критерием истины выступает чувственная достоверность того, что воспринимается и того и что мыслится. Если познание сводится к логическому отражению, то истинным будет знание, которое логически непротиворечиво. Однако указанные критерии истинного знания ограничены.

В середине 19 века стало ясно, что критерием истинного знания может выступать практика, которая включает в себя и чувственное и логическое познание. Практика – это чувственно -предметная деятельность людей, их взаимодействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет троякую роль: во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию материал, подлежащий теоретической обработке, во-вторых, практика является сферой приложения знаний, в-третьих, практика служит критерием истинности знания. Основными видами практической деятельности являются:

1.   Промышленное приоизводство – наиболее глубокий кретерий истинного знания, но он не   абсолютен.

2.   В социальных вопросах основным кретерием является исторический опыт.

3.   Форма научного эксперимента

25. Диалектика и метафизика

Метафизика и диалектика являются частями раздела философского знания, называемого методологией, в котором рассматриваются способы получения истинного знания. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего либо и неизменного существования. Диалектика – это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай. Важнейшими принципами диалектики являются:

1.   Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно. Он раскрывается тремя законами диалектики.

2.   Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

26. Что такое качество, количество, мера, скачок?

1-й закон диалектики: закон взаимного перехода качественных и количественных изменений, который показывает, как происходит развитие и связан с категориями: качество, количество, мера, скачок.

Качество – внутренняя определенность любого объекта с изменением которого данный объект перестает быть тем, чем он был.

Количество – внешняя определенность любого объекта, которая может изменяться в определенных пределах, сохраняя старое качество.

С точки зрения диалектики указанные категории внутренне едины. Их единством выступает мера – диалектическое единство качества и количества, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Указанный закон показывает, что процесс развития происходит путем непрерывных, вначале незаметных количественных изменений, которые накапливаясь приводят к скачку – качественному изменению. Старая мера исчезает, появляется новая. С точки зрения этого закона развитие происходит как единство эволюционного и революционного. 

27. Что такое тождество, различие, противоположность, противоречие ?

2-й закон диалектики: закон единства и борьбы противоположностей – этот закон показывает причину всякого развития и связан с тождеством, различием, противоречием.

Тождество – это отношение равенства, одинаковости, как предмета с самим собой.

Различие – это отношение неравенства, неодинаковости, с точки зрения диалектики указанные категории взаимосвязаны. Всякое тождество содержит различие, а различие предполагает тождество.

По мере изменения количества усиливается различие, которое переходит в противоположность. Противоположность – это единство взаимоисключающих моментов в некотором содержании. Противоположность определяет содержательность любого объекта, в частности в математике. Формой взаимодействия противоположностей выступает противодействие, разрешение которого ведет к уничтожению борющихся противоположностей. Такая форма различия характерна для общественных явлений и живой природы. Различие переходит в противоположность, затем в противоречивость, которая затем разрешается. При этом старое качество исчезает, появляется новое.

28. Что такое отрицание и отрицание отрицания ?

3-й закон диалектики: закон отрицания отрицания. – этот закон дает характеристики процесса развития и связан с отрицанием и двойным отрицанием.

Отрицанием называется любое взаимодействие противоположностей. С точки зрения метафизики результат такого взаимодействия – ничто, а точки зрения диалектики – нечто – некоторое содержание, в котором выражаются особенности борющихся противоположностей. Гегель выразил указанную особенность следующей триадой: тезис, антитезис, синтез (двойное отрицание, отрицание отрицания). Указанный закон показывает, что по ходу развития осуществляется преемственность – во всякой новой мере будут присутствовать элементы старой меры. Процесс развития принимает спиралеобразный характер.

29. Понятие философской категории

Важным вопросом методологии является понятие философской категории. Все, что человек знает об окружающем мире и о самом себе, он знает в форме понятий, категорий. Категории – наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, в том числе и философии. Каждая область знания имеет свои собственные категории. В данном аспекте мы рассматриваем философские категории, такие как единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление. Как мне кажется, исходной философской категорией является бытие, а все остальные категории с различных сторон характеризуют его содержание. Свойства и связи, присущие только данному образованию, отсутствующие у других называются единичными. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, вещь, отличающуюся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Все то что неповторимо в явлении присуще только ему, отсутствует у других явлений ,можно назвать единичным. Общее - то, что повторяется в других явлениях, что присущее не одному, а многим явлениям. Общее - это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. С точки зрения диалектики всякое общее существует через единичное, единичное содержит в себе элемент общего. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и общего.

Метафизика рассматривает каждую категорию независимо друг от друга.

30. Категории причины и следствия

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

31. Категория необходимости и случайности

Необходимостью называются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов,составляющих материальное образование.

Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних объстоятельств.

С точки зрения диалектики необходимость проявляется через цепочку случайностей, случайность – форма проявления необходимости.

32. Категория возможности и действительности

Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета или явления та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью.

Различают абстрактную и реальную возможность, которая непосредственно переходит в действительность.

33. Категория содержания и формы

Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. С т. зрения диалектики, всякое содержание оформлено, а всякая форма всегда содержательна. Даже безседержательность – это неадекватное содержание какой-либо формы.

34. Категория сущности и явления

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к по­нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

С точки зрения диалектики, всякая сущность является: любое явление существенно. Если явление противоречит сущности, то имеет место видимость.


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты