|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Теория этногенеза Л.Н.ГумилеваТеория этногенеза Л.Н.ГумилеваМинистерство общего и профессионального образования РФ Иркутский государственный технический университет Восточный факультет Кафедра мировой экономики и внешнеэкономической деятельности История Отечества Контрольная работа на тему:
«Теория этногенеза Л.Н.Гумилева». Выполнила: студентка группы Реклама-ДИПС-99 Красовская Юлия Григорьевна Проверил: Иркутск, 2000 Содержание Введение 1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева. 1.Этнос как системная целостность. 2.Иерархия этнических связей. П.Пассионарность – движущая сила этногенеза. 1.Понятие «пассионарность». 2.Градации пассионарности 3. «Пусковой момент» этногенеза. Ш. Фазы этногенеза. 1.Фаза подьема. 2.Акматическая фаза 3.Фаза надлома. 4.Фаза инерции. 5.Фаза обскурации. 6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса. 7.Обрывы этногенеза. Введение Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральнрй идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности. Создавая теорию этногенеза, Л.Н.Гумилев выступил не только как историк, но и географ, этнограф, востоковед, психолог. Он – один из тех, кто понял, что наступил век интеграции наук. Однако, в период «застоя» работа гумилева замалчивалась, а если и были отзывы, то, в основном, негативные. Так, В.Чивилихин усмотрел в его концепции «русофобско-спекулятивную сущность», Б.Рыбаков назвал ее «самообманом» и т. д. В последующие годы также явилось немало критиков, но всех их объединяет одно: они ограничиваются критикой частных моментов. Никем не сделано попыток опровергнуть теорию в целом. Она лишь голословно называется «плодом предвзятых идей и авторской фантазии» (1). Вся история человечества, писал Л.Н.Гумилев, состоит из череды изменений. Издавна люди пытались понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки и культуры, и т.д. Гумилев рассматривает историю как историю народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории» (2). Что же такое этнос и каковы закономерности его возникновения, развития и упадка – на этот вопрос и пытается ответить автор. 1.Звезда. – 1994. - № 10. – С.176. 2.Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М.: Экопрос, 1992. – С. 11. Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева.
1.Этнос как системная целостность. Вне этноса нет ни одного человека на земле. Каждый человек на вопрос: «Кто ты?» – ответит: «русский», «француз» и т.п. Этническая принадлежность обнаруживается в сознании людей, но не есть продукт самого сознания – нельзя сознательно, по договоренности объединиться в этнос. Также нельзя по договоренности сменить национальную (этническую) принадлежность, как меняют гражданское состояние или подданство. Очевидно, этническая принадлежность отражает какую-то сторону природы человека, гораздо более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию или психологии. Этнос – коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным случаям. Общность территории, языка, происхождения, исторической судьбы, материальной культуры, экономической жизни, идеологии иногда являются определяющими моментами, иногда – нет. Вынести за скобки можно только одно – признание каждой особью: «Мы – такие-то, а все прочие – другие». Поскольку это явление универсально, можно предположить, что оно отражает некую физическую или биологическую реальность, которая и является искомой величиной. Интерпретировать эту величину можно только путем анализа возникновения и исчезновения этносов и установления принципиальных различий этносов между собой. Л.Гумилев применил к этносфере общую теорию открытых систем. Этнос – не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии системы. Этнос, как любая система, имеет элементы и связи. Главное в любой системе – не составляющие ее элементы, которые могут вовсе не походить друг на друга, а связи между ними. Мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, то есть численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей различных весов и знаков. Этим и создается эластичность этноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногда регенерировать, ибо «многосвязная» система восполняет ущерб перестройки связей. Разрушение же связей приводит к исчезновению системы. Этнос – система динамическая. В ней первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно обмениваться с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющей системы играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формами движения материи. Этническая целостность не совпадает ни с семейной ячейкой, ни с уровнем развития производства и культуры. Социальные формы, в которые облекаются внутриэтнические целостности, причудливы и не всегда совпадают с подразделениями этносферы. Этнос тесно связан с вмещающим ландшафтом; ландшафт действует на этнос принудительно, и при его смене этнос вынужден лтбо исчезнуть, либо выработать новую форму адаптации, что означает смену стереотипа поведения. А это свидетельствует о появлении нового субэтноса или даже этноса, если популяция мигрирует за пределы этноландшафтной зоны. Итак, согласно Л.Н.гумилеву, этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. 2.Этническая иерархия.
Этническую классификацию Гумилев считает нужным заменить этнической систематикой. Классификация может быть произведена по любому, произвольно взятому признаку (языку, расе, религии, принадлежности к тому или иному государству), в то время как систематика отражает то, что заложено в природе вещей. Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы – одной из оболочек Земли), является суперэтнос – группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность. Известные истории суперэтносы – Римский мир, Левант, Византия, Западная Европа («Христианский Мир»), Великая Степь, Китай и т.п. Большинство этих суперэтносов существует и в настоящее время, хотя и под другими именами. Западная Европа после Реформации стала называться Цивилизованным Миром, который включает сегодня не только народы Западной Европы, но и потомков европейских колонистов и эмигрантов в США, Канаде, Австралии, Южной Африке, народы бывшей Австро-Венгрии; к ней же примыкают поляки и народы Прибалтики. Можно заметить, что суперэтносы обычно существуют в границах определенной этноландшафтной зоны. Западную Европу от Российского суперэтноса, являющегося генетическим продолжением Православной Руси, отделяет сейчас, как и в средневековье, невидимая ландшафтная граница – нулевая изотерма января. Сибирские охотники и оленеводы (ханты, манси, нганасаны, тунгусы и т.п.) представляли еще недавно самостоятельный Циркумполярный суперэтнос. Его отделяла от России опять-таки невидимая граница распространения вечной мерзлоты. К северу от нее в зональные ландшафты тайги и тундры, где на смену травяному покрову приходят ягельники (экологическая ниша северного оленя), русская земледельческая культура не проникала. В настоящее время Циркумполярный этнос практически полностью вошел в российский, - однако это вызвано искусственным переводом кочевников на оседлость. Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а степенью межэтнической близости входящих в него этносов. Хотя этносы, входящие в суперэтнос, связаны между собой экономическим, идеологическим и политическим общением, это отнюдь не исключает военных столкновений между ними. Однако, в отличие от войн на суперэтническом уровне, когда столкновения приводят к истреблению или порабощению (например, контакт европейцев с индейцами Америки), войны внутри суперэтноса ведут лишь к достижению временного преобладания (усобицы древнерусских князей) при стремлении к компромиссу. Этническое единство (единство действий) лишь иногда является главным фактором, определяющим поведение человека. Но ощущение этнической близости существует всегда. Западная Европа, находившаяся под идеологическим главенством римского папы и формальным сюзеренитетом германского императора, называла себя «Христианский мир». При этом западноевропейцы противопоставляли себя не только мусульманам, но и православным христианам – грекам и русским, а также ирландским и уэльсским кельтам – католикам. Совершенно очевидно, что они подразумевали не религиозную общность, а системную целостность, которая получила название по произвольно взятому индикатору. Также и Мир Ислама, противопоставляя себя грекам и французам , и язычникам-тюркам, с точки зрения религии не был единым. Учения шиитов, суфиев, карматов и др. весьма мало походили друг на друга и на ортодоксальную доктрину ислама. Но ведь и христиане-европейцы отнюдь не дружили между собой. Однако, сталкиваясь с мусульманами или язычниками, они находили между собой общий язык и бросались на общего противника. Этнос – всего лишь вариант суперэтноса, в который он входит как элемент мозаичной системной целостности. Структура этноса более или менее сложна, но именно эта сложность и обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему он имеет возможность пережить века смятений, смут и мирного увядания. Принцип этнической структуры можно назвать иерархической соподчиненностью субэтнических групп. Например, карел в деревне Тверской области называет себя карелом, а приехав в Москву учиться – русским, потому что в деревне противопроставление карелов русским имело значение, а в городе не имеет, так как различия в быту столь ничтожны, что скрадываются. Но если бы это был не карел, а татарин, то он продолжал бы называть себя татарином, так как религиозное различие усугубляло этнографическое несходство с русскими. Татарин, попавший в Западную Европу или Китай, считался бы русским, и сам был бы с этим согласен, а в Новой Гвинее он воспринимался бы как европеец, только не из «племени» англичан или голландцев. Итак, этносы делятся на субэтносы, то есть подразделения, существующие лишь потому, что они входят в единство этноса. Без этноса они распадаются и гибнут. С одной стороны, субэтносы находятся внутри этноса, а с другой – носители субэтнических стереотипов поведения отличаются от прочих манерами, обхождением, способом выражать чувства и т.п. Этносы возникают вследствие разных исторических обстоятельств. Они сравнительно безболезненно рассасываются, заменяясь другими, но с теми же функциями и судьбами. Французы – яркий пример монолитного этноса – включают в себя бретонских кельтов, гасконцев баскского происхождения, лотарингцев – потомков алеманнов и провансальцев. В середине 1Х века, когда впервые было документально зафиксировано этническое название «французы», все перечисленные народы, а также другие – бургунды, норманны, аквитанцы, савояры – еще не составляли единого этноса, и только после тысячелетнего процесса этногенеза образовали этнос, который ныне называют «французами». Процесс слияния, однако, не вызвал нивелирования локальных обычаев, обрядов и т.п. Они сохранились как местные провинциальные особенности, не нарушающие этнической целостности французов. Некоторая сложность структуры этноса повышает его сопротивляемость внешним ударам, поэтому там, где этнос при рождении не был достаточно мозаичен, как, например, в Великороссии Х1У-ХУ веков, он сам стал выделять субэтнические образования, иногда оформлявшиеся в виде сословий. На южной окраине выделились казаки, на северной – поморы. Впоследствии к ним прибавились землепроходцы (на первый взгляд, просто представители определенного рода занятий) и следовавшие за ними крестьяне, которые перемешались с аборигенами Сибири и образовали субэтнос сибиряков или «челдонов». Раскол церкви повлек за собой появление еще одной субэтнической группы – старообрядцев, этнографически отличавшихся от основной массы русских. В ходе истории эти субэтнические группы растворились в основной массе этноса, но в то же время выделились новые. Назначение субэтнических образований – поддерживать этническое единство путем внутреннего неантагонистического соперничества. Эта сложность – органическая деталь механизма этнической системы. При упрощении этнической системы число субэтносов сокращается до одного, и это знаменует пережиточное (персистентное) состояние этноса. Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в свою очередь – из консорций. Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями – группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Первые колонии в Америке создавали консорции англичан, превратившиеся в конвиксии: Новую Англию – пуритане, Пенсильванию – квакеры, Виргинию – роялисты и т. п. Из Англии уезжали консорции, не мирившиеся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя соседям - индейцам и французам.
П. Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
Откуда и почему возникают этносы – новые общности, вдруг начинающие отделять себя от соседей? Установление предков не исчерпывает проблемы образования этноса. Предки есть всегда, а этносы образуются достаточно редко во времени и пространстве. Развивая теорию В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как процесса лежит открытая В.И.Вернадским биохимическая энергия живого существа биосферы. Первый биогеохимический принцип Вернадского гласит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу». Планета получает из космоса больше энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия биосферы; свободная энергия порождает у животных спазмы активности, а у человека – взрывы этногенеза. Таким образом, по Гумилеву, движущая сила этногенеза – биохимическая энергия, привносимая в организмы из космоса, а способ действия этой силы – взрыв этногенеза (пассионарный толчок). В результате взрыва этногенеза происходит определенного рода мутация: у части особей возникает новый признак, который Гумилев назвал «пассионарностью». Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством. С этой точки зрения пассионарность – признак вредный, если не губительный, для своего носителя и его близких. 2.Градации пассионарности.
По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: 1) пассионарии (Р больше 1); 2) гармоничные особи (Р равно 1); 3) субпассионарии (Р меньше 1). Пассионарии в полном смысле этого слова – люди, у которых пассионарный импульс (стремление к самопожертвованию) сильнее, чем чувство самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев выдвигает две возможные гипотезы: либо пассионарная особь захватывает больше энергии, чем нормальная, либо при равном захвате энергии концентрированно (конечно, бессознательно) направляет ее на достижение конкретной цели. В обоих случаях результат один: высшая нервная деятельность особи будет более активной, нежели это характерно для особи нормальной. Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона. Пассионарность отдельного человека спорягается с любыми способностями (высокими, средними, малыми); она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека. Она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находится именно в «толпе», определяя ее потентность и степень активности на тот или иной момент. Но как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных особей – оба импульса уравновешены. Гармоничные особи – люди работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада – крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг. Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии). Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет. Яркий пример – римский плебс, нагло требующий «хлеба и зрелищ». В силу своей подвижности субпассионарии часто играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя и без субпассионариев, то последние без пассионариев – ничто, и способны только на нищету или разбой, жертвами которого становится основная масса населения. Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в еще большей степени – импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Это обстоятельство без специального осмысления известно довольно широко и используется, главным образом, в военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять «воинский дух». 3.Пусковой момент этногенеза.
«Пусковой момент» этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный толчок) – это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев, которое быстро увеличивается и у которого появляется через значительный промежуток времени возможность навязать свою волю большинству населения. В эти моменты происходит этническая перестройка, в результате которой из нескольких этнических субстратов – старых этносов – появляются новые. Старые при этом разваливаются, а новые активно развиваются. Гумилев отметил в известной нам мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места их появления – длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или по параллелям, или под углом к ним, но всегда – прямые: «Как будто кто-то хлещет плетью шар земной, а к рубцу приливает кровь» (1). Причину взрывов этногенеза автор усматривает в солнечной активности. Из отмеченных Гумилевым пассионарных толчков, укажем некоторые. Взрыв этногенеза в 1 веке н. э. имел место между 20 и 40 градусов восточной долготы и захватил этносы даков (современная Румыния), которые «выступили слишком рано и были разбиты Римом»; иллирийцев, посадивших на римский трон свои династию – Северов; готов, распространившихся от устья Вислы до берегов Черного моря; славян, распространившихся из Прикарпатьья до Балтийского и Черного морей и т.п. Но самым важным Гумилев считает образование нового этноса, называвшего себя «христианами». У этого этноса не могло быть единства территории, языка, происхождения. В Римской империи, где была установлена веротерпимость, христиане были исключением и причиной тому было ощущение «чуждости» их склада и поведения всем другим «языцем». Количество их, несмотря на гонения, увеличивалось, пока в 1У веке они не стали преобладать, и тогда возник новый этнос – «христиане-ромеи», а Рим превратился в Византию. Пассионарный толчок У1 в. н.э., осью которого является линия, соединяющая Мекку и Чанъань, вызвал к жизни арабский этнос в Аравии, раджпутов – в Индии, тибетцев. Началась борьба за объединение Кореи. В УШ веке пассионарный толчок затронул испанцев, что ознаменовалось началом Реконкисты; франков, в результате чего империя Карла Великого раскололась на национально-феодальные государства; скандинавов, выплеснувших в Европу наводившие ужас дружины викингов и т.п. Взрыв этногенеза в Х1 веке привел к образованию в ХП веке этносов чжурчженей, сокрушивших киданьскую империю Ляо, и монголов, объединившихся под властью Чингисхана. На западе ось толчка выклинилась у южной оконечности Байкала. Основная же часть его, по-видимому, пришлась на поверхность Тихого океана. Толчок ХШ века породил литовский (Великое княжество литовское) и великорусский (собирание земель вокруг Москвы) этносы, турок-осман и эфиопов. Пусковой момент этногенеза можно считать подобием толчка, сообщившего этнической системе инерцию, утрачиваемую при сопротивлении среды. Схема: быстрый подъем пассионарности и медленная ее утрата – действительна для всех известных этносов. Следовательно, этногенез – инерционный процесс, более или менее интенсивная утрата пассионарности системы, иными словами, гибель пассииоонариев и их генов; это особенно касается войн, в которых пассионарии гибнут первыми. Пассионарный толчок – это такой разрыв естественной причинности, который закрыт для научного познания при настоящем уровне развития науки. На сегодняшний день он недоступен проверке опытом, и остается гипотезой. 1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Мысль, 1991.- С.214. Пассионарный толчок знаменует рождение нового организма – этноса, который проходит в своем развитии ряд закономерных фаз, подобных различным возрастам человека. Это следующие фазы: фаза подьема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; фаза пассионарного перегрева (акматическая) – когда число пассионариев в этносе максимально; фаза надлома – резкое уменьшение числа пассионариев и стеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают его погубить до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт из гармоничных особей. Эту этническую эволюцию проделали все этносы, которые мы считаем примитивными только потому, что их незаписанная история тонет во мгле веков. Пассионарность – обязательный элемент этногенеза, без которого его нет и не может быть. Если пассионарность вынести за скобки, внутри скобок останутся локальные черты тех или иных этносов (предмет изучения этнографии). Ш.Фазы этногенеза.
1.Фаза подъема.Вначале протекает инкубационный период формирования нового этноса (в среднем около 100 - 150 лет), обычно не оставляющий заметных следов в истории. Это «пусковой механизм», не всегда приводящий к возникновению нового этноса потому, что возможен внезапный обрыв процесса посторонней силой. В одном-двух поколениях появляется некоторое количество персон, не мирящихся с ограничениями, которые охотно сносили их деды. Первые из них гибнут, если коллектив оказывает им сопротивление, но если процесс идет с достаточной интенсивностью, этих людей оказывается достаточно, чтобы сплотиться и навязать свою волю спокойным людям прежнего склада. В какой-то момент на исторической арене появляется исторически установимая группа людей, или консорция, быстро развивающаяся и формирующая свое этническое лицо и самосознание. Наконец, она облекается в соответствующую времени социальную форму и выходит на широкую историческую арену, часто начиная территориальную экспансию. Оформление этно-социальной системы знаменует конец инкубационного периода фазы подьема. Примером могут служить события на Востоке Римской империи, где в 1-П веках н. э. на стыке эллинского, древнееврейского и сирийского этносов возникла популяция, равно близкая и равно чуждая всем перечисленным выше. Это была христианская община, противопоставлявшая себя «языцем», т.е. всем остальным, и действительно выделявшаяся среди них по характеру своего поведения. В середине 1 в. н. э. проповеди апостола Павла положили начало консорциям, еще не выделившим себя из исходных этнических субстратов. В середине П века н. э. благодаря деятельности Юстина Философа христиане выделились в особый субэтнос, категорически размежевавшись с иудаизмом. Поддержав императора Константина, христиане доставили ему победу и диадему, удовлетворившись только предоставлением себе права на легальное существование. И тогда, с 313 г. новый этнос «христиане-ромеи» стал фактом всемирно-исторического значения. Затем из него вырос огромный суперэтнос с культурой, которую мы называем «Византийской». Как только особи нового склада создают новую этническую целостность, они выдвигают новый принцип общежития, новый императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Это означает: по мере сил исполняй свои общественные обязанности: если ты воин – воюй, если крестьянин – паши. Ведущая часть населения толкает всю систему по пути этнического развития, накапливает материальные и духовные ценности. Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем дела предков, к которому он еще что-то добавляет. Каждая прожитая минута воспринимается как приращение к прожитому, которое живет в человеке. Результатом такого восприятия времени (пассеизм) являются подвиги героев, добровольно отдававших жизни за Отечество: царь Леонид и его 300 спартанцев в Фермопилах, Роланд в Ронсевальском ущелье, послушники Сергия Радонежского Пересвет и Ослябя, погибшие на Куликовом поле. Для них характерно отсутствие личной заинтересованности. Они как будто любили свое дело больше себя. Они чувствовали себя не просто наследниками великих традиций, но и частицами их, и поступали так согласно своему нервно-психологическому складу, определявшему вектор и характер их деятельности. Ведущая роль в фазе подъема принадлежит пассионариям, но и роль гармоничных особей, исправно несущих свои обязанности, значительна. Субпассионарии не замечаются. Выжить им в эту суровую эпоху трудно. Фаза подъема, как правило, связана с внешней экспансией, расширением территории. Общественная система укрепляется. 2.Акматическая фаза.
Биохимическая энергия достигает таких значений, что пассионариев в популяции становится «слишком много» (в этой фазе их – максимум), и они начинают воевать друг с другом. Соподчиненность элементов структуры этноса нарушается. Господствующий императив меняется: каждый хочет «быть самим собой» и ради этого ломает созданную организацию, принося интересы этноса в жертву своим собственным. Как правило, при этом обильно льется кровь. Крестьяне устремляются в города, а те, кто остается на земле, устраивают «жакерии». Церковь дробится. Бароны учиняют смуты и войны (например, война Алой и Белой роз в Англии). Новые политические, социальные, религиозные водоразделы возникают один за другим. Акматическая фаза часто является весьма пестрой и разнородной по характеру, доминантам и интенсивности протекающих этнических процессов. По утверждению Гумилева, если 10% населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация (1). При пассионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание пассионарности. Возрастает роль гармоничных особей. Переход к фазе надлома знаменуется новым императивом: «Мы устали от великих». 3.Фаза надлома. Надлом - переход от накала акматической фазы к разумному хозяйничанию инерции. Цели и задачи те же, а силы убывают. Пассионарная энергия неуклонно рассеивается. Процент людей гармоничных и субпассионарных растет. Субпассионарии формируют кадры исполнителей во время гражданских войн. Снижаются, а то и сводятся на нет усилия персон творческих, которых объявляют «фанатиками». Именно отсутствие внутренней поддержки «своих» определяет гибель этносов от немногочисленных, но пассионарных противников. Так, в Западной Европе ХУ-ХУП веков процент субпассионариев значительно возрос за счет истребления консервативной части населения – гармоничных особей – людей наиболее законопослушных и трудолюбивых. Система суперэтноса потеряла свою устойчивость, так как отдельные пассионарии легко могли навербовать себе бродяг-солдат из числа субпассионариев. Раньше их самовластное 1. Техника – молодежи. – 1990. - № 10. – С.22 поведение наталкивалось на сопротивление других пассионариев. Теперь же, когда их стало меньше, у каждого появился большой ареал. Поэтому столкновения эпохи Реформации и Контрреформации приобрели большой размах и стоили еще больших жертв. В эпоху Возрождения человекоубийство было повседневным занятием обитателей западной Европы, причем имело массовые масштабы. Объектом гонений оказывались не только философы и поэты (Мигель Сервет, Джордано Бруно), но и большей частью простые, безобидные люди с воображением. Их сжигали, объявляя колдунами и ведьмами. Гибли люди честные, гнушавшиеся доносительством, и талантливые, вызывавшие зависть, а размножались морально нечистоплотные тупицы, породившие поколение европейского обывателя, характерное для Х1Х века. Конец фазы надлома и переход к инерционной фазе знаменует новый императив: «Дайте же жить, гады!». 4.Фаза инерции. Отличительной чертой этого периода является сокращение активного элемента и полное довольствие эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Они уже научились понимать, что индивидуальности, желающие проявиться во всей оригинальности, представляют для соседей наибольшую опасность. Избежать ее можно, изменив общественный императив. «Будь таким, как я», - девиз инерционной фазы. Так, в Новое время – ХУП-Х1Х вв. – этот принцип нашел воплощение в образе «джентельмена», которому полагалось подражать по мере сил, а уклонение от подражания осуждалось общественным мнением. Посредственность становится идеалом. Для людей, не желавших отказаться от своей оригинальности, оставались сферы искусства и науки, казавшиеся безобидными. Инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Жить спокойно и хорошо. Предметов первой и всех последующих степеней необходимости – в достатке. Л.Н.Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса. В этой фазе способность к расширению ареала снижается. Наступает пора воздействия на ландшафт собственной страны. Растет техносфера – количество нужных и ненужных зданий, изделий, памятников, утвари – за счет природных ресурсов. Этнос теряет связь с почвой, т.е. жизнью, и наступает неизбежный упадок. Облик этого упадка обманчив: на него надета маска благополучия и процветания, которые современникам представляются вечными, потому что они тешат себя иллюзиями о неисчерпаемости природных богатств. Но это – утешительный самообман, рассеивающийся после того, как наступает последний, роковой фазовый переход. Люди нетрудолюбивые, нетворческие, но обладающие завышенными требованиями к жизни, которые в героические эпохи имеют мало шансов выжить, в мягкое время цивилизации при общем материальном изобилии начинают размножаться без ограничений, и поскольку являются особями нового склада, создают свой императив: «Будь таким, как мы», т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить. Следует переход к фазе обскурации. 5.Фаза обскурации.
Завершает пассионарный цикл эпоха так называемой обскурации: отцовское наследие растрачено, таланты не рождаются, инициатива пропала, этнос не способен себя защитить. Примером может служить Западная часть Римской империи. В то время, как Восток бурлил, Запад неуклонно остывал. И в Западной, и в Восточной империях был один социальный строй, одна религия, один противник – варвары, нажимавшие на ту и на другую с равной силой. Но Восток отбился, а Запад пал под их ударами, ибо находился в фазе обскурации. Субпассионарии выдвигают императив: «Будь таким, как мы», т.е. живи только для себя. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Ни на кого нельзя положиться, и правитель вынужден применять тактику разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. В обществе господствуют, как и в предшествующих стадиях, группы, только отбор иной – негативный: ценятся не способности, а их отсутствие, не знания, а невежество, не принципы, а беспринципность. Правящая группа не способна ничего ни создать, ни сохранить, она способна только паразитировать, разъедать тело народа, и потому победа субпассионариев ведет их к гибели. Фаза обскурации ужасна тем, что она является серией резких изменений уровня пассионарности, хотя и незначительных по абсолютной величине. Адаптация запаздывает, и этнос гибнет как системная целостность. Носители обскурации исчезают, как дым, и остаются уцелевшие после всех передряг носители первоначального статического состояния. Переход к мемориальной фазе ознаменован императивом: «День, да мой». 6.Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса. После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди отнюдь не становятся хуже, слабее, глупее. Изменяются не люди, а системная целостность. Пассионарное напряжение столь незначительно, что развитие не идет. Этнос теряет сопротивляемость и стремление к переменам. Идеалом становится консервация: «Помни, как было прекрасно». Память о прошлом переживает инерцию пассионарных импульсов, но удержать ее отдельные люди не в состоянии. Их усилия не встречают поддержки у современников, хотя они и не бесплодны. Сочинения поэтов сохраняются как фольклор, шедевры художников становятся мотивами народного искусства, история подвигов героев превращается в легенду или былину. Если среди людей этой фазы случайно рождаются пассионарные особи, они ищут себе применение не на родине, а у соседей. Дальнейшая судьба потерявшего пассионарность этноса зависит, в первую очередь, от окружения: при отсутствии хищных соседей он может длительное время влачить жалкое существование как этнос-реликт. Реликтовых этносов довольно много, причем часть из них вымирает, часть ассимилируется с другими этносами, а часть сохраняет свое самосознание, более или менее стабильную численность и занимаемую территорию. Это – этносы, пережившие себя и находящиеся в стадии гомеостаза (равновесия с природой). В стадии гомеостаза утрачивается уже и историческая память. Этнография знает довольно много этносов-изолятов, благодаря географическому положению не втянутых в общение с другими этносами или вовлеченных в него только за последние сто лет. Это – статические народы, у которых жизненный цикл повторяется в каждом поколении без изменений. Так называемые «отсталые» или «дикие» народы – не дети, а старички. Этносы, потерявшие былую пассионарность, могут существовать за счет пассионарности соседнего этноса, передаваемой даже не половым путем, а через системные связи (симбиоз). Примером является контакт пигмеев Центральной Африки с банту, которые используют их как проводников и платят за это своими изделиями из железа. Но когда беззащитный этнос окружен представителями других суперэтносов, он обречен на полное истребление: англичане устраивали облавы на тасманийцев; негры банту ловили бушменов для использования их на тяжелых работах, а их самих обращали в рабство буры. Чтобы отбиваться от беспощадного врага, этносу приходилось тратить остатки пассионарности: ведь отбивались наиболее энергичные. Итак, даже на финальных фазах этногенеза необходима пассионарность, хотя бы заимствованная. И именно поэтому пассионарные толчки не только губят, но и спасают этносы, находящиеся в ареале толчка. Такой этнос попадает в горнило переплавки, и при благоприятных условиях из нескольких обломков выплавляется новый этнос, лишь смутно помнящий о своем происхождении, так как для него куда важнее дата его нового рождения. Смерть этноса – это распад системной целостности, а не поголовное истребление людей, в нее входящих. 7.Обрывы этногенеза.
Инерция пассионарного толчка теряется за 1200 лет при любом, даже самом благоприятном варианте, но лишь счастливые этносы доживают до своего естественного конца. В истории наблюдаются постоянные обрывы этногенезов в самых разных возрастах. Однако, и тут есть статическая закономерность. Этнос, находящийся в первых фазах этногенеза, практически неистребим и непокорим. Но этнос, меняющий фазу развития, легко уязвим и может стать жертвой соседа, если тот достаточно пассионарен. Новорожденный этнос, еще не набравшийся сил, может разбиться о сильное сопротивление соседей. Так получилось с зулусами в Х1Х веке, когда Чака (1810-1828) повел их к победам. Но технический прогресс Европы оказался сильнее: буры разбили зулусов в 1838 г. и основали на их землях республику Трансвааль. Этнос уязвим и при переходе из фазы подъема в акматическую фазу. Соподчиненность элементов структуры нарушается, каждый хочет «быть самим собой», и ради этого ломает организацию. Яркий пример – распадение Арабского халифата в Х веке на эмираты. В переломный момент роста, при переходе в акматическую фазу были застигнуты вторжением конкистадоров и погибли ацтеки и инки. Но как только испанцы натолкнулись на племена в устойчивых фазах (арауканы), они были разбиты и перешли к обороне. Испания признала Арауканию независимой державой. Очевидно, любой переход от фазы к фазе несет в себе опасность для этноса. Как змея беззащитна, пока меняет кожу, так этнос бессилен, пока «меняет душу», т.е. стереотип поведения и общественный императив. Список использованной литературы
1. Артамонов М.И. Снова «герои» и «толпа»? // Природа. – 1971. - № 2. – С.75-77. 2. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1992. – 336 с. 3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Мысль, 1991. – 496 с. 4. Гумилев Л.Н. Пассионарная симфония этносов Земли // Техника – молодежи. - 1990. - № 10. - С. 21-22. 5. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. – 1992. - № 1. – С. 50-57. 6. Захаров Л.Д. Этнос и Космос // Человек. – 1995. - № 1. – С. 41-54. 7. Лурье Я.С. Древняя Русь в сочинениях Л.Н.Гумилева // Звезда. – 1994. - № 10. – С. 167-177. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |