|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Система восточных единоборств как вид духовного искусстваСистема восточных единоборств как вид духовного искусствасмотреть на рефераты похожие на "Система восточных единоборств как вид духовного искусства" Северо - западная академия государственной службы Филиал Северо - западной академии государственной службы В г. Мурманске Курс : Философия Р Е Ф Е Р А Т На тему : Система восточных единоборств как виды духовного искусства Выполнил студент 3-го курса специальности «ГиМУ» На базе среднего профессионального образования Конев Михаил Валентинович ______________________ « « __________ 1999г. Преподаватель Рзаев Д.А. , к.ф.н. , профессор _____________________ « « __________1999 г. г Мурманск , 1999 г. с о д е р ж а н и е р е ф е р а т а ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА 3
ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ВОСТОКА Все на свете презрев , об одном помышляй неизменно , днем и ночью радей - как проведать в жизни земной тайну Истинного Пути . Рекан - хоси (18-19 вв.) . Р астущий интерес к многовековой традиции воинского искусства Востока , объемлющей теорию и философию , стратегию и тактику военного дела , а также системы единоборств , вряд ли можно объяснить лишь низкопотребительским отношением. Гораздо важнее те общие уроки историко-культурного процесса , которые несет традиция. Древняя традиция такого рода подобна стреле , выпущенной из тугого лука коллективного опыта в бесконечность человеческого бытия. Обратим взор на те яркие вспышки в памяти культуры Востока , которые делают более зримой живую связь веков , их непрекращающийся диалог... Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс ,
начавшийся за тысячелетия до н.э. , т.е. до рождества Христова. К.Ясперс ,
немецкий философ 20 века , именно это время назвал осевым временем. Древний Китай. 6 век до н.э. Сунь цзы , знаменитый воин и мудрец Истоки этого представления находят в древнейшей натурфилософской концепции На "Сунь цзы" , ставшем канонизированным текстом , распространялась общая
традиционно восточная установка , сформулированная Конфуцием : "Передавать В 14 веке теория и практика воинского искусства получают философско-
художественное осмысление в самой ранней китайской книжной эпопее - романе Какай же смысл заложен в понятии кэмпо? Однозначно ответить нелегко. Кэмпо- это учение,сложный комплекс духовной и физической культуры,это многовековые традиции борьбы,находящиеся в непрестанном развитии. Кэмпо-также и путь реализации популярной на Востоке концепции единства микрокосма человеческой личности и макрокосма , достижения гармонии с миром и с самим собой. Условно можно выделить следующие источники кэмпо:
даосская философия,выдвинувшая идеи Пустоты , борьбы сил Инь и В исторических записках Сыма ЦЯНЯ ( 2-1 вв. До н.э. ) приводится первая классификация философских школ Древнего Китая : . «сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ» (натурфилософы) ; . школа служилых людей – ЖУЦЬЗЯ (конфуцианцы) ; . школа «моистов» , «номиналистов» - МИНЬЦЗЯ (софисты) ; . школа законников (легистов) – ФАЦЗЯ ; . «школа ДАО и ДЭ» - даосисты . Натурфилософы (сторонники учения об ИНЬ и ЯНЬ) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское , темное и светлое , восход и заход). Найти гармонию , согласие между этими началами – вот одна из задач тогдашней философии . Выдающимся направлением китайской философии является конфуцианство . Это
учение характеризует идеализацию древности (золотой век) , культ предков ,
выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях . Эта
норма стала общепризнанной в Китае . Идеал “ благородного человека “
присущ конфуцианству : такой человек – представитель высших слоев общества
и его скромность , бескорыстие , сдержанность – необходимые черты . Даосизм – учение о великом дао , всеобщем законе , Абсолюте . Дао господствует во всем : всему дает форму , имя . Взгляды сторонников Дао на природу человека вытекают из учения о первозаконе . Природа человека приветствует Дао , она пуста , непознаваема , смысл жизни – в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Китайская философия древности антроцентрична , направлена на решение проблем житейской мудрости , имеет установку на естественный ход вещей , недеяние . История возникновения и развития воинских искусств востока . У мение использовать в качестве оружия различные части тела возникло , по - видимому , еще во времена первобытнообщинного строя , когда человек вынужден был бороться с дикими животными или воевать. Ниже описывается краткий исторический очерк возникновения , развития и становления боевых искусств. ЕГИПЕТ ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ КИТАЙ ОКИНАВА И ЯПОНИЯ КОРЕЯ ФРАНЦИЯ АНГЛИЯ КАРАТЭ ВО ВСЕМ МИРЕ КАРАТЭ В РОССИИ Индийские основы философии боевых искусств. " - Кто такой будда ? - В тебе он, во всяком случае, не живет. - А как насчет животных ? - А в них живет. - Тогда почему же его нет во мне ? - Да потому ,
что ты спрашиваешь “ С
огласно учению Будды , жизнь есть страдание , и человек , подчиняясь закону
причинно-следственной связи всего сущего (кармы) , обречен влачить свое
земное бытие смиренно и беспрекословно - ведь он всего лишь звено в
извечной цепи перерождений. Однако у человека остается надежда на спасение Приверженцы тантрического буддизма в Индии превратили йогу в единственный
способ достижения "трансцедентной мудрости" и обретения "великой энергии". Тантризм , или " тайное учение ", именующийся также "учением о трех
таинствах" - мысли , слова и дела ,- ответвление от древа буддизма ,
который делится на два направления - Путь большой колесницы (Махаяна) и Хотя тантризм никогда не вступал в противоречие с ортодоксальным буддизмом Тантризм зародился в Индии к середине 1 тысячелетия н.э. Создателем его
считается мудрец Асанга из секты йогачара , впервые объединивший
мистическую практику ведийской йоги с положениями буддизма Махаяны. Учение
было запечатлено в текстах (тантрах) , содержавших наряду с философскими и
космогоническими построениями различные указания к тайным действам , цель
которых - в слиянии личности с вселенским Единством и великой Пустотой. К 7- Кардинальным тезисом тантризма было признание трех таинств - мысли , слова
и дела - нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Концепция
трех таинств предполагала , что мысль , слово и дело суть различные
проявления действительности Единого (самата). Следовательно , постижение Путями к достижению Единого и к слиянию с Великой Пустотой , согласно доктрине тантризма , было чтение тантр и размышление на темы тантр , произнесение магических словесных формул (мантр) и воспроизведение магических жестов (мудр). Правильное сочетание путей гарантировало обретение сверхчеловеческого могущества. Все предписания тантризма носили сакральных характер и были подчинены идее теснейшей взаимосвязи макрокосма и микрокосма , унаследованной , как и многие ритуалы , от йогической ведийской традиции. Оттуда же были заимствованы "приемы" черной и белой магии : гипноз , порча , насылание болезней и смерти ,а также врачевание , укрепление духовных и физических сил , экзорсизм. Важным аспектом в практике эзотерического буддизма было чтение
молитвословий , извлечений из сутр (дхарани). Иногда дхарани , в которых
молящийся как бы достигал единения с божеством , служили в качестве
проклятий о должны были вызывать дождь , снег , насылать град , посылать
здоровье или смерть. В начале и в конце , а иногда и в середине дхарани
содержались магические созвучия - мантры , часто даже не имевшие никакого
семантического значения. Особенно большая роль отводилась мантрам в
тибетском буддизме , но влияние их заметно также в китайском и японском
тантризме, от которого протягивается нить ко многим воинским искусствам. Согласно догмам тантризма , звучание мантр вызывает в теле вибрационные
колебания , различные ритмы которых могут порождать те или иные состояния
духа-разума , сознания. Мантры представляют собой также объекты медитации
для духа-разума. Их истинный смысл познается в процессе медитации за счет Широко известна тибетская мантра "Ом-мани-падме-хум" ("О! Сокровище в
лотосе!"), якобы способная проникать во все шесть сфер бытия и обеспечивать
освобождение от бесконечного цикла рождений и смерти. Эта мантра развилась
в целую магическую систему , как и многие менее популярные ее аналоги. Тантризм разработал учение об изначальных звуках-ростках , лежащих в основе творения и меняющих игрой звучания ритм Бытия. Биджа могут заменять всю мантру , слово и объект медитации. Все божественное , а следовательно , любой феномен природы имеет свое биджа , сила которой может передаваться праведнику при повторении звука и замыкании пальцев в мудру. В этом случае тело получает заряд энергии и силы , сокрытой в биджа. В картине мира , мандале тантрических сект присутствуют пять таких
изначальных звуков , корреспондирующих со сторонами света и центром : А , Целью практики эзотерического буддизма является психическое единение с мирозданием и познание Пустоты , для чего необходимо дополнять медитацию и мантры безошибочными каноническими мудрами. Слова и мысли соприкасаются также близко , как звук и жест. Жест дает визуальное представление об активности тела и о таинстве слова , будучи своего рода "печатью , скрепляющей единство". Именно такое значение имеет и китайский иероглиф , употребляющийся для передачи понятия мудра. Спокойствие , бесстрашие , внимательность - всего можно достигнуть в слиянии с Единым мировым началом через дхарани , мантру и мудру , дополненные медитацией , при которой сила и энергия с объекта медитации переносятся на субъект. В слиянии с Единым , как учили основоположники тантризма , Тело и Дух-разум приходят к полной гармонии , дающей носителю этой гармонии бесконечное могущество. Тантрический буддизм , развивший "учение о трех таинствах" , наложил заметный отпечаток на воинские искусства в Китае и Японии , породив уникальную прикладную разновидность йоги. Поколения монахов-воинов приобщались к эзотерическому учению , чтобы обрести "алмазную крепость" тела и духа. ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУССТВ ЯПОНИИ “ Собственным телом не владеешь - как же можешь обрести Путь и им владеть ! “ Ле - цзы (6-5 вв. до н.э.) Х
отя буддизм всегда считался самой миролюбивой из всех мировых религий ,
именно в нем сложились наиболее благоприятные предпосылки для развития
классических воинских искусств Востока. Согласно учению Будды , жизнь есть
страдание , и человек , подчиняясь закону причинно-следственной связи всего
сущего (кармы) , обречен влачить свое земное бытие смиренно и
беспрекословно - ведь он всего лишь звено в извечной цепи перерождений . При всех различиях школ , течений и направлений большинство японских бу - дзюцу (школ боевых искусств) сходятся в единой системе психофизического тренинга кэмпо , воплощающего жизненную философию Дзен - буддизма . Дзен называют религией самураев. Правильнее было бы назвать его способом постижения Пути , духовной опорой личности на стезе самосовершенствования. Со времени своего утверждения на японских островах (12 - 13 вв.) Дзен был
тесно связан с жизнью самурайства , повседневно предоставляя воинам
моральную и философскую поддержку . В плане моральном буси ценили Дзен как
религию , которая призывает , ступив на избранный путь , не оглядываться
назад. В плане философском преимущества Дзен сказывались в отрицании
различия между жизнью и смертью , бытием и небытием. Суровые воины ,
превыше всего ставившие простоту и не склонные к праздному умствованию ,
находили мотивировку своих устремлений в доктрине Дзен. Аскетическая
направленность Дзен - буддизма всегда прекрасно сочеталась с
воинственностью. Не случайно колыбелью кэмпо в Китае стали считать чаньские Философия Дзен , утверждающая непознаваемость Вселенной , отрицает доминанту объективной реальности , которая провозглашается иллюзорным плодом человеческого воображения. Отрицает она и Бога , требующего послушания и распределяющего души смертных между раем и адом. В учении Дзен человек предстает манифестацией жизненной силы мироздания - силы , дающей почти неограниченные возможности. Участвуя в бесконечном цикле метаморфоз , человек должен сам конструировать свой микрокосм - всемерно развивать заложенные в нем способности : углублять мудрость , наращивать силу , культивировать мужество и любви к ближнему. Важным моментом в практике Дзен является "снятие дуальности" , осознание взаимосвязи и взаимозависимости всех частиц мироздания , в том числе духа и тела , ментального и физического начал. Отсюда следует возможность достижения физического совершенства путем улучшения собственных морально - этических качеств , гармонического развития духа и плоти. В отличие от ортодоксального буддизма Дзен не требовал от человека полного
забвения мирских страстей и влечений во имя достижения нирваны. Утверждая ,
что каждому под силу стать Буддой , мастера Дзен учили , что нирвану
следует искать посреди сансары (мира страстей) , а не вдали от него. Специфической особенностью Дзен стала концепция Прозрения (сатори) -
конечной цели всех духовных и физических упражнений. Прозрение означало
реализацию в сознании индивидуума высшей , абсолютной , вневременной Истины
бытия. Однако , если в большинстве буддийских сект Прозрение предшествует Не навязывать природе свои желания , но мгновенно откликаться на ее зов -
такова высшая мудрость Дзен. "Все на свете требует спонтанности в
исполнении и не должно делаться предумышленно. То , что обдумывается
заранее , не соответствует реальности. Нет в мире ничего такого , к чему Подвижники дзенского учения в Японии , тесно связанные с интересами
самурайства и сами , как правило , выходцы из самурайского сословия ,
ревностно углубляли прикладные аспекты Дзен , приспосабливая их к нуждам
воинов. Одним из таких подвижников был патриарх Хакуин (1686 - 1769) ,
придававший большое значение физической подготовке адептов и "динамической"
практике Дзен. В автобиографии Хакуин приводит любопытный эпизод . Как - то
раз , когда он , слабый и болезненный подросток , принимал ванну , сидя в
бочке с водой , служанка подбросила слишком много дров и вода стала
нестерпимо горяча. Представив себе мучения грешников в аду , мальчик с
воплем выскочил из бочки. С той поры он утвердился в намерении стать
буддийским монахом и дал обет : "Пока я не достигну такого могущества ,
что ни огонь , ни вода не будут страшны моему телу , я не оставлю стараний Прошло много лет, и Хакуин достиг почти всего , о чем мечтал в детстве . В буддизме существуют различные пути достижения сатори - сидячая медитация Одним из важнейших классических трактатов , касающихся мастерства кэн -
дзюцу и прочих дзенских воинских искусств , считается знаменитое послание "Практикуя концентрацию в течение многих лет ,- говорилось в трактате - послании , - вы должны достичь такого состояния , когда будете свободны от объекта , к которому направлен дух - разум. Высшей ступенью будет этап , на котором дух - разум действует , ни на чем
не фиксируясь ... Не позволяйте своему духу - разуму задерживаться на чем-
либо в попытке высчитать , как лучше нанести удар ,- забудьте об этом и
рубите , не обращая дух - разум на противника. Противник ваш проникнут Трактат Такуана так и называется "О непоколебимом духе - разуме" . Весь его пафос направлен на достижение состояния отрешенности (му - син) , при котором человек действует по принципу "бессознательного сознания" , то есть подсознательно. В буддизме , отмечает Такуан , существует пятьдесят две ступени духовного восхождения. Одна из них называется "остановка" . Это свойство духа - разума фиксироваться на чем-то одном так , что трудно оторваться. В фехтовании подобная остановка подобна смерти. Постоянная напряженная готовность хороша для новичка , для мастера же подходит лишь состояние полной расслабленности. Говоря о непоколебимости духа , Такуан ссылается на буддийское божество Дух должен постоянно пребывать в состоянии мячика , плывущего по течению реки. Это состояние культивируется не только в бу - дзюцу , но и в других видах дзенской практики. Избавление от остановки (бонно) , паузы при реакции на любое действие и есть конечная цель дзенского психотренинга. В начале занятий неофит кэн - дзюцу совершенно свободен от стопоров - они появляются по мере овладения техникой и ее комбинациями. Лишь многолетние усердные занятия могут привести к конечному состоянию "естественности" , гармоническому слиянию тела и духа , к обладанию "экстремальным разумом". "Не фиксация духа - разума дает непоколебимость ,- пишет Такуан ,- поскольку не позволяет вещам относительным отвлекать дух - разум . Это и есть высший смысл бытия, Бог , Будда , суть Дзен ,величайшее таинство". При этом Такуан справедливо отмечает сходство между понятиями "Единство
духа" , "Пустота" , "Состояние просветленности Будды" , "Благородство духа"
и т.д. в буддизме , синтоизме , даосизме и конфуцианстве , где все они
служат для обозначения Абсолюта. Путь от "наличия духа" (у - син) к Эти соображения патриарха приложимы фактически к любой школе бу - дзюцу , оперирующей с оружием или без него. Их исповедовали все без исключения наставники воинских искусств - мастера копья и меча , лука и секиры , кинжала и голой руки. Невозмутимость духа должна была накладывать отпечаток и на внешний облик
самурая , проявляясь в достойной манере поведения , выдержанности ,
лаконичности , полнейшем отсутствии амбициозности и ажиотажа. Ни при каких
обстоятельствах истинный самурай не обнаруживал своих эмоций - ни голосом Идеальное состояние для встречи с противником в традиции бу - дзюцу
определяется понятиями : "дух , подобный воде" и "дух , подобный луне". Что
они означают ? У знаменитого фехтовальщика Камиидзуми Исэ - но - ками было много
завистников. Однажды поздно ночью он шел по темной улице города. Вдруг
предчувствие подсказало ему надвигающуюся опасность , близкую засаду. Не
останавливаясь , Камиидзуми мгновенно обнажил мечь , стремительным
движением очертил круг - и четверо злоумышленников упали к его ногам . Тот
же Камиизуми учил , что в бою дух должен , сохраняя полную незамутненность Камиидзуми , живший в 16 в., считается основателем знаменитой школы фехтования Синкаге - рю. Сам он утверждал , что получил свои познания непосредственно из рук синтоистского бога Касима. Будучи человеком незаурядным и ревностным адептом Дзен , Камиидзуми выдавал своим ученикам любопытные сертификаты , в которых вообще ничего не говорилось о существе предмета , об искусстве меча. Как правило , эти документы , скрепленные личной печатью главы школы , содержали проникновенные пятистишия пейзажного и философского характера. Сертификат , удостоверявший высшую степень мастерства , представлял собой контур круга на белом листе - и больше ничего. Круг символизировал идею "незамутненного зеркала" , "озерной глади" или "луны в воде", т.е. служил аллегорией чистого , несокрушимого , непобедимого , непоколебимого , все отражающего духа. Как и многие собратья по ремеслу , Камиидзуми оттачивал мастерство и
закалял волю в рыцарских странствиях (муся сюге) . Кстати , такие
странствия привились в среде воинов с легкой руки дзенских монахов , для
которых путешествия пешком считались дополнительной схимой и средством
постижения Пути. Поучительный эпизод из биографии Камиидзуми использовал в
своем фильме "Семь самураев" Куросава. Однажды в горной деревушке Знаменательно , что многие мастера воинских искусств в Японии (как и в При том что Буси - до всячески поощряет беззаветную храбрость и долг чести ставит во главу угла , для истинного мастера воинских искусств важнейшими свойствами считались миролюбие и сдержанность ,- качества , соответствующие заветам древних даосов и дзенских патриархов. Старые мастера учили , что единственным средством достижения состояния антиразума , отрешенности (му - син) служит медитация с сосредоточением на точке танден и правильное дыхание животом. Нарушение ритма дыхания (кокю - хо) во время схватки чревато смертельной опасностью , ибо выводит бойца из душевного равновесия. Памятуя заветы китайских мастеров , классики бу - дзюцу всегда старались
максимально использовать силу взгляда как в защите , так и в нападении. Заветы Такуана , Мусаси , Камиидзуми свято чтили все мастера кэмпо ,
независимо от их узкой специализации в конкретном виде оружия и от
принадлежности к той или иной школе. Следование этим заветам должно было
дать главное : внутреннее видение , постижение противника на
парапсихологическом уровне , сокровенное "шестое чувство" , или Этот хрестоматийный случай свидетельствует о том , что у мастеров экстра -
класса , достигших глубины гоку - и , не было нужды в поединке , чтобы
выявить первенство. Шашек оказалось более чем достаточно для раскрытия
способностей человека. Но колоритный пример из средневековой истории
покажется нам менее экзотичным и более правдоподобным , если принять во
внимание , что везде в сфере распространения экзотерических традиций кэмпо
действительно существовал обычай игры в облавные шашки между посвященными. Вот текст , извлеченный из классического трактата - макимоно. В нем , как в
капле воды , отражена вековая мудрость воинских искусств , их философия и
логика , психология и космогония. Подобные откровения существовали в
традиции многих школ. Их заучивали и повторяли как заклинание перед
тренировками и боем : ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОИНСКИХ ИСКУСТВ ДРЕВНЕГО КИТАЯ . “ Жить для него - как отдаться течению . Умереть для него - как уйти отдыхать ...” Цзя И (2 в. до н.э.)
В представлении даосов , природа человека есть порождение Земли и Неба ,
поскольку все на свете - порождение Земли и Неба. В начале Бытия прозрачный
воздух , эфир в Пустоте отделился от хаоса , поднялся и образовал Небо , а
тяжелый и мутный , опустившись , образовал Землю. От соединения мельчайших
частиц (цзин) Неба и Земли образовались Инь и Ян , взаимодействующие и
взаимоопределяющие друг друга силы , начала Тьмы и Света , Холода и Тепла , Постепенно нарастая одно в другом , они проходят стадию предела , когда
преобладание одного начала сменяется преобладанием другого. Затем
начинается обратное движение. Этот процесс бесконечен , ибо движение во
вселенной вечно. В покое может находиться лишь условный центр мироздания ,
от которого как бы концентрическими волнами распространяется движение ,
бытие. Представив себя центром мироздания , точкой в центре круга , человек
может обрести покой , гармонию и уверенность , столь необходимые в жизни. Вся теория кэмпо в конечном счете отталкивается от этого образа , давая самые замысловатые его толкования применительно к конкретным техническим арсеналам тех или иных школ. От Инь и Ян берут начало четыре времени года и вся тьма вещей. Одушевленные твари и неодушевленные предметы сотворены из одного материала - будучи лишь субстанцией "жизненной энергии" ци , ее манифестацией. В китайских источниках даются различные толкования ци в зависимости от
контекста : воздух , дыхание , эфир , дух , животворящая энергия ,
жизненная сила , пневма , средство взаимодействия сил Инь и Ян ,
конструирующий материал для "форм " вещей , процессов и явлений . Очищение ци в человеке должно вести к полному физическому , нравственному и духовному оздоровлению личности . Это всегда считалось необходимой предпосылкой "восхождения" в религиозных даосских , а отчасти и буддийских сектах , так же как и в школах кэмпо. В теории кэмпо цзин часто трактовалась как "изначальное семя" , создающее фактуру тела , ци - как жизнетворная субстанция и шень - как совокупность психики , интеллекта и духа. При этом считалось , что путем упражнений можно влиять на цзин тела , а соответственно на очищение ци и совершенствовании шень. Философ Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) так поясняет учение о "пяти стихиях" (у Образуются пять стихий из "разделения ци неба и ци земли" в процессе
взаимодействия сил Инь и Ян. Они же , пять стихий , могут находиться в
порядке взаимопреодоления : дерево - земля - вода - огонь - металл. Первоэлементы имеют соответствия во внутренних органах тела , во всех пяти
чувствах человека , образуя пятеричные ряды вкусовых , звуковых , цветовых Для Китая первым "священным писанием" явилась "Книга перемен" ("И - цзин") Китайская философия , искусство и литература всегда тяготели к нумерологии Число 3 , помноженное на число , соответствующее временам года , т.е. на 4 Магические свойства приписывались также пятерице , числам 8 , 10 , 12 , 60 Географическая ориентация базировалась на восьми сторонах света. К четырем точкам (север , юг , восток и запад) добавлялись промежуточные (северо - восток , юго - запад и т.д). Таким образом , выражению "на все четыре стороны", то есть в "в любом направлении" , соответствовало в Китае и Японии понятие "на все восемь сторон". В практике воинских искусств наиболее сложные приемы самозащиты строились по принципу обороны против восьми противников , образующих круг. Небо бесконечно , поэтому в геометрическом представлении оно мыслится как единая бесконечная линия - круг. Земля же конечна и ограничена в пространстве. Ее символ - квадрат. Небо воплощает силу Ян , Земля воплощает силу Инь. Геометрический символ человека - треугольник. Эти фигуры нетрудно обнаружить на древних и средневековых схемах строения мира в индуистской , даосской и буддийской системах космологии , в мантике и в магии. Согласно учению "Книги перемен" , жизнь в широком смысле - это бесконечная череда метаморфоз , проистекающих из взаимодействия и борьбы сил света и тьмы , упругости и податливости , жары и холода. Каждая из возможных метаморфоз условно обозначается одним из магических знаков - символов гуа. Первоначально было создано восемь символов - гуа из трех черт (триграмм) , прикрепленных к конкретным кругам понятий и получивших определенные названия. Триграммам соответствуют также специфические свойства и материальные образы. Со временем символы триграмм были удвоены и образовались 64 так называемых гексаграммы. Любой жизненный процесс вписывается в предложенную схему триграмм и
гексаграмм на стадиях своего зарождения , бытия и исчезновения.Чаще всего
триграммы в классической схеме располагаются по кругу , в центре которого - Такова общая идея , несущая понятие соотношения , резонанса Инь и Ян. В жизненной борьбе , как и в схватке с конкретным противником , будь то человек или зверь , побеждает лишь постигший закономерности Перемен , взаимодействие покоя и движения , наступления и отступления , жесткости и мягкости , силы и податливости. Как же трактовались принципы "И - цзина" в заветах древних мастеров
воинских искусств? Исходным для всех даосских школ кэмпо положением можно
считать следование правилу уравновешивания полюсов , компенсации активного
действия пассивным противодействием и оптимального разрешения противоречий. "Природа , достигнув совершенства , возвращается к свойствам . Свойства в высшем пределе становятся тождественны первоначалу , тождественные первоначалу становятся пустыми , а пустые - великими",- сказано у древних. В основе всего даосско-буддийского миропорядка заложена идея Пустоты , В трактате "Хуайнань - цзы" (2 в. до н.э.) приводится красочное описание Невыразимая и чисто умозрительная природа Дао в даосском мировоззрении
символизирует мировую гармонию и внутреннее равновесие. Соответственно ,
достигнув внутреннего равновесия , можно приобщиться к мировой гармонии , а
для этого необходимо овладеть разлитой в теле энергией ци , научиться
управлять ею , изливать ее и впитывать из космического океана. Кроме того ,
нужно очистить "замутненный" дух (шень) , чтобы добиться состояния
просветленности. Но просветленный дух и очищенная энергия должны обретаться
в достойном вместилище , а потому следует всячески заботиться о своем теле Способом постижения Дао и обретения целостности для мастера кэмпо было
сознание Закона всеобщего соответствия , нормой жизни - адаптация к природе Правильное понимание Дао и воплощение в жизнь Пути именуется в даосской философии дэ. В знаменитом трактате Лао - цзы (6 - 5 в. до н.э.) "Даодэ - цзин" ("О Дао и его манифестации") обладание дэ приравнивается к достижению состояния полной естественности , единства с природой : "Кто содержит в себе совершенное дэ , тот похож на новорожденного . Ядовитые насекомые и змеи его не ужалят , свирепые звери его не схватят , хищные птицы его не заклюют... Он совершенно гармоничен". Состояние естественности (цзыжань),естественной расслабленности Даосы воспринимали мир в его единстве , стараясь избегать столь характерной для западного мышления дуальности , деления на хорошее и плохое , красивое и уродливое. Ведь начала Инь не может быть без начала Ян , Света без Тьмы. Вечное движение в космическом вихре пяти стихий - основа основ даосского
учения о мироздании , о времени и пространстве , о человеке и его месте во Что же делать человеку , желающему постигнуть "естественный закон"? По сути
дела , ничего , отвечают даосы , по крайней мере ничего лишнего. Прежде
всего, никакой суеты , никаких попыток идти против течения , бороться с
сильнейшим , давая место негодованию и гневу. Побеждать следует Недеянием. В даосских понятиях популярен образ Мягкого и Слабого , одолевающего На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Если рассматривать эти понятия во временном срезе , мы увидим , что молодость неизменно теснит старость. По истечении положенного срока высыхают и ломаются ветви орешника , на смену им из того же корня тянутся новые побеги. Сама цикличность вселенских метаморфоз предопределяет неизбежность угасания всего , отжившего свой век , утратившего свежесть и гибкость , утратившего свое Дао. "Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые , а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то , что погибает , а нежное и слабое - это то , что начинает жить",- сказано у Лао - цзы. Постигнув Дао , следовать ритму вселенских метаморфоз , согласовывать все свои действия с изменениями в окружающем мире - вот залог победы в большом и малом. Эту истину прочно усвоили основатели школ и стилей кэмпо , строившие свою теорию на учении "Книги перемен" , рассчитывавшие траекторию движений бойца по расположению триграмм и гексаграмм. Следование естественному ходу вещей возможно благодаря Пустоте , то есть неангажированности , отрешенности духа и разума , способности чутко реагировать на все окружающее и находить единственно верное решение в любой ситуации. Отсюда специфическое восприятие пространства и времени , осознание мига как вечности и вечности как мига. Отсюда представление о единстве , нераздельности всего сущего. Пустота выступает как основа мироздания. Пустота первична , все имеющие форму тела вторичны. "Тридцать спиц соединяются в одной ступице , образуя колесо , но
употребление колеса зависит от пустоты между спицами. Из глины делают
сосуды , но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают окна и
двери , чтобы сделать дом , но пользование домом зависит от пустоты в нем. Совершенномудрый есть вместилище Пустоты. "При соприкосновении с вещами он как будто сопутствует им. Это значит , что он своевременно реагирует на них. Это подобно тому , как тень следует за предметом , эхо за звуком"("Гуань - цзы"). Принцип тени , "зеркала" . "прилипания" к противнику , проникновения в него Залогом внутренней гармонии , в представлении даосов , служит невозмутимость духа , растворившегося в Пустоте , - качество , ставшее краеугольным камнем в системе психотренинга в кэмпо : "Вот пример : самое ровное - это поверхность воды в покое. Подобно ей , он (совершенномудрый) все хранит внутри , внешне ничуть не взволнуется. Совершенствование добродетели и есть воспитание в себе гармонии",- учит Чжуан - цзы. Обрести истинную внутреннюю гармонию способен лишь тот , чье сознание не
замутнено постоянным страхом смерти , боязнью получить смертельную рану ,
утонуть или разбиться , прыгая со скалы. Страх смерти в занятиях кэмпо
подобен искусственному тормозу , сдерживающему силы и энергию бойца. Понятия "Слабость","Податливость","Смирение","Пассивность" составляют
фундамент даосского учения о всепобеждающем Недеянии. У Ле - цзы (6 - 5 вв.
до н.э.) сказано : "В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к
постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью ,
путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать ,
однако люди их не знают. Поэтому в древности и говорили : "сильный
старается опередить тех , кто слабее его ; слабый - тех , кто сильнее его". Хочешь быть твердым , сохраняй твердость с помощью мягкости ; хочешь быть сильным , береги силу с помощью слабости". Тот , кто достигнет полного очищения эфира , научится управлять своей Понятие "совершенство" для даосов мыслится как максимальная
результативность при минимальной затрате сил , как предельная
приближенность к естественному ходу вселенских метаморфоз. Отсюда поэтика
намека и обертона в поэзии и живописи , необычайная важность в искусстве
паузы , пробела , дистанции , незаполненного , пустотного пространства. В
кэмпо совершенство подразумевает способность без видимого напряжения , при
помощи нескольких экономичных движений противостоять любому противнику ,
используя его собственную силу. Причем так , чтобы смысл этих действий не
был даже понятен постороннему наблюдателю,- прежде всего за счет четкой
ориентации в пространстве и времени.
"Кто умеет вести правильную и спокойную жизнь ,- говорится в Гуань - цзы" Однако природной гармонии и созерцательности для совершенства мало. Всякая способность человека хороша лишь тогда , когда она развита и доведена до совершенства усердным радением.Мастер существует через посредство своего знания , неотъемлемой части Великого Дао. В каждой школе кэмпо трактовалось как Путь , как коллективное Дао всех ,
причастных к учению , неподвластное времени , вечное и неизменное в
постоянном обновлении адептов - носителей Дао , ибо в "Гуань - цзы" сказано Таким образом , Учение каждой школы приобретало сакральный характер и существовало в веках на равных правах с религиозными сектами , разновидностью которых и являлись все эзотерические школы кэмпо. Мирянам же открывался лишь верхний слой , внешняя оболочка "тайного знания" , передававшегося из поколения в поколение в узком кругу посвященных. ПОДХОД ВОСТОКА К СОЗНАНИЮ В ПОЕДИНКЕ. С
уть восточного подхода к индивидуальному сознанию (душе) и его роли в
деятельности вообще (не только боевой) хорошо иллюстрируется в письме
практика буддизма Токуана мастеру фехтования Яго Тадзиме Но Хами Муикори Этот документ важен во многих отношениях , т.к. он затрагивает тайны любого
искусства в целом. В Японии и Китае , как может быть и в других странах
просто технического знания искусства недостаточно для того , чтобы стать
настоящим Мастером. Сознание Мастера должно достигнуть определенного
состояния , называемого "Мусин" (у - син) - "отсутствие разума". Это
означает уход от позиции Я и не - Я; жизни и смерти , добра и зла , бытия и
небытия. Значение "Мусин" в определенной степени соответствует понятию С точки зрения современной философии и психологии это уровень наглядно -
действенного мышления (или мышления в действии) , когда тело человека
становится , так сказать , "автоматом" , относительно его собственного
сознания (души). Любой человек сталкивается с этим феноменом постоянно. "В случае фехтования , например , когда противник пытается напасть на вас ,
ваши глаза сразу же ловят движение его меча , и вы можете последовать за
ним. Но как только это случается , вы перестаете владеть собой и ,
несомненно , потерпите поражение. Это называется "остановкой" (или Вы , конечно , видите меч , собирающийся поразить вас , но не позволяйте своему уму "останавливаться на этом. Оставьте намерение контратаковать противника в ответ на его угрожающий выпад , перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте его движения , не позволяйте своему уму "останавливаться" на этом , продолжайте двигаться все также навстречу противнику и используйте его атаку , обращая ее против него самого. Тогда и оружие это обрушится на самого противника. Как только разум "останавливается" на каком бы то ни было объекте - будь то
меч противника или ваш собственный , сам человек , атакующий вас , манера
или размах действия -вы потеряете контроль над собой и , несомненно ,
становитесь жертвой вражеского меча , когда вы настраиваете себя против
него , ваш разум будет прикован к нему. Поэтому даже не думайте о себе". ( Фехтовальщик , достигший совершенства , не обращает внимания на личность противника так же , как и на свою собственную , ибо он является безразличным свидетелем фатальной драмы жизни и смерти , в которой он принимает самое активное участие. Несмотря на все старания , которые он проявляет или должен был проявить , он выше самого себя , он идет за пределы дуалистического восприятия обстановки , и в то же время он не мистик , увлеченный созерцанием , он в логике смертельной схватки. "Например , на вас напали десять человек , и каждый из них пытается нанести
вам удар мечом. Как только вы защититесь от одного , вы перейдете к другому Например , буддийское божество кванион босяцу (авалокитенвара) иногда изображается существом с тысячью рук , каждая из которых держит определенный предмет. Если его разум "остановится" на стрельбе из лука , все остальные девятьсот девяносто девять рук окажутся совершенно бесполезными. Только потому , что его разум "не останавливается " на работе одной руки , а движется от одного инструмента к другому , все его руки оказываются предельно полезными. Говоря современным языком , все предоставляется бессознательной
деятельности туловища и конечностей (В смысле , сознательное не
контролирует движения) , когда сам разум не останавливается ни на одном
объекте , ни на одной точке. Это бессознательное вторгается а область
рефлексивного слоя сознания , когда сознание теряет самое себя (то есть
самосознание) , повинуясь приказам бессознательного. В случае боевого
взаимодействия человек должен освободиться от всех мыслей , связанных с
жизнью и смертью , выигрышем и ли потерей , добром и злом , отдавшись силе Например , по утверждению идеологов кюдо (япон. - искусство стрельбы из
лука) стрелку принадлежит второстепенная роль посредника и исполнителя
действия , которое происходит в некоторой степени без его участия. Стреляет Такое состояние достигается путем медитации. Медитацией называется интенсивное глубокое размышление в процессе сосредоточения на объекте с устранением всех рассеивающих факторов. В первой фазе медитации , предшествующей , например , спортивному поединку Таким образом , во время поединка задействуется только нерефлексивный слой
сознания. Боец не выделяет ни себя , ни противника из ситуации. Поединок
почти целиком строится на технических действиях , усвоенных в ходе
предыдущих тренировок. Эти действия не требуют контроля сознания , т.к.
производятся автоматически : на каждый удар проводится отработанное
блокирование ; на серию ударов - серия блоков с переходом в контратаку. Вхождение в состояние медитации осуществляется еще до поединка , которому предшествует "сидячая" медитация. Аутогипнотизации перед единоборством способствует и выполнение предварительного церемониала , обязательного в восточных боевых искусствах , создающего настроение сосредоточенного ожидания и тем самым условия для развития торможения в коре головного мозга. Непосредственно в ходе поединка медитация и ощущение "отсутствия Разума"
поддерживаются ритмом дыхания и связанных с ним ритмическими передвижениями Формальные упражнения "ката" в карате , дзюдо и др. искусствах , кроме технических аспектов , преследуют и цель выработки чувства ритма в поединке. Ритм поединка поддерживается динамикой выполнения технических приемов боевых искусств , где удары и блоки чередуются в комбинациях и проводятся , как правило , на выдохе. Ритм поддерживается дыханием. Ритм же является фактором , освобождающим сознание от логики , то есть феноменологически переводящим его на нерефлексивный уровень , который характеризуется наглядно - действенным и наглядно - образным видами мышления. Эти виды мышления , например, в "кэмпо тай цзи цюань" носят название : "Размышление в действии. Действие в размышлении". То есть мастер карате бессознательно пробует одну за другой отработанные стереотипные технические комбинации , чему способствует много вариантность и техническая обусловленность в карате мгновенных переходов от ударов к блокам или к другим видам ударов. Поединок практически целиком управляется нерефлексивным уровнем сознания , то есть бессознательным. Итак , подход человека Востока к организации функционирования индивидуального сознания бойца в поединке можно сформулировать следующим образом. Рассматривая человека и окружающий его мир как единое неразрывное целое , Человек Востока старается сохранить это единство в любой ситуации за счет устранения оппозиции Я и не - Я путем "отключения" рефлексивного слоя сознания , переходя на наглядно - действенный и наглядно - образный виды мышления. Используемая литература : 1. “ Кемпо – традиция воинских искусств “ , Москва , 1990 г. 2. Философия , курс лекций . Москва , « Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС « , 1997 г. 3. Карате-до . С.Лапшин , Донецк , 1991 г. 4. “ Диалог о боевых искусствах востока “ , В.Фомин , И.Линдер . Москва , « Молодая гвардия « , 1990 г. 5. Боевое искусство планеты . № 2 , 1994 г. Москва , “ Здоровье народа “ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |