|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Созидательные и разрушительные идеиСозидательные и разрушительные идеиПлан Введение 1. Влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества. 2. Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др. 3. Место созидательных идей в развитии общества 4. Разрушительные идеи и их вредность для общественного развития. 4.1 Национализм, как объект научного исследования. 4.2 Великодержавный шовинизм 4.3 Разрушительная сила религиозного фанатизма. Заключение Список использованной литературы Введение Созидательные и разрушительные идеи. Из опыта древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным, что идеи и идеологии, существующие в мире, несмотря на различив их формах, прежде всего отражают два стремления – к созиданию или к разрушению. Если рассматривать историю человечества с идейной точки зрения, то она есть непрерывный процесс возникновения, практический реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга тем, какие цели и задачи преследуются их проводниками в жизнь, чьи интересы они выражают. Сущность и содержание исторических форм идей и идеологий испокон веков определяла диалектика борьбы добра и зла, созидания и разрешения. В противовес идеям захватничества, стремления разбогатеть за счет других народов, терроризма и религиозного экстремизма и идеи свободы, мира и справедливости становились победоносным знаменем всех прогрессивных сил. В созидательные идеи входят: свобода, мир, равенство, дружба, свободомыслие, толерантность, суверенитет, справедливость, сотрудничество, согласие, просветительство, народолюбие. И так: Созидательные идеи служат прогрессу, ведут общество и людей к добру. Созидательные идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению. Пока в обществе существует гнет и насилие, подлость и мракобесие, являющиеся антиподами благородны деяний, целей и идей, не будет счастья. Однако антигуманные идеи не могут остановить стремление людей к высоким идеалам добра и справедливости, мира и братства, прогресса и благосостояния. В разрушительные идеи входят: колониализм, агрессия, тоталитаризм, фундаментализм, мракобесие, расизм, национализм, местничество, космополитизм, шовинизм. И так: разрушительные идеи становятся причиной краха государств, разрушения цивилизаций, упадка народов, служат антигуманным целям. Целью, выполнения данного реферата, является глубокое и полное изучение созидательных и разрушительных идей и их влияние на развитие общества и формирование современного Узбекистана. 1. Влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества В зависимости от уровней анализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления о назначении идеологии в обществе. Л. Браун видит его в ликвидации психопатологических напряжений (иллюзорно-компенсаторная функция, сублимация страхов), А. Винер - в разработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар - в обеспечении (обосновании и поддержании) политических решений (см. также: "идеология как интеллектуальное оправдание существующего порядка"). А. Сейхи - в способности объяснять общественные явления, Т. Парсонс - в способности сплачивать людей. В представлении М. Фуко идеология являет собой некую спонтанную эманацию "массового сознания", обеспечивающую самоописание общества. Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг, Брахер - как ориентированную на действие систему убеждений, и т.д. Различия в оценках роли и значимости идеологии обусловлены в немалой степени тем, что идеология как специфическая область социально-культурных явлений потенциально несет в себе как позитивное, так и негативное. Ее роль и характер влияния зависят от того, какое место она занимает в обществе (организации), и как с ней обращаются. Об актуальности идеологии свидетельствуют следующие высказывания. К. Поппер: "идеи, особенно моральные и религиозные, обладают такой силой, которую можно сравнить по меньшей мере с силой в физике", Л. Козер: "идеологии придают коллективную ориентацию всякому движению, укрепляют социальные общности и делают борьбу людей целенаправленной", Э. Шпрангер: "…настоящая идеология является выражением того, ради чего человек живет", О. Лемберг: "идеология придает смысл существованию и всему происходящему, она интерпретирует мир для людей и ориентирует их в нем", Я. Барион: "идеологии дают человеку общую ориентацию в жизни, цели и задачи, приготавливают его к осуществлению этих целей, дают систему ценностей и норм его поведения". В советской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства. Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны и области жизни советских людей. В советской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л.В., "идеология - то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение к объективной действительности на данном этапе общественно-исторического процесса". В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом - рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека ("идеология - то еще и система функционирования идей, включенная активно в практику", Биккенин Н.Б.). Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность ("важнейшим научным принципом при изучении идеологической деятельности является партийность"). Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ (построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 - 70-х годов, концепции "ускорения" и "демократизации" и т.д.), порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее развития. Одним из путей ее развития было создание "научной теории идеологии", в рамках которой идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления, включающий в себя: - саму идеологию как систему идей и взглядов (теоретический уровень отражения действительности, представляет собой, наряду с общественной психологией, одну из сторон общественного сознания); - идеологические отношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространения идей в обществе); - деятельность идеологических институтов (государственные и общественные организации, учебные и производственные структуры, специальные институты, средства массовой информации и др.). В работе, посвященной прикладной проблеме - методологии измерения степени интериоризации идеологии, Панина В.В. определяет идеологию как "форму сознания, которая является продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности. Она отражает определенную предметную область через призму интересов определенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служит руководством для практической деятельности" и выделяет три основные части структуры системы идеологии: - Подсистема отражения (объяснение отражаемой действительности и ее первоначальная оценка); - Подсистема продуцирования идеалов и полагания целей (футурологическая часть); - Инструментальная подсистема (разработка и создание средств для достижения поставленных целей, формулирование программ деятельности и осуществление нормативной функции). 2. Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др. Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философ древней Греции. Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра. Настоящее имя Платон – Аристокл. Сильнейшее влияние на Платона оказал Сократ, после знакомства, с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней, но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалогов некоторые считаются подделками. Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета. Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё понимание государства. Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена. Платон – выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчок развитию всей западной философии. Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Ещё находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи – это просто копии чувственных вещей и оттождественны им по содержанию. Аристотель в своих философских рассуждениях исходил, прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей, находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое Аристотель выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как даже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело. Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Аристотель чётко сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно). В развитие философии внесли значительный вклад наши великие предки - Ходжа Ахмад Яссави, Бахоуддин Накшбанд, Имам-аль-Бухари, Имам-ат-Термизи, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои, Бабур В своих знаменитых «Уложениях» Амир Тимур писал, что «власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушая никакого уважения к себе. Можно также сравнить с домом, не имеющим ни крыши, ни дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек Сам Амир Тимур – разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайне необходим и без него невозможно существование самого общества и любой человеческой цивилизации. Духовный фундамент имеет в империи Амира Тимура особое значение, на него опирается его мощь, сила , слава и величие. Патриотическое чувство, полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточная цивилизация – великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба – редкость в истории человеческого общества. Амир Тимур хорошо понимал значение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своих «Уложениях» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил с помощью совета и совещаний, и только одну долю – с помощью меча». В условиях строительства правового демократического государства и гражданского открытого общества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большое практическое значение, и потому они своевременны и актуальны. В духовном наследии А. Тимура очень много полезного для современности. Изучение и использование его является одной из основных задач духовного обновления. В автобиографии Амир Тимур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромным внутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему: · В основе нравственных качеств должна быть бескорыстность; · Беспрекословное соблюдение религиозных догматов, уважать личности, почитаемые по воле аллаха; · Всегда нужно делать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательно изучать и, по мере возможности, её надо решать положительно; · Всю деятельность направлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижать никого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе за помощью; · Выше ставить религиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами; · Строго придерживаться справедливости; · Никогда не обещать, если не в состоянии выполнить обещания; · Никогда никому не вредить без причин; · Себя считать слугой и рабом аллаха; · Стремиться быть одинаковым и с простыми и с высшими слоями населения; · Никогда не надо завидовать другому; · Строго соблюдать принципы хадисов пророка и аллаха; · Высоко поднимать знамя ислама, признать великую силу тариката веры: « Я слышал, что вера и сила рождены от одной матери. И потому сила, основанная на крепкой вере, будет великой»; · Всегда надо почитать сайидов, беречь шейхов и мулл. «Всегда на моих совещаниях и мероприятиях они присутствовали. В книге по имени мудрого мыслителя поднебесной указано, что если в совещаниях участвуют религиозные деятели, то такого правителя (падишаха) никто не может победить. Заратуштра по гречески Зороастр, его именем и названа эта религия, которая впоследствии послужила одним из источников основных догматов ислама. С ранних лет он был знаком с различными религиозными взглядами и учениями. Зороастр – выходец одного из племен Хорезмского оазиса – Спитама. Родиной зороастризма считают Центральную Азию. ( Этой точки зрения придерживаются такие выдающиеся ученые как: Струве А., Толстов С.П. (Россия), Мэри Бонс (Англия)). Мэри Бонс написала четырехтомный труд по истории зороастризма. Она доказала, что родиной этой религии является Хорезм. Зороастризм не относится ни к национальным, ни к мировым религиям. Это специфичная религия основана на дуализме. Сущность ее в том, что в мире существуют два начала, между которыми идёт постоянная борьба, борьба между тьмой и светом, борьба между добром и злом. Доброе начало олицетворяет Ахурамазда, а злое Ариман. В конце концов, в этой схватке должно победить добро. Потом наступит долгое доброе существование в мире. В зороастризме особо подчеркиваются кроме двух богов, еще пять, которые как будто бы управляют различными естественными процессами. Следует подчеркнуть, что зороастризм освящает огонь, землю, воду и воздух. Их так обожествляли, что за малейшую порчу наказывали беспощадно. Например, за загрязнение воды без колебаний приговаривали к смертной казни. В Зороастризме было разработано учение об аде и рае, о двух мирах, о бессмертии души. По их представлениям после смерти душа человека будет жить самостоятельно. Следует отметить, что многие положения этого учения впоследствии вошли в ряд основных догматов иудаизма, христианства и ислама. Зороастрийцы большое внимание уделяли нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность и добродетель высоко ими почитались. Об этом свидетельствует нижеприведенный отрывок из «Авесты». «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и действии – они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет, в конце концов, тех, кто следует путем лжи (друх) – это самое худшее, а тех, кто следует путем добра (аша), ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень (т.е. небесная твердь), выбрал праведность. Пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами». Зороастр воплотил свой идеал в Ахурамазде. Более того, свои взгляды, мысли он выражал в вопросах и ответах, обращенных к Ахурамазде. Например, Зороастр обращался с вопросом о том, где находится место счастья и радости? Ахурамазда отвечал ему: «Это такое место, где люди строят дома, церкви, занимаются животноводством и земледелием, имеют детей. Я двумя руками поддерживаю тех, кто занимается созидательным трудом». По мнению Ахурамазды только трудом и земледелием можно бороться с темными силами, со всем плохим и мракобесием. Земледелием можно сделать очень многое и только трудом можно осчастливить людей. Производство материальных ценностей считалось основной чертой праведного человека. Для зороастрийцев огонь считался священным. У них имелся специальный храм огня. Вот почему их называли «огнепоклонниками». Но сами зороастрийцы с таким названием не были согласны . Для них огонь являлся только символом чистоты бога и света. 3. Место созидательных идей в развитии общества История свидетельствует о том, что созидательные и разрушительные идеи – две силы, которые постоянно противоборствуют на мировой арене. Созидательные, благородные идеи возвышают человека, окрыляют его дух. Именно такими идеями руководствовался великий Амир Темур в своей деятельности по созданию централизованного государства, благоустройству отчего края. Созидательные идеи отличаются такими благими целями, как благоустройство страны и благополучие народной жизни. Они со времен достижения человечеством цивилизации являются самыми благотворными идеями в жизни общества. Примером созидательных идей является идея национальной независимости Узбекистана, которая, основываясь на Конституции Республики Узбекистан, национальных и общечеловеческих ценностях, принципах демократии, вбирает в себя высокую духовность народа; выражает идеи добра, справедливости, свободы и независимости, убеждения и веру народа; служит процветанию Родины, обеспечению мира в Отечестве, повышению благосостояния народа; мобилизует всех членов общества на достижение великого будущего Узбекистана; воспитывает в людях чувство гордости и достоинства, любви к Родине, взаимоуважения, преданности идеям независимости и демократии; формирует общественное сознание путем просвещения на основе плюрализма мнений и свободы совести. Созидательные идеи, возникшие на Востоке, нашли развитие в античной греко-римской культуре. Идея значения человека, его стремлений к совершенствованию общества заключались в воззрениях представителя софистской демократической философии Протагора (V в. до н.э.). Он проповедовал идею восходящего развития культуры и совершенствования общественной жизни по мере накоплений знаний и доказывал, что законы относятся к произведениям искусства и что подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться. Великие мыслители, признанные миром - Платон, Аристотель, Сократ, - развивая идею справедливости и добра, рассуждали о справедливом государстве, считая его высшей формой человеческого общества. А знаменитое изречение Сократа «истина рождается в споре» стала крылатой и на протяжении веков передаётся из поколения в поколение. Мы говорим об этих идея потому, что они были наиболее жизнестойкими и имели огромное влияние на развитие обществ на различных географических меридианах Земли. Близость их с идеологическими основами исламского учения, возможно, заставила туркестанских прогрессистов начала XX века в целях реформ как религиозного, так и общественного характера вновь и вновь обращаться к трудам этих трёх столпов древнегреческой философии. Обращаясь к истории нашей Родины, необходимо отметить, что здесь, как и в ряде стран мира, основные идеи, которыми руководствовались общества в разное время, переплетались с религиозными, патриотическими, нравственно-моральными, этическими идеями. В определённое время зороастризм, буддизм, ислам были на территории Центральной Азии официальными идеологиями государств. Однако в периоды утери самостоятельности политической, войн, например, в период нашествия Ахеменидов, Александра Македонского главной народной идеологией была идеология свободы, борьбы против иноземных захватчиков. Идея независимости, восстановления независимости жила веками, и именно её живучесть определила и образование на территории нашей страны величайших государств — Кушанского и Тюркского каганата. Однако, исторический процессы, возможно, и ослабление созидательных идей привели вновь к потере независимости. Но вновь и вновь ещё трижды - при нашествии арабов, монголов и российского царизма - идеи борьбы за независимость были главными на арене общественно-политической жизни. Идеология Муканны против арабских завоевателей, Джалалиддина Мангуберди против монголов, идеологии национальных демократов начала XX столетия, пытавшихся отстоять свою самостоятельность в виде «Туркестан мухторияти», мобилизовали лучшие патриотические силы страны на борьбу с врагом. При этом религиозные воззрения не только не противоречили, но и подкрепляли и питали борьбу с иноземными захватчиками. В 1X-X1V веках Запад вновь уступил место Востоку в развитии духовной культуры. Бурный взрыв научной мысли, глобальные открытия в области естественных наук, гениальные творения Мухаммада Хорезми, Ахмада Фергани, Абу Райхона Беру ни, Мирзо Улугбека произошли и били осуществлены именно в нашей стране. В области литературы Махмудом Кашгари, Юсуф Хос Хаджибом, Ахмадом Юганаки, Алишером Навои, Мирзо Абду Кадир Бедилем были созданы величайшие произведения, ставшие известными всему миру. Конечно, это не могло не повлиять на идеологию народа. Мы могли бы рассуждать об идейных позициях всех перечисленных здесь гениальных представителей узбекского народа. Но остановимся лишь на трёх из них: Абу Али Ибн Сино, Абу Насра аль Фароби и Алишера Навои. Очень много написано о медицинских трактатах Ибн Сино. Его открытия в области медицины, его идея о здоровом человеке и здоровом обществе имели огромное значение для формирования национальной идеологии. Однако, это была лишь часть вклада гения в проект духовного и физического обновления общества, то есть его вторая часть. Первая из них содержится в его сочинениях, где изложена система разумного идеального общества и государства. Рассуждения об идеальном обществе с высокой нравственностью Аль-Фараби также как и Ибн Сино, имели очень много общего с проектом Платона. А великий поэт Алишер Навои в своих произведениях создал идеал совершенного человека, доказывая, что разум человека через науку и просвещение может и должен изменить мир. Этот духовно-культурный ренессанс сопровождается исламским возрождением. Творческое наследие исламских улемов Имомааль-Бухори и Ат-Термези научило мусульманский мир правильному пониманию Корана и хадисов и, основываясь на них, разработало исламское учение о совершенном человеке. После монгольского нашествия, нанесшего большой урон духовности и культуре, возрождение произошло на основе исламской идеологии. И здесь ключевым моментом явилось образование суфийских братств Яссавия, Кубравия, Ходжагон-Накшбандия, объединивших огромное количество мусульманских движений, сект, учений, что привело к национальной и государственной консолидации.Идеи национального объединения, создания сильного независимого государства и способы управления, меры по укреплению государственности, социально-экономического положения всех социальных групп были развиты в период правления Амира Темура и нашли отражение в «Уложении Темура». Благодаря его разуму и идеям вновь на территории нашей земли возникла величайшая по своей политико-культурной мощи держава. Известный учёный И. Муминов, осмелившийся в 1968 году написать о Темуре: «Он... установил по крайней мере на сто лет более или менее относительное спокойствие в стране, что несомненно, служило фактором роста экономики, культуры, науки, литературы и искусства. В этом, на мой взгляд, историческая заслуга Амира Темура в истории Средней Азии», - был подвергнут моральному притеснению со стороны идеологических органов компартии. Конечно, между подобными идеологиями были и периоды безыдейности, что, конечно, приводило к кризисным состояниям общества и страны. Однако, даже в такие времена в недрах народного сознания зрели идеи национального возрождения. В начале XX века носителями этих идей были известные просветители и национальные патриоты - М. Кори, А. Фитрат, М. Бехбудий, А. Авлоний, А. Чулпон и др. 4. Разрушительные идеи и их вредность для общественного развития Из опытов древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным то, что идеи и идеологии, существующие в мире берут силу от двух чувств в сердце человека – от стремления к созиданию или к разрушению. История человечества – это непрерывный процесс возникновения, практической реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга в зависимости от того, какие цели и задачи преследуются господствующими силами и органами власти, чьи интересы они выражают. Созидающие идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению, превращают жизнь в подлость. Когда люди предаются беспечности, когда ослабевают их созидательные стремления, тогда зловредные и разрушительные идеологии могут получить власть, отвлекая людей. Национализм. Роль наций, национальных проблем в формировании политических отношений огромна. Именно нации и их становление находятся в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот, опыт истории свидетельствует, что государственные образования, складывающиеся на основе донациональных или сверхнациональных общностей, как правило, распадаются. Экстремизм (лат. крайний) - разнородное и противоречивое явление, приверженность к крайним взглядам, мерам, стремление крайними, самыми коварными и жестокими средствами достичь своих политических целей и установить свою политическую власть, используя для этого любые средства, в т.ч. и религию (религиозный экстремизм). Разоблачая реакционную сущность этого течения, И.Каримов особо отметил, что в настоящее время самой важной задачей в борьбе против идеологии экстремизма и терроризма является последовательная, глубоко продуманная организация разъяснительной и воспитательной работы среди населения, особенно молодежи. «Мы за то, подчеркнул И.А.Каримов, чтобы религия продолжала выполнять роль приобщения населения к высшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию. Но мы никогда не допустим, чтобы религиозные лозунги стали знаменем борьбы за власть, поводом для вмешательства в политику нашего государства». Сказанное достаточно четко отделяет религию как часть духовности от попыток террористов «разыграть религиозную карту» в своих политических целях. В летописи истории человечества, в том числе Узбекистана, также много и горьких страниц, свидетельствующих о губительных результатов идей и идеологий, основанных на насилии и разрушении, горе и крови. Другим видом разрушительных идеологий в истории человечества является расизм. Он нашел яркое выражение в политика апартеида – жестокой расовой дискриминации и сегрегации, проводимой долгие годы в ЮАР. Откровенной расистской направленностью отличается деятельность созданной в 1865 г. в США террористической организации «Ку-клукс-клан». Ее главная задача - борьба против гражданских прав негров, их вытеснение из страны. Страшной трагедией для человечества обернулась другая форма расизма - гитлеровский нацизм. Образованная Гитлером в начале 20-х гг. XX в. национал-социалистическая партия Германии сразу же себя объявила носительницей чистой немецкой расы - истинных арийцев, которые призваны управлять миром. Немецкие фашисты возвели в ранг «неполноценных» целые народы. Фашизм, разжегший вторую мировую войну, унес жизни более 50 млн. чел. В горестный траур оделась и наша страна. Политический терроризм возник еще в ХIХ в., но особенно широкий размах приобрел в XX столетии. Среди первых поколений современных политических террористов были Фракции «Красная армия» в Западной Германии и «Красные бригады» в Италии, организации басков в Испании, «Революционно-освободительная армия» в Ольстере, «Светлая тропа» в Перу и др. В последние годы очаги терроризма вспыхнула в десятках странах мира, в том числе сопредельных с нашим молодым государством. Террористические силы собираются и непосредственно против независимого Узбекистана. Февральские события в 1999 г. в Ташкенте, вылазки террористических групп из Афганистана в 2000 году свидетельствуют о реальных попытках деструктивных политических сил свернуть нашу страну с избранного народом пути демократического обновления и прогресса. В наши дни угрозы безопасности как миру в целом, так и внешние угрозы Узбекистану несут такие его проявления, как политический экстремизм, в том числе, с религиозной окраской, великодержавный шовинизм и агрессивный национализм, стремление новых деструктивных полит сил к силовому насаждению собственных идеологических схем общественного развития. Все это обуславливает политическую дестабилизацию, содействуют разжиганию конфликтов и региональных войн. Как справедливо подчеркивал Ислам Каримов, «сейчас, когда завершается век, на который пришлось много испытаний, бедствий, трагедий, войн, репрессий в период, когда человечество стоит на пороге нового тысячелетия, борьба старых и новых идеологий как некогда набирает стремительные темпы. Разнообразные, иногда совершенно противоречивые мировоззрения, споры между политическими, национальными, религиозными течениями, сектами порой выходят за рамки дискуссий и становятся причиной правовых столкновений. 4.1 Национализм, как объект научного исследования Национализм в своем первоначальном смысле обозначал приверженность людей своей национальности, понимаемой как согражданство, как верность правителю страны. После Великой французской революции произошло переосмысление этого понятия. На первый план вышли национальные интересы своего государства, ради процветания которого можно было пожертвовать интересами других стран. Национализм как идеология, политика, социально-психологическая установка явился продуктом и результатом развития товарного производства, рыночного хозяйства. В определенной мере предшественником национализма является ксенофобия. Негативизм в общении народов - это явление, истоки которого уходят в глубины истории человечества. Еще в седой древности было известно, что моральное и безнравственное, светлое и темное, красивое и безобразное в жизни, правда и кривда - все исходит от действий людей. Многие несправедливые деяния совершаются во имя извлечения определенной выгоды, получения власти, расширения территории, увеличения имущества, занятия престижного положения в обществе. Но при этом мало кто думает о последствиях. История каждого народа полна примерами противостояния приверженцев и противников добра и зла, справедливости и несправедливости. Нелишне вспомнить, как Моисей, Христос, Будда, Конфуций учили тысячелетия назад: ненависть между людьми разъединяет их, а любовь объединяет. Столкновения за овладение лучшими источниками жизненных благ начались почти одновременно с возникновением человеческого общества. С появлением государства, социального неравенства и социальных коллизий это противоборство усилилось и начало приобретать различные формы. Стал формироваться целый набор идеологических аксессуаров и приемов, которые оправдывали несправедливость, стремление представить свой норов как исключительный, пользоваться большими правами. Нет в мире национальности, которая не обладала бы национальным сознанием, не ощущала бы свою индивидуальность в составе человечества по принципу "мы" и "они" и не имела бы сознания, адресованного к себе, самосознания, признавая при этом реальность существования других наций. Национальное сознание и самосознание - это диалектическое отрицание целостности. Бесчеловечности общественного сознания и вместе с тем признание общечеловеческого в своем национальном. Существует объективная диалектика сводимости и несводимости национального к общечеловеческому. Национализм - это убеждение в том, что "наше национальное выше всех остальных", "мы мудрее, умнее, деловитее, смекалистее, сообразительнее, чем все другие". Отсюда жажда величия, легитимизация требования: "Мы не можем быть в правовом положении равными с другими народами", "Мы имеем право повелевать другим народом". Национализм - преднамеренное нарушение по эгоистическим мотивам реального соотношения национального и общечеловеческого. Это игнорирование принципа равенства народов, языков, культур, заслуживающих одинакового уважения. Национализм - это абсолютизация национальной самобытности народов, доведение до отрицания элементарных общечеловеческих ценностей, стремление в своем национальном видеть только отличие с акцентом на исключительность в роде человеческом. Национализм - искусственный отрыв своего национального от общечеловеческого, которое существует и составляет необходимый компонент в структуре национального, это дисбаланс в отношении к своему национальному и инонациональному, когда приверженность национальным ценностям превращается в национальную исключительность, превосходство над всеми другими народами, усилия по реализации национальных интересов - в усилия по ущемлению интересов других народов, в национальный эгоизм. Не случайно великий физик-теоретик XX века А. Эйнштейн, участвуя в антифашистском движении, пришел к выводу о том, что национализм - это корь человечества. В медицине каждая болезнь становится объектом изучения и исследования методов борьбы с ней. О национализме как опасной болезни в обществе до сих пор не сложилась, к сожалению, особая отрасль научных знаний. Термин "национализм" выражает комплекс явлений, порождающих недоверие между народами и способных мобилизовать волю и чувства людей на унижение национального достоинства других народов, на участие в кровопролитных конфликтах и войнах. Этот термин дает однозначное и точное обобщенное представление об особой группе негативных явлений во взаимоотношениях национальностей. Термин "национализм" в адекватном,точки зрения, его понимании является оппозиционным по отношению к тем определениям национализма, которые не ориентируют людей на соблюдение правового равенства национальностей, уважение их суверенных прав и содержат в себе возможности ложного утверждения, будто бы любая нация националистична по своей природе, противостояние, конфликты, войны между различными национальностями фатально неизбежны, национализм - это всемогущий злой рок. В характеристике национализма используются различные эпитеты: просвещенный, цивилизованный, трезвый, творческий, созидательный, прогрессивный, неагрессивный, патриотический. В этих словосочетаниях в лучшем случае - подчеркивание специфики проявления несправедливости по отношению к другим народам, которая не доведена до уровня презрения и ненависти, в худшем - лишь этикетка политического товара, прикрытие аморализма во взаимоотношениях народов, притупление нравственной бдительности к проявлениям чувств и настроений по отношению к национальной исключительности, являющейся альфой и омегой всякого национализма. Как и всякое общественное явление, он не может проявляться в сфере общения национальностей вне действий социального субъекта. Националистическая группа имеет свой эпицентр и периферию, лидеров, теоретиков, глашатаев, активных и пассивных приверженцев, нарушающих нормы справедливости во взаимоотношениях людей различных национальностей. Националистическая группа располагает широким диапазоном средств, позволяющих осуществлять социальный контроль над мыслями, чувствами, действиями людей во взаимоотношениях национальностей на различных уровнях и в разных ситуациях. Следует иметь в виду, что национализм, как правило, в чистом виде не проявляется. Обычно он выступает под видом заботы о национальных интересах, национальной гордости и достоинстве. Существование национального самосознания, национальной чувствительности, гордости и достоинства расширяет возможности националистической группы апеллировать к населению. Сила его внушения настолько велика, что националистической демагогии поддаются и светлые умы, у них притупляется нравственная бдительность. Национализм - мощный фактор мобилизации масс в политической борьбе. Понятие "национализм" - это выраженное в термине многообразие типов, форм, уровней и вариаций нарушения принципов справедливости и нравственных норм во взаимоотношениях национальностей, разрушающих мир, согласие, взаимопонимание, мирное сотрудничество между ними. Термин "национализм" употребляется в самых различных общественно-политических, экономических, государственных, правовых, этических, социально-психологических теориях. Концептуальные положения этих теорий и политических течений оказывают влияние на меру понимания равенства национальностей. По поводу объяснения причин и условий возникновения национализма, его истолкования, социальных функций происходят постоянные споры. Разномыслие в понимании национализма обусловлено не только уровнем социального познания, но и социально-политическими предпочтениями людей в национальном вопросе. Существует огромное количество определений национализма. В определениях, выработанных на основе тех концепций общественного развития, в которых недооценивается значимость норм справедливости в национальном вопросе, не дается, как правило, ориентация на осуждение аморальных явлений в общении национальностей. Одна группа авторов в силу многоликости и изменчивости национализма исключает возможность выработки определения; другая группа полагает его нейтральным явлением в морали и политике, третья исходит из предположения, что он может быть негативным или позитивным. В некоторых определениях соединяются несовместимые воззрения. Все эти разнообразные, порою взаимоисключающие друг друга определения имеют одну общую черту: не выделены существенные признаки, отличающие это явление от других. Всякое определение есть ограничение, в этом смысле выявление видового отличия в самой его сущности - это необходимое требование для определения. Спорить о терминах, лишенных дефинитивных свойств, - это все равно, что говорить, не понимая друг друга, на разных языках. Если в определении национализма не выражены разграничительные свойства, существенные признаки изучаемого явления, то в этом случае спор лишается практического смысла, становится схоластическим. Есть немало авторов, которые, подобно американским ученым Б. Шайферу, Л. Доубу, Р. Эмерсону, Р. Страус-Хюпе, убеждают людей в том, что быть националистом - это быть гражданином, осознающим свой долг перед родиной. То есть между национализмом и патриотизмом ставится знак равенства. Не случайно А. С. Пушкин заметил, что "сообразное словоупотребление имеет прямое отношение к управлению общим мнением русской публики". Существует немало определений национализма, в которых фактически признается полезность нарушения принципов равенства национальностей в правовом положении и не подчеркивается различие между национализмом и патриотизмом, между разумным протекционизмом отечественному товаропроизводителю и национализмом (экономический национализм). Национализм - это обобщенная форма выражения особой группы негативных явлений в общении национальностей. Долгое время, вплоть до конца XVIII века, не были выработаны термины, в которых содержится критерий различения справедливости и несправедливости в национальном вопросе. Социальное познание прошло огромный путь развития, пока не были установлены на уровне терминотворчества совокупность признаков отличия феномена национального от националистического, национализма от патриотизма, нравственно обоснованной национальной гордости, национальных черт в человеке от сознания своего гражданства, от его других социальных качеств, а также культуры социальных действий, его способности соблюдать культуру межличностного общения, политическую и правовую культуру. И в канун XXI века далеко не все люди на уровне житейского, обыденного сознания могут различать эти понятия. Понятия и термины национализма - это не произвольные, невыдуманные творения. Они складывались в результате длительного наблюдения, закреплены в общественном сознании средствами и приемами логики и проверены на практике. Создание концептуального аппарата научного анализа, выявление объективных предпосылок и субъективных факторов, обусловливающих повторяемость существенных свойств национализма - одно из основных направлений научного познания этого феномена. В повторяемости существенных черт национализма среди всех национальностей, стран прослеживаются закономерности его функционирования. Термину "национализм" присуща полнозначность выражения всего комплекса аморальных явлений в национальном вопросе. Этот термин в информационном и семантическом поле имеет свой участок, охватывает по определенным критериям значительный круг негативных явлений в общении национальностей. Дефинитивные признаки, заложенные в термине "национализм", дают возможность определить наличие или отсутствие в данной ситуации симптомов нарушения справедливости в национальном вопросе. Термин "национализм" выражает системное качество явлений, в которых не соблюдается принцип равенства национальностей, их одинаковость в правовом положении, не признается суверенная воля народов. В ходе развития социального познания выявлены не только инвариантные (общие) признаки национализма, но и вариантные, специфические, групповые. Термин "национализм", являясь базовым в концептуальном осознании множества нарушений справедливости в национальном вопросе, содержит в себе потенции образования новых терминов, образующих особое семантическое поле, например, национализм большой и малой национальной группы, национализм агрессивный и либеральный, национализм наступательный и оборонительный, национал-социализм, национал-патриотизм. В концепции национализма терминообразовательный процесс развивается и по линии добавления к слову "национальный" при обозначении негативных явлений: национальный эгоизм, национальная исключительность, национальная несправедливость, национальное недоверие, вражда и т. д. Национализм, как всякое явление общественной жизни, имеет свою структуру с присущими ей элементами и внутренними законами их взаимодействия. К числу этих элементов относятся миросозерцание, идеология, социально-психологическая установка по национальному вопросу. В той или иной мере в "живом", действующем национализме такие элементы существуют. Они дополняют друг друга, создавая его микроструктуру. Каждая сложившаяся и развитая форма национализма выступает как некая целостность. Это дает основание говорить об американском, германском, японском, русском, татарском, сербском, норвежском и других формах национализма. Постижение этой закономерности является необычайно трудной и еще не решенной общественной задачей. Пока ни один исследователь не ставил перед собой такую задачу, хотя те или иные зафиксированные формы проявления национализма в духовном мире личности, социальной группы, в предметно-практической их деятельности создают необходимый банк данных для постижения этой проблемы. Прослеживается не только общее, но и особенное в китайском, русском, американском, германском, английском, украинском, сербском, хорватском и других национализме. В справочнике выдвигается идея строгого различения национального и инонационального национализма. Любая исторически сложившаяся конкретная форма национализма имеет свои компоненты в миропредставлении, идеологии, политике, психологических установках. Национализм как функциональная система является трудным объектом научного познания. В основе любого национализма присутствует идеологический и психологический феномен национальной исключительности, который служит "обоснованием" особой роли этой национальности в семье народов, ее особой миссии в истории. Отсюда и требование особых прав для этой национальности, предоставления ей различных социальных льгот. Главная идея национализма, заключающаяся в том, что национальности не могут быть равноправными, получает развитие в элементах его функциональной системы. К ним относится национальный эгоизм, заставляющий во всем искать выгоду для своей нации и дающий санкции на ущемление или даже на полное игнорирование интересов других национальностей; отказ в предоставлении кредита доверия по отношению к определенным национальностям; насаждение недоверия между народами, что удается на основе распространения мифа о моральной и интеллектуальной их неполноценности; прямое выражение презрения и ненависти к определенным народам. Предложенная дефиниция, разумеется, не охватывает всех черт изучаемого явления. В неодинаковой мере получило развитие его этимологическое и содержательное, научное и обиходное объяснение. Несомненно, многие из предложенных терминов будут переосмыслены, что-то войдет в литературу или останется лишь авторским вариантом, "личным" термином. Национализм - сложный объект научного познания. Не все его грани, а их бесконечное количество, изучены наукой. То, что мы знаем о природе национализма, о его системе антиценностей демократии, о многообразных формах сочетания с другими явлениями, весьма ограниченно. А то, чего мы не знаем, - бесконечно. Не счесть, сколько было неприятных эмоций, переживаний, стрессов, обид из-за того, что были задеты легко ранимые национальные чувства. Невозможно учесть, сколько людей лишились спокойной жизни из-за национальной нетерпимости и вражды. Межнациональные и межгосударственные конфликты заканчивались нередко кровопролитными событиями, гибелью миллионов. Без прикрытия идей и принципов национализма не велась ни одна несправедливая, захватническая война. 4.2 Великодержавный шовинизм Согласно общепринятому определению, Шовинизм (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Термин "Шовинизм" появился во Франции в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр "Трёхцветная кокарда"; одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором - создателем "величия" Франции. Словом "Шовинизм" стали обозначать различные проявления националистического экстремизма. В Великобритании Шовинизм получил с конца 70-х гг. 19 в. особое наименование - джингоизм. Другие проявления Шовинизма - социал-шовинизм, великодержавный шовинизм. Шовинизм получил распространение в империалистических странах. Наиболее крайнее его проявление - человеконенавистническая идеология и политика фашистских государств. Вполне естественно, что в нынешние времена, когда смысл большинства терминов исказился до противоположного, понятие «шовинизм» используется для манипуляции общественным мнением и насаждения идеологии интернационализма. Так ещё большевики говорили о «русском великодержавном шовинизме», хотя никакого массового проявления оного в среде Русского народа не наблюдалось никогда. Напротив, шовинизм всегда свойственен разнообразным этническим меньшинствам, т. к. в какой-то мере помогает им выживать, быть сплочённее. Большим народам шовинизм не свойственен никогда, но именно больши́е народы всегда обвиняются в нём. Как известно, очень трудно (практически невозможно) разрушить империю снаружи. Основная опасность для существования империи проистекает от ее внутренних проблем. Будучи многонациональным государством, в котором объединяется много народов, каждый со своим языком, культурой и менталитетом, империя уделяет особое внимание созданию целостности внутренней духовной среды государства и общества. Достичь этого, возможно лишь возвеличивая разными способами культуру и язык так называемой «титульной нации» и унижая культуру и языки покоренных империей народов. Такая политика, направленная на подавление духовной среды покоренных народов и превозношение культуры и языка нации-поработителя, и называется великодержавным шовинизмом. При этом следует особо подчеркнуть, что престижность в империи культуры и языка «титульной нации» ни в коей мере не связана с их подлинными достоинствами. В самом деле, ведь покорение чужих земель и других народов осуществляется исключительно на базе военного («огнем и мечом»), а отнюдь не интеллектуального превосходства. Более того, воинственность и безжалостность «титульной нации» не проходит для нее даром. Эти качества как раз влекут за собой неизбежные потери в духовной сфере и способствуют оскудению культуры и упадку нравственности. Популярность «титульной» культуры и языка, таким образом, целиком является следствием того, что они ассоциируются в народном сознании с социальным и карьерным успехом, поскольку ими пользуются правящие классы империи. Культура же и язык покоренных народов, обладая порой даже большими достоинствами, нежели официально продвигаемые, получают некий ярлык лузерства, поскольку употребляются лишь простым народом, а не патрициями. В наше время, когда на Земле осталась лишь одна Российская империя, а все остальные канули в лету, наибольший интерес при анализе явления великодержавного шовинизма представляет именно политика языковой и культурной экспансии российского империализма на покоренных Россией землях, а также тех, на захват (или возвращение) которых она все еще рассчитывает. В Российской империи, на протяжении всего периода ее существования, на государственном уровне проводилась политика русификации. Все ведущие средства массовой информации (радио, газеты, телевидение) выпускались на русском языке. Во времена СССР некоторые региональные СМИ издавались на национальных языках покоренных Россией народов. Но делалось это лишь для отвода глаз, и притом уровень качества таких изданий специально доводился (путем перевода лучших специалистов в русскоязычные издания и низкого уровня финансирования национальной прессы) до порога, который был ниже всякой критики – именно с целью внушить населению империи ту мысль, что лишь русский язык достоин того, чтобы его реально использовать. Разрушительные идеи – являются причиной деградации общества, народа и государств, служат антигумманым целям. Разрушительные идеи всегда отражали деятельность и власть враждебных сил. Примером разрушительных идей являются идеи пропагандирующие расизм, фашизм, терроризм, колониализм. На сегодняшний день одной из разрушительных идей предоставляющей угрозу человечеству является терроризм. Терроризм (лат. - страх) метод основанный на идее физического уничтожения людей с целью достижения своих враждебных целей. Он может, провялятся в форме экономического, политического, религиозного, расового, индивидуального группового террора. Настоящую сущность терроризма составляет создание обстановки постоянного страха в обществе, нарушение стабильности в обществе путём применения насилия, совершение взрывов и убийств невинных людей, детей ради политических целей. Ещё одной из антигумманых идей является великодержавный шовинизм и агрессивный национализм. Исходя из исторической практики, это явление можно охарактеризовать как политическую, идеологическую и экономическую гегемонию со стороны конкретных сил, государства или стремление к ней в межнациональных и межгосударственных, религиозных отношениях. Великодержавный шовинизм проявляется в борьбе некоторых крупных наций за установление своего исключительного господства не только в рамках многонациональной империи, но и на окружающем её пространстве. Наш край так же длительное время испытывал на себе всю пагубность шовинистических и агрессивно националистических идей. Узбекистан пережил сложный период насильственного удержания в составе Российской, а затем Советской империи, период, который сегодня получает различные, порой взаимоисключающие интерпретации. 4.3 Разрушительная сила религиозного фанатизма Религия, являясь частью жизни общества, неизбежно соприкасалась, оказывала влияние и сама испытывала таковое со стороны других сфер общественной жизни. Неслучайно поэтому большинство ныне существующих религиозных систем сформировалось в период социально-экономических, политических переломов, кризисов. Тем самым религия в разные периоды человеческой истории более или менее явно входила в соприкосновение с политикой, нередко использовалась в политических, не всегда благовидных целях. Именно это порождает такое понятие как религиозный фанатизм. И. Каримов в своей книге «Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» отметил следующее. История человечества знает немало примеров, когда неотъемлемый элемент религиозного сознания – вера людей – использовалась не как созидательная, а как разрушающая сила, как фанатизм, самыми характерными качествами или проявлениями которого являются страстная убежденность в истинности только своей конфессии, а также полная нетерпимость к другим. Именно люди и группы людей несущие заряд фанатизма, способны вызвать широкую волну дестабилизации в обществе, тем более что элемент массовости размывает чувство личной ответственности за те или иные действия, придает движению окраску «народного». Вопросы религиозного фанатизма обусловлены не только, и не столько собственными религиозными противоречиями, сколько нерешимостью многих социальных, политических и экономических проблем. Собственно, эти же проблемы порождают и фанатизм иного толка, к которому относится большевистский, националистический и т.п. Религиозный фанатизм обладает огромной разрушительной силой. Примером могут быть религиозные секты "Аум Сенрике", распространяющиеся в Японии. Представители этой секты овладев сознанием молодых людей в различных странах мира, старались превратить людей в зомби, манкуртов. Эту же природу имеют и действия представителей радикального вахабитского течения, которые под завесой религии пытаются проникнуть в Центральную Азию, в том числе и в Узбекистан. Их цели: - «Хизбут - Тахрир» - изменить существующий строй и создать исламское государство в форме халифата путем совершения государственного переворота; - Акромиды - проникновение в широкие слои молодежи, признание только Аллаха, отрицание государства любого типа, подчинение только лидеру течения (ни матери, ни отцу, ни закону), построение исламского государства. - Вахобизм - путем свержения существующего строя создать исламское государство. Заключение Подводя итоги проведенной работе, можно сделать вывод о том, что все поставленные цели и задачи выполнены. Рассмотрены такие вопросы, как влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества, историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура, место созидательных идей в развитии общества, разрушительные идеи и их вредность для общественного развития. Так же более подробно рассмотрены вопросы, касающиеся национализма, как объекта научного исследования, великодержавного шовинизма и разрушительной силы религиозного фанатизма. В заключении хотелось бы сказать, что из опытов древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным то, что идеи и идеологии, существующие в мире берут силу от двух чувств в сердце человека – от стремления к созиданию или к разрушению. История человечества – это непрерывный процесс возникновения, практической реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга в зависимости от того, какие цели и задачи преследуются господствующими силами и органами власти, чьи интересы они выражают. Созидающие идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению, превращают жизнь в подлость. Когда люди предаются беспечности, когда ослабевают их созидательные стремления, тогда зловредные и разрушительные идеологии могут получить власть, отвлекая людей. Созидательные и разрушительные идеи – две силы, которые постоянно противоборствуют на мировой арене. Борьба различных идей не утихает не на минуту, что и является причиной столь пристального внимания к данной проблеме и в Республики Узбекистан. Список используемой литературы Каримов И. По пути безопасности и стабильного развития: Т.6. – Т.: «Узбекистан», 1998. Каримов И. Идеология – это объединяющий флаг нации, общества, государства. 1996. Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. 1997. Каримов И. Своё будущее мы строим своими руками Каримов И. Наша высшая цель – независимость и просвещение родины, свободы и благополучия народа. Интернет. wikepidemiya.ru |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |