|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Свобода человека и экзистенциализм СартраСвобода человека и экзистенциализм Сартрасмотреть на рефераты похожие на "Свобода человека и экзистенциализм Сартра" Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный университет им. А.М. Горького Химический факультет Реферат по предмету: «Философия» на тему: «Свобода человека и экзистенциализм Ж.П. Сартра» Исполнитель: студент гр. Х-203 Макаров М.В. Преподаватель: Екатеринбург 2004 Введение 3
ВВЕДЕНИЕ С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом
философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. В конце 19-го и в 20-м веках проблема человека и его бытия приобрела
наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков. Цель реферата: попытка проанализировать подход к проблеме свободы человека, проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Экзистенциализм, смысл которого произошел от позднелатинского слова exsistentia - существование, означает “философию существования”. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько
науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами
сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли
заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Как сказал И. Фихте: “Каков человек, такова и его философия”. Тогда используя это высказывание, можно объяснить причину возникновения такого рода философии. Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Экзистенциальная философия, по мнению А. Хюбшера - “самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциональная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциональная философия - это философия радикальной конечности”. Если говорить о истории возникновения экзистенциализма, о философских
идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно
сказать, что первым представителем данного направления и философской
антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии
философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его
сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание
переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к
рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский
принцип знаменитое изречение дельфийского оракула “Познай самого себя!”. Проблеме человека уделяли значительное внимание мыслители эпохи Идею “экзистенционального мышления” выдвинул С. Кьеркегор. В отличие
от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно
и безлично), экзистенциональное мышление связано с внутренней духовной
жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только
и может быть доподлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В
то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по
отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель
как экзистенциональный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. С. Кьеркегор критиковал предшествующих философов за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, по Кьеркегору, превыше всего ставят что-либо всеобщее, абстрактное - дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия. По словам Л. Шестова, он отошел от традиционного онтологического анализа бытия и сосредоточился на тончайших переживаниях личностью своего уникального бытия. Как было выше сказано, Кьеркегор остро критиковал традиционного понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону. И в самом деле: какой интерес математике или физике, да и вообще научному познанию до индивидуальных страданий судеб, радостей, смеха и плача? Если в нескольких словах сформулировать заветные мысли Кьеркегора, следовало бы сказать: самое большое несчастье человека - безусловное доверие разумному мышлению. Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторял: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом. Одним из основных источников экзистенциализма послужили идеи Э. Он выступает с резкой критикой скептизма и релятивизма, обвиняя их в
психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему
содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой
истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить:
она невозможна. В “Логических исследованиях” Гуссерль атакует психологизм
своей эпохи, критикуя попытку обосновать логику психологией, говоря, что
логические законы не психологичны по своей природе. Науки о природе и
обществе нуждаются в определенном философском обосновании. Гуссерль
определял объект, цели и метод философии: ее основной объект - это научное
знание и познание, ее цель - построить науку о науке, т.е. “наукоучение”. Философская антропология - это достаточно влиятельное течение
современной философской мысли, в центре внимания которого - проблема
человека, а главная идея - создание интегральной концепции человека. Это
течение, объявив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на
основе тех или иных особенностей человека найти способы постановки и
решения по существу всех философских проблем. В противовес
рационалистическим учениям философская антропология вовлекает в сферу
исследования душевно-духовную жизнь человека - эмоции, инстинкты, влечения,
что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления
абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное
начало. При всех различиях внутри этого течения его основная линия - поиски
антропобиологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры,
нравственности, права, социальных институтов. Общественная жизнь сводится к
межличностным отношениям, основанным на естественных симпатиях людей, - Макс Шелер - немецкий философ, один из основоположников философской
антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии -
учениях о ценностях. Шелер испытал значительное влияние философии жизни и
феноменологии Э. Гуссерля, позже обратился к религиозной философии, в
дальнейшем эволюционировал к метафизике персоналисткого типа. Он остро
ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в
культе выгоды и расчета. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей,
он ввел различие между абсолютными ценностями и “эмпирическими
переменными”: относительны не ценности как таковые, а их исторические
формы. Опираясь на Августина и Паскаля, Шелер противопоставил логике
интеллекта логику чувства; последнее он истолковывал как интенциональный
акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, по СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Жан Поль Сартр (родился 21 июня 1905 года) - французский философ,
представитель экзистенциализма (так называемого атеистического его
варианта), писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным
деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные
годы - многочисленных демократических движений и организаций. Явился
основателем и директором журнала “Les Temps Modernes” (1945). Образование
получил в лицеях Ла-Рошели, кончил высшую нормальную школу в Париже,
стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал
философию в различных лицеях Франции (1929-39 и 1941-44); с 1944 целиком
посвятил себя литературной работе. Известность Сартру принесли роман Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик,
абсурдном, где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа
должен был, следовательно, быть отрицанием, отказом, чтобы выбраться из
этого хаотического мира без порядка, без цели. Отстраниться от мира,
отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое: свобода. Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе
абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность”
и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Мир, согласно Сартру, — это "универсальное не то", полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть реальным — значит оказываться чуждым сознанию, совершенно случайным, а в пределе — абсурдным. Сознание, поскольку оно пытается мыслить мир, от начала и до конца иллюзорно. Между миром и сознанием человека непреодолимая пропасть. Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть
лишь “разжатием бытия”, образования в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенным от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности. Человек свободен сам созидать свою сущность, потому что, как мы уже отметили, изначально дан себе только как существование. Он не завершен подобно вещи, и сам делает из себя то, чем является: честного или подлеца, труса или героя. В своем внутреннем мире, полагает Сартр, мы не зависим ни от общества, ни от других людей, ни от моральных и религиозных установлений, ни даже от собственного прошлого. Эта независимость - результат способности сознания все отрицать и освобождаться от всякого внешнего влияния. Сознание экстатично, оно стремится за пределы любого наличного состояния. Каждый акт выбора происходит "в пустоте", с нуля, как если бы на нас не влияли ни полученное воспитание, ни ценностные установки, ни давление обстоятельств, ни боль, ни угрозы. Прошлое мертво, оно не определяет настоящего, которое всегда - выбор. В любой ситуации человек может сказать "нет". Эти слова имели особое звучание во Франции сороковых годов, так как были написаны во время фашистской оккупации, а Сартр активно участвовал в движении Сопротивления. Свободный выбор - удел каждого человека. Человек, по Сартру, обречен
на свободу. Он выбирает неизбежно даже тогда, когда не хочет выбирать. В
поведенческом и нравственном выборе, согласно Сартру, участвует не ясное
рефлексивное сознание человека, а некие дорефлексивные пласты его
внутреннего мира. Человек выбирает не умом, а целостностью своего "я", и
выбор его реализуется в поступке. В работе "Экзистенциализм - это гуманизм" Пока мы не поступаем, мы не знаем, каковы мы на самом деле. Только поведение говорит человеку о его истинных качествах. Даже чувства, на которые пытается сослаться человек при выборе, есть порождение поступка, который мы совершаем. В этом смысле Сартр игнорирует проблему мотивов, внутреннего состояния души. Он считает его несущественным, разделяя прагматическое представление о морали, в соответствии с которым мы судим о человеке по следствиям его дел, а не по его замыслам. Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед за Ницше, что "Бог умер", и потому человек в его представлении не может опереться на божественную помощь, списать свои деяния на веления всевышнего или вымолить у него прощение, если Бога нет, то все дозволено. И из этого "все" человек выбирает свой поступок на собственный страх и риск. Он не может опереться на людей, потому что каждый - свободен, и на них не обопрешься. Поэтому индивид выбирает в одиночку, без гарантий и без надежды на успех. При этом, однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе мы считаем, что выбираем добро, и при том - добро для всего человечества ("если я женюсь, значит, считаю, что семья - благо для каждого из людей" и т.п.). Человек совершенно свободен выбирать, но за свой выбор он отвечает полностью. Разумеется, он отвечает за него не перед обществом, не перед высшими силами, которых нет, а только перед самим собой. Он должен знать, что лично расплатится за всякий свой поступок. Самые низкие люди те, кто считает, что к тому или иному поведению их принудили. Их Сартр презирает. Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”,
согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает”
себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою
трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится
заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое
существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-
то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной
субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то
выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать
образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики
человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философия экзистенциализма обозначила “пограничную ситуацию”, в которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек как личность и общество. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на
доказательства того, что бог не существует. Даже если бы бог существовал,
это ничего бы не изменило, просто суть дела не в том, существует ли бог. Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический
характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Яковлева А.А. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989г. 2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999г. 3. Философия: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996г. 4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. - М.:Политиздат, 1989г. 5. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |