|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - СлавянофилыСлавянофилысмотреть на рефераты похожие на "Славянофилы" Содержание Введение …………………………………………………………..2 1. Славянофилы………………………………………………………….…3 2. Русская идея в трудах В. Соловъёва……………………………..……..8 3. Н.А.Бердяев: Два потока мировой истории- Восток и Запад………………………………………………………….12 4. Цитаты о России философов XIX –XX веков……..………..16 5. Евразийство………………………………………………………..20 Заключение…………………………………………………………24 Список литературы……………………………………………….26 Введение Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные
народы как западного, так и восточного типа. С самого начала в истории
русского народа играли огромную роль их соседи. Именно поэтому первое
большое историческое сочинение “Повесть временных лет” XI века начинает
свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседит Русь, какие реки куда
текут, с какими народами соединяют. На севере это скандинавские народы -
варяги (целый конгломерат народов, к которым принадлежали будущие датчане,
шведы, норвежцы, “англяне”). На юге Руси главные соседи - греки, жившие не
только в собственно Греции, но и в непосредственном соседстве с Русью - по
северным берегам Черного моря. Затем отдельный конгломерат народов -
хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане. Самые тесные отношения были у Руси на огромных территориях с финно- угорскими народами и литовскими племенами (литва, жмудь, пруссы, ятвяги и другие). Многие входили в состав Руси, жили общей политической и культурной жизнью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград. Мирные отношения были с чудью, мерей, весью, емью, ижорой, мордвой, черемисами, коми-зырянами и т. д. Государство Русь с самого начала было многонациональным. Многонациональным было и окружение Руси. Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти. Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, начиная с Руси X-XIII веков, общей праматери трех восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, - ее вселенскость, универсализм. Эта черта вселенскости, универсализма, часто искажается, порождая, с одной стороны, охаивание всего своего, а с другой - крайний национализм. Как это ни парадоксально, светлый универсализм порождает темные тени. Воплощение христианских идеалов в историческом процессе Западной Европы затруднено рационалистическим искажением их и горделивым самомнением ее народов. Россия получила от Византии христианское учение в его “полной чистоте и целости”, свободной от односторонности рационализма; смирение русского народа, преданность вере, любовь к идеалу святости, склонность к общинному строю, основанному на долге взаимной помощи, в форме земледельческой общины и трудовой артели, дает надежду на то, что Россия пойдет дальше Европы по пути осуществления социальной справедливости, в частности найдет пути для примирения интересов труда и капитала. 1. Славянофилы В XIX в. на новом витке развития России Русская идея стала предметом
пристального внимания русских мыслителей. Это было время гигантов русской
литературы, и каждый из них в той или иной мере касался темы о месте России
в ряду других стран и ее исторической миссии. Особенно много места и
времени этой теме уделяли славянофилы. Все они были ярко выраженными
демократами и считали славян, особенно русских, наиболее способными к
воплощению в жизни демократических начал. Правда, они были защитниками
самодержавия и невысоко ценили политическую свободу. В этом отношении
славянофилы резко расходились с западниками, которые хотели, чтобы
политическое развитие России шло тем же путем, как и в Западной Европе. Западная Европа не воплотила христианского идеала целостности жизни
вследствие чрезмерного преобладания логического знания и рассудочности, а Из других славянофилов к этому актуальному для них вопросу обращались Склад ума, находимый Киреевским у Восточных Отцов Церкви, - 1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование истины путем логического сцепления понятий; на Руси - стремление к истине “посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной целостности и средоточию разума”; 2) на Западе - государственность из насилий завоевания; на Руси - из естественного развития народного быта; 3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, “западный человек почти всегда доволен своим состоянием”; он “готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи”. Если он столкнется с общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную систему нравственности и опять успокоится. “Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и поэтому тем менее бывает доволен собой”. Русский народ, согласно Аксакову, резко отличает “землю” и государство. Безмерно идеализируя русскую историю, К. Аксаков говорит, что она есть Самым ярким последователем и защитником славянофильства был Н. Я. В новое время наступила пора для развития славянства как особого
культурно-исторического типа. Своеобразие этого типа будет заключатся в
следующем. Многие культурно-исторические типы имеют одну основу: еврейская
культура - религиозная, греческая культура - художественная, Рим выработал
политическую культуру. Романо-германская культура - двухосновна: это -
политическая культура с научным и промышленным характером. Славянский тип
будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом: это будет
тип 1) религиозный, 2) научный, художественный, технический, промышленный, 2. Русская идея в трудах В. Соловъёва Но наиболее полное и философски осмысленное воплощение Русская идея
получила в трудах Соловьева. Идеал общественного устройства он видит в
свободной теократии, в которой нравственный авторитет принадлежит Церкви и
верховному представителю ее Первосвященнику, власть - Царю, а живой совет
с Богом - пророкам, обладателям “ключами будущего”. Характерная черта этого
строя есть подчинение государства авторитету Церкви. Верховное значение Отношение свободной теократии к прошлой и будущей истории человечества
можно выяснить, рассмотрев “три коренные силы”, управляющие человеческим
развитием. Одна из этих сил центростремительная: она ставит себе целью
подчинить человечество одному верховному началу, уничтожив все многообразие
частных форм, подавив свободу личной жизни. Вторая сила - центробежная, она
отвергает значение общих, объединяющих начал. Результат исключительного
действия первой силы был бы таков: “один господин и мертвая масса рабов”;
наоборот, крайним выражением второй силы был бы “всеобщий эгоизм и анархия,
множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи”. Третья сила, “Третья сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего божественного мира, и те люди, тот народ, через которого эта сила имеет проявится, должен быть только посредником между человечеством и высшим миром, свободным сознательным орудием его. Такой народ не должен иметь специальной ограниченной задачи, он не призван работать над формами и элементами человеческого существования, а только сообщить живую душу, дать жизнь и целость разорванному и омертвелому человечеству через соединение его с вечным божественным началом. Такой народ не нуждается ни в каких особенных преимуществах, ни в каких специальных силах и внешних дарованиях, ибо он действует не от себя, осуществляет не свое. От народа - носителя третьей божественной силы требуется только свобода от всякой ограниченности и односторонности, возвышение над узкими специальными интересами, требуется, чтоб он не утверждал себя с исключительной энергией в какой-нибудь частной низшей сфере деятельности и знания, требуется равнодушие ко всей этой жизни с ее мелкими интересами, всецелая вера в положительную действительность высшего мира и покорное к нему отношение. А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру Славянства, в особенности же национальному характеру русского народа”. Поэтому Соловьев надеется, что славяне и в особенности Россия положат начало осуществлению свободной теократии. Призвание России к решению этой задачи он доказывает еще и следующими более частными доводами. “Внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не только не может служить возражением против ее призвания, но скорее подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получают значение и ее ближайшие задачи, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова”. Оно выражено в идее “Святой Руси”; способность к сочетанию восточных начал с западными в русском народе исторически доказана успехами реформы Петра Великого; способность к национальному самоотречению, необходима для признания Папы Римского верховным первосвященником Вселенской Церкви, присуща русскому народу, как это видно из истории призвания варягов. Сам Соловьев был выразителем этого свойства русского народа, утверждая, что “лучше отказаться от патриотизма, чем от совести”, и, развивая учение о том, что культурное призвание великой нации есть не привилегия, не господство, а служение другим народам и всему человечеству. Вслед за Тютчевым мечтая о том, что Россия станет всемирной христианской монархией, Соловьев с тревогой говорит: жизнь России “еще не определилась окончательно”, в ней совершается борьба светлого и темного начала. “Пусть Россия, хотя бы без Царьграда, хотя бы в настоящих своих пределах, станет христианским царством в полном смысле этого слова - царством правды и милости, - тогда все остальное приложится ей”. С горестью Соловьев замечал, как в его время темное начало стало
поднимать голову и на практике, и в идеологии. На практике это выразилось в
том, что русское правительство постепенно стало на окраинах осуществлять
политику принудительного обрусения, а в идеологии это сказалось в книге Н. Эпигоны славянофильства оказались проповедниками национального
эгоизма, и Соловьев выступил с критикой этого направления в нескольких
статьях, особенно в статье “Славянофильство и его вырождение”. Основатели
славянофильства Киреевский И.В., Хомяков А.С., К.С. Аксаков вели Размышляя об исторической миссии России как примирительницы и
объединительницы всего человечества, Соловьев полагал, что русский народ не
имеет никаких специальных дарований, и только потому может стать 3. Н.А.Бердяев: Два потока мировой истории – Восток и Запад Современное Вл. Соловьеву и следующее поколение русских философов и
мыслителей, естественно, не обошло своим вниманием русский вопрос. Среди
них выделялись Достоевский, К. Леонтьев, Н. Федоров, кн. Е. Трубецкой, Л. Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью
русской земли и русской души, между географией физической и географией
душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность,
устремление в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому
народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У
русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Особенное значение XIX в. определяется тем, что после долгого бессмыслия русский народ, наконец, высказал себя в слове и мысли, и сделал это в очень тяжелой атмосфере отсутствия свободы. Бердяев говорит о внешней свободе, потому что внутренняя свобода была у русских велика. Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком Бердяев считает XIX в., век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий. Для русской истории характерна прерывность. В противоположность мнению славянофилов, она менее всего ограничена. В русской истории есть уже пять периодов, которые дают разные образы. Есть Россия киевская, Россия органических связей с великими культурами прошлого. Далее Бердяев пишет: “Высказывалась мысль, что перевод Священного 4. Цитаты о России философов XIX –XX веков. Для полноты картины представлений русских интеллектуальных кругов о месте России в мировом сообществе и ее исторической миссии мы приведем здесь цитаты из различных произведений вышеперечисленных авторов, жизнь которых в совокупности пришлась на период примерно с середины XIX до середины XX века. Мы не будем при этом строго соблюдать хронологическую последовательность приведенных высказываний, поскольку проблемы, обсуждаемые в них представляют собой непреходящую историческую константу, к тому же все эти мысли удивительно созвучны нашему времени. Вот что пишет С. Франк в своей работе “Крушение кумиров”: “Теперь мы
благодарны Богу за весь пройденный нами путь, как бы тяжек он не был. Мир и
наша душа должны были пройти через поклонение кумирам, и через горечь
постепенного разочарования в них, чтобы очиститься, освободиться и обрести
подлинную полноту и духовную ясность. Великая мировая смута нашего времени
совершается все же не даром, есть не мучительное топтание человечества на
одном месте, не бессмысленное нагромождение бесцельных зверств, мерзостей и
страданий. Это есть тяжкий путь чистилища, проходимый современным
человечеством; и может быть, не будет самомнением вера, что мы, русские,
побывавшие уже в последних глубинах ада, вкусившие, как никто, все горькие
плоды поклонения мерзости Вавилонской, первыми пройдем через это чистилище
и поможем и другим найти путь к духовному воскресенью”. Это было сказано в Будем же ждать этого дня. А до того будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России. А, кроме того, есть еще нечто гораздо больше даже России и особенно ее материальных интересов. Это мой бог и моя душа. “Ради самого Иерусалима не отрекусь от Господа!” Верный еврей ни для каких благ не отступится от веры отцов. Святой князь Михаил Черниговский шел в орду для России; но и для нее не согласился он поклонится идолам в ханской ставке, а избрал мученическую смерть. Говорили - скорбно и трогательно - говорили на древней Руси: “Подождем,
православные, когда Бог переменит орду”. Другой русский писатель И. Шмелев в своей работе “Пути мертвые и живые” пишет: “ Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России! Все меняется на сем свете. Сроков никто не знает, время придет - и будет Россия новая. Будем верить. И, веря, будем готовится, будем думать. Не все мыслящие
погибли, не все утратили чувство жизни. Духовно мертвы лишь те, кого не
научил страшный урок России, кто все еще призывает идти размытыми и
мертвыми путями. Один путь - решительного социализма-коммунизма. О нем мы теперь все
знаем. Его порочат и социалисты других толков, но не хотят увидеть, что и
собственный их путь мертв. Не ищите у них основы жизни, деятельной любви:
живой человек для них лишь значок в мертвой формуле - “человечество”. “Который же путь изберет Россия? Опыт безбожного устроения проделан. Может быть - демократия? Духовные основы ее прекрасны, но как же осуществить их? В России - средневековье, лучина, лапоть, полное бездорожье и одичание. Но души там насыщены электричеством, великою жаждой правды. Не по ним будет тепленькая мораль, и слабы будут зовы вождей демократии для оглушенного уха. Оглушенному уху нужен небесный гром, Божий гром! Глаза, залитые слезами, лучше видят, как попрана Божья Правда. Задерганная душа ждет чуда, познавши “дьявольское прельщение”. Ей же иконы обновлять стали! Кресты на церквах горят. Не начинается ли великое чудо Воскресенья?.. Не тем, которые отвергают религиозное возрождение, не им быть предводителями русского народа. Он захочет своих вождей. Но не годятся в вожди и те, которые исповедуют лишь мертвую оболочку церковности... Их пути также мертвы. Слишком личное, узкое думают прикрывать они пышной ризой идолопоклонства и, воспевая “Царю Небесный”, вовсе не о небесном думают. И эти не выведут к свободной и равноправной жизни. Этих народ не примет. Получит - сбросит. Я мыслю пути иные, ведущие к заветному царству мыслимой свободы. На
разгроме сразу нельзя создать его. Придется очищать почву и приводить все в
порядок. И вот - жизнь потребует воли организующей, воли - власти духовного
обновления. Возрождение будет, если за основу строительства взято будет
подлинное Христово Слово, во всей глубине его: ни злобы, ни разделений на
умытых и неумытых, на иудеев и эллинов, на бедных и богатых. Все -
граждане, и все братья, и все - одно! Только такая власть, только с Такими
заповедями поведет к чудесному Идеалу, о котором тщетно мечтать демократии. Путь религиозного обновления жизни - истинный путь духовного демократизма. Иных путей возрождения не будет. Или - не будет и возрождения. Новому поколению России, быть может, выпадет подвиг великого созидания, подвиг как бы революционеров христианских! Откроются цели высокой ценности, родные по духу тем, каких жаждали многие поколения русской интеллигенции. Только - иными путями, иными средствами”. О многогранности и противоречивости русской души рассуждал русский философ и писатель Ф. Степун(1884-1965): “В русской душе есть целый ряд свойств, благодаря которым она с легкостью, быть может, не свойственной другим европейским народам, становится, сама иной раз того не зная, игралищем темных оборотнически-провокаторских сил. Широта человека, которого, по мнению Мити Карамазова, нужно было бы сузить, конечно, не общечеловеческая, а типично русская. В этой страшной русской широте самое страшное - жуткая близость идеала мадонны и идеала содомского. Русской душе глубоко свойственна религиозная мука о противоречиях жизни и мира. В этих особенностях заложены как все бесконечные возможности религиозного восхождения русской души, так и страшные возможности ее срыва в преисподнюю небытия. В срыв этот русская душа неизбежно вовлекаться всякий раз, как только, не теряя психологического стиля своей религиозности: своего максимализма, своей одержимости противоречиями, своего исступления искания во всем последнего конца, - она внезапно теряет свою направленность на абсолютное, свое живое чувство Бога”. Нельзя обойти вниманием такого замечательного русского философа, каким был К. Леонтьев. В предсмертной статье “Над гробом Пазухина” он пишет: “Мы не осуществили еще в истории назначения нашего; мы можем думать и мечтать об этом назначении весьма различно. Но несомненно и то, что мировое назначение у нас есть; ясно и то, что оно еще не исполнено. (...) Истинно мировое есть прежде всего свое собственное, для себя созданное, для себя утвержденное, для себя ревниво хранимое и развиваемое, а когда чаша народного творчества или хранения переполнится тем именно особым напитком, которого нет у других народов и которого они ищут и жаждут, тогда кто удержит этот драгоценный напиток в краях национального сосуда?! - Он польется сам через края национализма, и все чужие люди будут утолять им жажду свою”. 5. Евразийство. В контексте темы находится и одно из важнейших историософических
понятий, оформившееся под названием евразийства главным образом в
эмигрантсткой среде. По серьезности исследования российской истории и
государственности, по силе прозрения в грядущие пути отечества евразийская
школа заметно выделяется среди других движений эмигрантской мысли. К
евразийской школе относилась целая плеяда ярких и талантливых литераторов,
философов, публицистов, экономистов первой волны эмиграции. Среди наиболее
известных - географ П. Н. Савицкий, философ Л. П. Карсавин, филолог и
культуролог Н. С. Трубецкой, историк Г. В. Вернадский, музыковед и
искусствовед П. П. Сувчинский, религиозные философы и публицисты - Г. В. Главная ценность евразийства состояла не в обширности его географии
или сферы интересов у основателей, а в его идеях, одновременно оригинальных
и в тоже время внутренне родственных глубинным традициям русской истории и
государственности. Евразийцам была присуща особая пространственно-временная
оптика, большое историческое зрение, позволившее свежим взглядом в
привычных до боли чертах России разглядеть целый географический континент -
материк с особой исторической судьбой - Евразию. Евразийство рассматривало
русскую культуру не просто как часть европейской, но и как совершенно
самостоятельную культуру, вобравшую в себя опыт не только Запада, но и в
равной мере Востока. Русский народ, с этой точки зрения, нельзя относить ни
к европейцам, ни к азиатам, ибо он принадлежит к совершенно самобытной
этнической общности - Евразия. Подобная оригинальность русской культуры и
государственности (одновременное присутствие европейских и азиатских
элементов) определяет и особый исторический путь России, ее национально-
государственную программу, не совпадающую с западноевропейской традицией. Хотя сами евразийцы видели своих непосредственных предшественников в
лице славянофилов, Данилевского, Леонтьева и Достоевского (как мыслителя-
публициста), они опирались на значительно более давнюю традицию. Строго говоря, и собственно евразийство началось не в Софии и не в В своем идейном развитии евразийство прошло несколько этапов. В
начале двадцатых годов это было, по выражению С. Хоружего, не столько Уже в наше время, на новом этапе исторического развития России и постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийства получила новый импульс на новом государственно-политическом уровне. Она сформулирована в проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран- участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет. Заключение. В заключение можно сказать, что историческая миссия России на протяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение. В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в
том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской
нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все
нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же
понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в
подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В
масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой
одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея
удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном
явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые
имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Вот слова Гоголя о Пушкине: “Русский человек в его развитии. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились... в такой очищенной красоте”. А закончим словами о. Павла Флоренского: “... Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси... Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу”. Будем верить и надеяться и мы. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |