|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Три этапа развития философских взглядов НицшеТри этапа развития философских взглядов Ницшесмотреть на рефераты похожие на "Три этапа развития философских взглядов Ницше" Реферат по обществоведению На тему: «Три этапа развития философских взглядов Ницше» [pic] Санкт-Петербург 2001-2002 учебный год Содержание
2) Первый этап развития философских взглядов с. 4 3) Низвержение кумиров с.13 4) “Заратустра” с. 21 5) Заключение с. 24 6) Список литературы с. 25 Вступление Фридрих Вильгельм Ницше, явившись одним из величайших немецких философов не только девятнадцатого века, но и за всю историю философии, оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах, трактовка которых по-прежнему вызывает массу споров. Некоторые люди склонны критиковать взгляды Ницше на те или иные явления, указывая лишь на те моменты, которые теоретически могут содержать одобрение нарушения многих морально-этических устоев современного цивилизованного общества. Другие же ими восхищаются, находя в его философии что-то “родное” для себя, то, что совпадает с их собственными соображениями. Если же просто запастись терпением, спокойствием стороннего наблюдателя и ознакомиться хотя бы с некоторыми трудами этого великого философа, то становится понятно одно: разность в понимании зависит от личных качеств людей, а за лаконичностью, меткостью и резкостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск истины работе мысли этого человека. К сожалению, философия Ницше была воспринята некоторыми людьми слишком однобоко или в искажённом варианте, что привело к ломке в сознании людей и возникновению ряда личностей, крайне радикально настроенных по отношению к другим. Чтобы действительно понять философию Ницше, необходимо также тщательно ознакомиться с его биографией и с теми условиями, которые оказали наиболее сильное влияние на формирование его взглядов в тот или иной период жизни этого философа. Первый этап развития философских взглядов Родословная Фридриха Ницше теряется в глубине XVI в. Его сестра Столь романтическую легенду документальные данные, однако, не
подтверждают. Ни о каком графе Ницком в изданном за 1839-1848 гг. в Окончив теологический факультет одного из лучших тогда немецких университетов в Галле, К.Л. Ницше после недолгого пребывания при альтенбургском герцогском дворе в качестве воспитателя трех принцесс получил от хорошо знавшего его прусского короля Фридриха Вильгельма IV церковный приход в деревне Рекен близ Люцена. По обычаю молодой пастор нанес визиты соседям, в числе которых был и
его коллега в деревне Поблес Д. Ёлер, отец 11-ти детей. Среди них рекенский
пастор сразу выделил 17-летнюю Франциску, также очарованную кареглазым
стройным мужчиной с прекрасными манерами и моднейшим шелковым галстуком. Через год, 15 октября 1844 г., в семье появился первенец, здоровый и
крепкий малыш. Счастливый отец нарек мальчика, родившегося в день именин
обожаемого короля, тем же именем - Фридрих Вильгельм. В июле 1846 г. у Больше всех пастор любил старшего сына, с которым он много и охотно занимался. Самым лучшим временем для маленького Фрица были часы, когда отец усаживался за фортепиано и начинал что-нибудь импровизировать. Притихший ребенок усаживался поближе и не сводил с отца восхищенных глаз. Не тогда ли и зародилась страстная любовь Ницше к музыке? В 1848 г. в безмятежную жизнь пасторского дома ворвалась буря
германской революции, прокатившейся с запада на восток по всей стране. В литературе есть различные версии о причинах болезни Людвига Ницше и ее связи с трагической судьбой старшего сына. Ясно лишь, что умер он от размягчения мозга, возможного последствия травмы, полученной при падении с. каменной лестницы своего дома. Но эта болезнь по наследству не передается, хотя само падение с лестницы могло быть вызвано уже начинавшей прогрессировать болезнью мозга. Через полгода смерть вновь посещает семью Ницше. На сей раз ее жертвой стал годовалый Иозеф. Позднее Фридрих в автобиографических заметках описал странный сон, который видел накануне: "Я слышал в церкви погребальные звуки органа. Пока я пытался понять, в чем дело, одна из могил внезапно вздыбилась, из нее поднялся мой отец в саване. Он поспешил в церковь и быстро вернулся с маленьким ребенком на руках. Вновь приоткрылся могильный холм, он влез внутрь, и крышка гроба захлопнулась. Тотчас смолкли мощные звуки органа, и я проснулся. На следующий день Йозефхену внезапно стало плохо, начались боли и судороги, и через несколько часов он умер. Мой сон сбылся полностью". Весной 1850 г. семья перебралась в старинный Наумбург. Этот город
знаменит величественным готическим собором, и доныне украшающим центр
города. Фридрих, которому еще не было и шести лет, пошел учиться в мужскую
народную школу. Серьезный, немного замкнутый и неразговорчивый мальчик, с
вьющимися белокурыми волосами и унаследованными от бабушки прекрасными,
хотя и близорукими голубыми глазами, чувствовал себя в школе неуютно и
одиноко. Его мягкие манеры и рассудительность, вежливый тон вызывали
постоянные насмешки над "маленьким пастором", как его окрестили
одноклассники. Забавляло их и то глубокое чувство, с которым Фридрих
декламировал отрывки из Библии и духовные гимны. Такая отчужденность Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками до полуночи. А уже в пять часов утра он вставал и спешил в гимназию. Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно
музыка. Его кумирами стали классики - В.А. Моцарт и И. Гайдн, Ф. Шуберт и Осенью 1858 г. мать Фридриха получила от ректора земельной школы-
интерната "Шульпфорте" письмо, где ее сыну как необычайно одаренному
мальчику предлагалось место в школе. Предложение было лестным, ибо Пфорта
являлась одним из самых престижных учебных заведений в Германии. Среди ее
выпускников были такие блестящие умы, как знаменитые романтики братья Ф.А.
и В. Шлегели и Новалис (псевдоним Ф. Гарденберга), поэт и драматург Ф.Г. Складывавшееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в
написанном им в октябре 1861 г. сочинении о поэте Ф. Гёльдерлине (1770- В этом "эллинском монахе" он увидел родственную душу, сказавшую немцам Не складывались и отношения Ницше с воспитанниками. Они видели
интеллектуальное превосходство однокашника, осыпали его насмешками, их
раздражало равнодушие Ницше к тем маленьким радостям, которые приносили
экскурсии, обычно заканчивавшиеся кружкой доброго пива или бокалом вина в
одном из многочисленных ресторанчиков, располагавшихся по тенистым берегам В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе: "Рок и история" и "Свобода воли и рок", где содержатся чуть ли не все основные идеи его будущих произведений. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он будет возвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и открыто. О чем пишет в эссе "Рок и история" молодой Ницше? "Мораль - результат всеобщего развития человечества. Она - сумма всех истин нашего мира; может быть, она в бесконечном мире значит не более, чем результат одного духовного направления в нашем; возможно, из результатов истин отдельных миров вновь развивается всеобщая истина. Едва ли мы знаем, чем является само человечество: лишь ступенью,
периодом во всеобщем, в потоке становления или оно произвольное явление Высшее понимание мировой истории недоступно людям; но великий историк, как и великий философ, становятся пророками - ведь оба абстрагируются от внутренних кругов к внешним... Свободная воля предстает как раскованность, самовольность. Она -
бесконечная свобода, блуждание, дух. Но рок - это необходимость, если мы не
согласны поверить, будто мировая история - это не ошибочные грезы,
невысказанные муки человечества - фантазии, мы сами - игрушки наших
фантазий. Рок - бесконечная сила сопротивления свободной воле; свободная
воля без рока мыслима столь же мало, как дух без реалий, добро без зла... В свободе воли заключен для индивида принцип обособления, отделения от целого, абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связывает человека с общим развитием... Абсолютная свобода воли без рока сделала бы человека Богом, фаталистический принцип - механизмом". Во втором эссе "Свобода воли и рок" самыми примечательными кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи потустороннего мира: "То, что Бог становится человеком, указывает лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого духа к миру земному: она была созданием детства народов... В тяжких сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и конец религий". В этих небольших произведениях, скорее, набросках уже видны зародыши тех проблем, вокруг которых до самого конца жизни Ницше будет обречена вращаться его беспокойная мысль. Критика церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи лет человеческих ценностей, признание ограниченности и относительности всякой морали, идея вечного становления, мысль о философе и историке как о пророке, ниспровергающем ради будущего прошлое, проблема места и свободы личности в обществе и истории, пронесенное через года отрицание унификации и нивелировки людей, страстная мечта о новой исторической эпохе, когда наконец-то род человеческий возмужает и осознает свои задачи, - все это можно уловить в его первых философских опытах. Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позднее. Пока они не
слишком были ясны и самому автору. Его окружали провинциальный мирок В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте и после сдачи
экзаменов. возвратился в Наумбург. Решение продолжить дальнейшую учебу в После почти казарменных порядков Пфорты их полностью захватила вольная
и безалаберная студенческая жизнь, пирушки и обязательные поединки на
рапирах. Но очень быстро Ницше остыл к развлечениям и все чаще стал
задумываться о переходе на отделение филологии, что и сделал осенью 1865 г. Третий семестр Ницше начал, как начинают совершенно новую жизнь. Он твердо выбрал филологию, хотя понимал, что для склада его ума и характера узкая специализация мало подходила. Философское мышление еще не завладело разумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге дали решающие духовные импульсы для его последующей жизни и творчества. Занятия филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной мере потерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался между теологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь одном. Идеи Шопенгауэра (1788-1860) были чрезвычайно близки собственным размышлениям Ницше конца 1865 г. Его поражало презрение философа к людям, с их мелочными заботами и своекорыстными интересами. Бессмысленность этого существования, так ярко обрисованная Шопенгауэром, привела Ницше к мысли о том, что искать смысл жизни человека в исполнении им своего долга - напрасная трата сил и времени. Человек исполняет свой долг под давлением внешних условий существования, и этим ничем не отличается от животного, также действующего исключительно по обстоятельствам. Возросший интерес Ницше к философии и стремление расширить познания в
этой области не направили его, однако, наиболее естественным путем. Он не
стал посещать лекции по философии в университете; страстные выпады В ней Ницше обнаружил еще одно поразившее его произведение - только
что вышедшую в 1866 г. книгу Ф.А. Ланге "История материализма". Залпом
прочитав ее, он пришел в восторг от этого "самого значительного
философского произведения последних лет", дополнявшего его любимых И. Канта
и А. Шопенгауэра. Импонировало Ницше и отсутствие специфически немецкой
учености у Ланге. Сын теолога, Фридрих Альберт Ланге (1828-1875) только в В философии Ланге выступил как один из ранних представителей
неокантианства, наметивший главные принципы этого направления и его
социально-политические основы. Из его книги Ницше впервые получил
представление о социальном дарвинизме, о политических и экономических
тенденциях современного развития, столкнулся с оригинальной интерпретацией
взглядов греческого материалиста Демокрита и великого немецкого мыслителя У Ланге Ницше нашел и подтверждение собственным, еще смутным
философским представлениям. Согласно Ланге, окружающий нас мир - это
представление, обусловленное физической структурой человеческого организма. В декабре 1868 г. в Базельском университете освободилась кафедра
греческого языка и литературы, руководитель которой, профессор А. Кисслинг,
принял приглашение перейти в университет Гамбурга. Он обратился к своему
бывшему боннскому наставнику Ричлю с вопросом о том, нельзя ли пригласить в Сам кандидат был польщен выпавшей честью - занять пост
экстраординарного профессора университета без диссертации и даже без
завершенного полностью курса обучения. В приглашении его привлекло еще одно Перед отъездом Ницше намеревался защитить в Лейпциге диссертацию на
основе своих исследований о Диогене Лаэртском. Однако совет факультета
единодушно решил, что опубликованные статьи Ницше вполне заменяют
диссертацию, и 23 марта ему присудили степень доктора без обязательной
публичной защиты, дискуссии и экзамена. Осталось решить еще одну проблему, Преподавание в университете и гимназии "Педагогиум" при нем довольно
скоро начали тяготить Ницше так же, как и уютная мещанская атмосфера НИЗВЕРЖЕНИЕ КУМИРОВ 2 января 1872 г. в книжных магазинах Лейпцига появилась книга Ницше Посвященная Вагнеру, работа определяла те основы, на которых покоится
рождение трагедии как произведения искусства. Античная и современная линии
тесно переплетаются друг с другом в постоянном сопоставлении Диониса, Ницше так сформулировал античные символы: "До сего времени мы рассматривали аполлоновское начало и его противоположность - дионисийское - как художественные силы: с одной стороны, как художественный мир мечты, завершенность которого не стбит в какой-либо связи с интеллектуальным уровнем или художественным образованием отдельной личности, а с другой - как опьяняющую действительность, которая также не принимает во внимание отдельную личность, а наоборот, стремится даже уничтожить индивида и заменить его мистической бесчувственностью целого". Освобождающим из этих символов предстает у Ницше дионисийское начало, как бы помогающее "избыть" страдания кошмарного бытия. Оно становится отныне его постоянным спутником. И как удивительное предвидение собственной судьбы звучат его слова: "Танцуя и напевая, являет себя человек как сочлен высшего сообщества: он разучился говорить и ходить, а в танце взлетает в небеса... в нем звучит нечто сверхъестественное: он чувствует себя Богом, сам он шествует теперь так возвышенно и восторженно, как и боги в его снах". (Именно в таком экстазе полтора десятилетия спустя увидит Овербек уже сошедшего с ума Ницше в Турине). Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать
контрпозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на
куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на
мир явлений, называемых им "аполлоновой частью". То первоначало, которое Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в
вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось
абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и К весне 1873 г. между Ницше и Вагнером, год назад переехавшим в Вагнер предпочитал видеть в базельском профессоре верного оруженосца,
талантливого и яркого пропагандиста своих собственных воззрений. Но на
такую роль Ницше согласиться не мог: его цель - великий штурм морали и
ценностей мира, уходящего в прошлое, и поиск новых ориентиров. Но пока Из примерно 20-24 задуманных удалось написать только четыре эссе под общим заглавием "Несвоевременные размышления": "Давид Штраус, исповедник и писатель" (1873), "О пользе и вреде истории для жизни" (1874), "Шопенгауэр как воспитатель" (1874) и "Рихард Вагнер в Байрейте" (1875-1876). В этих размышлениях Ницше выступил страстным защитником немецкой
культуры, бичевавшим филистерство и победоносное опьянение после создания
империи. Сомнение Ницше, родится ли из победы Германии и ее политического
объединения блестящая культура, звучало раздражающим диссонансом на фоне
бравурного грохота литавр, возвещавших эру расцвета культуры, как произошло
это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла. Тем более, что как раз в то время, когда немецкая историческая наука становилась образцом в Европе и переживала период подъема, Ницше резко выступил против преклонения перед историей как слепой силой фактов. В прошлом он видел лишь бремя, отягощавшее память, не дававшее жить в настоящем. А между тем прошлого нужно ровно столько, сколько требуется для свершения настоящего. В этом Ницше явно шел по стопам Гёте, сказавшего однажды: "Лучшее, что мы имеем от истории, - возбуждаемый ею энтузиазм" Ницше различал три рода истории - монументальный, антикварный и
критический. История первого рода, по его мнению, черпает из прошлого
примеры великого и возвышенного. Она учит, что если великое уже
существовало в прошлом хотя бы однажды, то оно может повториться и еще
когда-нибудь. Поэтому монументальная история служит источником
человеческого мужества и вдохновения, источником великих побуждений. Антикварная история охраняет и почитает все прошлое, ибо оно освящено
традициями. Она по своей природе консервативна и отвергает все, что не
преклоняется перед прошлым, отметает все новое и устремленное в будущее. Поэтому Ницше выше других ставил критическую историю, которая привлекает прошлое на суд и выносит ему приговор от имени самой жизни как темной и влекущей за собой силы. Но он сразу предупреждал, что критическая история очень опасна, поскольку мы продукт прежних поколений, их страстей, ошибок и даже преступлений. И оторваться от всего этого невозможно. Все виды истории имеют свое несомненное право на существование. В зависимости от обстоятельств, целей и потребностей всякий человек и всякий народ нуждаются в известном знакомстве с каждым из этих видов. Важно лишь то, чтобы история не заменяла собою жизнь, чтобы прошлое не затмевало настоящего и будущего. Поэтому слабых людей история подавляет, вынести ее могут только сильные личности. В этом Ницше видел как пользу, так и вред истории для жизни. Современную культуру Ницте отвергал потому, что она, с его точки
зрения, не сознает своего назначения вырабатывать гениев. Низкие
меркантильные интересы, холодный научный рационализм, стремление
государства руководить культурой - все это ведет ее к упадку и кризису. И новый парадокс. Панегирик Вагнеру в четвертом "Несвоевременном" -
это и отречение от него, и прощание с ним, лебединая песня "вагнерщины и
героического германизма". Разрыв этот открывал перспективу абсолютного
одиночества, ибо, по словам самого Ницше, "у меня не было никого, кроме Период этот совпал со столь резким ухудшением здоровья, что Ницше в
октябре 1876 г. получил годичный отпуск для лечения и отдыха. Проводя это
время на курортах Швейцарии и Италии, он урывками работал над новой книгой,
составленной в форме афоризмов, ставшей обычной для последующих сочинений Именно поэтому невозможно изложить философию Ницше, нельзя сделать то, что не позволял себе он сам, ибо домыслы приведут лишь к тому, что свои интерпретации будут выдаваться за его мысли. Бомба с позитивистским зарядом взорвалась в мае 1878 г. публикацией
новой книги Ницше "Человечество, слишком человеческое" с шокирующим
подзаголовком "Книга для свободных умов". В ней автор публично и без особых
церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством, Такой неожиданный поворот вряд ли можно сводить к двум наиболее
распространенным версиям. Первая объясняет его обычной завистью
неудавшегося музыканта к Вагнеру, однажды довольно пренебрежительно
отозвавшемуся об одной из музыкальных композиций Ницше. Вторая версия
усматривает причину в воздействии на Ницше его "злого демона" - философа и
психолога Пауля Рэ (18491901), с которым Ницше тесно сдружился, живя в Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевского
мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к
вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не
вдохновителя, а единомышленника. Не случайно на подаренной Ницше книге Оторопевшие от измены Ницше почитатели Вагнера онемели от ярости, а в
августе 1878 г. сам маэстро разразился крайне агрессивной и злобной статьей Новый, 1879 г. принес Ницше неимоверные физические страдания: почти
каждодневные приступы болезни, непрерывная рвота, частые обмороки, резкое
ухудшение зрения. Продолжать преподавание он был не в силах, и в июне Ницше
получит по его прошению отставку с назначением ежегодной пенсии в 3 тыс.
франков. Он уехал из Базеля в Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина -
тихое местечко с густым хвойным лесом и маленькими голубыми озерами. Но и в тот ужасный 1879 г. он создал новые книги: "Пестрые мысли и
изречения", "Странник и его тень". А в следующем, 1880 г. появилась Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек "хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал "высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, "сами положившие начало традиции". Как продолжение "Утренней зари" зимой 1881-1882 г. Ницше написал в С этого сочинения началось новое измерение мысли Ницше, невиданное
никогда прежде отношение к тысячелетний европейской истории, культуре и
морали как к личной своей проблеме: "Я вобрал в себя дух Европы - теперь я
хочу нанести контрудар". Но столь интимная сопереживаемость с историей не
могла обернуться ни чем иным, как "отравлением стрелой познания" и Особенно впечатляют два фрагмента "Веселой науки" - "Безумный человек"
и "Величайшая тяжесть". В первом возникает тема "смерти Бога", образ
которого увенчан в многочисленных надгробиях и церквах, разбросанных по
всей Земле. Диагноз Ницше фиксирует глубинную ситуацию эпохи, когда
сверхчувственный мир лишается своей действенной силы будить и созидать. Дюринг высказал мысль, что Вселенную в принципе можно было бы
представить в любой момент в виде комбинации элементарных частиц. Тогда
мировой процесс будет калейдоскопом их различных комбинаций, число которых
имеет предел. А это означает, что после завершения последней комбинации
может вновь складываться первая. Следовательно, мировой процесс - не что
иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист
отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим в "дурную
бесконечность" (выражение Гегеля). Однако эта идея глубоко поразила Ницше. “Заратустра” Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он
в необыкновенно короткое время (всего за несколько месяцев) создал
величественную дифирамбическую поэму "Так говорил Заратустра". Он писал ее
в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале Время работы над "Заратустрой" - один из тяжелейших периодов в жизни "Заратустра" занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно с этой " книги в его умонастроении происходит резкий поворот к самоосознанию в себе человека-рока. Но вряд ли следует считать, что эта поэма означает начало третьего, уже собственно "ницшеанского" этапа его творчества, ибо "Заратустра" вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует не столько осмысления, сколько сопереживания. Справедливо замечает доктор философских наук К.А. Свасьян, автор предисловия и составитель двухтомного собрания сочинений Ницше, что эта книга ставит "перед читателем странное условие: понимать не ее, а ею". Добавим к этому, что "Заратустра" практически не переводима с немецкого на другие языки, как не переводим, например, волшебник языка Гоголь. Необычайная игра слов, россыпи неологизмов, сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое произведение, аналог которому вряд ли сыщется в мировой литературе. Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий
на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гёте, Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека, тип, настолько превосходящий современного Ницше человека по своим интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип. Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов. Не случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление
сверхчеловека в зависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества. Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно
представлять это возмущение, возможно и понятное, как опровержение Ницше. Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека у Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом одной ключевой общественной проблемы - "поддержания господства власть имущих, борьбы с восстаниями порабощенных". Действительно, господство знати - одна из главных основ общественно-
морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо уяснить, что вкладывает "Господство" Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше недвусмысленно писал: "Но ужасом является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: "Все для меня". Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально- политические, а исключительно как моральные категории. Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека. Заключение Таким образом, мы видим, что в развитии философских взглядов Фридриха В течение каждого из этих периодов Ницше испытывал разные по своему содержанию переживания, и с каждым периодом философ накапливал бесценный опыт, совершенствуя вместе с тем своё учение и рассматривая всё новые и новые взгляды на жизнь. Изучив историю становления взглядов этого философа, мы смогли не только углубить своё понимание и видение его идей, но также в который раз убедиться в уникальности неповторимого таланта Фридриха Ницше и гениальности выражения им своих взглядов. Список литературы 1) Базарбаев Б.Ж. “Философские портреты: своевременные и несвоевременные размышления о проблеме и драме человека.” М.: Российская академия управления. 1994. 2) Патрушев А. И. “Жизнь и драма Фридриха Ницше”. Новая и новейшая история No5. 1993. 3) Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, издательство “Мысль”, Москва 1990.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |