|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сознание, его происхождение и сущностьСознание, его происхождение и сущностьКонтрольная работа по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ Тема: «Сознание, его происхождение и сущность» 2009 Содержание Введение 1. Постановка и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме 2. Проблема идеального в философии Заключение Список литературы Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Объектом данной работы является сознание, а предметом происхождение и сущность сознания. Цель работы – изучить сознание, его происхождения и сущность. Для того, чтобы достичь цель необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. 1. Рассмотреть постановку и решение вопроса об отношении сознания к бытию в идеалистическом и в домарксистском материализме. 2. Изучить проблему идеального в философии. Структура работы состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы. Идеализм подчеркивает, что сознание само по себе по своим внутренним законам развивается и порождает материю. Впервые в плоскость четкого деления, что первично, а что вторично, материя или сознание вопрос поставил Платон. Платон (427-347 гг.): «Мир идей – есть подлинная реальность, а мир вещей – есть только тень мира идей». Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира, и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Рассмотрим определение сознания, данное А. Т. Спиркиным. Под сознанием, по А. Т. Спиркину, понимается способность идеального (психического) отражения действительности превратить объективное содержание предмета в субъективный образ душевной жизни человека. Основное в таком понимании сознания сосредотачивается на противопоставлении материального и идеального2. Под идеальным понимается «материальное», только пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Этим самым подчеркивается, что образ материального в сознании не содержит ничего материального отображаемой материальной действительности. Это своего рода функциональное свойство мозга общественного человека, сущность которого заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструировании внешнего мира и самого себя. Сознание не только имеет возможность адекватно оценивать действительность, но и субъективно, благодаря своему внутреннему эмоциональному миру. Идеальное обладает субъективной реальностью, но воспроизводить или воспринимать действительность оно может и реально, и искаженно, иллюзорно, ошибочно. Идеальность сознания отмечает субъективность образа по форме, оно может быть отражением непосредственным и опосредованным, конкретным и обобщенным. При этом учитывается, что идеальное - это не только то, что свойственно общественному человеку, но и всему человечеству. Структура сознания в гносеологическом плане хорошо проработана А. В. Ивановым. Автор представил сознание в виде поля, разделенного на части. Сектор (I) является сферой телесно - перцептивных способностей и полученных на их основе знаний. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человека получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и его взаимоотношениях с другими телами. Сектор (II) соотносится с логико-понятийной компонентой сознания, с помощью мышления человек выходит за пределы чувственно данного в ощущениях и переходит в сущностные уровни предметов и явлений. Это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Сектор (III) связан с эмоциональной компонентой сознания. Эта сфера не имеет непосредственной связи с внешним предметным миром, в ней сосредотачиваются личностные переживания, воспоминания, предчувствия, с которыми сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться живущий человек. Последним центральным сектором является сектор (IY). Он соотносится с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой сознания. Здесь ускорены высшие мотивы деятельности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивном бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т. е. не истина как форма согласования мысли с предметной деятельностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами. 3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве познания выступает собственное «я», другие «я» и результаты гуманитарно-символической деятельности. Левая половинка сознания образуется I и II секторами (это характерно для правшей), которые образуют внешне познавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания. Целью этой сферы выступает истина.1 Проблема сознания, включая в себя представление о его составе, тесно связана с вопросом о самосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой существует сознание, а за его рамками - самосознание. Большинство философов не согласны с таким утверждением и считают очевидным факт существования самосознания в пределах самого сознания. Самосознание дает возможность субъекту брать предметом своего анализа самого себя: свои мысли, чувства, действия, положение в коллективе, обществе. Самопознание ведет к самооценке. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умение ставить реальные цели, строго оценивать течение своей мысли и др. Верная оценка поддерживает достоинства человека, помогает устранить недостатки. Самосознание невозможно без социального фактора, без коммуникаций.2 2. Проблема идеального в философииДуховный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание. Материя и сознание противостоят друг другу, эта противоположность материи и сознания не абсолютна, а относительна. В.И. Ленин писал, что данная противоположность «имеет абсолютное значение только в пределах ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса, вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна»[1]. Прежде чем рассматривать сознание как субъективно отраженное бытие, проанализируем, что представляет собой субъективно-идеалистическое направление. Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точки зрения (Телеология). Марксизм-ленинизм все разновидности идеализма подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не абсолютно, Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного идеализма; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного идеализма. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Особенность объективного идеализма Платона, свойственная древнему идеализму, вообще - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма, произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на фальсифицированном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю вне природного бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир, Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости "вещей в себе" от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно- идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая в философии Шеллинга и, особенно, Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма. Отрыв сознания от материи приводит либо к дуализму, материя и сознание рассматриваются как независимые друг от друга реальности, либо к идеализму, когда сознание абсолютизируется и превращается в независимую, самодостаточную реальность, которая порождает материю. - для объективных идеалистов (Платон, Гегель и др.) существует вечный мировой разум (мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля), а наше человеческое сознание является лишь отблеском, формой проявления этого мирового разума.[2] - субъективные идеалисты (чья позиция ниже изложена) (Беркли, Юм, Мах и др.) признавали только человеческое сознание и считали, что оно является единственной реальностью, за пределами которого либо ничего нет, либо мы не можем знать, что там имеется. Как видим, общим для объективных и субъективных идеалистов в понимании сознания является то, что оно у них не есть продукт развития материи, а наоборот, материальные тела являются отблеском, формой проявления мирового сознания либо совокупностью наших ощущений. Субъективный идеализм – одна из разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассмотрение ее как нечто полностью определяемое его активностью. Субъективный идеализм исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания). Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышление человека, абсолютная идея и дух. Процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятия. Французские материалисты 18 в. (Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро) - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция субъективного идеализма). Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности. В.И. Ленин писал в «Философских тетрадях», что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»[3]. Но эта мысль В.И. Ленина противоречит исходному положению диалектического материализма о том, что сознание есть отображение в мозгу человека объективного мира, о том, что в сознании внешний мир отражается, копируется, фотографируется. При внешнем сопоставлении этих суждений противоречие налицо. Но все дело в том, что трактовка сознания как отражения, отображения объективного мира – это только исходный материалистический принцип, значение которого заключается в противопоставлении идеалистическому пониманию сознания как демиурга, творца действительного мира (термин древнегреческой философии, введен в философский лексикон Платоном). Субъективные идеалисты говорят, что ум — это поток состояния сознания, состоящий из ряда моментов, причем внутри ума хранятся впечатления всего прошлого опыта. В некоторый определенный момент, при наиболее благоприятных обстоятельствах, это латентное впечатление выходит на поверхность сознания. В этот момент впечатление, так сказать, достигает зрелости и развивается в непосредственное сознание, или восприятие. Таким образом, в этот определенный момент воспринимаемым делается только тот объект, чье скрытое впечатление обнаруживается под влиянием обстоятельств; этот процесс похож на оживление впечатлений прошлого, которые хотя и сохраняются в памяти целиком, но в определенные моменты оживают лишь частично. Вот почему в данный момент можно воспринять только некоторые и нельзя воспринять всякие объекты в любое время по своему желанию. Следовательно, мы должны признать существование различных внешних объектов вне сознания. Существование внешних объектов может быть выведено из их умственных образов, или идей. Эти объекты придают индивидуальные формы различным состояниям сознания. Из этих форм, или представлений об объектах в уме, мы можем заключить о наличии их причин, то есть о существовании объектов вне ума. Причина того, почему мы не можем воспринять когда нам угодно любой объект, заключается в том, что восприятие зависит не просто от ума, а от четырех различных условий. Для получения восприятия объекта налицо должны быть: - сам объект, чтобы придать форму сознанию; - познающий ум (то есть состояние ума в непосредственно предшествующий восприятию момент), чтобы вызвать сознание формы; - чувство, чтобы определить вид сознания этого объекта — будет ли оно видящим, осязающим или каким-либо другим. - благоприятные вспомогательные условия, такие, как свет, удобное положение, воспринимаемая величина и т. д. Совокупность этих факторов вызывает восприятие объекта. Форма объекта, порожденного таким путем в уме, — это действие объекта на другие вещи. Существование же самого объекта, конечно, не воспринимается, ибо то, что ум познает непосредственно, есть лишь копия, или представление объекта в собственном сознании воспринимающего. Но наличие копии приводит к заключению о существовании объекта, так как без него не может возникнуть копия. Рассмотрим философские позиции наиболее известных субъективных идеалистов: - Мах Эрнст (1916гг). Австрийский физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Признав вещи “комплексами ощущений”, Мах тем самым противопоставил свое учение философскому материализму. Мах отвергал понятия причинности, необходимости, субстанции как не данные в “опыте”. В соответствии “экономии мышления”, описание мира должно включать только “нейтральные элементы опыта”; реальны лишь эти “элементы” (Мах отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи. - Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814гг). Немецкий философ, второй по времени после Канта деятель немецкого классического идеализма. Фихте выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и отмену феодальной раздробленности. Выдвинул значение “практической” философии – вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, но свел “практику” к деятельности одного лишь морального сознания. Предпосылкой “практической” философии считал научно разработанную теоретическую систему – науку о науке – “наукоучение”. В основе “Наукоучения” Фихте (1794) лежит теория субъективного идеализма. Фихте пытался вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Фихтелевское исходное “я”, но и не субстанция вроде субстанции Спинозы, а нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного “Я” Фихте выводит отдельное “Я”, под которым он понимает не абсолютный, а всего лишь ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое “Я”, которому противостоит – тоже эмпирическая – природа. Отсюда Фихте заключает, что теоретическая философия, положив “Я” и “не-Я”, необходимо противопоставляет их друг другу – в пределах того же исходного абсолютного “Я” - как результат его ограничения или разделения. Следуя этому своеобразному методу “полагания” “противополагания” и “синтезирования”, Фихте развил систему категорий бытия и мышления, как теоретических, так и практических. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется “антитетическим” т.к. антитезис собственно не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Фихте признал непосредственное созерцание истины умом, т.е. “интеллектуальную интуицию”. Наряду с основным для Фихте учением субъективного идеализма в его философии налицо колебание в сторону объективного идеализма, усиливающееся в последние годы его жизни. - Авенариус Рихард (1843-1896гг). Швейцарский философ –субъективный идеалист,один из основателей эмпириокритицизма, профессор Цюрихского университета. В центре его филоснофии понятие опыта, в котором якобы снимается противоположность сознания и материи, психического и физического. Авенариус выступил с критикой материалистической теории познания, определяя ее как интроекцию, т.е. вкладывание внешнего мира в человеческое сознание.Он также отстаивал теорию “принципиальной координации” субъекта и объекта, т.е. зависимость последнего от первого. Основная работа Авенариуса – “Критика чистого опыта” (1888-1890). Итак, сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу. Проанализировав в данной работе сознание: его происхождение и сущность необходимо отметить, что сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно - единое целое. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно. 1.Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев – М.: ТК Велби, 2003. – 554 с. 2.Бессонов, Б.Н. Философия: Курс Лекций / Б.Н.Бессонов.- М.: издательство Астрель, 2004. – 396 с. 3.Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. – 458 с. 4.Гегель. Сочинения / Гегель.- Т.Х1.- М.:Политиздат,1992. 585 с. 5.Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин- Т. 29.- М.:Политиздат,1982.- 285 с. 6.Маркс, К. Соч. 2-е изд./ К. Маркс, Ф. Энгельс- Т. 23.-М.:Политиздат, 1963.- 385 с. 7.Спиркин, А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов./ А.Г. Спиркин - М.: Политиздат,1998. – 592 с. [1] Спиркин, А.Г. Философия [Текст] : учебник для вузов/ А.Г. Спиркин – М.: Гардарики, 2004. – С. 521. 1 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 1996. - С.158-162. 2 Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 49-53. [1] Ленин В.И. Полн. собр. соч./ В.И. Ленин.- Т. 18.-М.:Политиздат,1982.- С. 51. [2] Гегель. Сочинения./ Гегель.- Т.Х1.-М.:Политиздат,1992.- С.425. [3]Ленин, В.И. Полн. собр. соч./ В.И. Ленин- Т. 29.-М.:Политиздат,1982.- С. 194. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |