|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сущность человекаСущность человекасмотреть на рефераты похожие на "Сущность человека" План. 1. Сущность человека. 2. Возникновение человечества и роль труда в этом процессе. 3. Предназначение человека, смысл его жизни. §1. Сущность человека Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К
чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение
человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон
определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем
видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин –
животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, познав и
даже «покорив» природу, познав в какой – то мере основные законы развития
общества, человек чувствует себя не уверенно и жизнь его часто полна
трагизма? Ответить на эти вопросы не просто, и первое что нужно уяснить, -
это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что –
то изучать, надо как бы отойти в сторону посмотреть на предмет изучения
объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают
естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философия,
антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а если может,
то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс
самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз: Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как
антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой,
юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека,
близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о
природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного
бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то
одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь,
воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать
столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека
исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам
одновременно – природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе
решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования,
экзистенции. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между
телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции. §2. Возникновения человечества и роль труда в этом процессе Человек разумный сформировался около 50 тысяч лет назад, хотя предыстория
человека уходит на глубину до 1,5 – 2 миллионов лет, когда на Земле
появился человек прямоходящий. Произошло это в Восточной Африке в силу ряда
причин, о которых до сих пор идет горячая дискуссия среди антропологов,
геологов, биологов, экологов. Скорее всего, в это время создалось
достаточно уникальное сочетание ряда факторов, среди которых и изменения
климата, и колебания радиационного фона планеты, и возможные
воздействия ближнего Космоса на Землю. Почти все согласны с тем, что этот
процесс был длительным, знал свои скачки и периоды плавного развития. Для философского осмысления данного процесса наиболее важен факт
увеличения объема черепа и мозга в процессе эволюции. Во многом это было
связанно с переходом ко все большему потреблению пищи с высоким
содержанием животного белка. Развивалась и обогащалась новыми связями,
прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет
около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название Итак, природное развитие подготовило субстрат для возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания и совершенствования человека. Этот способ носит название человеческой культуры. Ее сущность – в передаче по каналам информации способов общения, индивидов между собой, традиций, обычаев, обрядов и всего того, что выражается словом. В человеке, таким образом, два основных канала, обеспечивающих его жизнь и деятельность: . генетический, лежащий в основе биологической эволюции; . культурно-лингвистический, характеризующий специфику человека. Именно второй обусловил и такую важнейшую отличительную черту человека, как способность к труду, к производству и тем самым сознанию человеческого общества. Материальное производство создает мир культуры, то есть природных
объектов, измененных рукой человека в целях удовлетворения его
потребностей. Эта «вторая природа», постепенно становится все шире и
разнообразнее. В ее объектах воплощается творчество человека, его
физические и духовные способности. Такое производство обозначается понятием Однако материальное производство имеет и другую сторону – производство
и воспроизводство самого человека, т. е. деторождение, воспитание,
социализация человека и все, что связано с этими процессами. На заре
развития общества, в ходе антропосоциогенеза (т. е. становления человека и
общества) обе эти стороны производства были в сложном, противоречивом
соотношении. Человек изготавливал орудия труда, которые были оружием для
охоты, а также, очевидно, использовались и во внутристадных конфликтах. Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка как специфически
человеческого канала общения и основы для успешной предметно-практической
деятельности. Без названия предметов и явлений, без их обозначений
невозможно было бы развитие производства и общения и тем самым социальности
той «ткани», которая объединила первобытных людей и разделяла «наших» и Существенную роль в процессе социализации сыграл и переход от
эндогамной организации животного стада к брачно-семейным отношениям. Стадо
человекообразных обезьян основано на принципе «гаремной организации» и
соперничества самцов за обладание гаремом. Все половые связи ограничиваются
стадом (отсюда эндогамия, т. е. брачные связи внутри сообщества). Связи с
особями соседних стад (экзогамия) были практически исключены. Интересно,
что одним из самых древних запретов, принявшим затем форму абсолютного
морального запрета (табу), было кровосмешением и обязательным поиском
брачного партнера в других общинах. Очевидно, это не имело решающее
значение для выживания и дальнейшей эволюции человека, ибо потомство от
близкородственных браков наиболее восприимчиво к мутагенным факторам Этот процесс животнообразных форм регуляции жизни, основанных на принципах биологического отбора и «права» сильнейшего, была длительным и глубоко противоречивым. Половые и пищевые запреты (табу) вероятно являлись древнейшими формами регуляции поведения человека, которые выступали своеобразным «руководством к действию», основанным на опыте предков. Табу были универсальными запретами, которые касались всех членов рода – мужчин и женщин, сильных и слабых, старейшин и детей. Нарушение табу (например, поедание пищи, предназначенной только для вождя) влекло за собой немедленную смерть, причем чаще всего это было самоубийство. Таким образом, преодолевался даже биологический инстинкт самосохранения. Хотя примеры самопожертвования есть и мире животных, но именно для человека добровольное самоограничение (голодание и пр.) или самоповреждение и самоубийство во имя идеальной цели наиболее типичны. История полна таких примеров, что далеко не всегда можно объяснить с позиции разума. Более того, человек, переступивший закон рода или племени, становился изгоем и вынужден был покинуть общину, обрекая себя на смерть. «Закон предков» до сих пор необычно силен, особенно для обществ, где преобладает патриархальная мораль, скажем, в виде кровной мести, выкупа невесты и др. Говоря о становлении моральной регуляции поведения человека, о Для становления человека огромное значение имело осознание факта
смерти, что видно по ритуальным погребениям уже в эпоху палеолита. Особо надо остановиться на проблеме отношения первобытного человека к
убийству. В западной антропологической литературе распространено
представление о человеке как о «сверхубийце», который является единственным
представителем животного, убивающим себе подобных. В первобытных общинах
существовал строжайший запрет на убийство сородича, что вовсе не исключало
убийство чужака, иноплеменника. Достаточно распространено было людоедство и
членовредительство, жесткое насилие и коварство. С другой стороны в
большинстве культур Востока был очень рано освещен принцип индуизма Одной из самых отличительных черт первобытной общины была забота о
старых и больных сородичах, что необъяснимо с точки зрения биологической
целесообразности. Человеческий род как бы нес на себе все более и более
тяжкий груз нетрудоспособных людей, немогущих обеспечить самих себя пищей и
другими средствами поддержания существования. Но, как показывает история,
там где общество становилось на путь «устранения лишних ртов» и селекции
людей по принципу выживания сильного, там рано или поздно наступала
деградация. Немалое число великих были в раннем детстве крайне слабыми,
болезненными и явно нежизнеспособными. В их числе Ньютон и Кеплер, Бэкон и Теперь рассмотрим более детально специфическую форму человеческой деятельности – труда. Под трудом обычно понимается целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природы в целях удовлетворения своих потребностей. В философском смысле происхождения труда и его первоначальная эволюция интересны прежде всего тем, что в том процессе закладывалась основа коллективного взаимодействия людей, социально психологические стереотипы их поведения. Понятно, что на самых ранних этапах доминировало естественное присвоение плодов земных, хотя природа выступала и как условие зарождающегося производства, как арсенал средства труда. Первый тип отношений наших предков с природой можно обозначить как пользование. Оно вызывало к жизни и первые примитивные формы осознания таких явлений, как собственность и власть. Зачатки будущей собственности возникали, по-видимому, как определенная
форма отношений между «мы» и «они» (т.е. другое племя) по поводу источников
пищи. Следующий шаг, очевидно, был связан с развитием владения, т.е.
длительного целенаправленного пользования, например, огнем как достоянием
всей родовой общины или запасами продовольствия, «общим котлом». В этот
период формируется специфически мужские и женские виды собственности. Понятно, что развитие форм собственности неотделимо от форм власти в
первобытном обществе и способов ее выражения. Институт власти не был
выражением силы и насилия, подобно «власти» доминирующего самца в стаде
обезьян. Власть в первобытной общине не только и не сколько использовала
силу, сколько поддерживалась существованием священных запретов – табу и
опиралась на авторитет высших сил (родового тотема, духов предков и т.д.). Двойственность человека, его принадлежность одновременно и к миру
природы, и к миру общества осознавалась, очевидно, ужен на самых ранних
этапах человеческой истории в понятиях «тела и духа». Телесность человека
рассматривалась как его причастность к природе, земле, праху. Не даром
христианство и ислам рассматривают человека как прах земной, которого Бог
наделил душой. Апостол Павел делил всех людей на телесных, душевных и
духовных, причем духовное начало в человеке – от приобщения к Богу. Телесные качества человека всегда привлекали пристальное внимание, так
как по ним отличали «своих» от «чужих». Прежде всего, это относится к расе. Три основные расы – европеоидная, негроидная и монголоидная, а также
австралоидная и американоидная – принадлежат к одному человеческому роду,
тем более, что большая часть человечества произошла в результате смешения
рас. Особенно наглядно это проявляется у народов, населяющих Северную и В гораздо большей степени человеческая телесность дифференцирована по
полу. Отличительные признаки мужского и женского тела настолько очевидны,
что служат, как правило, первой приметой незнакомого человека. Женское тело В «Книге рекордов Гиннеса» приводятся интересные данные о своеобразных
телесных рекордах человека. Так пакистанец Мухаммед Чанна имеет рост 2 м 57
см, а доминиканец Нельсон де ла Роса всего – 71 см. Вальтер Хадсон из Нью- Однако надо помнить, что понять специфику телесной организации человека, исходя из его физических характеристик, невозможно. К чему приводит такой редукционный подход, видно из полушутливого определения с точки зрения химии: «Человек есть не что иное, как: . жир, в достаточном количестве для семи кусков мыла; . известь, в достаточном количестве, чтобы побелить курятник; . фосфор, в достаточном количестве, чтобы сделать 2200 спичек; . железо, в достаточном количестве для одного гвоздя среднего размера; . магний, в достаточном количестве, для одной фотовспышки; . сахар, в достаточном количестве, чтобы избавить одного пса от блох». Невероятная пластичность человеческого тела хорошо известна, а то, чего добиваются в этом отношении сторонники йоги или культуристы, граничит с чудом. И тело, и дух в равной степени характеризует человека, поэтому считать, что он обречен на вечную борьбу «низких» влечений тела с высокими духовными порывами было бы искажением природы и сущности человека. §3. Предназначение человека, смысл его жизни Рассматривая эту сложнейшую проблему, надо отметить, что существует
два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни и смерти. Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его
самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы: Разумеется, в «чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции, а в реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия и с миром своих субъективных, творческих потенций. Человек в одно и то же время может рассматриваться как объект (а иногда даже как игрушка в руках чужих ему сил), и как субъект, как уникальное и неповторимое (и телесно, и духовно) создание Природы и Общества. Великий немецкий философ И. Кант сформулировал еще в конце XVIIIв. . Что я могу знать? . Что я должен знать? . На что я смею надеяться? . Что такое человек? Он считал, что на первый вопрос должна ответить метафизика (т. е. философия), на второй – мораль, на третий – религия, на четвертый – антропология. Философу, прежде всего, следует определить источники человеческого знания, объем возможного и полезного применения всякого знания и, наконец, границы разума. Попытаемся, если не ответить, то обозначить пределы ответов на кантовские вопросы для человека, стоящего на пороге XXI в. Человек в современном мире, сохраняя все то, что было присуще людям прошлых эпох, там не менее начинает все более и более осознавать уникальность ситуации конца века. Современный мир, отягощенный глобальными проблемами, ставит все человечество и каждого отдельного человека в положение, когда надо либо принять принципиально новые способы выживания, существования и развития, либо деградировать как вид. Не даром предметом размышления ученых, философов, мудрецов все чаще и чаще становятся непредсказуемые процессы, отклонения от «нормы», нестабильность и т. п. В этом одна из особенностей современности, ставшая предметом изучения. Итак, что может знать человек и как ему распорядиться своим знанием? Познание истины действительно делает человека свободным, о чем знали еще древние мудрецы, но вопрос заключается в определении того, что есть истина? Еще античный философ Гераклит заметил, что «многознание уму не научат»
и задача человека - в постижении мудрости и познании мира и самого себя. Понимание этого приводит к рассмотрению круга проблем второго вопроса Вопрос о том, что должен делать человек (или чего он не должен делать
никогда и ни при каких условиях) принадлежит к числу важнейших. Еще древние
понимали, что вера без дел мертва, а суть человека выявляется в его деяниях
и поступках. Автор Экклезиаста учил: «Все, что может рука твоя делать, по
силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни
размышления, ни знания, ни мудрости». Однако главное – не масштаб
деятельности человека и не область, в которой он трудится, а смысл его
деятельности, в котором преодолевается «суета сует» повседневной жизни. В
истории человеческой мысли можно найти разные подходы к определению смысла
и содержания деятельности человека. Среди них есть идеал недеяния, т. е.
отказа от деятельности, от активного вмешательства в жизнь. Эту позицию
развивали мудрецы древнего Китая и Индии, некоторые мыслители античного
мира (Пиррон). Они считали, что идеалом жизни человека должны быть
атараксия (безмятежность) и апатия, или «тишина». В русской литературной
классике этот подход выражен в образе Обломова. У японцев есть пословица: С другой стороны, в XVIII – XIX вв. в европейской мысли сформировался
подход, в основе которого лежала идея активного преобразования, переделки
природы, общества и человека на базе рационального метода познания мира. Эта проблемы имеет не только прагматическое, но и гораздо более важное
моральное значение, ибо в поступке, прежде всего, нужно видеть определенную
моральную цель. В плане моральной оценки различают благодеяние и злодеяние,
хотя, разумеется, есть и морально нейтральные действия, не подлежащие
оценке в терминах добра и зла. Еще на заре цивилизации человечество
выработало «золотое правило» нравственности. Оно встречается в учениях Разумеется, все мудрецы отдавали себе отчет в том, что существует С другой стороны, вызревала и набирала силу тенденция, отвергающая
надежду и упование на высшие силы. Свободомыслие и атеизм предлагали в
качестве альтернативы надежду человека на самого себя, свои силы, на
групповую солидарность. Еще в эпоху Возрождения была развита концепция
человекобога, опирающегося на свои силы и потенции: «Человек человеку бог»
или «Нет бога, кроме человека» (феербаховский атеизм); «Бог есть человек» Четвертый вопрос Канта как бы резюмирует первые три, вбирая в себя все основные вопросы бытия и существования человека. Попробуем подытожить то, к чему пришла философия за почти три тысячи лет своего существования, отвечая на вопрос: что такое человек? Человек – уникальное создание Вселенной. Если даже считаться с гипотезой о существовании «снежного» человека или гуманоидов – космических пришельцев, то надо признать, что вид Человек разумный – неповторимое творение. Он – продукт Природы, плод биологической эволюции. Но человек в своей истории в основном вышел из-под действия чисто биологических закономерностей. Вне общества человеческий детеныш остается животным, да еще самым неприспособленным к среде. Биологический «замок» человеческого мозга открывается только «ключом», находящимся в общении людей. Человек производит орудия труда и использует их как свое Человек – существо общительное, создающее в ходе своего исторического
развития особый тип общности, принципиально отличный от стаи или стада. Человек не имеет заранее определенной жесткой программы жизнедеятельности, а реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и принимать решения на основе ответственности за себя и других и своей совести. Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, круг повседневных забот, преодолевая даже в самые трудные времена ограниченность своего существования. Создавая миф, сказку, песню, музыку, рисунок, скульптуру, украшая себя и свое жилище, охраняя и поддерживая ритуал, человечество творит мир духовной культуры, мир идеалов и ценностей. Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, не в ретроспекции, а в настоящем и будущем. Смысл создается человеком, твориться им каждый миг и поэтому есть глубокий смысл в сентенции: «Живи так, как будто через пять минут умрешь». Таков своеобразный фундамент человечности, заложенный еще на заре человеческого общества и развивающийся в ходе истории. Библиография. 1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993. 2. Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996. № 3. 3. Камю А. Проблема человека в западной философии. М., 1988. Copyright by -=DART=- Mi email address in Ethernet “mailto:dart_stelhs@mail.ru” |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |