|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сознание, как философская категорияСознание, как философская категорияСодержаниеВведение1. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания2. Сознание как высшая форма отражения объективного мира, творческая и регуляторная деятельность сознания3. Единство языка и мышления4. Проблема моделирования мышления5. Задание 1 6. Задание 2ЗаключениеПриложениеСписок литературыВведениеВ современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии – человека. С диалектических позиций достигается цель данной работы – характеристика эволюции отражения от самой простейшей его формы до высшей – психики человека и свойственного ей сознания. Развитие языка как средства трансляции широкого опыта, как знаковой системы взаимосвязано и взаимообусловлено с развитием мышления и в общем сознания человека. Несмотря на некоторую критику со стороны других систем исследовательских подходов, заслуга диалектики в теории познания неоспорима. Диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению. 1. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознанияМатериалистическая философия рассматривает сознание как продукт закономерного развития материи и, соответственно, развития ее отражательной функции. Наиболее общая природа (качество и сущность) сознания выражена материалистической формулой его вторичности. Эта формула включает следующие взаимосвязанные идеи: 1) сознание есть продукт бесконечного развития материи, 2) сознание – свойство высокоорганизованной материи (человека). С позиций диалектического материализма, материя порождает не только сам процесс происхождения мыслящего Человека, но и условия его возникновения. Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты взаимодействующих на них явлений. Отражение – атрибут материи, оно характеризует взаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого и представляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия. Процесс отражения одного объекта в другом - это процесс усваивания первым объектом информации о втором объекте. Другое дело, насколько эта информация адекватно усваивается. И здесь всплывают три основные закономерности отражения: 1) степень адекватности отражения прямо пропорциональна близости природ взаимодействующих тел; 2) если же качества тел значительно различаются, то тела воспроизводят лишь количественные характеристики друг друга. Например, ЭВМ, представляя собой физический субстрат, воспроизводит лишь формальные, количественные особенности общества, обладающего неизмеримо более сложным социальным субстратом; 3) высшее способно воспроизвести низшее адекватно, поскольку в структуру высшего субстрата включены качества всех низших субстратов (рисунок 1.)[1]. Отражение – свойство любого материального тела по-своему, своими средствами воспроизводить в себе природу и содержание воздействующего тела. Отражение – атрибут материи, оно характеризует взаимодействие тел в аспекте реакции одного тела на воздействие другого и представляет, таким образом, внутреннюю сторону взаимодействия. Философское понятие отражения на десятки лет опередило появление его частнонаучного аналога - понятия информации, описывающего отражение с формальной стороны. (т.е. Информация – это формальный способ описания отражения) Природа предмета воспроизводится не всегда, а лишь при определённых условиях. Свойство отражения развивается вместе с эволюцией материи, принимая на наиболее сложных ступенях форму психики и ее высшего уровня – сознания. Отражению присущи три основные закономерности. Изменение, которое претерпевает тело под воздействием другого, будучи своеобразным отпечатком ("следом") последнего, оказывается более-менее адекватным воздействующему телу. (Под адекватностью понимается воспроизведение качества, количества и формы.) Первая: степень адекватности отражения прямо пропорциональна близости природ взаимодействующих тел. Вторая: Если же качества тел значительно различаются, то тела воспроизводят лишь количественные характеристики друг друга. Например, ЭВМ, представляя собой физический субстрат, воспроизводит лишь формальные, количественные особенности общества, обладающего неизмеримо более сложным социальным субстратом. Третья: высшее способно воспроизвести низшее адекватно, поскольку в структуру высшего субстрата включены качества всех низших субстратов (рис.1). Отражение прошло несколько стадий эволюции. При механическом взаимодействии тел макромира отражение носит суммарный характер (сила взаимодействия, равная произведению массы на ускорение, не выделяет массу и энергию в виде отдельных составляющих). Такое отражение эпизодично и случайно, а "след" взаимодействия при упругом ударе не имеет структурного закрепления. При более сложных физических взаимодействиях тела отображают друг друга в многообразных физических параметрах. Отражение становится структурированным, локализованным, необратимым, получает цепной характер. Химическая форма отражения сохраняет свойства физической и получает новую особенность: взаимное изменение агентов в химической реакции закрепляется созданием нового качества – образовавшегося химического вещества, что придает отражению прерывистый характер. Коллоиды (вещества, химически непосредственно предшествующие живому) существуют за счет сложных цепей химических превращений и обладают уникальными свойствами. Коллоиды способны изменять свои отражательные характеристики, им присущи своеобразные "защита", "привыкание" и "сенсибилизация". Эти свойства выступают химическими прообразами-аналогами биологических избирательности и приспособляемости. Жизнь нуждается в постоянном самообновлении, осуществляемом в виде: 1) обмена веществ со средой, направленном на поддержание параметров организма на неизменном уровне; 2) воспроизводства организма в потомстве (репродукция). "Сущностью жизни, или биологического способа существования, является тенденция к самосохранению путем приспособления к среде. На биологическом уровне отражение служит биологическим целям и в силу важности задачи обособляется в отдельную функцию, выполняемую поначалу специально предназначенными структурами клетки, а затем особого рода клетками, складывающимися в дальнейшем в нервную систему. Для обеспечения самосохранения организм должен не только дать оценку явлениям внешней среды, но и смоделировать будущие состояния среды, т.е. осуществить опережающее отражение, с тем чтобы успеть выработать команды на своевременную перестройку систем организма и адекватно прореагировать на изменение средовых условий. Биологическое отражение проходит две крупные ступени развития: раздражимость и психику. Раздражимость - это способность живого отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения, которое выражается во внешней реакции. Гигантским шагом в развитии свойства отражения является выработка биологической оценки раздражителей. Поскольку моделирование среды на уровне раздражимости происходит, во-первых, с потерей качества средовых элементов, а во-вторых, в соответствии с материальными закономерностями отражение не всегда получает необходимую сложность и требуемую степень опережения. Для более сложных форм приспособления необходимо воспроизводить при отражении многообразные качества средовых агентов и давать относительно далекие прогнозы средовых изменений, осуществить которые на основе прямого материального моделирования не удается. Именно поэтому возникает психика, связанная с выработкой не материального подобия, а идеального образа действительности. Идеальный образ включает в себя в принципе все содержание отображаемого предмета (явления, процесса), оригинала, и в то же время образ не есть его материальный аналог. В идеальном образе предмет получает свое второе существование, не будучи материальным повторением оригинала. Идеальный образ есть функция двух аргументов: объективного оригинала и отражающего субъекта, т.е. несет в себе содержание не только объективное, но и почерпнутое из самого субъекта, и в этом смысле идеальный образ всегда субъективен. В учение о познании как отражении действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория отражения по праву носит название ленинской теории отражения. Его теория подвергается критике со стороны некоторых буржуазных идеологов (А. Лефевр, Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория отражения якобы ограничивает человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее - то, чего ещё нет), недооценивает творческую активность сознания, и предлагающих заменить категорию отражения понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей диалектико-материалистическую концепцию отражения механистическим его пониманием, очевидна. Ленин никогда не отрицал творческой активности сознания, он считал, только на основе адекватного отражения объективного мира возможна творческая активность человека, преобразующего мир. Принцип отражения - краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие отражения входит в само определение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма. 2. Сознание как высшая форма отражения объективного мира, творческая и регуляторная деятельность сознанияСознание – высшая сфера человеческой психики, т.е. социального отражения, связанного с трудом и речью. В психике человека аккумулированы в обобщенном и превращенном виде отражательные возможности предшествующих человеку форм материи и, кроме того, появляются новые свойства. Сознание отличается от психики животных двумя главными особенностями: во-первых, способностью отражать не только явления (внешнее, доступное чувственному восприятию содержание оригинала), но и сущность (глубинное, скрытое от чувств и познаваемое мыслительным путем содержание), во-вторых, наличием самосознания. С помощью самосознания человек отличает себя от внешнего мира и противопоставляет себя ему в познании и практической деятельности, осознает собственную духовную и материальную жизнь и дает ей самооценку. Самосознание возникает в результате общения индивида с другими людьми и имеет исторический характер. Субъективный характер идеального отражения, относительная независимость последнего от законов функционирования объектов материального мира обусловливают большую автономность духовного мира человека и тем самым творческую свободу оперирования разнообразными моментами действительности, в том числе и такими, которые в объективном мире связаны неразрывно: содержанием и формой, явлением и сущностью и т.п. Процесс познания не сводится к пассивному копированию, а представляет собой активное конструирование, творческое воспроизведение действительности в преобразованной, идеальной форме. Однако сознание не способно к абсолютному предвидению, оно не в состоянии синтезировать новое, никогда не виданное качество, которое материя успешно рождает в своем закономерном развитии; сознание может лишь проследить тенденции, уводящие в будущее, после того как они уже появились материально. Сознание, будучи высшей сферой психики человека, в целом носит социальный характер, однако в определенной мере человек осознает и свою биопсихику, т.е. сознание охватывает оба указанных уровня. На социальном и биологическом уровнях психики имеется значительная неконтролируемая сознанием область - бессознательная психика, или просто бессознательное (рис.2). Материальным фундаментом, низшей основой психики служит физиологическая деятельность, сложнейшим проявлением которой выступает высшая нервная деятельность (ВНД). Ощущение, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Восприятие, сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Поскольку предмет сознания — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания, постольку одним из существенных его моментов является самосознание. Очеловеченную животную психику составляют эмоции и элементарные чувства, а также инстинкты. Эмоция – это форма психической деятельности, в которой в виде непосредственного переживания конкретной ситуации осуществляется оценка значимости раздражителя для субъекта. Различают эмоции радости, гнева, удовлетворения, страха и т.п. Длительное устойчивое эмоциональное состояние называется настроением. Инстинкт – форма биопсихики, регулирующая сложные типы врожденного поведения. У человека различают следующие инстинкты: 1) самосохранения ("инстинкт жизни"), включая пищевой; 2) половой; 3) деятельности (двигательный); 4) исследовательский (ориентировочный); 5) общения, сюда входят инстинкты родительский и родства. Прогрессивное развитие общества ведет ко всё более полному и естественному удовлетворению инстинктов человека в цивилизованной форме. Значительная доля биопсихической деятельности человека осуществляется бессознательно, но в той или иной степени человек осознает свои эмоции и инстинкты и в определенной мере, преимущественно со стороны формы, способен управлять ими. Бессознательная часть психики включает в себя такие общие типы, как – неосознаваемые чувственные восприятия; – опущенное в подсознание психическое содержание, предварительно хорошо освоенное сознанием; – неосознаваемые побудители деятельности; – неосознаваемая активность при решении творческих задач и др. Конкретные формы бессознательной деятельности: Аффект – сильнейшее эмоциональное перенапряжение, могущее привести к утрате сознательного контроля над поведением. 3аражение – неконтролируемая передача эмоционального состояния от одного индивида к другому. Установка – настроенность психики и нервной системы воспринимать строго определенное, заранее ожидаемое содержание действительности; с помощью механизма установки человек предвосхищает содержание отражения. Интуиция – психическая способность прямого и необъяснимого постижения конечного результата отражения, минуя промежуточные стадии. Латентное обучение – бессознательное восприятие познаваемых элементов при обучении, помогающее в дальнейшем овладеть потребным умением. Природные реакции не исчезают с возрастом, а включаются в преобразованном и подчиненном виде в более сложные формы психической деятельности. Формирование психики в индивидуальном развитии человека, обеспечиваемое социальными и подчиненными биологическими факторами, есть процесс, связанный с определенной исторической ступенью развития человеческого общества. При переходе к последующим фазам общественного прогресса у индивидов под целенаправленным воздействием социальных сил складываются все более сложные нейродинамические мозговые структуры, обладающие соответствующей тонкостью физиологических функций. 3. Единство языка и мышленияЯзык также древен, как и сознание: еще Аристотель заметил, что «Один только человек из всех живых существ одарен речью»[2]. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации. Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состоянии, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. либо призывом к совместным действиям, либо предупреждением об опасности н т.п Человеческая же речь оторвалась вместе с сознанием от своей ситуативноести. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь -- это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык - это система содержательных, значимых форм. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Таким образом, язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете так или иначе переводятся на словесный язык — универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего интерпретатора. Так, невозможно, минуя язык, «перевести» музыкальное произведение, скажем, в математические форму. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы. Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой н последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит», гласит народная мудрость. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия[3]. 4. Проблема моделирования мышленияОт чувственного познания, от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление — это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Пытливость — существенный признак мыслящего человека. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Ведь построить здание научного и философского знания из одних чувственных ощущений и представлений и их комбинации нет никакой возможности: все чувственные восприятия, несмотря на их красочность и жизненную сочность, крайне бедны содержанием: они не проникают в суть дела. Специальное устройство наших органов чувств и их небольшое число потому и не ставят абсолютной границы нашему познанию, что к ним присоединяется деятельность теоретического мышления. «Око сидит далеко, а мысль еще дальше», — гласит народное изречение. Наша мысль, преодолевая видимость явлений, их внешнее обличье, проникает в глубь объекта, в его суть. Исходя из данных чувственного и эмпирического опыта, мышление может активно соотносить показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более, того, со всем совокупным опытом, знаниями человечества, и в той мере, в какой они стали достоянием данного человека, и решать практические и теоретические проблемы, проникая через явления в сущность все более и более глубокого порядка. Логическое мышление - значит подчиненное правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, более глубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Эти правила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логические законы — это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системой духовной культуры[4]. Реальный процесс мышления разворачивается не только в голове отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила логического мышления. Первый существенный признак мышления заключается в том, что оно есть процесс опосредованного познания предметов. Это опосредование может быть весьма сложным, многоступенчатым. Мышление опосредуется прежде всего чувственной формой познания, нередко символическим содержанием образов, языком. На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в неведомое, неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании строится наука. На чем основывается возможность опосредованного познания? Объективной основой опосредованного процесса познания является наличие опосредованных связей в мире. Например, причинно-следственные отношения дают возможность на основании восприятия следствия сделать вывод о причине, а на основании знания причины предвидеть следствие. Опосредованный характер мышления заключается также в том, что человек познает действительность не только на основе своего личного опыта, но и учитывает исторически накопленный опыт всего человечества. В процессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекает нити из полотна общего запаса имеющихся в его голове знаний о самых разнообразных вещах, из всего накопленного жизнью опыта. И зачастую самые невероятные сопоставления, аналогии и ассоциации могут привести к решению важной практической и теоретической проблемы. Теоретики могут с успехом извлекать научные результаты относительно вещей, которые они, быть может, никогда не видели. Таким образом, теоретизирование всегда находит основу в практике. В жизни мыслят не только «теоретики», но и практики. Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как. теоретическое мышление — на отыскание общих закономерностей. Практическое мышление непосредственно включено в практику и постоянно подвергается ее контролирующему воздействию. Теоретическое мышление подвергается практической проверке не в каждом звене, а только в конечных результатах практического применения. Практическое и теоретическое мышление — это единый процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии. Однако в силу различных причин эти типы мышления не всегда совмещаются в одном человеке с одинаковой полнотой. История науки знает блестящих экспериментаторов и не менее блестящих теоретиков и наоборот. В науке происходит в известной степени разделение труда между учеными — экспериментаторы и теоретики. И то и другое требует специфических навыков, образования, системы знаний и того, что называется складом ума. Мышление является предметом изучения многих наук: теории познания, логики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, в какой-то мере эстетики, изучающей художественную форму мышления, а также в определенной степени общего языкознания, исследующего связь между языком и мышлением в их историческом развитии. Единство теории познания, исследующей общие методы познания и отношение знания, мышления к объективной реальности, и логических аспектов мысли с учетом психологии творчества и достижений всего научного познания нашло свое наиболее полное отражение в общефилософской логике. Логика выполняет важную роль общей методологии наук. Именно логика представляет собой общее учение об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Мышление современного человека, достигшее удивительного совершенства в приемах активного отражения действительности, представляет собой чрезвычайно сложный продукт многовекового развития познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Благодаря кропотливым и упорным жизненным усилиям каждое поколение неустанно вносило свою посильную лепту в грандиозное здание культуры человеческой мысли. Для того чтобы глубоко и всесторонне понять сущность человеческого мышления, вскрыть его познавательную роль, изучить, каким оно является в данный момент, необходимо выяснить, как оно стало таковым. Без подлинно научной разработки истории развития мышления не может быть и его настоящей теории. Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Познание у каждого человека идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и является воспроизведением исторического пути развития мышления. Специфические особенности ранних ступеней развития мышления, отличавшегося конкретностью, наглядностью, получили свое выражение, например, в операциях счета. Первобытный человек не мог осуществлять счет «в уме». Прежде чем научиться считать мысленно, люди считали при помощи рук, манипулируя с конкретными предметами. Счет «в уме» возможен лишь посредством оперирования отвлеченными единицами, т.е. при условии абстрагирования количества предметов от самих предметов. Первобытные люди не обладали этой способностью; они могли считать лишь непосредственно осязаемые и зримые предметы[5]. Слова и выражения в своем поступательном историческом развитии как бы обволакивались тем смыслом, который вкладывали в них различные поколения людей, пользовавшиеся ими. Человек всегда стремился представить конкретно, наглядно то, что недоступно конкретному восприятию. Проанализируйте предложенные суждения. В каком из них, на ваш взгляд, отражена сущность творческого мышления: А) творческое мышление – это способность к фантазии; Б) творческое мышление – это мышление не по правилам логики; В) творческое мышление – это способность получать новую информацию; Г) творчество – способность создавать принципиально новое; Д) творчество – процесс, при котором мы выходим за пределы известного знания и создаем то, чего не было в опыте. К определению творческого мышления более подходит дефиниция «Д». Для творчества необходима фантазия, но, все же, только этого не достаточно. Если это мышление не по правилам логики, то это будет бред сумасшедшего. Нелогично – значит неправильно, не истинно. Если мы вспомним, что именно «берет за душу», например, поэзия, то это будут произведения правдивые, точные, выверенные временем, культурным развитием автора, его гениальностью. А то, что сумбурно и нелогично – может, будет сколько-то модным, и всего лишь. Определение «В» близко, но не полно. Дело в том, что творческий процесс – это не только получение информации, но и ее переработка и выдача. Не каждый, кто сумел увидеть что-то новое, может интересно это предать другому. Продукт творчества – это, конечно, что-то новое. Только непонятно, что значит «принципиально» новое. Философия познания гласит, что невозможно создать то, чего совершенно нет. Например, нельзя придумать животное, которое будет представлять совершенно иной вид, чем имеющиеся на Земле. И, наконец, последнее утверждение больше всего относится к творчеству. Творческий человек действительно больше видит и больше знает (пусть даже в какой-то области), а потому может создать то, чего не было (или не знакомо) в опыте человечества. 6. Задание 2Пред вами – два противоположных взгляда на возможность создания мыслящего устройства: 1) мышление – продукт социальной среды. Его носитель – человек – является социальным субъектом. Машина не может «мыслить», т. к. не является социальным субъектом. 2) если социальная природа мышления закономерна и познаваема, то она может быть в принципе искусственно воспроизведена. Какой из ни вам представляется более убедительным? Почему? Мыслящее существо можно изобрести, но оно не будет социальным. Принадлежность к социуму дает не только одно мышление. Чтобы стать субъектом общества, человек проходит стадию социализации, а затем – индивидуализации, когда приобщается к общественным устоям, культуре, морали и т. д., и сам же становится затем их носителем и транслятором. Думаю, машине это не под силу. Человек всегда сложнее машины, и сложнее самого себя или равного себе придумать не сможет. Как говорится, выше крыши не прыгнешь. Верность 1) очевидна. ЗаключениеЧеловек – часть живой природы, т. е. – материи. И ему, соответственно, присущи все те свойства, которыми обладает земная материя в целом. Эти вопросы были рассмотрены в данной работе: формы отражения материи, сознание, как форма «человеческого отражения». Развитие сознания и мышления неразрывно связано с речью, языком как семиотической (знаковой) системой. Таким образом, человек – это венец эволюции и развития материи. Отражение, пройдя долгий путь развития от примитивной формы, воплотилось в человеческом сознании. Вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением – свойством отражения. Любое отражение несёт в себе информацию об объекте отражения. Способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. Высшая форма организации материи – человек, его психика имеет высшую форму отражения – сознание. Создание электронно-вычислительных машин, способных распознавать образы, различать вещи, осуществлять формально-логические операции, вырабатывать условные рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает идею об отражении как всеобщем свойстве материи. Универсальные свойства материи проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: в законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой. Рисунок 1.1 – Схема включения низшего в высшее С Б Х Ф Ф – физическая форма материи (движения) Х – химическая Б – биологическая С – социальная СХ, СБ, СС – собственно высшее Ф’, Ф’’, Ф’’’, Х’, Х’’, Б’ – низшее, включенное в высшее Рис. 2.Структура человеческой психики
Список литературы1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства.- В 2-х т. Т.1. – М., Искусство, 1994.- 542с. 2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. Ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1990. – 367 с. 3. Новоселов М.М. Абстракция в лабиринтах познания (логический анализ). М.: Идея-Пресс, 2005. – 352 с. 4. Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. – Спб.: Издательство «Лань», 1998. – 384 с. 5. Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов. Ростов-на – Дону: из-во «Феникс», 1999. – 544с. [1] См. Приложение. [2] Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. – Спб.: Издательство «Лань», 1998. С. 405. [3] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под общ. Ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1990. С. 295. [4] Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. – Спб.: Издательство «Лань», 1998. С. 386. [5] Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. – Спб.: Издательство «Лань», 1998. С.403. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |