|
Учение Лейбница о монадах по работе "Монадология" |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Учение Лейбница о монадах по работе "Монадология"
Учение Лейбница о монадах по работе "Монадология"
Работа на
тему:
Учение
Лейбница о монадах по работе "Монадология"
2006
Содержание
Введение. 3
1. Типы монад в классификации
Лейбница. 5
2. Модель "отношений
между монадами". 6
3. Жизнь и внутреннее
состояние монад. 8
Заключение. 10
Список литературы.. 12
Лейбницевскую
философию излагают по небольшой работе, которая, как считается, содержит все
основные положения его философии, так сказать, в концентрированном виде. Это
«Монадология» - безусловно, философский шедевр. Эта работа была написана в 1714
году.[1]
В Монадологии он
начинает с простого опытного факта – того, что в мире существует многообразие.
Если есть
многообразие, то есть сложное, - говорит Лейбниц.[2]
Мир состоит из
простых таких элементов. Эти простые элементы Лейбниц называет простыми субстанциями,
или монадами
Понятия монады до
Лейбница уже встречается в ряде философских систем. В античной философии это
понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа оформилось на основе
идей пифагореизма и платонизма. В философии Нового времени понятие монады
употреблялось в работах Николая Кузанского и Джордано Бруно. У Лейбница понятие
монады является ключевым всей его философской системы.
Монады у Лейбница
характеризуются как бестелесные, “простые субстанции”, “истинные атомы
природы”, “элементы вещей”. Монадам приписываются как отрицательные, так и
положительные свойства.[3]
К отрицательным
свойствам монад Лейбниц относил: неделимость, неуничтожимость,
нематериальность, неаффицируемость, неповторимость.
К положительным
свойствам монад Лейбниц относил: саморазвитие, психическую активность,
состоящую в восприятии и стремлении.
Монады, согласно
уровням развития воспринимающей способности делятся на: примитивные,
монады-души, монады-духи.
Учение о
бессознательных восприятиях, “малых перцепциях”, используются в “Монадологии”
для обоснования непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи
происходящих в мире процессов. В силу этой взаимосвязи любая монада
воспринимает всё и выступает “постоянным живым зеркалом Вселенной”. Каждая
монада с точки зрения Лейбница, обладает способностью восприятия и
представления.[4]
В
этой работе кратко ознакомимся об учениях Лейбница о монадах.
1. Типы монад в
классификации Лейбница
Монады обладают
универсальной возможностью развития, присущей не только отдельным монадам и их
совокупностям, но и всему бесконечному множеству монад. Однако по своему рангу
монады различаются, согласно Лейбницу, в зависимости от того, в какой мере их
деятельность становится ясной и отчетливой, то есть переходит на уровень
осознанной. В этом смысле монады составляют как бы единую лестницу живых
существ.
Все существующие
монады Лейбниц делит на три основных класса:[5]
• "голые
монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных
ископаемых);
• монады человека
(души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
• высшая монада -
Бог.
Чем выше класс
монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
Монады низшей
степени развития обладают лишь пассивной способностью восприятия, или
«перцепцией», – содержатся в физических, телах, в предметах неживой природы.
Низшие монады – «голые» – «спят без сновидений» и образуют то, что мы называем
неорганической природой. В соответствии с системой Лейбница она отнюдь не
мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.
Значительно более
интенсивную форму проявления жизненной силы в метафизике Лейбница составляют
монады-души. «...Душами можно назвать только такие монады, восприятия которых
более отчетливы и сопровождаются памятью».[6]
Память открывает возможность появления «эмпирической последовательности», общей
для человека и животного. Она «состоит в том, что получающий те ощущения,
которые он уже несколько раз получил следующие одно за другим, ожидает и снова
получить их в той же последовательности».[7]
И всё же в деятельности
монад-душ еще нет разумения, без которого невозможна «рациональная
последовательность», характерная для человека. Поскольку душа мыслится при этом
как бестелесный центр телесной организации, концепция души Лейбница совершенно
спиритуалистична.
Монады наивысшей
степени развития, или монады-духи, наделены сознанием; они способны к
«апперцепции», т. е. к активному восприятию. Человек представляет собой
совокупность монад именно данного свойства.
На вершине
лестницы Лейбниц помещает высшую монаду – Бога.
В концепции
времени Лейбница определенную роль играют малые восприятия, которые характерны
для отдельно взятой монады. Как пишет Лейбниц, «…действие …малых восприятий
гораздо более значительно, чем это думают».[8]
Именно они
образуют те, не поддающиеся определению вкусы, те образы чувственных качеств,
ясных в совокупности, но не отчетливых в своих частях, те впечатления, которые
производят на нас окружающие нас тела и которые заключают в себе бесконечность,
– ту связь, в которой находится каждое существо со всей остальной Вселенной.
Можно даже
сказать, что в силу этих малых восприятий настоящее чревато будущим и
обременено прошедшим, что все находится во взаимном согласии… и что в
ничтожнейшей из субстанций взор, столь же проницательный, как взор божества,
мог бы прочесть всю историю Вселенной…”.[9]
Позднее, в работе
“Опыты теодицеи”, Лейбниц указывает, что “время будет состоять в совокупности
точек зрения каждой монады на самое себя, как пространства – в совокупности
точек зрения всех монад на Бога”. И далее он пишет, что “гармония производит
связь как будущего с прошедшим, так и настоящего с отсутствующим. Первый вид
связи объединяет времена, а второй – места. Эта вторая связь обнаруживается в
единении души с телом, и вообще в связи истинных субстанций между собой. Но
первая связь имеет место в преформации органических тел, или, лучше всех тел…”.[10]
В учении Лейбница
о монадах интересным является тот факт, что он построил модель "отношений
между монадами". В частности, общение между такими монадами, как люди,
включает в себя момент "отражения одного человека в другом", один
человек "как в зеркало" смотрится в другого.
Монады не
возникают, ибо возникновение субстанций из ничего было бы чудом, а телесное
возникновение как соединение ранее существовавших частей не присуще
субстанциям. Они и не гибнут, ибо погибать могут только сложные тела,
распадаясь на свои составные элементы. Субстанция не может умереть, то есть
монады "бессмертны" и в этом подобны духам.
В чем состоит
жизнь монад? Всякая жизнь есть деятельность, и субстанции не могут
бездействовать, с другой стороны, только субстанции могут обладать деятельностью.
Монадам чужда пассивность, они чрезвычайно активны, и можно сказать, что именно
активное стремление составляет их сущность. Каждая из них есть постоянный и
беспрерывный поток перемен, в котором изменение реальности и развития
совпадают. Монады - это силы, и поскольку они духовны, а в то же время суть
"точки", то они представляют собой центры сосредоточения сил
разнокачественных, но всегда идеальных. Принцип активного стремления у Лейбница
распространен на всю природу – в этом его естественнонаучное значение.[11]
Идеалистическое
понимание Лейбницем вопроса о субстратности монад неизбежно сказалось и на
трактовке их динамизма. Сущностные силы - это силы "первичные",
вечные, всегда живущие в своих действиях, неповторимые и соединяющие в себе
способность к изменению и тенденцию к актуализации.
Актуализация
устремлена из идеально-духовного в материальное: духовные силы порождают духовное
движение, которое обнаруживает себя затем как движение материальное, и уже отсюда
далее проистекает протяженность и структурность физических процессов. Монады
суть "точки" в том, в частности, смысле, что они суть сосредоточения
неделимых вследствие своей духовности сил, которые нельзя ни раздробить, ни
размножить. Делимо пространство и повторимы его фрагменты, а монады неделимы не
только вследствие своего точечного характера, но и потому, что по своей
сущности они вне пространственных измерений.
Динамические
свойства монад не носят векторного характера, силы монад не имеют направлений.
Согласно принципу
постепенности, монады не только отличаются друг от друга, но и в той или иной
мере похожи друг на друга именно так, как это бывает у людей, в результате чего
образуются различные группы и виды монадного царства.
Как Лейбниц
понимал внутреннее развитие монад? Каждая из них живет более или менее интенсивной
жизнью, которую можно объяснить опять по аналогии с психической жизнью людей:
ощущения, созерцания, представления, самосознание - вот ее ступени. Монады как
бы двулики: стремление и восприятие - это две стороны их жизни. Саморазвитие
каждой монады - это переход ее ко все более высоким ступеням сознания, что
совпадает с прогрессом ее познания.[12]
Впоследствии эту
идею Лейбница сделал центральным принципом своей философии Гегель: развитие
субстанции, ее самосознания и познания есть одно и то же.
Развитие монады
происходит в соответствии с принципом непрерывности. Представления, будучи у
одной и той же монады в разное время и у разных монад в одно и то же время
неодинаковыми и обладая разной степенью ясности, постепенно делаются все более
отчетливыми и полными.
Итак, монады при
всем безграничном их качественном разнообразии, составляют всеобщую
последовательность, систему. Развитие монад низшего класса имеет целью
достижение состояния монад более развитых, животных, а развитие последних
устремлено к состоянию духов. Но и у высших, духовных монад, т. е. людей,
наблюдается та же картина - их сознательной жизни, ориентированной на развитие
научного и философского мышления, предшествуют довольно примитивные состояния,
как в детстве, так и на начальных стадиях познания ими любого объекта, поскольку
оно начинается с пассивной чувствительности. В монаде более высокого ранга
всегда присутствуют низшие состояния. В свете этого учения Лейбница получает
новое осмысление теория Аристотеля о трех уровнях души - растительном, животном
и разумном, т. е. мыслящем. Рациональное содержание этой теории в том, что
высшие функции организма не могут осуществляться иначе как на основе низших
функций, то есть первые зависят от последних.
Конкрентный ответ
здесь невозможен, так как действует принцип "высшие монады непостижимы для
низших", но общий характер ответа намечается явственно - такие классы не
могут не существовать, ибо нет конца ни желаниям монад-людей, то есть
стремлению их к дальнейшему совершенствованию, ни общему прогрессу всего их коллектива.[13]
Лейбниц считает,
что во Вселенной есть живые существа, более совершенные, чем люди.
Однако высший
пункт в цепи прогрессирующих монад - это не люди, но и не существа, более совершенные,
чем человек. А существует ли этот пункт вообще? Или это регулятивная, но
объективно как раз не существующая цель стремлений? Как целевая причина - объективная
или же регулятивная - этот конечный пункт оказался бы одновременно и
окончательной "пружиной" эволюции любой монады, упорядочивающей и
согласовывающей ее деятельность с деятельностью всех остальных монад.
1. Майоров Г.Г. Теоретическая
философия Готфрида В. Лейбница. М., Издательство Московского Университета,
1973.
2. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц.
М., "Мысль", 1972.
3. Лейбниц Г. В. Cочинения: В
4-х томах. Тома 1,4. М., Мысль,
4. 1982
5. Лейбниц Г. Новые опыты о
человеческом разумении. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1983.
6. Лейбниц Г. Опыты теодицеи.
Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1989.
7. Философский энциклопедический
словарь. Гл. ред. Ильичев, Федосеев, Ковалев, Панов. М., Советская
Энциклопедия, 1983.
[1] Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Ильичев, Федосеев,
Ковалев, Панов. М., Советская Энциклопедия, 1983.
[2] Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Соч. в 4-х томах. Т.
4. М., 1983.
[3] Лейбниц Г. В. Cочинения: В 4-х томах. Тома 1,4. М., Мысль,
1982
[4] Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М.,
Издательство Московского Университета, 1973.
[5] Лейбниц Г. В. Cочинения: В 4-х томах. Тома 1,4. М., Мысль,
1982
[6] Лейбниц Г. В. Cочинения: В 4-х томах. Тома 1,4. М., Мысль,
1982
[7] Лейбниц Г. В. Cочинения: В 4-х томах. Тома 1,4. М., Мысль,
1982
[8] Лейбниц Г. В. Cочинения: В 4-х томах. Тома 1,4. М., Мысль,
1982
[9] Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Соч. в 4-х томах. Т.
4. М., 1983.
[10] Лейбниц Г. Опыты теодицеи. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1989.
[11] Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., "Мысль", 1972.
[12] Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., "Мысль", 1972.
[13] Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М.,
Издательство Московского Университета, 1973.
|