|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шпора по философии-4Шпора по философии-4смотреть на рефераты похожие на "Шпора по философии-4" (2) Позитивизм и его разновидности (3) Учение марксизма о природе и материи Основоположники марксизма, домарксовский философский материализм (в
том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией зависимости
человека, его практической и познавательной деятельности от природы. Универсальные гегелевские принципы движения и развития, реализующие
себя через внутренние противоречия, были применены Марксом к материальным
системам. И если у Гегеля весь мир предстал как саморазвитие понятий и
самореализация Абсолютного Духа, то у Маркса развитие материального мира
постигается, отражается в изменяющихся понятиях. Значение
материалистической диалектики, по мнению Маркса, заключается в том, что она
дает возможность свободно ориентироваться в фактическом материале. Маркс стремился создать принципиально новое целостное учение о мироздании, материалистическое в своей основе и диалектическое по особенностям развития. Но философия, как система взглядов, отражающих отношение человека к миру, и как всеобщие принципы существования природы, общества и мышления, для решения этой задачи была чрезвычайно важна, но недостаточна. Маркс довольно рано осознал, что поставленная им цель усилиями одного человека не может быть достигнута. Так Маркс значительно расширил и развил сферу действия главного
положения материализма. Материализм был распространен на область
общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей —
преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих
себя — является основой изменений в духовном творчестве, культуре,
искусстве, философии и т. д. Это глобальное философское обобщение. Оно
утверждается в масштабе всей всемирной истории, для всех времен и народов. (4) Учение марксизма о сознании Открытие зависимости сознания людей от бытия, практической деятельности
и ее главного вида — материального производства позволило Марксу коренным
образом переосмыслить значение и роль духовной деятельности (в том числе и
философской) в историческом процессе. Идеи и концепции, даже самые
радикальные и революционные, не могут служить источниками и причинами
исторических изменений в реальности. Всякое мировоззрение, в том числе и
философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь, изменяющуюся
по собственным, лишь частично доступным и понятным людям законам. Типичным (5) Учение марксизма о познании Материалистический принцип практики в марксисткой философии играет основную роль: учение о познании. Марксистская философия исходит из признания практики к основополагающего фактора в процессе познания. Основополагающую роль практики проявляется, прежде всего в том, что действительное субъективное познание выступает общество на определенной ступени развития, а под объектом (в широком смысле) тот фрагмент действительности, который так или иначе включает в сферу общественной деятельности. Отсюда общественно-историческая характеристика познания. С точки зрения марксисткой философии практика выполняет
основополагающие функции: (6) Учение марксизма о диалектике Теоретическими источниками диалектико-материалистической философии Диалектические идеи Гегеля в переработанном виде послужили философским
источникам формирования материалистической диалектики. В своей критике
идеалистических воззрений Гегеля основоположники марксизма опирались на всю
материалистическую традицию, и, прежде всего на материализм Фейербаха. Основными система образующими принципами диалектического материализма являются: 1) принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) и до субъективной действительности (мышление); 2) принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; 3) принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий мир познаваем и мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно- производственная практика; 4) принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, то все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально других новых качественных явлений и принципов; 5) принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развитие общества состоит в достижении свобод, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человечества с одной стороны и социальной структурой общества - с другой стороны. Итак, Маркс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата данных наук вскрыли диалектико- материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. (9) Волюнтаризм Шопенгауэра Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не
по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается
единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для
него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история
бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое
себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая,
постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало
тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и
эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной
значимости. Он подверг критике ошибочную позицию сторонников крайнего
рационализма, согласно которому воля являет собой простой придаток разума
или просто отождествляется с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения,
желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его
осуществления специфичны: они в значительной степени определяют
направленность и характер реализации действия, и его результат. Однако (10) Философия жизни Ницше Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление — метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия. Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеческой природы. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все
формы человеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она
проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей
власти или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у
самых сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к
подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об
отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю «ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к дереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфическую волю к аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится к максимуму чувства власти. (11) Основные идеи немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер — немецкий философ-экзистенциалист. Наиболее крупные представители экзистенциализма в Германии были М. Хайдеггер, К. Ясперс. Экзистенциализм — это философия существования, одно из самых модных
философских течений в середине XX в., явившее собой самое непосредственное
выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько
науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами
сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли
заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие
окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для
чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как «забота», «страх», вина» и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека — на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом. В своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. Карл Ясперс — выдающийся немецкий, философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Философствованию свойственна жизненность экзистенциального высветления проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то осмыслить наполненное бедственностью и неизбывной заботой наше существование. Экзистенция составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своего существования. Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма — этой главной опасности XX в., ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны. (12) Основные идеи фран. экзистенциализма Наиболее крупные представители экзистенциализма во Франции были Г.О. Жан Поль Сартр — французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Характерной чертой философских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его философских размышлений — суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и «событийности истории» и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. В своих философских суждениях Сартр отталкивался от идей Р. Декарта, С. Для политических воззрений Сартра характерно смешение не смешиваемого: позиций гуманизма, демократизма и левого экзистенциализма. Неудачна и его попытка синтеза марксизма и экзистенциализма. Влияние Сартра основывается на этой гибкости и многосторонности творчества. Он вывел экзистенциализм философии, он соединил его общие черты с литературой — в той мере, в какой можно говорить о единстве французского экзистенциализма в основном вопросе, есть ли еще сверх существования трансцендентность, воздействующая на область экзистенциального и дающая ей смысл?.. Сартр отвечает на этот вопрос отрицательно. Для него, как для Кьеркегора и Хайдеггера, человеческому существованию принадлежит страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни. Человек, как говорит Сартр в своем главном сочинении, «осужден на свободу». Человек обременен безграничной свободой, но также и безграничной ответственностью. Свобода, у Сартра, находится в сфере человеческого существования, она Однако свобода должна быть принимаема в одиноком героизме, без переклички с другими, без помощи, без метания по сторонам в поисках средств спасения, освобождающих оправданий. Все вновь из нашего наличного бытия возникает наше человеческое бытие, и именно это имеется в виду, когда экзистенциализм атеиста Сартра требует, чтобы за ним признали достоинства и долг гуманизма.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |