|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - СофистыСофистысмотреть на рефераты похожие на "Софисты" 2 При оценке воззрении софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Из их сочинений практически ничего не сохранилось, а изучение при помощи непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создать определенную цельную систему знаний. При обучении придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников ис- пользовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они большой упор делали на рито- рику. В античной софистике практически невозможно найти цельные школы
или течения. Наоборот, она
характеризуется пестротой воззрений и учений ее отдельных представителей. Относительно исторической последовательности можно говорить о Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской войны Горгий (ок.483—373 до н. э.), наиболее вероятно, был учеником Первый: ничего не существует; второй: если что-то и существует, его нельзя познать; третий: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов. Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятии определенной предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору. Для иллюстрации приведем часть доказательства первого тезиса «ничего не существует», как его воспроизводит Секст Эмпирик. «О том, что ничего не- существует, он рассуждает следующим образом. Именно, если что-нибудь существует, то оно есть или сущее, или не- сущее, или сущее и не-сущее [вместе]. Но оно не есть ни сущее, как сейчас будет ясно, ни не-сущее, как будет показано, ни сущее и не-сущее вместе, как будет преподано и это. Значит, ничего не существует. Таким образом, не- сущее не существует. В самом деле, если не-сущее существует, то нечто должно
существовать и не существовать: пос- кольку оно не мыслится сущим оно не должно существовать; поскольку же оно есть не-сущее, то в таком случае оно все-таки есть. Следовательно, не должно существовать не су-щее». Приведенный фрагмент ясно показывает, как Горгий весьма точно
различает значение слов и использует изменения значения в разном контексте. Речь он считал наилучшим и совершеннейшим инструментом (орудием) человека: «Речь является могущественной владычицей, которая выполняет божественнейшие дела наименьшим и. наинезаметнейшим телом, ибо способна и отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и увеличить сочувствие...» Вклад Горгия в философию не ограничен лишь риторикой его релятивизм и скептицизм, осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и ее изложением сыграли позитивную роль в конфронтации с элейской философией. Релятивизм проявляется и в произведениях другого представителя
старшей софистики — Протагора (ок. 481—411 до н. э.). Он происходил из 3 Материализм Протагора связан также с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины. Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к
человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты,
собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Наиболее выдающимися представителями младшей софистики являются Вопрос о возникновении общества софисты решают с позиций стихийного
материализма. Они отдают предпочтение естественному порядку вещей,
предпочитая его закону как социальной норме. Гиппий даже говорит, что
езакон, правя людьми, понуждает многое против • природы»9. Софисты
отстаивают взгляд, согласно которому люди равны от природы, а развиваемый Этические взгляды софистов отличались, в частности, релятивизмом,
доходящим до цинизма. Однако они отражают социальную реальность своего
времени. Ничто не может лучше характеризовать греческое рабовладельческое
общество конца Пелопоннесской войны, чем утверждение Фразимаха, что Софисты, однако, учили не только риторике и философии. Они занимались
математикой (например, Антифонт или Протагор), поэзией, музыкой,
астрономией и т. д. Весьма знаменательно, что, опираясь на свое убеждение о
важности речи, они способствовали формированию тогдашнего языкознания. Определенная демократическая ориентация виднейших представителей софистики вызвала весьма резкое выступление против них ряда мыслителей, стоящих на стороне аристократии. Эту позицию занял и один из наиболее выдающихся философов не только того времени, но и античности вообще—Сократ. Министерство Образования Украины Национальная Горная Академия Украины Кафедра философии Д О К Л А Д н а т е м у: «С о ф и с т ы» выполнил: студент группы ГП-98-1 Палехов Дмитрий г. 1999
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |