|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - СкептицизмСкептицизмсмотреть на рефераты похожие на "Скептицизм" СКЕПТИЦИЗМ Одним из первых таких течений стал античный скептицизм. Как и всякое значительное явление философской жизни и мысли, скептицизм возник не на пустом месте: он сложился на основе идей. которые были выработаны предшествующим ему развитием философии. Уже наивная диалектика первых ранних школ греческих физиков и материалистов выявила постоянную текучесть всех вещей и явлений, обнаружила ряд противоречий между чувственными впечатлениями и понятиями. Были открыты не только относительность всех явлений, воспринимаемых посредством чувств, но также и отсутствие оснований, которые сделали бы оправданным выбор между двумя противоречащими друг другу утверждениями, поскольку они опираются на свидетельства и данные чувств и чувственных восприятий. Элеаты установили противоречие между постигаемым посредством чувств изменением, движением и удостоверяемой умом неизменностью бытия. Демокрит утверждал, что, например, мед ничуть не более сладок, чем
горек, и т. д. Еще большее развитие эти идеи получили в разработанном
софистами учении об относительности и текучести всех вещей и их качеств. Но как бы ни было велико значение всех этих идей для подготовки
античного скептицизма, ни одно из этих учений не может быть
охарактеризовано как скептическое в истинном и полном смысле понятия. Пиррон Основателем скептицизма был Пиррон родом из Элиды на Пелопоннесе. Состав идей, образующих содержание пирронизма, не легко установить, так
как последующая традиция скептицизма приписала Пиррону ряд положений,
принадлежность которых ему вызывает сомнения и не может быть — за
отсутствием сочинений самого философа — проверена. Название течения
произошло от греческого глагола ?????????, который в первоначальном и
прямом смысле означает «озираться» или «осматриваться», а в производном — Исторические причины, породившие античный скептицизм и способствовавшие его последующему возобновлению через сто лет после его возникновения, определяются тем же социально-политическим и культурным упадком Греции, который был характерен для 4 и 3 вв. до н. э. Интерес к теории, к теоретическому выяснению картины мира, природы действующего в нем человека, к космологии, физике, астрономии повсеместно падает. Философов интересует не столько вопрос о том, что есть и как существует мир, сколько вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать угрожающих со всех сторон бедствий и опасностей. Философ, который был ученым, исследователем, «созерцателем», становится теперь мудрецом, добытчиком не столько знания, сколько счастья, умельцем жизни. В философии он видит деятельность и строй мысли, освобождающей человека от бедствий, опасностей, от ненадежности, обманчивости, от страха и волнений, которыми так полна и испорчена жизнь. По-видимому, именно Пиррону принадлежит характерная для всего последующего античного скептицизма формулировка философской проблемы. Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон
выводил ответ на второй вопрос? единственный подобающий философу способ
отношения к вещам может состоять только в воздержании (?????) от каких бы
то ни было суждений о них. Это воздержание, впрочем, не значит, будто для
нас не существует ничего достоверного. Скептицизм. Пиррона не есть
совершённый агностицизм: безусловно достоверными являются для нас, по Этим ответом на второй вопрос философии определяется, по Пиррону, и ответ на третий ее вопрос: результатом, или выгодой из обязательного для. скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей будет та самая невозмутимость (или безмятежность), в которой скептицизм видит высшую степень доступного философу счастья? Однако воздержание от догматических суждений вовсе не означает полной практической бездеятельности философа: кто живет, тот должен действовать, и философ так же, как все. Но от всех прочих людей философ-скептик отличается тем, что, приняв к руководству образ жизни, согласующийся с обычаями и нравами страны, в которой он живет, он не придает своему образу мыслей и действиям значения безусловно истинных. Последующая античная литература сохранила немало рассказов и легенд о моральном облике Пиррона, о его глубокой убежденности в своей правоте, о поразительной стойкости характера и невозмутимости, проявленных им не раз в минуты опасностей и испытаний. Тимон Из учеников и последователей Пиррона, образовавших вокруг него
небольшой круг, или общину, выделился Тимон, младший его современник (320 — Подобно Пиррону, и для Тимона наиболее животрепещущим, главным и высшим вопросом философии был вопрос практический — о поведении человека и о высшем доступном для него блаженстве. Уступая Пиррону в величии характера и мощи духа, не будучи чужд некоторого практического цинизма и грубости, Тимон вошел в историю пирронизма как первый пропагандист его основ и, быть может, как один из первых его логиков, критиковавший правомерность гипотез и допущение делимости времени. После смерти Тимона и прекращения деятельности его учеников развитие
школы скептицизма прерывается. Возможно, как думает, например, Гааз, что в
течение этого столетия традиция скептицизма продолжала развиваться в Энесидем Учеником этого загадочного Гераклита был крупный теоретик античного
скептицизма Энесидем. Вопрос о времени жизни и деятельности Энесидема —
один из неясных вопросов античной историографии. Противоречия в сообщениях
античных и византийских авторов — Аристокла, Цицерона, Секста Эмпирика,
патриарха Фотия и др. — приводят к еще большим противоречиям опирающихся на
них новейших исследователей. Часть авторов относят время деятельности Энесидем происходил из Кносса на острове Крит, деятельность его
протекала в Александрии. Кроме главного сочинения «Восемь книг пирроновых
речей», известного нам по изложению в «Энциклопедии Фотия», источники
называют сочинения Энесидема «О мудрости», «Об исследовании», а также Замечательной чертой учения Энесидема и его последователей было то, что
все они, как указывает Секст, видели в скептицизме путь, ведущий к
материалистической физике Гераклита. И действительно, положению Гераклита,
будто противоположное существует в отношении того же самого, должно,
согласно Сексту, предшествовать утверждение, что противоположное прежде
всего кажется противоположным в отношении одного и того же. Именно такой
способ мышления является, по Сексту, предпосылкой, общей всем людям, —
общей «материей», которой пользуются не только скептики, но и другие
философы и даже все неученые люди. Согласно Сексту, Энесидем примыкал к Свидетельство Секста, сближающего учение Энесидема с физикой Гераклита,
породило много попыток истолкования близости двух мыслителей. В попытках
этих отражается тенденциозность буржуазных идеалистических исследователей. Другие исследователи пытаются объяснить связь Энесидема с гераклитизмом стадиальностью в развитии учения Энесидема, предлагают либо переход Энесидема от гераклитизма к скепсису (Сессэ), либо, напротив, переход от пирроновского скепсиса к гераклитизму (Брошар и Гааз). Идеалистическая тенденциозность этих гипотез состоит в том, что они основываются, особенно гипотеза Сессэ, на характерном для идеалистов и неверном утверждении, будто всякий сенсуализм влечет за собой, как следствие из принципа, скептицизм. Наконец, Герман Дильс и Эдуард Целлер попросту отвергают свидетельство Ко времени деятельности Энесидема скептицизм пресекается в прямой
традиции пирронизма, но начинает господствовать в так называемой Новой Вторая книга Энесидема посвящена выяснению известных уже элеатам
противоречий, таящихся в понятиях движения, изменения, рождения и гибели. Анализируя понятие причины во всех его видах, Энесидем приходит к
скептическому выводу, согласно которому одинаково вероятно как и то, что
причина существует, так и то, что она не существует. Причина существует,
так как если бы ее не было, то все могло бы происходить из всего, и притом
как попало лошади могли бы рождаться от мышей, слоны от муравьев, в
египетских Фивах мог бы идти обильный снег и дождь, а южные области были бы
лишены дождя и т. д. Если бы причины не существовали, то невозможно было бы
понять, каким образом происходило бы увеличение, уменьшение, рождение и Тем не менее вероятным в такой же степени следует. признать и то, что
причина не существует. Понятие причины заключает в себе явное противоречие,
которое делает невозможной самую попытку мыслить причину. Чтобы мыслить
причину, необходимо прежде воспринять ее действие как действие именно этой
причины: мы тогда узнаем, что она — причина действия, когда будем
воспринимать действие как действие. Но в то же время мы не можем воспринять действие причины как ее действие,
если не воспринимаем причины действия как его причины. Таким образом, чтобы
мыслить причину, нужно раньше познать действие, а чтобы познать действие,
нужно познать .причину. Из невозможности мыслить причину как причину и
действие как действие следует немыслимость этих понятий. Но даже если бы
кто-либо признал, что понятие причины может быть мыслимо, неизбежность
разногласий при любой "попытке его мыслить доказывает его неосуществимость. По-видимому, Энесидему принадлежит формулировка первых десяти так
называемых «тропов», т. е. «поворотов», или аргументов, направленных против
всех суждений о реальности, которые основываются на непосредственных
впечатлениях. Первый «троп» состоит в указании на разнообразие существ, на
различия в их происхождении и в их телесном строении. В силу этих различий
одинаковые вещи вызывают у них неодинаковые образы. Различия в главнейших
частях тела и особенно в тех, которые даны природой для ощущения и
суждения, могут производить сильную борьбу представлений. Не могут,
например, получать одинаковые осязательные впечатления и черепахообразные
животные, и животные, имеющие обнаженное мясо; и снабженные иглами, и
оперенные, и чешуйчатые. Приятное для одних кажется неприятным и даже
губительным для других. Муравьи, проглоченные человеком, причиняют ему боль
и резь, а медведи, заболевши, лечатся тем, что проглатывают их. Но если
одни и те же предметы кажутся неодинаковыми в зависимости от различия между живыми
существами, то мы можем говорить только о том, каким нам кажется предмет, и
должны воздерживаться от суждений о том, каков он по своей природе. Второй Третий «троп» основывается на различном — даже для одного и того же
человека — устройстве органов чувственного восприятия. Есть люди, которые,
соглашаясь с ненадежностью суждений других лиц, считают предпочтительными и
достоверными свои собственные суждения о вещах. Однако даже собственные
впечатления происходят от различных органов чувств, говорят различное об
одной и той же вещи. Так, картина живописца порождает впечатление глубины и
рельефа для глаза, но не для осязания, которому она представляется плоской
и гладкой. Мед, сладкий на вкус, может быть неприятен своим видом и т. д. Впоследствии, классифицируя «тропы» ранних скептиков, Секст Эмпирик объединил четыре «тропа» как аргументирующие от субъекта суждения, ибо субъект это есть либо животное, либо человек, либо восприятие, и притом в известной окружающей обстановке. Пятый «троп» исходит из зависимости суждений от положения, от расстояния и места. И здесь предпочитающий одно суждение другому не может обосновать это свое предпочтение, так как всякое явление созерцается на известном расстоянии, в известной среде и в известном положении, каждое из которых производит большие перемены в представлениях. Так, одно и то же весло кажется надломленным, если рассматривать его в воде, и кажется прямым, если рассматривать его на суше. Шестой, «троп» указывает на зависимость суждений от «примесей»: если из предметов, подлежащих суждению, ни один не воспринимается обособленно, сам по себе, а всегда лишь в соединении с каким-нибудь другим, то даже при условии, если бы судящий мог сказать, какова будет смесь, составленная из этих предметов, он не будет вправе судить о том, .каким окажется в «чистом» виде предмет, входящий в эту смесь. Седьмой «троп» рассматривает зависимость суждений от соотношений величин и от устройства предметов, подлежащих определению. Так, говоря о предметах, составленных из маленьких частиц, например о куче песка, чемерицы, вине и пище. мы можем обсуждать соотношение их с чем-нибудь, но никак не природу их саму по себе: песчинки, рассматриваемые каждая 9 отдельности, кажутся жесткими, собранные же в большую песчаную кучу, они производят впечатление мягкости и т. д. Восьмой «троп» базируется на относительности всех явлений. Девятый «троп» указывает на зависимость суждения от того, постоянно или редко встречается рассматриваемое явление. Одна и та же вещь признается ценной или не имеющей цены не на основании учета ее действительной природы, а в зависимости от своей распространенности. Так, Солнце по своей природе должно было бы поражать нас гораздо больше, чем, например, комета. Но редкость появления комет делает то, что комете приписывается значение небесного знамения. Солнце же никого не удивляет, кроме- как в случае, когда происходит затмение. Десятый «троп» устанавливает зависимость суждения от поведения,
обычаев, законов, баснословных верований и догматических предрассудков. В позднейшей классификации Секста Эмпирика седьмой и десятый «тропы» Агриппа После Энесидема одним из наиболее значительных представителей античного скептицизма был Агриппа. Ни даты его жизни, ни обстоятельства его деятельности неизвестны. Диоген сообщает только, что Агриппа присоединил к десяти
энесидемовским «тропам» пять новых. Но эти позднейшие «тропы» очень важны,
и впоследствии они всегда привлекали особое внимание историков скептицизма. Первый из добавленных Агриппой «тропов» выводит необходимость воздержания из понятия о противоречии. Согласно этому тропу мы признаем существование неразрешимого спора о каждой обсуждаемой вещи как в жизни, так и среди философов, а следовательно, и возможность выбрать или отвергнуть какое-нибудь одно из противоречащих суждений. Второй «троп» Агриппы доказывает, что попытка суждения о природе вещей необходимо ведет к бесконечному регрессу. Посредством этого «тропа» Агриппа выводит, что все приводимое в доказательство обсуждаемой вещи требует другого доказательства, это второе — в свою очередь другого и так до бесконечности. Третий «троп» Агриппы заново выдвигает относительность всех представлений. В силу этой относительности вещь, подлежащая суждению, всегда лишь кажется той или иной — отчасти в зависимости от отношения ее к субъекту, отчасти от отношения ее к другим вещам, отсюда Агриппа выводит необходимость воздержания от суждения об ее безотносительной природе. Четвертый «троп» Агриппы посвящен критике «предположения». Под Наконец, пятый «троп» Агриппы исходит из взаимной доказуемости, т. е. из тех случаев, когда положение, которое должно было бы служить подтверждением исследуемого утверждения, нуждается во взаимном от него подкреплении и когда — ввиду этой взаимности доказательств — остается только признать, что ни одно из них не может быть взято для обоснования другого и что и здесь надо воздержаться от суждения. Секст Эмпирик В лице позднейших руководителей скептицизма — Менодота, Феода, Секста и Одним из наиболее осведомленных и обстоятельных писателей позднего
скептицизма был Секст, младший современник Галена, живший приблизительно во Эта оценка «методиков» породила один из запутаннейших вопросов истории скептицизма — вопрос об отношении Секста к обеим существовавшим в его время школам врачей. Согласно прозвищу, данному Сексту Диогеном, а также согласно сообщению псевдо-Галена, Секст принадлежал к школе «эмпириков». Согласно приведенным выше разъяснениям самого Секста, наиболее близкими к скептицизму следует считать не «эмпириков», а именно «методиков». Эти противоречия в свидетельствах античных авторов отразились в историко- философской литературе. Так, Эдуард Целлер, Брошар, Пауль Наторп и Сессэ причисляют Секста к эмпирикам. Некоторые авторы, например Паппенгейм, считают Секста «методиком». Наконец, Филиппсон, опираясь на некоторые, впрочем достаточно двусмысленные, выражения Секста, находит, будто Секст был ближе к «эмпирикам» — в своем опровержении логиков и к «методикам» — в своих «Пирроновых положениях». Все эти гипотезы встречают трудности в недостаточности наших сведений о действительных различиях между обеими медицинскими школами. Сочинения Секста Сексту принадлежат, кроме «Пирроновых положении», пять книг «Против догматических философов» и шесть книг «Против ученых» (а не «против математиков», как переводят некоторые). Последнее сочинение развивало критику основных понятий не только математики (т. е. арифметики и геометрии), но и всех остальных наук того времени: грамматики, риторики, астрономии и музыки. Три черты характерны для работ Секста: 1) тесная связь его скептических аргументов с данными современной ему медицинской науки; 2) стремление представить скептицизм как совершенно беспрецедентное и оригинальное философское учение, не допускающее не только смешения, но и сближения с другими философскими учениями; 3) обстоятельность изложения, пред ставляющего своего рода энциклопедию античного скептицизма, или, как выразился Брошар, «общий итог всего скептицизма»: «la somme de tout le scepticisme». В огромном множестве наблюдения и факты, из которых Секст выводит постулат скептического «воздержания», принадлежат к наблюдениям и фактам медицины, физики, физиологии и зоологии; менее часты наблюдения, почерпнутые из метеорологии и минералогии. Впрочем, как бы ни решался вопрос об отношении Секста к «эмпирикам» и «методикам» (в специально медицинском значении этих понятий), не подлежит сомнению, что в целом его учение основывается на обработке большого эмпирического материала. Не только в поздней античности, но и в новое время философы, стремившиеся доказать противоречивость, относительность и недостоверность чувственных восприятий, представлений и образов воображения, постоянно черпали свои аргументы и примеры из книг Секста. Ссылки Декарта на недостоверность чувственного восприятия, показывающего весло преломленным, когда оно погружено в воду, и прямым, когда оно вынуто из воды, или же башню круглой, когда ее рассматривают издалека, и квадратной — с близкого расстояния, заимствованы им из аргументов того же Секста. Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений С большой настойчивостью пытается Секст установить специфические
особенности скептицизма, делающие недопустимым смешение скептицизма с
другими учениями. Так, согласно Сексту, скептицизм должен быть строго
отличаем от учения Гераклита о противоположностях: в отличие от Гераклита,
скептики высказывают общее у них с гераклитовцами утверждение, будто Обстоятельное и энциклопедическое изложение Секста охватывало весь круг теоретических и практических вопросов и проблем скептицизма. Разрабатывая свои сочинения, Секст широко использовал работы своих предшественников, особенно Тимона и Энесидема. В изложении Секста все факты ранней истории скептицизма вливаются в один общий поток идей школы без надлежащей исторической дифференциации. При этом Секст, однако, прекрасно освещает проблематику, метод исследования и эмпирический фундамент крупнейших ее представителей. Последним — впрочем, незначительным — руководителем школы скептицизма был Сатурнин, живший, по-видимому, в начале III в. н. э. Оценка античного скептицизма Гегелем В развитии скептической точки зрения античному скептицизму принадлежит
особое место. Гегель правильно отметил преимущество античного скептицизма
по сравнению со скептицизмом нового времени: только первый «носит
подлинный, глубокий характер» [19, т. X, с. 409]. В то время как другие
философские учения либо утверждают, что они уже нашли истину, либо с порога
отвергают возможность установления, античные скептики ищут истину, и их
философия есть ищущая, испытующая, исследующая. Как философское учение
скептицизм «направлен против рассудочного мышления, которое признает
отдельные различия- последними, сущими различиями» [19, т. X, с. 408]. Скептицизм – это единственная идеология, которая не отрицает правоты других идеологий. Никакое другое учение не является столь же терпимым к другим идеям, как скептицизм. Сомнение как сущность скептицизма означает, что нельзя однозначно соглашаться с каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во что верят люди, вполне может оказаться истиной, хотя и нельзя исключить, что они ошибаются. Следует специально оговорить, что скептицизм не утверждает невозможности найти окончательную истину: она лишь пока не найдена, и надо искать ее. На сегодня пока еще ни одно из выдвинутых человечеством учений не соответствует требованиям, предъявляемым к истине. Более того, эти требования столь высоки, что нынешний уровень развития познания и познавательных средств человека не позволяет рассчитывать, что истина обнаружится в ближайшее время. Скептические мотивы в истории общественной мысли народов мира
обнаружили себя уже в глубокой древности – от Древнего Китая до Древнего Скепсис у Пиррона не является самоцелью, но есть средство обретения
душевного покоя. Индифферентизм и обесценение всех общепринятых ценностей
человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового
наваждения», не ведут при этом ни к отшельничеству, ни к социальному
аутсайдерству или эпатированию обывателей, как это бывало в других
философских школах и религиях. Пиррон даже принял должность верховного
жреца и был удостоен бронзовой статуи за заслуги перед городом; афиняне
преподнесли ему почетное гражданство. Абсолютная автономия личности и
полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол», подавление всех эмоций Главной целью философствования Пиррон считал достижение счастья Пирроновские ответы таковы: вещи неразличимы и безразличны, неустойчивы и не допускают о себе
определенного суждения; наши ощущения и представления о них не могут
считаться ни истинными, ни ложными; поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не
склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, воздерживаться от каких-либо
определенных суждений, оставаться «непоколебимым» и обо всем рассуждать: Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта (320–230 гг. до нашей эры), Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. У Пиррона были и другие ученики, но от них, кроме имен, ничего не осталось. Поскольку Пиррон не писал философских трактатов, Тимон стал первым писателем скептической школы – он едко высмеял в своеобразных пародийных стихах (так называемых «силлах») мыслителей, не разделявших идей скептицизма. Подобно Пиррону, и для Тимона наиболее животрепещущим вопросом философии был вопрос о поведении человека и о высшем доступном для него блаженстве. Признавая равноценность всех возможных суждений относительно природы вещей, Тимон также обосновывал необходимость воздержания от суждений и идеал совершенной невозмутимости. После смерти Тимона и прекращения деятельности его учеников развитие школы скептицизма прерывается примерно на двести лет. Идеи скептицизма были восприняты платоновской Средней Академией в лице Аркесилая (315–241 гг. до нашей эры) и Новой Академией в лице Карнеада Киренского (214–129 гг. до нашей эры). Академический скепсис был существенно более радикален, чем скепсис классический – он, вообще, отрицал возможность адекватного познания. Такую позицию, хотя она и пользуется скептической аргументацией, никак нельзя отнести к скептицизму в собственном смысле слова. Скептики говорят, что нельзя однозначно отрицать достижимость истины, академики же делают это и тем самым формируют позицию, названную агностицизмом. Лишь в первом веке до нашей эры Энесидем из Кносса возродил скептицизм
как самостоятельное направление. В начале нашей эры его последователями
были Агриппа, Менодот и Феод. Последними скептиками стали Сатурнин и Секст Секст Эмпирик является единственным скептиком, от которого дошли до нас довольно обширные произведения. А так как Секст Эмпирик и вообще был одним из последних скептиков в античном мире, то его произведения являются наиболее зрелым и наиболее систематическим продуктом всей деятельности древних скептиков за много веков. В качестве первичных и наиболее авторитетных источников скептицизма традиционно выделяются именно произведения Секста Эмпирика «Против ученых» и «Три книги Пирроновых основоположений», а также специально посвященные скептикам разделы книги античного историка философии Диогена Лаэртского (1-я половина III века нашей эры) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Весь древний скептицизм представлен всего какими-то двумя десятками
мыслителей, творивших на протяжении почти семисот лет, причем с почти
двухсотлетним перерывом внутри этого периода. После Секста Эмпирика
скептицизм как самостоятельное движение прекратился. На протяжении
следующих тысячи семисот лет мы встречаем лишь скептические мотивы,
отдельные скептические идеи в контексте других систем. Пьер Абеляр, Николай Важно четко уяснить, что, хотя скептицизм является одним из
фундаментальных направлений философии, он никогда не замыкался в чистой
теории, но всегда выступал как жизненно-практическое учение, решающее
проблемы стратегии человеческого поведения. Древние скептики отрицали
возможность объективного критерия истины, поскольку для выбора критерия
необходим критерий выбора и так далее в бесконечность. Но необходимость
действовать, принимая определенные решения, заставляет скептиков признать,
что хотя, возможно, и нет критерия истины, но есть критерий практического
поведения. Этот критерий должен основываться на «разумной вероятности» Поэтому мудрец должен быть абсолютно невозмутим и бесстрастен, и такого
рода внутреннее состояние Пиррон называет блаженством. Казалось бы, что это
за блаженство, когда мы отказываемся от всякой разумной ориентировки в
действительности и бросаемся в нее головой вниз, как в безбрежное море? А
вот оказывается, что тут-то и начинается блаженство, когда ты ничего и
никого не знаешь, ничего ни о чем не говоришь, не решаешь, что нужно и чего
не нужно делать, а делаешь все, что ни попало, обращая внимание лишь на то,
как поступают другие. И хотя стремиться поступать, как другие, – это
значит, вообще, не знать, как поступать (потому что все поступают по-
своему), тем не менее, тут чувствуется чисто античная мысль о свободе
человека от всего случайного и какая-то благородная принципиальность. Кроме
того, древний скептик считал возможным и необходимым – хотя бы и осторожно Очевидно, что древний скептицизм не побуждает к активной деятельности,
но, напротив, призывает к равнодушию, которое лишь допускает такую
деятельность. Раз мы ничего не знаем, то мы и должны воздерживаться от
каких-либо суждений. Для нас всех, говорил Пиррон, все безразлично. В
результате воздержания от всяких суждений мы должны поступать только так,
как поступают все обычно, согласно нравам и порядкам в нашей стране. Остается только один путь – изменить скептицизм так, чтобы он вдохновлял на активные действия, сформировать новый скептицизм. Отличие нового скептицизма от древнего должно состоять не в оценке наличной ситуации, а в вытекающих из этой оценки выводах относительно стратегии поведения. Недоступность истины и равносильность различных мнений – это основа скептицизма, благодаря которой он остается самим собой. Однако, если древние скептики, опираясь на эту основу, говорили о некоторой приостановке активности, то новый скептицизм должен потребовать прямо противоположное – усиление активности. Если мы не имеем возможности адекватно познать мир, значит, надо сделать все, чтобы эту возможность получить. Древний скептицизм из наличия противоречивых и несогласуемых мнений о чем-нибудь делал вывод о необходимости, вообще, воздерживаться от суждений по данному вопросу. Новый скептицизм делает вывод о необходимости развивать способность познания, чтобы преодолеть наличное противоречие. Формула активности в рамках нового скепсиса такова: мы не знаем, чего мы достигнем и к чему, вообще, надо стремиться, поэтому сделаем все, чтобы получить возможность это узнать. Всеми нами движет некое представление о причинности, благодаря которому
мы можем знать, как действовать или не действовать, чтобы достичь или
избежать определенных результатов. В соответствии с этим представлением,
определенные события в большинстве случаев, при прочих равных условиях,
вызывают определенные следствия. Если бы такого представления у нас не
было, мы бы не знали, что делать или что не делать, чтобы чего-то достичь
или чего-то избежать, мы бы вообще не знали, к чему приведут наши действия
или наше бездействие в той или иной ситуации и потому никак не могли бы
определиться – действовать или бездействовать, а если действовать, то как. Этот мыслитель, подобно Ньютону, открывшему закон всемирного тяготения под впечатлением от падающего яблока, обнаружил недоказуемость представления о причинности, созерцая столкновение бильярдных шаров. Мы видим, что один из шаров подкатывается к другому, затем они соприкасаются, а затем второй шар откатывается. После этого наблюдения мы делаем вывод, что движение первого шара стало причиной движения второго шара. Однако такой вывод, как бы мы ни старались, не может следовать из такого наблюдения. В наблюдение входит три независимых факта: 1) первый шар движется; 2) первый шар соприкасается со вторым шаром; 3) движется второй шар. То, что второй шар двинулся в момент времени, следующий за моментом соприкосновения двух шаров в пространстве, вовсе не свидетельствует, будто первое явилось необходимым следствием второго. Соседство двух событий во времени и пространстве еще не означает, что между этими события существует какая-то связь (не говоря уже о необходимой связи). Мы же в предшествующем событии видим причину, а в последующем – следствие. Тот факт, что у приведенной интерпретации нет никаких оснований в данных опыта, совершенно очевиден. Остается только выяснить, откуда, все-таки, берется представление о причинности, прилагаемое нами к любым связям между событиями, в том числе между нашими действиями и их результатами. В соответствии с лучшими традициями скептицизма Юм не утверждал и не отрицал объективного существования причинности, но полагал, что оно не доказуемо, так как то, что считают за следствие, не содержится в том, что считается за причину, и не похоже на нее. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних вещей мы «никогда не бываем в состоянии открыть... необходимую связь... Мы находим только, что одно явление действительно, фактически, следует за другим», а представление о закономерной связи между явлениями возникает у людей лишь вследствие привычки считать повторно следующие друг за другом явления необходимо связанными. Как известно, Юм в своих теоретических (и только в теоретических) поисках был последователем некоторых идей скептицизма, ведь скептицизм основывается именно на той идее, что мы пока еще не можем уверенно судить о том, каковы реальные связи между событиями, что заставляет нас действовать или бездействовать и к каким последствиям все это может привести. Иммануил Кант, который свою систему называл иногда скептическим идеализмом, из философии Юма сделал вывод, что многие необходимые представления, заложенные в человеческом разуме, даны до всякого опыта (априорны) и, более того, являются условием самого этого опыта – условием, без которого никакой опыт был бы, вообще, невозможен. Отказаться от представления о причинности мы не можем, однако мы можем отнестись к нему с надлежащим подозрением, с известной оглядкой, тем более что характер связи между поведением человека и его результатами по-разному определяется в разных мировоззрениях: для авраамистических религий, например, связь между поведением человека и его судьбой, а также между всеми вещами в мире целиком находится в руках всемогущего Бога, тогда как для буддизма данная связь покоится на ни от кого не зависящем и универсальном принципе кармы, неумолимом даже для богов. Коренная сомнительность представления о причинности, его «подвешенность в воздухе», а также столкновение самых различных мнений о характере причинности, заставляет нас говорить о неопределенности этого представления и о невозможности преодолеть эту неопределенность, пока человек обладает теми способностями, которые есть у него сейчас. К такому выводу нас подталкивает и сама повседневная житейская практика, особенно в условиях хаоса последних лет. Банальная пословица гласит, что никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Сегодня мы можем к этому добавить, что даже самые надежные и давно опробованные действия часто не приводят к запланированным результатам, а действия, всеми и давно осужденные, напротив, таковыми результатами одаряют. Все это подводит к центральной идее скептицизма: человек никогда не может быть до конца уверен, к каким именно последствиям приведут те или иные его действия. Это значит, что в своих действиях человек всегда должен быть предельно осторожен, а также терпим и внимателен по отношению к любым точкам зрения на возможные последствия этих действий. Сознавая данные обстоятельства, древние скептики призывали к
воздержанию от суждений, равнодушию и полной невозмутимости. Новый
скептицизм отвергает такую пассивность и созерцательность, он не
останавливается перед ожиданием, что какие-нибудь боги в один прекрасный
день снизойдут, дабы просветить человека на счет каких-либо истин. Новый скептицизм – это философия действия. Пусть истина нам пока недоступна из-за нашей слабости, но мы должны сделать все, чтобы преодолеть эту слабость и получить хоть какую-то возможность пробиться к истине. Для этого необходимо, прежде всего, лелеять жизнь вообще как саму возможность развития и всякую индивидуальную жизнь как вместилище уникального опыта. Одним из аргументов древних скептиков было то, что отдельный человек не способен познать истину в силу своих индивидуальных особенностей: каждый видит мир по-своему, в зависимости от уникальных условий своей судьбы – здоровья, воспитания, возраста, пола, национальности, социального положения и прочих биографических моментов. С одной стороны, это плохо, поскольку из- за этого мы лишены универсального знания, но с другой – хорошо, поскольку мы можем воспользоваться широким набором самых разных точек зрения, если, кончено, получим возможность их сопоставлять. А для этого необходимо, во- первых, чтобы была свобода получения, выражения и распространения самых разнообразных форм опыта, а во-вторых, чтобы существовала координация уникального опыта разных людей и их общностей. Если оценивать новый скептицизм в ряду иных учений о смысле человеческой жизни, то он включает в себя все обычные для подобных учений элементы: учение о конечной цели всякой деятельности; учение об условиях достижения этой цели; основанное на первых двух пунктах учение об оптимальной стратегии поведения. Конечной целью в данном случае, парадоксальным образом, является
возможность познания этой цели. У человека нет достаточных оснований
уверенно и однозначно судить о том, что должно быть его конечной целью Условия достижения цели – это принцип причинности, по которому мы определяем, как между собой связаны все события в мире, включая наши действия и их результаты. Согласно скептическому учению, мы пока не можем уверенно и однозначно судить о том, к каким именно результатам должны приводить те или иные усилия. Таким образом, достижение конечной скептической цели будет происходить в условиях неопределенности. Из всего этого следуют стратегические императивы поведения: поскольку человек должен узнать то, чего не знает в силу своего несовершенства, он должен всесторонне совершенствоваться; поскольку трудно определить, к каким результатам могут привести те или иные меры, совершенствование должно быть осторожным, то есть критичным по отношению к самому себе и внимательным по отношению к любым точкам зрения. Для наглядности воспроизведем основные положения этой идеологии в их целостности. Человек живет затем, чтобы узнать, зачем он живет. Узнать подлинный смысл своей жизни или отличить подлинный смысл от ложного человек не может, потому что он слишком несовершенен. Чтобы получить возможность действительно познать подлинный смысл своей жизни, человек должен непрерывно совершенствоваться. Совершенствование состоит в том, чтобы расширять границы своего действительного и возможного опыта. Действительный опыт – это то, что мы уже знаем. Возможный опыт – это то, что мы можем знать, исходя из наших способностей. Следовательно, человек должен непрерывно познавать новое и развивать свои способности познания. Главная способность познания, к которой человек должен стремиться
прежде всего, – это коллективная способность, и она выражается в
координации опыта всех тех, кто, способен его приобретать. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |