БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Соловьев В. С.
Соловьев В. С.
Соловьев В. С.
Кошелева А.Л.
Владимир
Сергеевич Соловьев (1853-1900) родился в семье знаменитого историка Сергея
Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших
времен". В семье было двенадцать детей, и многие стали известными в
России. Старший брат Всеволод был известным в свое время историческим
романистом. Одна из младших сестер писала стихи под широко известным
псевдонимом Аллегро По материнской линии Соловьев вел происхождение от
"украинского Сократа" - Григория Сковороды.
Свою
жизненную задачу еще юный мыслитель В. Соловьев видит в том, чтобы
реформировать христианство, выявить его подлинную гуманную сущность, облечь в
современную форму, сделать всеобщим достоянием. Будучи студентом
физико-математического факультета Московского университета, он покидает этот
факультет и экстерном сдает за историко-филологический факультет и, получив
диплом, поступает вольным счушателем в Духовную академию Его духовными наставниками
становятся известные тогда философы Шеллинг, Спиноза, Шопенгауэр Но, вдумываясь
в поставленные ими проблемы, он будет строить собственную систему взглядов.
Отличительной
чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура. Это
проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной
философии", где ой впервые сформулировал свою любимую идею всеединства -
синтеза, слияния культур. Эту идею он пронес через вью жизнь. Вскоре после
защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского университета и читал
лекции по курсу истории новейшей философии. В эти же годы обнаруживается и
поэтический дар философа После получения дополнительного образования в Англии и
путешествия в Египет В. Соловьев возвращается в Россию и вновь читает по логике
и истории философии. В 1880 году защищает докторскую диссертацию "Критика
отвлеченных начал", в которой резке противостоит таким философским
направлениям, как эмпиризм и идеалистический рационализм.
В
начале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, а
затем публикует их под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции
имели шумный успех. Их посещали Ф. Достоевский, Л. Толстой. В
"Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит на западное, и
на восточное христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии.
Задача Соловьева состояла в том, чтобы свести воедино оба христианских
принципа, воплотившихся в идее Запада о "богочеловеке" (Папа Римский)
и Востока о человекобоге (Иисусе Христе). Таким образом родилась новая идея о
создании так называемой Вселенской Церкви. На французском языке он издает
фундаментальный труд "Россия и вселенская церковь". Папа римский Лев
XIII одобрительно отзывается о проекте. Однако ортодоксальные паписты и
православные иерархи видят в Соловьеве только еретика.