рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Сознание как предмет философского анализа рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сознание как предмет философского анализа

Сознание как предмет философского анализа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию ГОУ  ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Учётно-статистический факультет







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по философии на тему №27:

Сознание как предмет философского анализа

 

 

 

 

 

 






                                                             Челябинск - 2007


Содержание

Введение. 3

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества              

    сознания и предпосылки его возникновения и развития. 4

2. Структура сознания. Сознание и язык. 4

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните                      

     соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное. 4

Заключение. 4

Список литературы.. 4


Введение


Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

Цель: Рассмотреть сознание как предмет философского анализа

Задачи:

1. Рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и

    качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

2. Раскрыть структуру сознания. Сознание и язык

3. Выяснить Что такое бессознательное как феномен психики?

4.Объяснить соотношение понятий: психика – сознание –   бессознательное

1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития


В науке долгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах».

Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным и материальным лежит про­пасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества[1].

Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли.

В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 

Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору[2].

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания.

Сознание — это выс­шая, свойственная только людям и связанная с речью функ­ция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслен­ном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека[3].

Сознание — результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился труд.

Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал бы не об одном-единственном предмете или действии, а об объектах различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

Отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще, скала вообще), при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

Таким образом, сознание со всеми его атрибутами (ощу­щениями, мышлением, логикой и т. д.), возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой (как и язык) явле­ние специфически общественное[4].

2. Структура сознания. Сознание и язык


Структура сознания. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше­ние к содержанию того, что отражается. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определен­ный круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Чув­ства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, на­правленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

В основе всех психических процессов лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является по­требность — состояние неустойчивости организма как сис­темы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля —это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворе­ние потребности. Качественные сдвиги в характере потребнос­тей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. 

Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовле­творению его потребностей, интересов, соответствия или несоот­ветствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели[5].

Сознание и язык образуют един­ство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание пред­полагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непо­средственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в про­цессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помо­щью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы орга­низуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.

Связь между сознанием и языком не ме­ханическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и пред­ставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятия­ми. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежа­щий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и дик­тует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифициро­ванном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и вы­ражает в мысли. Речь — это не мышление.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, спе­цифичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не явля­ется абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действи­тельностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно пере­ливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоцио­нально окрашенные мысли.

Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символи­ческих средств[6].

3. Что такое бессознательное как феномен психики? Объясните соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное


Психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внут­ренних детерминант развертывания человеческой деятельности. Выне­сение внешнего мира за скобки психоаналитического исследования осу­ществляется не посредством принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание прини­мается психологическое значение внешнего мира.

В философских системах прошлого человек рассматривался, как пра­вило, в качестве сознательного существа. Допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жиз­ненный опыт свидетельствует о существовании таких психических про­цессов, которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессоз­нательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.

Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те пси­хологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не про­цессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психи­ческий акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными[7].

Бессознательное характеризуется действительностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколь­ко при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике.

С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не явля­ющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессозна­тельное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в сле­дующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических процессов свидетельствует о наличии в человеческой психике какой-то противо­действующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознание. Состояние, в котором данные представле­ния находятся до их осознания, называется вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений — сопротивлением. Ус­транение сопротивления возможно лишь на основе психоаналитичес­ких процедур, с помощью которых соответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.

В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное пред­стает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу пси­хических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненное бессознательное. Отсю­да — идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессоз­нательного, предсознательного и сознания.

Наряду с топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деле­ние психики, которая теперь понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, — Оно, Я, Сверх-Я.

Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унасле­дованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах кото­рого копошатся скрытые психические образования, напоминающие со­бой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознатель­ную деятельность индивида. Сверх-Я— инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нрав­ственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения[8].

Не менее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствова­ния, а на другом — лик запретов, Сверх-Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли либо совести, либо бессознательного чувства вины.

Считалось, что в ходе эволюци­онного развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связи он выдвигает представ­ления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.

«Принцип удовольствия» — внутренне присущая человеку програм­ма функционирования психических процессов, в соответствии с кото­рой бессознательные влечения автоматически направляются в русло по­лучения максимального удовольствия. «Принцип реальности» — внешний корректив в протекании психических процессов, обусловленный необ­ходимостью считаться с требованиями окружения и задающий ориенти­ры на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые бы застраховывали человека от различных потрясений и перегрузок, связан­ных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетво­рения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные по отношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способству­ют разрешению глубинных конфликтов.

«Принцип реальности» заставляет человека считаться с внешней не­обходимостью. Но бессознательные влечения оказывают сопротивление реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Правда, между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишь некоторые пред­ставления о желаниях и вытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания могут в любой момент вырваться наружу, став причиной очередной человеческой драмы.

В клинической практике постоянно приходится сталкиваться с подоб­ной ситуацией, когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется с внутренними конфликтами. На самом деле он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлет­воряющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бег­ства в болезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.

Лучший выход из положения — это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознатель­ного, а не бессознательного разрешения возникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человеком своих бессознательных влечений. Психоанализ и является тем средством, благода­ря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бес­сознательного в сознание. «Там, где было Оно, должно быть Я» — такова ос­новная максима классического психоанализа[9].

Заключение


Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функ­ции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и лич­ностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исто­рически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Веч­ный» не в смысле невозможности доказатель­ного его решения, а в том смысле, что разви­тие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно услож­няют и изменяют конкретные формы отноше­ния сознания и бытия и ставят множество про­блем перед философской мыслью.

Список литературы

1.                 Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. – Республика, 2007. – 623 с.

2.                 Нижников С.А. Философия: Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 383 с.

3.                 Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.                           В.Е. Кемерова, 2006. – 608 с.

4.                 Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2007.-736 с.

5.                 Философия. Отв. редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2006. – 704 с.

6.                 Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – 368 с.

7.                 Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. – 475 с.



[1] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с. 491.


[2] Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2007.- с. 375-383

[3] Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф.  В.Е. Кемерова, 2006. – с.  492-493


[4] Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура, 2007. – с. 76-81


[5] Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2007.- с. 384-386


[6] Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. – Республика, 2007. – с. 444-447


[7] Философия. Отв. редактор В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2006. –  с.  605

[8] Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. – с. 248-250


[9] Нижников С.А. Философия: Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – с. 313-314


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты