|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сковорода Г.С.Сковорода Г.С.смотреть на рефераты похожие на "Сковорода Г.С." ПЛАН. I. Введение. V. Заключение. Введение. Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794) – один из крупнейших мыслителей * * * Главным источником сведений о жизни Г.С. Сковороды является «Житие Григорий Сковорода еще в детские годы обнаружил интерес к знаниям, хорошую память. Его первую любознательность удовлетворял и развивал бродячий учитель-дьячок. Затем поступление в церковно-приходскую школу, по окончании которой он был определен в Киево-Могилянскую духовно-светскую академию. Здесь он занимался философией, изучал математику, механику, космогонию, естественную историю, древние и современные европейские языки, литературу, богословие и церковное право. Немало времени уделял он и музыке. Шесть лет (до 1750 г.) он отдал систематическому «штудированию» академических дисциплин, хотя перспектива получить духовное знание, целиком посвятить себя иерейскому служению будущим странствующим философом в итоге была отвергнута. Ему пришлось оставить академию2.
Осенью 1753г. Г. Сковорода возвратился на родину. Друзья помогли ему определится учителем в Переяславском духовном училище. Для своих учеников он написал пособие «Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной» (1753). Судьба его нам неизвестна. Пока располагаем лишь упоминанием о нем в «Житии…» М.Ковалинского. К переяславскому периоду В 1759 г. Сковорода переехал в Харьков, где занял должность учителя поэзии в коллегиуме местного дворянства. Вскоре он стал вести синтаксический класс и преподавать греческий язык, а с 1765 г. – читать лекции по этике. В традиционной форме «проповеди» лектор развивал идеи, подчас расходившиеся с официальной идеологией и моралью, преподносил пантеистически окрашенные мысли, строго запретные в России. Белгородскому епископу И.Миткевичу посыпался поток доносов. Г. В трудах 70 – 80-х годов Г. Сковорода завершил работу над трактатами В течение 1785 – 1787 гг. в тех же условиях «деревенского уединения» были написаны такие работы: «Брань архистратига Михаила со сатаною» Философия природы и человека. Философию Г. Сковорода считал ариадниной нитью жизни людей. Главную цель ее он видел в осуществлении задач познавательного, практического и морального значения. «Философия, или любомудрие, - учил украинский мыслитель, - устремляет весь круг дел своих на тот конец, чтоб дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, светлость мыслям, яко главе всего»5.
Очевидно, Г.С. Сковорода отбросить идею бога» не может. Однако свое миропонимание мыслитель во многом основывает на естественнонаучных данных того времени: теизм соединяется с пантеистическими идеями, временами перерастающими в деизм с концепцией параллелизма миров, двойственности натур и т.п. Не в силах решить проблему соотношения материи и духа, но не желая поступиться здравым смыслом, Г. Сковорода провозглашает некоторые истины Библии символами или аллегориями, нуждающимися в дополнительном истолковании. Из трактатов «Наркисс», «Кольцо», «Алфавит мира», «Потоп По мере идейного развития Г. Сковороды все более стройную форму получают его пантеистические взгляды: если в «Наркиссе» (1769) они сосуществуют с деизмом и дуализмом, то в «Разговоре дружеском о душевном мире» (1775), «Алфавите мира», «Израильском змие» (1776) и в «Потопе Бог, мир, бытие, природа, являясь синонимами, выступают для Г. Бросается в глаза чрезвычайно важный вывод украинского мыслителя о том, что вечная мать-природа порождает временные, преходящие явления. На диалектичности этой и других идей Г. Сковороды мы остановимся ниже. Важно прежде всего не упустить из виду то, что философ свою теорию о «двух натурах» в произведении «Израильский змий» трактует в более последовательной форме, чем в «Начальной двери ко христианскому добронравию» и «Наркиссе». Здесь он подчеркивает, что в понятиях «двух натур» следует различать натуру рождающуюся (вечную) и натуру рожденную (преходящую). Несомненно сходство этих идей нашего философа о двух началах единой природы с определенными понятиями Аверроэса, Дж. Бруно и Б. Спинозы. Однако при тщательном анализе этого вопроса выявляются существеннейшие отличия взглядов Г. Сковороды. Во-первых, именно в этой части воззрений украинского философа мы находим его ответы на особо значимые вопросы в соотношении материи и духа, содержания и формы, сущности и явления, об абсолютном и относительном, субстанциональном и преходящем. Во-вторых, некоторыми историками философии неточно истолковывается прежде всего учение Г.С. Сковороды о «двух мирах» и «двух натурах», которое ими отождествляется с учениями Платона, Плотина, отцов церкви11. В действительности для Г.С. Сковороды были решительно неприемлемы ни архетипы Платона, ни «вечное» Плотина и Кузанского, ни монадология Обосновывая свою теорию «двух натур» (миров), в сочинении Каков же характер этого основания: материальный или духовный, идеальный? Важно понять, что в его системе взглядов категория «материя» не тождественна понятию «вещество, «вещь», «предмет» или даже «природа» Формы тленного земного бытия философ-классификатор располагал по четырем ступеням. Наряду с ископаемым, растительным и животным царствами особое место Г.С. Сковорода отводил человеку и человечеству. Он пытался выделить нечто главное и всеобщее: для ископаемого мира это «земля», для растительного – «вода», для животного – особый «огонь» и для человеческого рода – «разум». Каждому из четырех «царствий», считал Г. Сковорода, внутренне присущи особые силы, которыми они располагают. При этом, говоря об ископаемых «веществах», он указывал на инертное существование; о растительных «существах» – на «движение», о животных – на чувство, о специфике рода человеческого – на такие «силы», как мысленность, свобода воли, и деятельность. Классификация веществ и существ «тленного» мира, разработанная украинским мыслителем, отличалась от широко известных в XVIII в. классификаций Аристотеля, Фомы Аквинского и Ф. Бэкона, представляя синтез наиболее плодотворных идей философии древности и нового времени. Правда, отдавая дань господствовавшему в ту пору религиозному миропониманию, Г.С. «Да будет свет!» – восклицал Г.С. Сковорода в «Потопе Змиином», воспроизводя известную библейскую тираду, и в вопросно-ответной форме, продолжал: «Откуда же свет сей, когда все небесные светила показалися в четвертый день? И как день быть может без солнца?..»13 Вскрытие противоречий и несуразностей библейской картины мира Г.С. Эти извлечения из произведений украинского философа нами сделаны главным образом затем, чтобы показать, как Г. Сковорода догматы Библии подвергал суду разума, науки. Другое весьма существенное затруднение обусловлено сложностью объяснения причинных связей целого ряда новых явлений, открытых естествознанием XVIII в.: электричества, магнетизма, весомости воздуха и плотности атмосферы и др. Механическое миропонимание, вполне соответствовавшее уровню знаний людей XVIII в., оказывалось бессильным объяснить столь сложные физические и химические явления, дать им философское истолкование. Вышеуказанным явлениям Г. Сковорода не мог найти места в своей
классификации веществ и существ; он затруднялся ответить, к какому из миров Г. Сковорода предвещал великое будущее тем разделам естествознания,
которые исследуют атмосферу, электричество и магнетизм. Помимо
теоретического значения их открытий, его занимала их практическая ценность Анализ произведений Г. Сковороды приводит к заключению, что убеждения украинского мыслителя по этому вопросу в течение всего творческого пути изменялись, эволюционировали. Сильный элемент идеализма обнаруживается в труде «Начальная дверь к христианскому добронравию», где автор в качестве синонимов «невидимого мира» называет дух, «ум всемирный», бога, истину и т.п. Попытка Г. Сковороды решить проблему природы и духа приводит его к пантеизму, который порождает новые затруднения и новые вопросы. Считая бытие всеобъемлющим понятием, украинский философ делит его на два мира – телесный и духовный. Но, отождествляя бога с сущностью, т.е. с невидимой натурой, он должен был сказать о том, что явление – видимая натура –также содержит божественную силу, поскольку не только тленная натура, но и бытие в целом им называется богом. Таким образом сглаживается противопоставление двух натур, и автор вышеназванного трактата вынужден признать, что Однако понятие бога как нетленной, всепроницающей сущности Г.С. В первой главе «Потопа Змииного» философ называет бытие «Соломоновым храмом», который символизирует все сущее: макрокосм – безграничное бытие всех небесных миров, в том числе и обитаемых, микрокосм – мир человека и символический мир – мир Библии. Здесь обращает на себя внимание то, что автор оставляет в тени
понятие «невидимого» (нетленного, вечного) мира. Вместо него поставлена
проблема о «древе вечности», т.е. проблема о субстанциональном начале19. «Поколь яблоня, - писал философ, - потоль с нею тень ее. Тень значит
местечко, яблонею от солнца заступаемое. Но древо вечности всегда зеленеет. Атомистические воззрения – совсем неизученная область наследия украинского философа. Здесь вполне очевидно проявляется влияние на него атомистики античных философов (в частности, - Эпикура), Бойля, Гассенди и, возможно, теории «нечувствительных частиц» Ломоносова. Нам важно отметить, что атомистика Сковороды являлась важной частью его учения о бытии и была тесно связана с его пониманием субстанционального начала – «вечной материи». Составная часть учения Г. Сковороды о бытии – концепция причинной
связи явлений природы. «Блаженная натура, мать-природа», по глубокому
убеждению украинского философа, будучи безначальной, вечной во времени и
бесконечной в пространстве, вместе с этим является сама по себе причина. В философской концепции украинского мыслителя осознанно
подчеркиваются идеи естественной необходимости, закономерности бытия. Несмотря на метафизическую суть своего метода, Г. Сковорода высказал немало интересных догадок о диалектике сущности и явления, формы и содержания, о единстве противоположностей, о процессе развития как закономерной сменяемости старого новым и т.п. Он везде подмечал противоречивость природы и понятие о ней. «Первая и последняя точка есть та же, и где началось, там же и кончилось. В самых тварях сие можно приметить, что тогда-ж, когда согнивает старое на ниве зерно, выходит из него новая зелень и согнитие старого есть рождение нового, дабы, где падение, тут же присутствовало и возобновление…»25. Мир, горячо доказывал Сковорода, есть вечность в тлении, смерть в жизни и жизнь в смерти, бодрствование во сне, свет во тьме, во лжи истина, в печали – радость, а в отчаянии – надежда. Природа и дух, тяжелое и легкое, ночь и день, горькое и сладкое, начало и конец – не существуют одно без другого. Этими и другими своими диалектическими выводами Г. Сковорода создавал определенные предпосылки для развития диалектической мысли в философии и естествознании России в целом. Яркое выражение они найдут в его размышлениях о познании. I. Безграничная «околичность познания». Г. Сковорода считал, что познание природы и самого себя является одной из черт натуры человека, особенностью и «назначением» рода человеческого. Содержанием познания, его предметом, считал Г. Сковорода, является
натура, человек, бог. Через познание природы открываются черты человека,
бога. В этой связи следует рассматривать высказывания философа о знании как Непознаваемых вещей и явлений, с точки зрения Сковороды, не
существует: и вещи, и живые существа, и мысли – все подлежит познанию. Провозглашение безграничной «околичности» познания – одна из важнейших черт гносеологии Г. Сковороды. Именно она отличает его от тех европейских и российских философов, которые в XVIII в. отстаивали идеи скептицизма вообще, агностицизма в частности. Главным в познании человека, учил Сковорода, является непосредственное общение с действительностью, следование самой натуре. «От природы, яко матери, легосенько спеет наука собою»27, - подчеркивал он зависимость науки от своего предмета – действительности, а не наоборот, как этому учили субъективисты – волюнтаристы XVIII в. Лучшей книгой является книга природы, жизни, книга рода человеческого. Прежде и помимо писаных источников она научает людей истине28. Вторым после природы наставником человека является наука. Открывая
истину, наука вооружает человека знанием дела, выступает в качестве
руководительницы практических интересов людей. Наука и просвещение, считал
украинский философ, должны стоять на службе человека, умножать реальные
блага людей, содействуя их освобождению от пут суеверий и вредных страстей. Он подчеркивал, что наука, а не слепая вера открывает человечеству
широкие просторы познания земных и небесных явлений: Коперник и Гарвей, Г. Сковорода придавал большое значение идее самопознания как
непременному условию правильного пути познания. Образно иллюстрирует он
свои мысли о самопознании в трактате «Наркисс». Человек – Наркисс – в итоге
своих усилий, через любовь к себе и самопознание должен полюбить и познать Г. Сковорода считал, что сам человек «внутри себя» должен измерить
собственные силы и найти средства познания. «Если хотим измерить небо,
землю, море, должны, во-первых, измерить самих себя… собственною нашею
мерою. А если нашей, внутри нас, меры не сыщем, то чем измерить, можем? А
не измерив себе прежде, что пользы знать меру в прочих тварях? Да и можно
ли?»31 Украинский философ и здесь не забывает о том, что самопознание своей
целью имеет познания неба, земли, моря и «прочих тварей», т.е. явлений,
внешних по отношению к человеку. В том же трактате «Наркисс», откуда взята
приведенная выше цитата, его автор указывает на самопознание как на
средство выяснения принципиальных возможностей индивидуального человека и
всего человечества постичь окружающую действительность32. Мыслитель
требовал освободиться от предвзятых мнений, аффектов, предрассудков,
суеверий, душевных слабостей (грусть, тоска, скука). Называя этих Выясняя вопрос о «силах» познания, философ называл, во-первых, Форма мысли – человеческая речь, понятия, слово. «Божественным» даром
речи, учил Г. Сковорода, человек выделяется в мире живых существ. Велика
роль языка в познании. В слове, как в семени растения, заключается огромная
сила. О значении слова и речи в процессе познания и общения людей друг с
другом Сковорода пишет в письме к священнику Я.И. Долганскому от Логическое мышление, считал Сковорода, есть высшая способность
человека, позволяющая проникать в сущность натуры, бога. Украинский философ
требовал доказательности выводов, строгой логической последовательности
выяснения истины. Человеческий разум, доказывал он в произведении «Беседа,
нареченная «Двое», всегда стоит перед выбором: ложь или истина, добро или
зло. Этот выбор предлагает ему, с одной стороны, сам предмет познания: пища
явно существует не только для тела, но и для души, песня для ушей и разума,
на смену зимы приходит лето, стужа сменяется теплом и т.п. С другой
стороны, в силу своих практических потребностей человек и духовные свои
стремления облекает в творческую форму поисков истины, которой в готовом
виде нет: она не дана богом вместе с рождением человека и не является ему
сама собою, или путем откровения, наития божьего. Знаниями естественной
истории, механики, физики, права, медицины и т.п., считал философ,
современники обязаны наследству многих предшествующих поколений людей. Так Считая, что в поисках истины залогом непременного успеха являются
активность пытливого разума и труд36, украинский философ стремился избежать
ограниченностей рационалистических систем в понимании критерия истинности и
целей познания. В отличие от рационалиста Декарта, в качестве исходного
основания своей теории познания Г. Сковорода выдвигал принцип: натура –
мать познания. В басне «Собака и Кобыла»37 он едко высмеивал «чересчур
обученных» сторонников идей: «искусство – выше действительности» или Нелишне указать, какой смысл вкладывал украинский философ в понятие В басне «Две курицы» понятие практики связано с понятием «сродности», присущей всем людям. «Сродностью» называются природные склонности, а также некое «назначение» каждого человека: землепашцу – возделывать землю, сапожнику – делать сапоги, ученому – трудиться над приращением знаний и т.п. Практика всегда должна быть в единении со «сродностью», «сродность» - с трудолюбием. «Как практика без сродности есть бездельная, так сродность трудолюбием утверждается»39. Познание себя с антропологической точки зрения – это познание человеком своих собственных «сил» и «средств», их организации. Теория самопознания Сковороды представляла собой не только
пантеистическое философское построение, но также, по форме, теологическое Гносеология Г. Сковороды – передовое учение своего времени. Главные ее выводы не только в условиях XVIII в., но и позднее играли большую роль в развитии естествознания и философии на Украине и в ряде других, прежде всего славянских, регионов мира. II. Социальная философия и нравственность. Г. Сковорода стремился обосновать принципы анализа общественной жизни, во многом основываясь на выводах своей философии, опираясь на доктрины просветителей Петровской эпохи, «Ученой дружины Петра I», передовые идеи Киево-Могилянской академии других отечественных и зарубежных мыслителей. Демократические идеи седой античности и народные идеалы XVIII в. станут предметом его философского синтеза. Поскольку философия должны служить ариадниной нитью познания и преобразования действительности в интересах человека, поскольку Г. Сковорода стремился дать посильный анализ действительности екатерининской России с ее вопиющим разгулом беззакония, нестерпимым произволом царских чиновников и военачальников, бессмысленной расточительностью русских дворян и украинских панов и наряду с этим нищетой крестьянских масс, в целом – мира несправедливости и зла. На плечах бесправного и обездоленного люда утвердился мир «благородных» дармоедов, паразитическая праздность которых и их безумная погоня за престолами, скипетрами, золотом, чинами и «грунтами» (землей) составляет смысл их жизни, ее закон. «Мир есть пир беснующихся, торжище шатающихся, море волнующихся, ад мучающихся»40. Г. Сковорода в своем разоблачении современного ему мира угнетателей приходит к широким обобщениям. Царскую власть он считал главной виновницей того, что высокие чины, права и земли раздавались по принципу дележа военной добычи: военачальники-дворяне, забирали все, солдатам – крестьянскому «черному» люду – не оставалось ничего. Мыслитель-гуманист считал, что распространенные среди имущих и знатных членов общества сребролюбие и лихоимство порождены властолюбием и праздностью. В сочинении «Брань архистратига Михаила со сатаною» монахов- лихоимцев автор называет «лицемерами», «мартышками святости». В «Житии Григория Сковороды» М.И. Ковалинского приводится знаменитый Обличительные картины «Сна» Г.С. Сковороды возвышаются до степени гражданского протеста. В этом, как и в других произведениях, автор разоблачил грабителей народа – «шершней» (трутней), крепостников, родовитых тунеядцев, всех тех, кто стремился построить свое счастье на капитале или дворянском происхождении. Философ являлся прямым продолжателем Кантемира, предшественником Котляревского, Гребенки и Крылова. В песне 17 «Сада божественных песен» Сковорода указывал на источник
его «тоски», причину его удручающих мыслей. С одной стороны. Это отчетливое
понимание поэтом бед, горя, нечеловеческих испытаний современного ему
поколения простых людей; с другой – ощущение беспомощности каким-либо
образом, но существенно помочь перебороть это горе. Мыслитель вплотную
подходил к пониманию того трагического положения, в каком находились
передовые люди его эпохи, пребывавшие, как и он в условиях крепостного
рабства – этого «мрака ночи» томительного еще и тем, что спит народ. Стремясь поднять народ к лучшей жизни, Сковорода призвал его к Главная преобразующая сила общества – новая мораль, твердые убеждения,
мнения, которые «не видны, как будто их нет, но от сей искры, весь пожар,
мятеж и сокрушение; от сего зерна зависит целое жизни нашей древо…»41. Идея равенства перед законом, получившая громкое звучание в буржуазном
праве, социологии и этике, в учении Сковороды в виде требования социального
равенства сочеталась с моральной нормой всеобщности трудовой деятельности. Конечно, «трудовая» теория прогресса не является научной. Но в условиях второй половины XVIII в. эта теория была новым, положительным явлением. Направленная против паразитизма и праздного безделья дворянства она отражала прогрессивные требования эпохи. Кроме этической нормы «на зло отвечать злом, на добро – добром» Отсюда требования украинского философа распространять просвещение среди народа. «Я рассуждаю, - писал он, - что знание не должно унизить своего излияния на одних жрецов науки, которые жрут и обжираются, но должно переходить на весь народ, войти в народ и водвориться в сердце и в душе всех тех, кои имеют правду сказать: «и я человек, и мне, что человеческое, но не чуждо!»45. Украинский мыслитель четко представлял, что для полнокровной жизни народа нет условия, что первейшим из этих условия является свобода. Свободу он считал неотъемлемым правом человека, его воздухом и хлебом и желал ее всем, а прежде всего – закрепощенным массам. Восторженно философ-поэт воспел вольность в стихотворении “De libertate”46. При сем философ подводил к выводу, что подлинная свобода будет добыта в содружестве украинского народа с другими народами мира, в тесном единении с русским народом. И общие выводы он связывал с высокой похвалой Богдану Хмельницкому, боровшемуся за свободу и независимость Украины в союзе с Россией. В варианте «Разговора дружеского о душевном мире» один из двух собеседников говорит: «Я бы желал быть человеком высокочиновным, дабы мои подчиненные были крепки, как россияне, и добродетельны, как древние римляне»47. Образ «вихря» весьма ярко отражает тот смысл, которые в него
вкладывает автор. Вихрь свободы, волна народного гнева, наконец вихрь
времени – вот сила, которая в представлениях Сковороды выше силы тиранов. В «Потопе Змиином» Сковорода высказывает убеждение, что человечество непременно создаст себе подобающие условия жизни, что подлинное счастье людей не в прошлом, не на небе, а в будущем и на земле. «Мы сотворим, - писал он, - свет получший. Созиждем день веселейший»49. Конечное, украинскому просветителю-демократу идеал счастья
представлялся настолько широко и настолько предметно, насколько он
объективно раскрывался в общественных отношениях России и Европы, насколько
отчетливо проявлялись социальные стремления украинского и русского
крестьянства, интересы простых людей XVIII в. Раскрыть глубоко и в форме
научного предвидения будущее России и Украины он, конечно же не мог.
Отражая жизненные устремления народных масс в период достаточно развитых антифеодальных движений крестьянства в Великороссии (Пугачевское восстание) в Малороссии (Колеивщина), Григорий Саввич Сковорода выступал глашатаем наиболее передовых идей своего времени. Общественно-политические, философские, педагогические, этические и
эстетические взгляды украинского мыслителя из народа получили значительное
распространение при жизни, а еще большее - после его смерти. Они сыграли
значительную роль в пробуждении самосознание крестьянства, в развитии
демократического миросозерцания дворянской и разночинной интеллигенции IV. Библиографические ссылки. 1. Сковорода Г. Соч.: в 2 т. М.. 1973. Т. 2. С. 373-414 С.46 V. Библиография. 1. Философия России XVIII века. П.С. Шкуринов, Москва, 1992г. Пб, 1994г.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |