|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сократ о смерти, жизни и бессмертииСократ о смерти, жизни и бессмертиисмотреть на рефераты похожие на "Сократ о смерти, жизни и бессмертии" Содержание Введение 2 Общие аспекты философии Сократа 3 Идеи Сократа о жизни, смерти и бессмертии 12 Заключение 19 Библиография 21 Введение Поворотным пунктом в истории античной общественной мысли стало выступление Сократа (468 — 399 гг. до н. э.). В пору всеобщего идейного разброда, когда все традиционные представления и идеи были подвергнуты беспощадной критике и отвергнуто самое существование общеобязательных социальных и этических норм, Сократ первым поднял голос в защиту важнейшей для человека ценности — позитивного смысла жизни. На исходе классического периода разложение охватило самое сердцевину античного общества — гражданскую личность. И вот Сократ занялся врачеванием этой важнейшей элементарной частицы общества — человека, в убеждении, что никакая реформа общества не возможна без оздоровления личности. И это его обращение к теме человека было тем более естественным, что античной философии всегда была присуща мысль о человеке как своего рода микрокосме — не только элементе, но и модели целого мира. Сократ выступает как воплощение здоровой реакции на опасные
разрушительные тенденции социального, интеллектуального и нравственного
развития. Видя эту опасность, он возвращает внимание философии к основному За вычетом трагического финала биография Сократа внешне мало чем примечательна. Он вышел из народной гущи, его жизнь была жизнью простого человека, и только смерть решительно выделила его из общей массы и вознесла на такой пьедестал, что он навсегда остался великим примером, учителем жизни в самом высоком смысле этого слова. Общие аспекты философии Сократа Сократ указывает, что прежде постижения чувствами какой-либо истины,
например равенства, в сознании человека уже должно быть заложено
соответствующее отвлеченное понятие, в данном случае — равного, которым
чувства и оперируют, и что, стало быть, если чувствами человек владеет с
момента рождения, то понятием равного он обладал еще раньше, т. е. до
рождения. «А если мы приобрели его до рождения и с ним появились на свет, —
продолжает Сократ, — наверно, мы знали — и до рождения, и сразу после — не
только равное, большее или меньшее, но и все остальное подобного рода. Ведь
не на одно равное распространяется наше доказательство, но совершенно так
же и на прекрасное само по себе, и справедливое, и священное, одним словом,
как я сейчас сказал, на все, что мы в своих беседах, и предлагая вопросы, и
отыскивая ответы, помечаем печатью бытия самого по себе. Так что мы должны
были знать все это, еще не родившись... И если, узнав однажды, мы уже не
забываем, то всякий раз мы должны рождаться, владея этим знанием, и хранить
его до конца жизни. Ведь что такое "знать"? Приобрести знание и уже не
терять его. А под забвением, если я не ошибаюсь, мы понимаем утрату
знания... Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом
с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, Установление истины в интересующих его проблемах этики Сократ
сознательно свел к общим определениям, достигаемым чисто логическим путем. Одних эта ирония совершенно обезоруживала и приводила в оцепенение, как
от соприкосновения с морским скатом (признание Менона в одноименном диалоге Несомненно, далее, что с этой общей иронической манерой Сократа была
связана и другая черта его поведения — подчеркивание своей чисто
вспомогательной роли при установлении истины в споре, роли, как он сам
говорил, повивальной бабки, помогающей другим при извлечении на свет божий
истины, которая чаще всего запрятана в тайниках нашей души, нашего Когда говорят, что учение Сократа было по преимуществу этическим, то это верно во всех отношениях. Определение позитивного смысла жизни, иначе говоря, высшего нравственного идеала, его существа и путей его достижения, составляло главное содержание этого учения, и самая теория познания Сократа была совершенно подчинена этой высшей этической цели. В самом деле, рассматриваемое как целое сократовское учение являет собой стройную этическую концепцию: знание указывает человеку путь к овладению добродетелью, а добродетельный образ жизни служит средством наиболее полного самораскрытия, или реализации, человеческой личности, что и является высшим благом, или счастьем, в жизни. Исходным моментом в этой системе служит своего рода аксиома — наивное и чистое, вполне в духе классического оптимизма убеждение в целесообразности человеческой жизни. «Никто не делает ошибок добровольно — эти слова, — писал Т. Гомперц, — выражают суть сократизма. Они составляют ствол, который нужно проследить вверх к ветвям и вниз к корням». Действительно, приведенная формула, как далее разъясняет немецкий ученый, имеет двоякий смысл. С одной стороны, она исходит из убеждения, что объяснение поступкам человека надо искать исключительно в его сознании, в его разуме. «Иными словами, — резюмирует это положение Гомперц, — кто знает, что правильно, тот так и поступит; недостаток разумения есть единственный источник всякого морального несовершенства». Отсюда неустанные старания Сократа, чтобы слушатели его поняли правильный смысл вещей, старания, которые оборачивались у него диалектическим определением понятий, установление которых и приравнивалось к постижению истины. Во всяком случае не видно, чтобы Сократ допускал вмешательство в поступки людей, обладающих истинным знанием, каких-либо темных инстинктов, непознаваемых импульсов этоса (нрава), как это делал двумя поколениями ранее Гераклит. Для этого Сократ был слишком человеком своего времени, и его вера в возможность человеческого разума, в необходимость его в первую очередь полагать критерием поступков людей была не меньшей, а может быть и большей, чем у софистов. Сама жизнь диктовала такой подход. «С усложнением культурных условий, — писал по этому поводу В. Виндельбанд, — привычное следование общепринятым правилам жизни сделалось недостаточным; в путанице общественной жизни, когда здесь рекомендовалось одно, там другое, каждый чувствовал, что для правильного решения возникающих вопросов ему нужны знание и истинное суждение, и в повышенной конкуренции цивилизации более пригодным оказывался во всех областях более знающий. Сократ довел это состояние до наиболее резкого выражения, дав вопросу этический оборот и объявив, что истинная добродетель заключается в знании, а правильное знание ведет само собой и притом всегда к правильным поступкам». Но если одной из причин этого интеллектуального детерминизма был собственно рационализм, как нельзя лучше отвечавший требованиям и стилю жизни классического общества, то другая причина была уже чисто нравственная. В эпоху начавшегося политического и морального разложения необходимо было противопоставить модным скептическим и нигилистическим концепциям веру в положительные ценности жизни, в нравственный идеал, в добродетель — веру, которую, однако, в эту эпоху нельзя было с успехом обосновать иначе, как средствами логики. Этим именно и объяснялось увлечение Сократа нравственными определениями, исследованием и обоснованием позитивного смысла таких традиционных, но стертых или даже дискредитированных понятий, как справедливость, честность, мужество и пр. Но если способом приближения к нравственной правде могло быть только
знание, то, с другой стороны, по убеждению Сократа, овладение знанием было
невозможно без соблюдения известных нравственных норм, и прежде всего без
обуздания человеком своей животной природы, без воздержанности. «Не следует
ли каждому проникнуться убеждением, что воздержание есть основа добродетели И он не ограничивался побуждением других — он сам являл пример высокой нравственности. «Такие беседы вел Сократ, — замечает Ксенофонт в заключение только что цитированного пассажа, — но в делах он выказывал еще больше воздержания, чем на словах» . И в другом месте Ксенофонт считает нужным подчеркнуть: «Исходя из принципа, что для всякого, кто хочет чем-нибудь прославиться, обладание воздержностью — счастье, Сократ прежде всего сам являл собою окружающим его пример воздержности в такой степени, в какой ею не обладал никто на свете; затем, и беседами своими он старался направить друзей своих главным образом к воздержности». Кратко этическая концепция Сократа может быть представлена в виде формулы: знание = добродетель = счастье. Выше мы видели, как Сократ пришел к отождествлению двух ближайших элементов: знания и добродетели; теперь мы убеждаемся в возможности отождествления, с его точки зрения, и двух других крайних звеньев в указанной цепи: знания и счастья. И в самом деле, как пишет древний историк философии, «он говорил, что есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество» (Диоген Лаэртский). Но кому собственно было адресовано это учение? До сих пор мы говорили
об этической концепции Сократа в ее обращении к человеку. И действительно, Но, мало того, можно говорить не только о взаимозависимости, но и о совпадении, в представлении Сократа, счастья человека с благополучием общества. Для него это было естественно тем более, что общество понималось им как простая совокупность индивидов, да и цели общественные и личные, равно как и мораль социальная и индивидуальная, трактовались вполне одинаково. Во всяком случае, Сократ был убежден в том, что противоречия между интересами личными и общественными лишь кажущиеся, что достичь индивидуального счастья невозможно вопреки или помимо общества, что эгоистические и альтруистические устремления, при разумном отношении к жизни, не столь уж несовместимы. Обращаясь теперь к характеристике политических взглядов Сократа, мы
должны прежде всего подчеркнуть их тесную связь с его общей этико-
гносеологической теорией. Подобнософистам, Сократ исповедовал культ разума,
и, как и они, он сильнейшим образом содействовал внедрению рациональных,
научных начал в область политического знания. Однако, в отличие и в
противовес софистам, ему было недостаточно одного объяснения явлений
политической жизни; еще важнее было для него обоснование и утверждение и в
этой области положительных нравственных идеалов, и этим объясняется тесное
единство политики и этики в рамках его философского учения. Обычно
указывают на нерасчлененность сфер этики и политики у древних философов, в
частности и у Сократа, отмечают существование в век классики практически
единой социологической науки, специализированное расчленение которой на
политику, экономику, этику станет делом более позднего времени, начиная с Но начнем по порядку. Исходным моментом в трактовке Сократом
политических отношений было убеждение в том, что и здесь тоже должны
существовать общеобязательные, истины, постижение которых должно придать
политической деятельности тот положительный смысл, которого она зачастую
лишена. Важнейшими такими истинами Сократ считал справедливость Разумеется, Сократ понимал относительность любого государственного установления. Показательно, что в том же разговоре с Гиппием, стараясь обосновать объективную, «божественную» природу законов, он ссылается на такие сравнительно прочные установления, как общие всем людям неписанные законы о почитании богов. Однако известная условность обычных правовых установлений не должна, по мнению Сократа, ставить под сомнение их значение как цементирующей человеческое общество нормы. Отсюда — признание им обязательности повиновения законам, поскольку они не отменены и остаются в силе, отсюда же — отождествление справедливости с законом. Насколько принципиальным было это убеждение Сократа и сколь проникнуто оно было сознанием важности для граждан исполнения своего патриотического долга — повиновения существующим государственным законам, показывает собственный пример Сократа. Приговоренный судом своего государства к смертной казни, заключенный до исполнения приговора в тюрьму, Сократ подчиняется закону и отклоняет предложение друзей организовать побег и тем спасти ему жизнь. Платон в диалоге «Критон» с изумительным мастерством рисует эту драматическую сцену: настояния Критона, советующего не подчиняться несправедливому решению, и возражения Сократа, доказывающего, что надо последовательно держаться главного нравственного принципа, запрещающего отвечать несправедливостью на несправедливость. Под конец Сократ предлагает своему собеседнику представить, как реагировали бы на его попытку избежать определенного ему наказания сами афинские законы. «Скажи-ка, Сократ, — перелагает он возможную в такой ситуации речь законов, — что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который собираешься совершить, погубить, насколько это от тебя зависит, нас, законы, и все государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными или отменяются?». А на возможную ссылку на несправедливость суда, законы, продолжает Приведенных высказываний достаточно, чтобы судить о том, насколько серьезно и уважительно относился Сократ к закону, видя в нем воплощение высшей нравственно-правовой нормы — справедливости. Соответственно, как это постулировалось им и для собственно нравственных норм, знание понятийного выражения права — закона — приравнивалось им к постижению, скажем даже сильнее, к обладанию справедливостью. Идеи Сократа о жизни, смерти и бессмертии Проблемa религии, хотя и не ключевая в теме сократизма, но все же
весьма важная, как об этом можно судить по роли, которую в пресловутом деле Прежде всего нельзя отрицать очевидного: Сократ бесспорно, по натуре
своей, был глубоко религиозным человеком. Ксенофонт в «Воспоминаниях»,
отвечая тем, кто обвинял Сократа в религиозном нечестии, указал на целый
ряд фактов, красноречиво свидетельствовавших об обратном. Во-первых, Сократ
неукоснительно соблюдал все предписания официального культа и исполнял все
принятые религиозные обряды: приносил, как положено, но сообразно достатку,
жертвы богам и вопрошал их, при необходимости, посредством гаданий. Далее,
он сознательно сторонился обсуждения проблем устройства внешнего космоса,
физических явлений, будучи убежден в невозможности постижения божественной
природы мира и тем более подчинения ее человеку. Наконец, подчеркивает Свою деятельность Сократ рассматривает как служение Аполлону и Музам и
даже свое отношение к смерти, исполненное мудрой безмятежности, радостного
предвосхищения последующего блаженства, толкует как пророческое
ясновидение, подобное предсмертной, исполненной не горя, как обычно думают,
а радости песне вещей птицы Аполлона — лебедя. Изумительным религиозным
чувством проникнуты слова, которыми Сократ завершает свое рассуждение о
предвосхищении посмертного блаженства теми, кто служит Аполлону и наделен
от него даром предвидения. «Лебеди принадлежат Аполлону, — возглашает
философ, — и потому — вещие птицы — они провидят блага, ожидающие их в Эти сцены и рассуждения могут показаться слишком красивыми, чтобы быть
реальностью. Не плод ли это все-таки художественной фантазии Платона? В
данном случае — необязательно. Темы жизни и смерти, земного призвания и
последующего предназначения человека могли быть естественны для Сократа в
последние дни его жизни, на пороге смерти. Кроме того, обращение философа к
этим вопросам засвидетельствовано не только в «Федоне» и не одним лишь Но обратимся к оценке по существу этого замечательного явления, которое
и в самом деле образно можно было бы охарактеризовать как встречу двух
мудростей — традиционной, божественной мудрости Аполлона, реальным
носителем которой выступало аристократическое жречество Дельф, и новой,
философской мудрости Сократа. В чем причины очевидного тяготения Сократа к В обращении Сократа к Аполлону ничего в общем удивительного не было. Мы уже говорили об исконном, так сказать, присутствии элементов рационализма в греческой мифологии, что предполагало сохранение связи античной философии с ее праматерью — мифологией, сколь бы ни было глубоким расхождение логоса с мифом в классическое время. Мифологический элемент, в качестве ли предосновы тех или иных научных воззрений, или хотя бы только в роли удобного, красочного образа, всегда присутствовал в построениях древних философов, а во времена Сократа даже такие столпы радикального направления в греческом просвещении, как Протагор и Продик, не пренебрегали мифом для развития своих идей. Протагор в свои рассуждения о происхождении добродетели вводил миф о создании людей богами, а Продик для обоснования своего взгляда на роль добродетели использовал миф о Геракле. Таким образом, обращение Сократа к теме Аполлона само по себе не было
чем-то исключительным. Однако, в отличие от софистов, Сократ не просто
использовал традиционные темы и образы, но и более глубоко и искренне
припадал к истокам народной мудрости, скрытой в мифе. Утверждение Сократом
в полемике с софистами объективности и общеобязательности нравственных норм
делало естественным для него отталкивание от общепринятых истин. «Когда Но опора на такие истины для древнего грека, если он не был атеистом, а Но и более того: отчасти в силу сохранения у афинского мудреца веры в традиционную мантику, в искусство прорицания, в умение угадывать волю божества по ниспосылаемым им знамениям, отчасти же в силу более изощренного представления о сопричастности вечносущих отвлеченных идей, равно как и хранительницы их, души человеческой, сфере высшей, божественной, у Сократа обнаруживается какое-то даже особенное тяготение к мистике. Это находило выражение, в частности, в стремлении его объяснять мотивы своего поведения направляющим воздействием некоего божественного начала, демония, или голоса, являвшегося ему с ранних пор. Как бы ни толковать этот Сократов демоний, нельзя не видеть в нем еще одно звено в цепи представлений, связывавших нашего философа с миром богов, в особенности же с культом бога- прорицателя Аполлона. Положим, в родном городе Сократа, в Афинах, это обнаружение философом божественного голоса в собственной душе могло быть воспринято — в совокупности всех вообще обстоятельств, навлекших на него роковое обвинение, — как вызов официальной полисной религии, но за пределами Афин, в традиционном духовном центре всей Эллады — в Дельфах — на это могли взглянуть иначе. Вернемся к Сократу. В связи с темой его религиозных воззрений нам
осталось рассмотреть еще один вопрос, который выше был только мельком
затронут, — вопрос о Сократовом демонии. Сделать это необходимо тем более,
что только тогда мы сможем оценить религиозную концепцию Сократа во всей ее
полноте и своеобразии, как систему верований столь же новаторского плана,
сколь и традиционного. Основными источниками и здесь тоже являются
свидетельства ближайших слушателей Сократа — Платона и Ксенофонта, за
которыми тянется вереница упоминаний у более поздних авторов. Оба главных
свидетеля согласно трактуют Сократов демоний как божественное знамение Для более развернутого пояснения сошлемся прежде всего на платоновскую И далее, в заключительной речи, после уже вынесения ему смертного
приговора Сократ разъясняет слушателям суть происшедшего на суде ссылкою на
свой демоний. Последний не остановил его перед выступлением и, таким
образом, санкционировал тот горделивый тон, которого Сократ придерживался
на суде и которому он был обязан своим осуждением . В свою очередь и Решить, кто тут более прав, затруднительно. Но главное, конечно, не в
этом; главное состояло в том, что воля богов открывалась Сократу совершенно
особенным образом — не через обычные гадания и приметы, а непосредственно,
как некий чудесный голос, слышимый им в глубине своей души. Эти отличия Что же касается Платона, то у него в «Апологии» своеобразие мантики Однако, что бы ни доказывали защитники Сократа, бесспорным является,
что практиковавшаяся, или, лучше сказать, исповедовавшаяся им мантика
коренным образом отличалась от традиционной мантики его соотечественников. Конечно, трактовать Сократов демоний в отрыве от общей его теории
познания невозможно. Ведь очевидно, что в ссылках афинского философа на
являвшийся ему божественный голос, содержавший предостережение или прямо
указывавший, как надо поступить, а как не надо, можно усмотреть претензию
на особый вид интуитивного прозрения или самопознания, на мистически
понятую или истолкованную интуитивную способность познания вообще. Однако
столь же очевидно и то, что за этими ссылками скрывалась и другая претензия Заключение Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира. Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как
этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,
другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие — как еретические. Его признавали "своим" самые разные идеологические
течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философа нового времени на различные школы и направления, История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику. Библиография
Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997 История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон.,
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |