|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - СтоицизмСтоицизмсмотреть на рефераты похожие на "Стоицизм" 1. О стоиках и стоицизме. В русском языке слово «стоик» прочно, в общем-то, правильно ассоциируется с глаголом «стоять». Ассоциация, как мы увидим в дальнейшем совершенно случайная, но если и бывает полное совпадение случайности и необходимости, то оно перед нами. «Стоик» это тот кто «стоит», хотя бы и рушилось все вокруг, «стоик» – это тот, кто выполняет свой долг до конца, хотя бы и не было никого кто бы спросил с него. Родиной стоицизма является Греция, здесь начал учить и основал свою школу Вот то немногое, что известно достоверно. Зенон первым ввел разделение философского учения на три части: физику, этику и логику. При этом сам он в, отличие от некоторых своих последователей логику ставил на первое место, физику на второе, этику на третье. Учение ранних греческих стоиков ставило своей задачей ответить на вопрос о смысле и цели жизни, и складывалась как целостная политическая система (в борьбе с враждебным эпикуреизмом), в рамках которой ответ на любой конкретный вопрос возможен только в том случае если он хорошо обоснован. Зенон, например, учил, что цель человека жить «согласно с природой». Но что же такое «природа»? Жить согласно с природой, продолжает Зенон, это то же самое, что жить согласно с добродетелью: сама природа ведет нас к добродетели. «И наоборот, жить добродетельно – это значит то же, что жить по опыту всего происходящего в природе, потому что наша природа есть лишь часть целого. Стало быть, конечная цель определяется как жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а закон этот верный разум, всепроникающий, тождественный с Зевсом, направителем и распорядителем всего сущего. Это есть добродетель, ровно текущая жизнь счастливого человека, в которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядителя». Даже при поверхностном анализе этого отрывка нельзя не увидеть как органично и неразрывно соединены в этом рассуждении физика, натурфилософия, логика и собственно этика. И это присуще любому положению стоической философии. Такому единству трех частей философии в неменьшей степени способствовала особая система категорий, разработанная стоиками. В Рим стоицизм был перенесен Панаэцием из Родоса (ок. 185-110 гг. до н.э.). Панаэций и его младший современник Посейдоний из Апамеи (ок. 135-51 гг. до н. э.) по историко-философской традиции считаются представителями так называемой Средней Стои. В Риме стоицизм поистине обрел свою вторую родину. Здесь он и умер, и
здесь он свое бессмертие. История стоицизма на римской почве на первый
взгляд может показаться своеобразным историко-философским парадоксом. Во-
первых, начиная уже с Панаэция, стоицизм все чаще входит в самые
разнообразные «эклектические» связи с другими учениями (прежде всего с
платонизмом и неоплатонизмом), начинает «смягчаться». Во-вторых, весьма
проблематично говорить и о творческом развитии стоицизма в Риме: каждый из
поздних стоиков, имеем в виду только трех: Сенеку, Эпиктета и Марка Римские стоики, прежде всего и главным образом – «учители жизни», «вечные спутники человечества, точнее, той ее части, которая по складу ума и характера близка к стоикам. Короче говоря, стоики для стоиков. Римляне воины, «мужи», «государственники» и завоеватели – были стоиками чуть ли не от рождения. Их не интересовал вопрос, «оригинальна или неоригинальна» та или иная философия, их волновало лишь одно: насколько она созвучна их умонастроению, может ли она помочь в их нелегкой жизни, насквозь пронизанной идеей государства и права, насколько она к ней приложима». Стоицизм приложился прекрасно. Философия «героического пессимизма» (именно так логично охарактеризовать
стоицизм) была очень созвучна мировоззрению римского народа. Тем более что
в Рим стоицизм проник в то время, когда тот по своему историческому
возрасту соответствовал эпохе Зенона: исторические сумерки сгущались уже и
над ним. Как капитан должен покинуть тонущий корабль последним, так и
стоику римлянину предстояло в ближайшей исторической перспективе
продемонстрировать «городу и миру» свою абсолютную выдержку и доказать свою
непоколебимую верность вскормившей его империи. Роптать ему было не на
кого, надеяться не на что, нужно было только молча и с достоинством
умереть, дабы не уронить себя перед лицом вечности. Но стоик всегда должен
знать (и он знал это), что каждый его поступок встречался скептической
ухмылкой циника и что плодами его трудов воспользуется не он сам, а некий Разумеется, сказанное относится не ко всем римлянам поголовно, а лишь сознательным носителям «римской идеи». Была и еще одна причина счастливой судьбы стоицизма в Риме (точнее
сказать: «посмертной судьбы стоицизма в Риме»): это особые отношения,
которые сложились здесь между умирающим стоицизмом и нарождающимся
христианством. Многие идеи и образы Нового Завета почти дословно совпадают
с цитатами из сочинений Сенеки. Эта близость идей Сенеки христианству уже в
древности породила легенду о его христианстве (якобы в христианство Сенеку
обратил апостол Павел), что дало повод к составлению мифической переписки
между ним и апостолом Павлом. Много родственного с христианством и у Переворот, совершенный стоиками в философии можно назвать, если
воспользоваться современным термином «экзистенциальным»: чем безразличней
становится мудрей к окружающему его миру (в том числе и социальному), тем
сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в
своей личности целую вселенную, ранее совершенно неведомую и недоступную. В Со смертью Марка Аврелия умер и стоицизм. Точнее, началось бессмертие
стоицизма. В той или иной степени, в той или иной форме стоицизм (уже не
столько как философское учение, а как определенное умонастроение,
определенный склад ума и характера) возрождался неоднократно. Стоиками были
английские пуритане, носители «духа капитализма» и основатели Новой Англии. Разумеется, стоики, как наиболее активная и твердая в своих убеждениях часть населения, в любой стране всегда составляли меньшинство. Но это было социально значимое меньшинство, которому нередко удавалось переломить неблагоприятную ситуацию в лучшую сторону, хотя бы при этом им самим почти никогда не удавалось воспользоваться плодами своей победы. 2. Римские стоики. Стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян еще в I в. до н.
э. В стоицизме искали опоры и Марк Туллий, Цицерон, и Марк Юний Брут,
организовавший вместе с Гаем Кассием Лонгином убийство Цезаря. В I в. до
нашей эры стоическое мировоззрение разделяли и Варрон, и Коллумелла, и Крупнейшими теоретиками римского стоицизма в I-II вв. н.э. были Сенека, Это разные люди. Они никогда не встречались. Сенека умер, когда Эпиктету
было лет пятнадцать, Эпиктет умер, когда Марку Аврелию было лет семнадцать. Сенека. Луций Анней Сенека родился в римской провинции Бетина, в Южной Испании в городе Кордова в самом конце I в. до н. э. и прожил около семидесяти лет. Отец Сенеки – также Луций Анней Сенека (старший) – принадлежал к знатному и богатому сословию всадников и был известным ритором – преподавателем риторики, красноречия. Философию же он ненавидел. Учителями Сенеки были Сотион из Александрии, киник Деметрий, стоик Аттал, эклектик Фабиан Попирий. Сенека не был примером добродетели. Он был сыном своего времени, своей среды, которая была аморальной. Сенека – пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Сенека не жил согласно своим принципам. Он проповедовал бедность, а сам всеми правдами и неправдами стремился к чрезмерному обогащению. Это расхождение между словом и делом Сенека осознавал, о нем писал и его цинично оправдывал. В своем трактате «О счастливой жизни» он говорит: «Мне говорят, что моя жизнь несогласна с моим учением. В этом все время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том как они сами живут, а о том как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными; когда смогу, буду жить как должно. Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто был бы счастливее меня, но теперь нет основания презирать меня за хорошую речь и за сердце полное чистыми помыслами», и ниже: «Про меня говорят: «зачем он любя философию, остается богатым, зачем он учит, что следует презирать богатства, а сам их накопляет? Презирает жизнь – и живет, презирает болезни, а между тем очень заботится о своем здоровье? Называет изгнание пустяком, однако, если только ему удастся, - состарится и умрет на родине? Но я говорю, что все следует презирать не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не беспокоится об этом; он собирает его не в своей душе, но в своем доме». В своих «Письмах к Луцилию» Сенека утверждает, что кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству. Сенека автор многих сочинений. При этом у Сенеки та же история, что и у Несмотря на свой девиз: «Пусть наши слова приносят не удовольствие, а пользу», - Сенека часто стремится к красноречию за счет глубины содержания своих речей. Сенека довольно хорошо эрудирован в истории философии. Он говорит о Сенека ставит личный жизненный пример философа важнее его учений. Он
утверждает, что «и Платон и Аристотель, и весь сонм мудрецов, которые потом
разошлись в разные стороны, больше почерпнули из нравов Сократа, чем из его
слов», что Клеанф стал подобием Зенона из Китиона не потому, что слушал его
лекции, а потому что жил вместе с ним. Сенека преклоняется перед Катоном Сенека резко противопоставляет мудрость и философию, с одной стороны, и знание с другой. Здесь он подобен своему современнику апостолу Павлу, который философии и знанию как мудрости мира сего противопоставляет мудрость мира иного. Сенека говорит о мудрости мира сего даже, когда говорит о Боге. Для него мудрость руководство не для того, чтобы попасть в потусторонний рай, а для того чтобы уцелеть в этом. Говоря о философии, Сенека различает в ней в качестве ее предметного
содержания природу, нравы и разум. Так, что предметом его философии
является и природа, иначе он не написал бы свои «Естественные вопросы». Сенека – своего рода теологический и психологический материалист. Все телесно. Телесны и боги, и души. Но в то же время все одушевлено, разумно и божественно. Правда, эта позиция Сенеки до конца не выдерживается. Вслед за греческими стоиками, он берет за начало начал бытие, как то, что есть, все то, что есть. Это бытие он делит на бестелесное и одушевленное, одушевленное – на растительное и животное, а то и другое на виды. Но бестелесное у него как бы существует: пустота и время… Сенека думает, что и тело, и душа, и страсти души телесны. Он утверждает, что «душа есть тело, что благо человеческое не может не быть телом». Что «страсти – такие, как гнев, грусть, любовь, суть тела». Но каковы критерии телесности? Телесно то, что способно действовать, а страсти изменяют состояние тела, мы под влиянием страсти изменяемся в лице, краснеем, бледнеем… Значит, они телесны. Вторым критерием телесности является способность к соприкосновению. Сенека приводит слова Лукреция: «Тело лишь может касаться и тела лишь можно коснуться». Отсюда следует, что различие между материей и разумом происходит внутри телесности. В конкретном учении о природе Сенека повторяет старое учение об Все в природе, в том числе и небесные тела, находятся в движении. «Воззри
на звезды, освещающие мир. Ни одна из них не задерживается, непрерывно
течет и меняет свое место на другое. Все они вечно вращаются, все они вечно
в переходе, перемещаясь согласно властному закону природы». (Сенека Немалое место в философских взглядах Сенеки занимает вопрос смерти, а
точнее вопрос самоубийства. Сенека, как и все стоики, начиная с самоубийцы Одним из оснований для самоубийства являются не только телесные недуги, особенно если они затрагивают душу, но и рабство. Проблема рабства широко обсуждается Сенекой. Нет, он вовсе не против социального рабства, того позорного, но неизбежного явления в древнезападном мире. Он даже по-своему оправдывает рабство: ведь рабами становятся те, у кого нет мужества умереть. Сенека расширительно понимает рабство, топя позор социального рабства в бытовом рабстве, которое присуще и свободным, в рабстве многих людей перед страстями пороками. В отличие от Аристотеля, который стремился не замечать в рабах людей, Проповедь Сенеки равенства и свободных, и рабов без требования, однако, упразднения позорного института социального рабства, растворение рабства социального в рабстве нравственном, в рабстве перед страстями, в моральной низости человека сближает Сенеку с христианством, которое в те уже времена учило о равенстве всех людей пред Богом, равенстве во грехе, без требования упразднения социального рабства. Этика Сенеки – этика пассивного героизма. Изменить в жизни, в сущности,
ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело жизни –
твердо стоять против ударов судьбы. Но ведь это означает, что судьба
активна, а человек пассивен. Он занимает, лишь оборонительную позицию. Однако, фатализм Сенеки все же немного бодрый. Он вовсе не проповедует полное бездействие как даосы или буддисты. Фатализм Сенеки – психологическая подборка для деятельного все же человека, который не станет отчаиваться, если у него что-то не получится. Такой человек на минуту остановится, вздохнет, скажет: «Не судьба», улыбнется и снова примется за дело. Может быть в другой раз повезет. Сенека же при всем его фатализме и проповеди покорности судьбе восхваляет здравый ум, мужественный и энергичный дух, благородство, выносливость и готовность ко всякому повороту судьбы. Именно при такой готовности только и можно достичь для себя состояния сильной и неомраченной радости, мира, гармонии, духа величия, но не гордого и наглого, а соединенного с кротостью, приветливостью и просвещенностью. Сенека говорит, что результатом такого расположения духа будет постоянное спокойствие и свобода, ввиду устранения всяких поводов к раздражению и страху. Этика Сенеки противоречива. Зачем нужна энергия, если все же от нас ничего не зависит? Если нет большой цели? Это противоречие стоики так и не смогли разрешить. Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать, перед волей Бога, как личного мирового разума, идущего непознаваемыми для человека путями несовместимы. Такова философия Сенеки, его наука о жизни. Сенека одинок. И самое главное чему может научить его философия, это не только переносить все превратности жизни и удары судьбы, но и большому искусству быть другом самому себе. Дружба с самим собой по Сенеке не эгоистична! Под такой дружбой Сенека понимает внутренний мир и гармонию внутри человека, господство в нем высшего (разума ) над низшим (страстями), а такой гармоничный и самоуспокоенный человек действительно может быть другом и для других людей. Формирующаяся христианская теология сочувственно относилась к Сенеке. В эпоху Возрождения Сенека пользовался любовью. Его часто восхваляют
гуманисты за чистоту его нравственного учения и за его идеи человека. При
этом гуманисты идеализировали Сенеку, чего он как человек не заслуживает. Эпиктет. Эпиктет (ок. 50 – ок. 135 гг. н.э.) – уникальное явление в древнезападной философии. Он родился рабом, и длительное время уже взрослым был им. У него не было даже человеческого имени. Эпиктет – это не имя, а прозвище, кличка раба: «эпиктетос» означает приобретенный. Известно, что Эпиктет родился во Фригии, потом оказался в Риме. Тогда в Неизвестно, когда и как Эпиктет стал свободным, вольноотпущенником. Так
или иначе, Эпиктет был изгнан из Рима Домицианом около 94 г., когда этот
подозрительный и тяжелый император изгнал всех философов и риторов из В Никополисе Эпиктет открыл свою философско-воспитательную школу. У него было немало учеников и почитателей, в том числе знатных и богатых. Однако при этом Эпиктет вел нищенскую киническую жизнь. Как и бедствующий, но гордый Сократ полтысячилетием до него, Эпиктет
ничего не писал. Не исключено, что он был неграмотным. Но дело не в этом. Рабство наложило тяжелую печать на робкого и хилого Эпиктета. Он не был Главный тезис Эпиктета состоит в утверждении, что существующий порядок
вещей изменить нельзя, он от нас не зависит. Можно лишь изменить свое
отношение к тому существующему порядку вещей. Его «Руководство» начинается
словами: «Из всех вещей иные нам подвластны, а иные нет. Нам подвластны
наши мнения, стремления нашего сердца, наши желания и наши отвращения,
одним словом, все наши действия. Нам неподвластны тела, имения Эпиктет был, конечно, малообразованным человеком. Вряд ли он знал науки. Из сего видно, что третья часть нужна для второй, вторая для первой, однако всех нужней первая, которою одною довольствоваться должно бы, но мы противное делаем; ибо упражняемся в третьей части, и весь труд наш в ней полагаем, первою вовсе пренебрегаем». Иначе говоря, логика должна служить физике и этике. Логика состоит в
обосновании и исследовании доказательств. Она позволяет понять, что такое
доказательство, какое из рассуждений доказательно, а какое нет, что такое
логическое следствие. Она помогает избежать нам противоречий и других
логических ошибок. Помогает нам отличить истину от заблуждения. Но логика
не может отличить правду от лжи, а это означает, что без нравственного
воспитания логика бесполезна для общества. Поэтому нужнее логики этика. Эта опасность обосновывается представлением Эпиктета о природе, его физикой. Вообще-то к физике Эпиктет равнодушен. И поэтому для него достаточно одной этики. Если что и можно для философии извлечь полезного из физики, то это, во-первых, возможность согласования своих желаний с естественным ходом вещей (а это знание от физики) и, во-вторых «знание» того, что в мире правят боги. И эти боги всезнающи. Вот почему ложь для лжеца всегда опасна: богов нельзя обмануть, они все знают и рано или поздно накажут лжеца за его ложь. Эпиктет рационалист. Истинная сущность человека – в его разуме, который является частицей мирового космического разума. Отнять у человека разум, – значит, убить его. Человек далее не только разумное существо, но и существо обладающее свободой мысли и свободой воли. Эти достояния человека также неотчуждаемы. Эпиктет говорит, что никто не может отнять то и другое у человека, даже если отнять у него имущество, честь, семью и само тело. Такова свобода в понимании Эпиктета. Все же это свобода смиренного и
гордящегося своим смирением обездоленного человека. Смирение и покорность,
подмена изменения порядка вещей, объективной действительности,
общественного строя изменением своего сознания и своего отношения ко всему
этому. Это импонировало христианству. И не случайно, что ранние
христианские теологи сочувственно относились к пассивному мировоззрению Эпиктет внушал своим ученикам обращаясь к каждому из них: «Все дела твои и предприятия начинай следующею молитвою: управляй мною Зевс, и ты, необходимая судьба. Куда и чему вы меня определили, я вам следовать буду усердно и нелепостно. А хотя бы я не пожелал, то, однако поневоле следовать вам должен». Таково фаталистическое и примиряющее нас с тем, что есть и что происходит в нашей жизни само по себе, независимо от нашей воли, от наших желаний и планов. И не является ли мировоззрение Эпиктета тем самым мировоззрением героического пессимизма столь характерного для римских стоиков. Марк Аврелий. Третьим выдающимся стоиком во времена Ранней Римской Империи был император Марк Аврелий (160-180 гг. правления). Мировоззрение Марка Аврелия противоречиво. Оно сочетает в себе очень
острое сознание бренности, скоротечности и неновости жизни и проповедь
необходимости быть деятельным, энергичным и справедливым государственным
деятелем. Пожалуй, ни у кого не проявилось с такой силой противоречие между
философской надвременностью и практическим погружением в эту самую
временность, как (в силу его общественного положения) это произошло у Марка Марк Аврелий как никто другой остро чувствовал течение времени. Краткость
человеческой жизни. Смертность человека. Его мгновенность в бесконечном
временном потоке. «Время есть река… стремительный поток. Лишь появится что-
нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду
первое». «Оглянись назад – там безмерная бездна времени, взгляни вперед –
там другая беспредельность». (Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления). Как никто другой остро сознавал Марк Аврелий ничтожество всего: И в этом всепожирающем беспредельном потоке жизни нет и не будет ничего нового: «…наши потомки не увидят ничего нового, ведь, человек, достигший сорока лет, если он обладает хоть каким-нибудь разумом, в силу общего единообразия некоторым образом уже видел все происшедшее и все имеющее быть». И в самом деле, позади настоящего для Марка Аврелия лежала большая и довольно однообразная история. Император не находил в ней качественных перемен. Все одно и то же. Эти примеры личного и исторического пессимизма императора Марка Но было бы неправильно односторонне сводить мировоззрение Марка У Марка Аврелия есть совокупность несомненных для него нравственных ценностей. Он говорит о том, что лучшее в жизни: «справедливость, истина, благоразумие, мужество». Да, все «сущая суета», но все-таки есть в жизни то к чему следует относиться серьезно. Это праведное «помышление, общеполезная деятельность, речь, неспособная ко лжи, и душевное настроение, с радостью приемлющее все происходящее как необходимое, как предусмотренное, как проистекающее из общего начала и источника». Здесь необходимо отметить такую ценность, как «общеполезная деятельность». Марк Аврелий называет это также «гражданственностью» и ставит ее наравне с разумом. Эти истинные ценности император противопоставляет таким мнимым ценностям, как «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений». У Марка Аврелия есть положительный идеал человека. Это существо Такова раздвоенность человека в его жизни: он и кратковременное, живущее лишь настоящим мимолетное существо, и существо преследующее долговременные и прочные цели. Марк Аврелий осуждает того, кто все время в делах, но свои дела не сообразовывает с какой-то одной целью, подчиняя ей всецело все свои стремления и представления. Надо служить благу государства в котором, однако нет ничего нового, все надоело и опостылело. Такая раздвоенность у Марка Аврелия в какой-то степени объясняется его внутренней раздвоенностью на философа-стоика и высшего правителя громадной и сложной империи. Но у императора есть философское обоснование и второго взгляда на жизнь. С убежденностью в текучести всего поразительным образом уживается мысль, что все есть некое большое целое в котором все связано. И этим целым управляет разум этого целого, его Логос. Там же Марк Аврелий помещает каким- то мало понятным образом и богов. Это целое динамично и подчиняется промыслу. Люди, как разумные существа едины в своем разуме, у всех у них единая душа единый разум. В разуме люди сходятся друг с другом. А говоря точнее, человек в понимании Марка Аврелия тройственен: у него есть тело – оно бренно, есть душа или что не совсем то же – «проявление жизненной силы» и есть руководящее начало, знаменитый стоический гегемоникон, руководящее начало, что и есть разум. Марк Аврелий называет разум в человеке его гением его божеством. Здесь говорится о душе, но неясно будет ли эта душа жить после смерти,
или же она сольется с мировой душой. Интересно, что Марк Аврелий допускает
на миг возможность полной смерти, ведь надо быть готовым ко всему: «Душе,
готовой ко всему, не трудно будет, если понадобится, расстаться с телом,
все равно ждет ли ее угашение, рассеяние или новая жизнь». Он допускает,
что нет богов и нет промысла, но тут же, как бы испугавшись, отбрасывает
это предположение, говоря: «Если же богов не существует, или нет дела до
людей, то что за смысл мне жить в мире, где нет богов и нет промысла?». Но как тогда сочетать промысел богов и свободу человека? Фаталист ли Но вместе с тем император не призывает к активной борьбе со злом. Все- таки надо принимать и жизни и смерть так, как они происходят. Жить надо так, как если бы каждый день был последним и каждое дело, которое ты делаешь, - последнее в твоей жизни дело. Таков правильный путь по которому должен идти человек. Но как на него выйти? В этом нам может помочь только философия. «Философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, что бы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное, - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основание бояться кому-либо их обратного изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным». (Марк Аврелий. Размышления.)
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |