|
|
|
Шпоры по социальной философии |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шпоры по социальной философии
Шпоры по социальной философии
Соц. познание выраж. в сист. знаний об обществе,на его
различн. уровнях и в различн. аспектах.В кач-ве объекта здесь выступает деят.
самих субъектов познан.Хар-р и особен-и соц. познания
выраж.стороны:онтологическая-объясн. бытия общ., закономерн. и тенденц. его
развития и функ-я.Гносеологическая-особенности познания, способно ли формир.
законы и категор.Ценностная-пониман. специф. познан. Эти стороны образуют
целостн. структуру позноват. деят. людей.
Предмет и фун-и
соц. фил. Предмет- соц.
жизнь и соц. процессы. Функции:мировоззренческая; теоретическая;
методологическая; прогностич. Методологич. роль заключ. в применен. положений
при исслед. отдельн. явл. и проц. общ. жизни, изуч. др. науками. Это осущ. в
основн. в истор., юридич., экономич. и др. науках.
Позитивистская
соц. фил. –базируется на научных
наблюдениях.Основал О. Конт –общество-не совокуп. индивидов. Центр. пробл.
считал закономерн. хар-р развит. общ. и его первоосновы. Сформул. «закон
интеллект. эколюц. чел-а». Г.Спенсер –последов Конта, котор. написал «сист.
синтет. фил-и»-пробл. развит. прир. и соц. явлен. Основал органич. шк. в
социологии. Реш. пробл. взаимодейств. биолог. и соц. факторов в развит. общ.
«Соц. эволюц.–прогрес. развитие общ.» Конт и Спенсер заним вопр. о гармонии,
равновес. и стабильн. общ. Т.Парсон и Р.Мертон сформулир. направл.
структурнофункцион. анализа. Рассм. пробл. стабильности соц. сист. Реш.
пробл. сущ-я. и развит. общ.
Психолог. направл
в соц. фил. Л. Уорд-раскрыв.
псих-е причины деят. и повед. людей, обосн. псих-е механизмы развит. общ.
Желания и воля выступ., как основн. прир. и соц. силы, обеспеч. развит. общ.
Исслед. пробл. псих-о подраж. и его роли в фун-и общ. Г.Тард –реш. пробл.
взаимод. личности и общ. Реш. пробл.движущ. сил деят. людей, соц. групп и
развит. общ. «Общ. –это подражание». В.Парето –обоснов. логич-эксперим. метод
исслед. соц. явл. Считал, что моральн, полит. и др. сужден. мешают анализу
соц. факторов. Неосозн. действ.- основн. содерж. соц. явл. Чел. действ. имеют
законом. хар-р. Созд. теор. элит- реш. пробл.соц. неоднородн., нерав., борьба
за власть и способы её осущ-я.
Неокантианство и
пробл. ценност. в соц.фил. Основ.
на фил. Канта, сост. в анализе сущн. и специф. наук об общ. и методы исслед.
соц. явлен. Суть соц. фил. видели в исслед. методов и истолкован истор явл.
Виндельбанд и Риккерт реш. вопр о истор явл и их роли в развит чел культуры
происх через пробл. ценностей, т.е. только ценности должны примен в кач-ве
руковод. принципа объясн общ. явлений.
Материалистич.
пониман. истор., т.е. раскрытие
органич. единства прир. и соц., индивид-о и соц., объективн. и субъективн.,
матер-о и дух-о, достраивающ. материализм «доверху» и позволяющ. кач-но с
новых позиц. рассм. чел. и его жизнедеят-ь. Применив матер. диалектику к
анализу общ. жизни,Маркс и Энгельс сделали 2 открытия:откр. тайну прибав.
ст-ти в капит-м общ. и матер-е поним. истор., котор легли в основ. разраб.
всех основн. частей мат-ма- фил,полит. экономии и научн. коммунизма.Опред. в
общ. жизни явл. не полит. отнош., а отнош. «гражданской жизни». Они заключ.,
что исходя из матер. пр-ва надо рассмотр. действит проц. общ. пр-ва и понять
связан. с данным способом пр-ва и порожд. им форму общения. Сегодня при
опред. практики всё чаще использ. категор. субъекта и объекта, т.е. гл.
недостаток предшеств. матер-ма заключ. в том, что действит-ь,чувств-ь берётся
только в форме объекта или созерцания,а не суб-о.
|
Соц.-фил.
проблем-а фрейдизма и неофр-а. Фрейд утвержд. бессознательное как важн. фактор чел. изменен. и
сущ-ия, это могущ. сила противостоящ сознан. Психика сост. из 3х
пластов:сильный-оно-предел сознан.;Я-сознательное;Сверх-Я-идеалы и нормы
общ.,сфера ценностей. Фрейдизм: человек-это эротич. сущ-во, управл. бессозн.
инстинктами и сущ-во архетипное. Неофрейдизм:человек-биологич. и соц. сущ-во,
жизнедеят. котор. связ. с сознат. интересами, поэтому бессознательное не
противор. сознат.
Учение об
общ.-эк. формациях и цивилизац. О-э формац.- общество на опред. этапе развит с хар-м для него способом
пр-ва, сой. структурой, полит. сист. и дух. жизнью. Сущ.:первобытно-общинная,
рабовлад-я,феод-я,капиталистич. и коммунистич.Развит. эк. жизни общ. подчин.
опед. объективн.законам, как необходимой, сущ-ой и повтор. связи между явл.
прир. и общ. Все эк. законы выраж глубинные объективн. связи между эк. явл. и
проявл. как господств. тенденц. развития эк-ки. Больш. роль в эк. жизни общ.
играют эк. отнош. между людьми и интересы. Цивилизация –это ур-нь развит.
культуры и общ. в целом; способ освоения культурн. ценностей.
Объектив. и
субъектив. стороны общ. жизни. Объективн:потребности и интересы людей,опред. содерж. и направл. их
деят-и; производ. силы и пр-е отнош., котор. сост. способ пр-ва; объ-е эк.
законы.Т.е. то, что появл.не по воле людей. Субъективн:это проявл. сознан.
людей, их воли, цели, ценностн. ориентаций и т.д.Т.е. экономич. сознан.
людей, внутр. мир суб-в, их психологич. склада и интеллекта.
Общ., как
целостн. саморазвив. сист. В
кач-ве сист.образующ. факторов существов. и развития общ. выступ. деят. людей
и их общ. отнош. Предст. общ. как целостн. соц. сист.позвол.общ-эк формация.
Пробл. развит. общ. заключ. в сформир., сохранен. и обогащен. духовного мира
людей. В основе соц. структуры общ. лежит общ. разделен. труда и отнош.
собственности на ср-ва пр-ва и его продукты. Основн. элементы соц. стр.
общ:классы, люди, города и деревни; представит. физич. и умств. труда;
сословия; соц-демограф. гр.;национ. общности.
Духовн. сфера
жизни общ. – это сф. отнош.
людей по поводу разного рода духовн. цен-ей, их создан, распростр. и усвоен.
всеми слоями общ. Это предметы живописи,музыка,литер,знан. людей,наука и т.п.
Она склад. из повседневного духовн. общен. людей. Взаимодейств. эк, соц.,
полит.,духовной сфер складыв. в рамках разн.общ. видов деят., котор имеют
своё соц. пространство.
Соц. сфера жизни
общ. –это сф. взаимоотнош.
имеющ. в общ. соц. групп,классов, разн. слоёв общ., нац. общностей по поводу
соц условий их жизни и деят. Регулир. всего комплекса соц-классов. и нац.
отнош, касающ. условий труда, быта, образован и ур-ня жизни людей.
Деят-ть как основа
соц-го. Сложн. хар-р развит.
общ. опред.его сложн. структурой, действ.в нём многих неоднородн факторов.
Прежде всего в нём осущ. различн по своему хар-ру и содерж. виды общ.
деят-ти:производств-эк,соц-бытовая, полит, религиозная, эстетич и др.Последнее
очерчив. соотв.видом обществ отнош, в рамках котор происх та или иная общ
деятельность. Врезульт. складыв различн сферы жизни общ.:эк, соц, полит,
духовная. Сущ. 4 элемента чел деят-и: люди, симв. и связи между ними, физич.
вещи.Их воспр-во поражд. осн. типы общ деят-ти.Выдел 4 обл. общ.
деят-ти:матер-ая, дух-ая, управленческая, обслуживания.Все они, обеспеч
необходим услов чел деят-ти,одновр. созд. предпос. жизнеспособн. общ. в
целом.
|
Общ. отнош. как
структ. общ. –это опред.
связь,зависимость между субъектами, сост общ.Чем сильнее соц отнош, тем более
сплоченнее общ. Структура-это истор слож форма организац общ, внутр
упорядоч-ь, согласов-ь взаимоотнош различн его частей.Устойчив стр. соц.
отнош.:семья,род, племя,и т.д. Совокупность связей,зависим-й, отнош. между
людьми:эк-я, полит-я, дух-я, религ-я и т.д.
Политич. сфера
жизни общ.- простр. полит
деятельности классов, др соц групп, нац общностей, полит партий и движений,
разного рода общ организаций.Их Деят-ь направл на осущ их полит интересов.
Взаимодейств. эк, соц., полит.,духовной сфер складыв. в рамках разн.общ.
видов деят., котор имеют своё соц. пространство.
Экономическая
сфера жизни общ. вкл в себя
пр-во, распред и потребл материальн благ.Это сф. функ-я пр-ва.Эк сф. выступ
как эк простр., в котор организ хоз жизнь страны, осущ взаимодейств всех
отр-й эк-ки, и междунар эк сотруднич-о.В этой сф осущ взаимодейств всех
объект и субъект факторов развит эк. Взаимод-е эк, соц., полит.,духовной сфер
складыв. в рамках разн.общ. видов деят., котор имеют своё соц.
пространство.Общ. пр-во оказыв сущ-ое влияние на функ-е и развитие различн
явл общ жизни и общ-ва в целом.Например, без постоян осущ пр-ва матер благ
сущ-е общ невозможно;материальн обеспечен духовн жизни общ-а;развитие полит
жизни общ и др.
Основн. содерж
совр. экологич. пробл. и народонаселения.Сегодня эколог пробл в мире можно охар-ть как близкую
к критической, а чтобы это исправить надо разумно использ прир ресурсы;
сформировать в обществе экологич сознание,понимание прир как др сущ-ва, над
котор нельзя властвовать без ущерба для себя.Мальтус сформулиров. «естеств
закон народонас-я», согл котор рост населен увелич в геометрич прогрессии,а
рост средств сущ-я лишь в арифметической прогр.Выход в участии в
войнах,эпидемии,воздержание от брака и т.д.
Правовая сфера
жизни общества.Право имеет
объективный,естеств-историч хар-р его развития;классовый хар-р. Она тесно
связана с полит устройством общества и его сердцевиной –гос-ом. Правов
гос-во- взаимоотношение права и полит власти, т.е. категорич соблюд основн
прав и свобод личности;верховенство закона;разделение властей. Неотчужд права
и свободы личности - первый принцип правового состоян гос-ва и котор выше
любого закона, любого нормативно-принудит акта гос-ва.
Основные понятия,
раскр. динамику общ. развития.
Изменение –нач этап внутр перерожд в общ или его отдельн частях и их св-ах,
носящ кол-й хар-р. Развитие –возникает когда постепенныекол-е изменен
приводят к глубок, необратимым кач-м сдвигам. Прогресс –одна из разновидн.
проц развития. Он проявл в увелич жизнеспособн системы в меняющ условиях её
существов и связан с процессом усложнен сист организац.Регресс –проц сужения
возможн сист к саморазвит, усвоен услов окр среды, упращ и разруш
сист.Функционирование –происх в общ обратим изменен, связ с его повседневн
деят в рамках сложивш в нём общ отношен.Соц детерминизм –методологич и теор
принцип исслед соц явлений, ориентир на всесторон учёт сущ между ними
причинно-следств и закономерн связей и отнош.Особое знач здесь придаётся
анализир прич-следств и закономерн связей.
|
Духовн жизнь общ. –область бытия, в которой объективн,
надиндивид реальность дана не в форме противост нам предм деят-и, а
реальности,присутств в нас самих, явл неотемл частью личности чел.Основн
элементы:духовн потребн людей,духовное потребление как потр дух ценностей,
духовная деят-ь как деят-ь сознания.
Обществ. и
индивид. сознание. Общ
сознан –совок чувств,настроений,худож и религ образов, разнообр взглядов,
идей и теорий,отраж разн стороны общ жизни.Общ сознан имеет соц природу.Индивид
сознан –индивид особенности восприят людьми различн явл обществ жизни.Общ и
индив сознан, будучи отраж общ бытия людей,не слепо копируют его,а облад
относит самостоят,порой очень значительной.
Понятие обществ.
психологии.- отнош к явл.
общ жизни находит своё выраж в потр и интересах людей,разнообр
чувствах,настроен,обычиях, нравах и др. Массовое сознан –сознан больш масс
людей, классов, народов, наций. Оно заключ в том, что слож соц психология
классов,наций,нар формир ценностн ориентац людей,установки их поведен исх из
оценки соц гр тех или иных явл общ жизни.
Основн. виды
духовного освоен мира.Наука
отраж мир в форме понят, гипотез,теорий, разн рода учений.Исскуство, как
проявл эстетич сознания, отраж мир в виде художобразов. Религия выступ как одна
из форм мировоззрения.
Мораль, её роль в
дух-й жизни общ. Мораль
–некая система норм, правил,оц,регул общен и поведен людей в целях достиж
единства общ и личн интересов. Её роль заключ в общ связи и взаимозавис
людей, возник из прост факта их совместн жизни, и явл объективн основ морали.
Роль религии в
духовной жизни чел.общ.
Религия выступ как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифолог
мировоззр, котор не смогло дать удовлетвор отв на вопр, возник в древн общ
при перех от первоб-общин отнош к более усложн, классовым.В истор чел. общ
религ играет неоднозначн роль.Например, если христ.опред развит всех сфер
жизни общ.
Идеология,её сущн
и роль в общ.Идеология –сист
взглядов и установок, теоретич-и отраж соц-полит-й строй общ-а, его соц структуру,
потр и интер различн соц групп. Ид. консерватизма и радикализма –критика
буржуазного либерализма. Ид. либерализма –основ на концепц прав чел. В ней
выраж объективн потребн и интересы различн соц групп.
Обыденное и
теоретич сознание. Обыденное-
у всех людей.Формир в проц их каждодн практич деят на основе их эмпирич опыта
или повседн житейск практики.Теоретич сознан- осмысл явл общ жизни путём
обнаруж их сущности и объективн закономерностей их развития.Это касается
полит,эк,соц,дух-й сфер жизни
Проблема человека
в истор соц-фил мысли.В Др.
Индии раскр пробл нравств чел, пути и способы освобожд его от мира объектов и
страстей.В др. Китае изуч земная жизнь и сущ-е чел-ка.Др греки отриц границу
между живым и неживым и полаг всеобщ одушевлуниверсума. ит.д.
Чел. как объект
познания в фил.Единство
биологич и соц в чел неотвратимо. Чел по своей сущности сущ-во соц-е, но
также и биологич, т.к. он ест, пьёт, не может покинуть своей телесной
оболочки.Биологич выраж генах и некотор проц его организма.Соц и биологич
едино в чел.
|
Интересы и
ценности чел. Объект облад
ценностью, если к нему проявл какой-то особый интерес.Высшая и абсолютн
ценность –это сам чел,его жизнь. Ценности:смысл жизни,добро,
справедл,красота,истина,свобода и т.д.
Личность в перех
период развит общ.Для норм
развит личн следует измен и себя и соц среду.Личн, котор связ только с измен
себя обреч на конформистское(след общим взглядам) поведение.А абсолют
ценностей ведёт к отчужд личн от общ.В услов госп рын отнош личн может
потерять свои ценности, сост смысл её жизни.Менчяется образ жизни люд и это
вед к измен ценностн ориентац, мотив повед и всего проц соц-ии личн.
Природные основы
общ. жизни. Прир –естеств
основа жизнедеят челов и общ в целом. Вне прир чел не сущ.Особен отриц как
для прир, так и для общ станов станов бесцеремон вмешат чел в окр среду в
наши дни, а последствия могут быть непредсказуемы.В СССР насчитыв 143 гос
запов и 12 нац парков и это надо развив.
Многовариантность
развит чел общ. Пробл
цивилизац –в общ наблюд потеря цивилизац-и в поведении, в общении людей,
остро встала пробл культуры чел и общ.Цивилизац- ур-нь развит культ и общ в
целом, способ освоен культ ценностей.Повыш Ур-ня духовн сферы общ, улучш
дух-й жизни общ.
Пробл.
взаимодейств. личности и общ. В
вопр в чём сущн чел как личности в мире и в истории.Личность –это индивид
выраж и субъект общ отнош, деятельности и общения людей.Кач-во общ отнош и
общ людей в истор оказыв больш влиян на формир историч типа личности,её конкр
сост и св-ва.
Пробл. бытия в
древневос-ой и античн фил. Древневосточная:Фил
Др Индии:Ф буддизма-гл пробл –бытиё личности.Осн познан-особое практич
устремлен чел к Миру,Абсолюту,Тайне- медитац или созерц размышл как
переживание целостн бытия,полн самоуглублённость,довед до соединен с трансцендентным.Творч
активность, как психич активность чел,есть нач и конец бытия. Фил джайнизма
учит о двух вечн субстанц или сущн-х:душе и недуше, или материи.Реш роль в
перех бытия из несоверш в соверш играет этич воспитание чел. Античная
фил:Элейская шк.-Бытиё едино и неподвижно,а всякая множественность,движ-
противоречивы,а значит и невозможны.Ксенофан рассм с точки зрен пантеизма-всё
есть прир,единое бытиё, Бог. Фил Демокрита- Бытиё- то,что сущ,а не облад
бытиём не может сущ-ть.Ф. Платона-Мир идей- реальное идеальное бытиё,сущее,а
мир вещей- некая инаковость идеи,её несущее.Гл идея- идея блага. Фил
Аристотеля-Метафизика-уч о наиб общ принц бытия и познан.Эпикур(Демокрит)- в
основе всего леж атомы и пустота.
|
Место и роль фил
в сист дух культуры. ФИЛ-
наука\мифология\религия\искусство\ мировоз-ие\
Фил-я –учение об общ
принципах бытия, познан и отнош чел и мира; это самый поздний в истор плане
вид мировоззрен возникший после мифа и религии.Мировоззр.-сост из 2х
ур-ей:отражение(мироощущ,мировоспр, миропредставл и
т.д.),понятий(миропониман) Фил рефлекситвна,целостна,критична.
Возникновение
фил. Фил-я –учение об общ
принципах бытия, познан и отнош чел и мира; это самый поздний в истор плане
вид мировоззрен возникший после мифа и религии.Возн в 6-5 вв до н.э.Фил.всегда
была тесно связ с разн сторонами жизни, общ и сферами развития.Пифагор первым
объясн сл. «фил-я»:смысл Ф в поиске истины; софисты- учен учеников
мудрости;Платон- познан вечн и абсолютн истин;Аристотель- постиж всеобщ во
всём мире.
Предмет фил. Фил.
как наука. Предмет- учен об
общ принципах бытия,познан и отнош чел и общ; перв начала и причины бытия;
также связ с соц-истор условиями.3 аспекта фил как науки:научн хар-р фил-и;
взаимодейств фил и частн(конкр) наук;фил и вненаучн знание.
Функции фил.Методол.
роль. Функции:мировоззр-я-
абстр-теор объясн мира; Методологич- учен о методе и совок методов познан
действит; Прогностич.;Шк. теоретич мышлен и мудрости- истор фил-и;Критич.;
Аксеологич- оценка объектов; Социальная- объясн и измен соц бытия.Методол роль
заключ в освоении сист общ,теор и практич освоен действит, способ построен и
обоснован системы фил знания.
Материализм и
идеализм как направл в фил. Материализм-
материя первична, источник всех вещей.:др. Востока и др. Греции –всё рассм
само по себе.Метафизический- изуч прир.Диалектич- органич ед-во мат-ма и
диал-ма. Последовательный- мат-м прир и общ.Непос-й- всё от
Бога.Научный,вульгарный –материя-сознание.\Идеализм- дух первичен и всё из
него.: Объективный-независим всего;Субъективн.- завис от сознан.;Рационализм-
основу всего сост разум.
Многообразие
совр-х методов науч-о познан.:
Др. Востока и Др. Греции –всё рассм само по себе.Метафизический- изуч
прир.Диалектич- органич ед-во мат-ма и диал-ма. Последов-ый- мат-м прир и
общ.Непос-й- всё от Бога.Научный,вульгарный –материя-сознание.\ Диалектика –учение
о наиболее общ закономерн развития бытия и познан, одновр она выступ и общ
методом освоен действит. Метофизика-рассм предметы и процессы по одному
принципу:да или нет.
Общая хар-ка
основных шк. фил. Др. Китая.: шк
служилых людей (конфуцианство)- гл. предм. изуч.- человек; шк.
даосистов- закон прир.,чел.общ,поведен и мышлен индивидов;шк. моистов –соц.этика;шк.
законников(легистов)- законы,этико-полит концепц.; шк. номиналистов (имён);
шк. сторонников натурфилософии.
Общая хар-ка и
основн направ. фил Др. Индии.
Др. источн Инд. фил –Ведейск. период (Самхиты; Брахманы- Бог;Упанишады- чел,
его познан и нравств совершенствов).Эпический период-религия.Неортодоксальн
шк.(Червака- материализм;Джайнизм- бытиё личности; Буддизм- бытиё
личности).Ортодоксальн шк- религия.Веданта- бог.Миманса- ритуалы.Санкхья
–материя, природа,абсолютн душа.Йога- санкхья и личн бог.Вайшешика-атомы и
бог.Ньяя- уч. о формах мышления.
|
Фил Сократа. –рационалистич матер-м.Ф- учен о том как
надо жить,т.е. бескорыстно,добро. Он разраб метод постиж истины(майевтика)-
снач наводящ и уточн вопр собес привод к противореч с выск им точкой зрения,
а затем начин совместн поиск истины.
Фил Платона.Обычн мир сущ,бытийствует, но всегда
неистинным образом.Идеей всех идей, высшей идеей выступ идея Блага как источн
истины,соразмерности,гармонии и красоты, удовлетвор всем требов высочайш
добродетели. Мир идей и есть мир подлинного, то есть вечн и неизмен бытия.Мир
вещей- это мир возникнов и постоянной гибели.Разраб идею идеального гос-ва во
главе котор должны стоять фил-фы.Высш цель: забота о благе граждан,т.е.
воплощ идей о справедлив и разуме.
Учение Аристотеля
о материи и форме.Созд понят
2х фил:1)о сущем или о перв нач и прич;2)о природе. Вещь– это ед-во
матер и формы, т.е. 2я фил.Форма активна и явл действит того, возможн чего
явл матер.В соед с формой этот матер даёт нов конкр вещи.Сущ матер причина
превращ,т.е. то,из чего вещь возникает,движ причина- Бог, целевая причина, то
ради чего что-либо осущ-ся. Гос-во- не результ договора для «предотвращ
взаимн обид и ради удобства обмена».Она появл тогда,когда образ общен между
семьями и родами ради благой жизни, в целях соверш и самодовлеющ
сущ-ия.Наилучш классом назвал землевлад-в.Гражданин- чел, котор имеет обязан
и права.Иссл чел добродет,искал их меру.
Антропологизм в
фил и искус-е эпохи Возражд.
– это переворот в сист ценностей, в оц всего сущ и отнош к нему. Если фил
Средневек теоцентрична, то хар-я особ-ьфил мысли Возражд-
антропоцентризм.Чел.- не только важн объект фил рассмотр,но и центр-е звено
всей цепи космическ бытия.
Фил Нового вр.Эмпирич
и реалистич направл. На
путях реш пробл в осмысл методов познан и выработке методологии научн исслед
оформились 2 течения:Эмпиризм(Бэкон- считал,что фил способна стать наукой и
должна ею стать)- направл фил мысли, ориентир на опытн естествозн, счит
источн знания и критер его истинности научно организов опыт или эксперимент.Рационализм(Декарт-
связыв развит научн мышл с общ фил принц-и)- направл фил мысли,ориентир на
матем,рассматр-е разум как источн знания и высший критер его истинности.
Фил эп.
Просвещения.Критика
религии-не отвергая прямо религиозн мировоззр,русск просветит косвенно
связывали пробл свободы чел с религ свободой;не противор чел прир. Механистич
матери-м:«Человек-машина»;материя-то,что возд на наши чувства.Естеств права
чел:право личн собств на необходим вещи для удовлетвор естеств потребн; право
частн собств на вещи,созд трудом чел(движ собств-ь); право на землю,привед
чел в пригодн для земледел сост-е.
И.Кант как
родонач немецк классич фил.Его
творч делят на 2 периода:докритич-й и критич-й.В перв период К.интересов фил
пробл мировоззр,а во 2й произошла радикальн переориентац его интересов к
пробл чел,нравств,познания.В теор познан он разреш пробл:как,исход из
субъективн, из чел сознан,можно прийти к объективн знанию. «Мир вещей в
себе»-мир не познав-ый посредством разума,а являющ предметом веры.Нравств
закон –этика-кажд чел долж поступ так,чтобы правило его личного поведен могло
стать правилом поведен всех.
|
Система и метод
фил Гегеля.Фил-я- это
мир,схвач мыслью,а сам мир есть абсолютн идея, то происх «желаемая заверш»
развит абсолютн идеи.Его фил абсол идея полностью позн себя,заверш тем самым
процесс познан.Его сист- это объективн идеализм:абсолютн идея сущ-т до прир и
чел как «чистая мысль»,поражд прир и общ-во.Сист постр на основе «триады»-
тезиса- антитезиса и синтеза.Диалектич метод Гег. был подчин треб фил сист,
котор отраж путь,уже пройд чел-ом:настоящ- конечн ступень развит абсолютн
идеи.
Фил антропология
Л.Фейербаха.Антрополог
матер-м,согл котор,единств объективн реальн вещами явл прир и чел.Он призыв
перейти от размышл о потусторон сущн-х,как это делают идеалисты,к изуч прир и
чел.Гл идеей фил должен быть чел,а не абсолютн идея.
Основн полож
диалект-матер-й фил маркс-а.-
теория истор процесса,т.е об истор матер-ме.Маркс сделал открыт матер пониман
истор, как соц-фил концепц,раскрыв органич единство прир и соц,индивид и
соц,объективн и субъект-о,матер-о и дух-о,достраив мат-м и позвол кач-но с
нов позиц рассматр чел и всю его жизнедеят.
Иррационализм как
направл в фил.- метод, котор
отриц или,огранич роль разума в познан,а уделяет основн вниман иррац способам
постиж бытия.
Экзистенционализм-
фил сущ-я чел.фил,котор
постав в центр своих размышл пробл сущ-я чел в мире.Особ глубоко экз-м
анализир субъективн пережив отчужд личности от внешн мира.Её задача- помочь
чел,котор не отделим от чел-ва.
Идейная
конфронтац. западн и слав-в в РФ.Гл пробл:какой историч путь России- как путь Западн Европы или
свой?Славяноф-ы(Хомяков, Киреевский,Аксаков,Самарин)- самобытный путь развит
России.Проанализир истор,слав-ы заключ, что жизнен нач Рос и Евр
различны,Европ форма жизни для Рос неприем-а.
Западники(Чаадаев,Герцен,Белинский, Грановский,Станкевич)- Рос должна идти по
пути Евр.
Матер-е идеи в
русск фил 19-20 вв.Герцен
развив пробл взаимод между фил и естествозн, т.к. по его мнен они изуч одно и
то же. Чернышевский считал, что только мат-я фил может быть истинной,т.к. она
опир на научн знание.Уч о чел у него тесно связ с уч о прир.Ленин:Матер-есть
фил катего для обознач объективн реальности,котор дана чел в ощущ его, котор
копирует,фотографир-я,отображ,нашими ощущ,сущ независ от них, т.е это пзнав
объективн реальность.
Русское
почвиннечиство.-продолж
славянофильства.Почв-во по Григ.,хар-сь восстан в душе новой веры в грунт,в
почву,в народ. Данилевский ввёл идею многообраз типов культур- самостоят и
своеобразн планы религ-о, соц,бытового,промышл,полит,научн и худож историч
развития.Достоевский полаг, что у Рос есть особый истор путь,отличн от
зап-европ-го.Спасен чел-ву придёт из возражд России,т.к русск нар,нар единен людей.
Фил идеи русск
консерватизма.-соц-фил
концепц,обосновыв необходим сохр и поддерж истор слож форм гос и общ жизни и
её основ. Леонтьев разраб оригин соц-фил концепц консерватизма.Считал,что
принцип развит,господств в прир,сохр и проявл себя в чел истор.Он сформулир
органич теор развит,как основу русск консерв-а.В русск конс-е присутств идейн
основы либер-демократ учений,предпос демократ и механизм её функ-я.Катков
подвергн осиысл гос бытиё России в кач-ве империи.
|
Философия свободы
Бердяева.-предст русск религ
фил.Исходн пунктом его фил явл примат свободы над бытиём.Свобода- это сущн
чел,связ с его духом,это его внутр творч энергия,она важнее справедливости и
жизни.
Религиозно-идеалистич
фил Соловьёва. Стремился к
целостн синтезу фил,теологии и положит науки.Религия у него сводится к любви
и всеединству.Концепц всеединства гласит: смысл и знач чел и чел-ва сост в
том,чтобы встать на путь высшей,божеств любви,котор и есть истинная,безусловн
любовь и имеет абсолютн знач для чел индив-и.Это путь Богочеловека.Соед с
Богом- это шаг к единству себя со всем миром.Божественный мир-действит мир.
В.Соловьёв и
Н.Бердяев о «Русской идее».-осущ
царства божия на земле.Гл отлич чертой РИ по Берд явл религиозн
мессионизм,пронизыв всё общ-во,его культуру и сознан;братство людей и
нар-в.Соловьёв считает,что РИ и истор долг России заключ в осущ соц троицы-
органич ед-ва церкви,гос-ва,общ-ва.
Русский космизм.-единство людей,всего чел-ва. Он развив на
идее русск соборности,единен, присущ русским,традиц сельск
община.Фёдоров-отец РК.Его гл идея:победа над смертью,воскреш мёртвых.Ставит
задачу:помочь людям овладеть космосом.Циолковский став основ своей фил
познание Вселенной.Он считал,что жизнь- вечна (переселение душ).Ставит задачу
о заселении Космоса.Вернадский-уч-е о ноосфере.Чижевский о небесных светилах.
Общая хар-ка
русск религ-идеалистич фил перв полов 20в.Она основыв на: предшеств развит мир фил и
культуры;длит процессе развит отеч фил мысли. Эта фил как бы следов по пути
славянофилов.Центр пунктом фил творч рус фил стала русск идея.
Религиозн концепц
мира и чел в среднев фил. Теоцентризм-
Бог как всемогущ сущ, созд мира и чел,постоян руководит всей жизни и жизни
каждого.
Учен античн фил
об атомах как перво-х мира. Левкипп
и Демокрит выдвинули учен о том,что весь мир сост из атомов и пустоты,благод
котор атомы движ.Он предст бытиё в виде атомов,а небытиё как пустоту.На осн
атомист гипотезы предл реш целого ряда фил пробл:объясн ед-ва мира;множ вещей
и состоян мира;проц возникн и уничт вещей.
Религ фил о
соотнош сознан и веры. Сущ.
сходство веры и разума: они познают Бога и мир; дополн др др; оба созд
Богом.Но они имеют и различия:вераприним истину о сущ Бога;разум сомнев в
добытых истинах и ищет им оправдан; Вера выше разума- бож сверхест свет, а
разум- чел инстинкт, это естеств свет. Номинализм предполаг,что общ сущ
только в уме чел.Реалисты считали,что реальн,первичн, наиб знач общ
понят-универсалии,а единичн вещи и соотв им понят вторичны.
|
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|