|
|
|
Система дзен-буддизм |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Система дзен-буддизм
Система дзен-буддизм
Система
дзен-буддизм
Дзен-буддизм –
одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является
уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности
духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания,
тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его
значение и сущность. Дзен-буддизм – это не философия и не религия, хотя в
кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока.
Дзен-буддизм не
основан на логическом анализе, не учит, а только указывает путь духовного
развития личности Целью его является приобретение внутреннего духовного опыта,
просветление личности посредством проникновения в истинную природу ума,
ставшего своим собственным господином, и достижение свободы от всех
неестественных помех и условностей. Работа в системе дзен-буддизма означает
прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим
внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала
субъектной психической активности личности в процессе систематической
тренировки ума.
Согласно
дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции человека раскрываются тогда,
когда его мышление становится неконвенционалъным, не связанным социальными
нормами, природно-спонтанным, естественным, "самонеосознанным".
Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и
озабоченностью ею, а "наитием", т. н. периферийным зрением сознания,
степенью его развития и способностью "чувствовать" ситуацию. Эти
качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно
управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта
способность в результате систематической практики "Дхьяна-дзен", что
означает "сидеть в медитации", которая, в отличие от др. ее видов, не
имеет объекта сосредоточения; это – нечто неуловимое, как "облако,
кочующее в небе" и выражается в форме "недействия", "незанятости",
что является не просто "спокойствием ума", а особого рода
"несхватыванием ума". В дзен-буддизме считается, что совершенный
человек пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего
не отвергает, воспринимает, но не хранит.
Спонтанность
мышления достигается спец. тренировкой внимания, постоянным упражнением в
памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или
оценки. Цель – тотальная ясность и бдительность активного и пассивного
сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где
ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни
удерживать, ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику
никакой определенной направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается
к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое. В обучении
дзен-буддизму много места занимают упражнения – ученика ставят перед дилеммой
мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за
хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и действиях.
В целом
практика дзен-буддизма воспитывает типичный восточный ум с присущим ему
спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с
праздностью и бездеятельностью. Это состояние ума называют тишиной
"бездонной пропасти", "тишиной грома", в которой исчезают
все контрасты и условности. Считается, что человек, следующий путем
дзен-буддизма, достигает гармонии личности через раскрытие истины, заключенной
в глубине человеческой природы.
Список
литературы
Л. А. Лепихова.
Система дзен-буддизм
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|