|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии ШопенгауэраУчение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэрасмотреть на рефераты похожие на "Учение о мировой воле и смысл человеческого существования в философии Шопенгауэра" Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Жизненный путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Мир – это моё представление» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мир как воля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О ничтожестве и горестях жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Освобождение через искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение Артур Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей пессимистического направления в философии. Истинным предметом философии Артура Шопенгауэра является воля. Цель
его философии состоит в том, чтобы поднять ум до такого состояния, когда он
сможет контролировать волю. Шопенгауэр уподобляет волю сильному слепому
человеку, несущему на своих плечах интеллект, который представляет хромого,
но обладающего зрением. Воля есть неутомимая причина проявления всего, и
каждая часть Природы есть продукт воли. Мозг есть продукт воли к познанию. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни – не
одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как
зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только
с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество
представляется, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Жизненный путь Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске),
в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом
и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако
мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы. В юношеские годы
он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время
складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к
революционным движениям. Когда он посетил Леон, на него произвели
потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в
годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но
не прошли мимо его взора унылые настроения народа в годы Реставрации во Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада
между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем
отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 году,
покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает
коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года
перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были
сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. В 1813 году Шопенгауэр публикует диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" (второе издание относится к 1847 году). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 году он завершает её полное изложение в книге "Мир как воля и представление". Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818 году. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа. В этом же, 1819 году Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Слова эти оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте- на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца. В 1836 году Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме
объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о
свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей
известности, но участие в 1839 году в аналогичном конкурсе Датского
научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал
двухтомное собрание очерков под названием "Parerga und Paralipomena", что
на русский язык можно перевести как "Дополнительные и ранее не
опубликованные сочинения", с включенными в первый том "Афоризмами житейской
мудрости", отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Шопенгауэр с полным правом мог сказать "Закат моей жизни стал зарёй
моей славы". В 1859 году вышло третье издание "Мира как воли и
представления", а в следующем году - третье издание "Двух основных идей
этики". Но 21 сентября 1860 года автора этих работ не стало, Шопенгауэр
скончался от пневмонии. Согласно письменно выраженному им желанию, тело «Мир – это моё представление» Мир - это мир человека, таков, в сущности, исходный пункт философии Что никто из нас не в силах выскочить из себя, чтобы увидеть вещи
сами по себе, что всё наиболее очевидное – в сознании, находится внутри
него самого, - эта истина была знакома и древней, и новой философии – от Мир есть представление. А у представления есть две существенные,
необходимые и неотделимые друг от друга цели – субъект и объект. Субъект
представления есть тот, кто всё познаёт, сам не познанный никем. «Субъект –
опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом
подразумеваемый: в самом деле, всё существует не иначе, как в функции
субъекта». Объект представления как познанное обусловлен априорными формами
пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, Итак, мир - это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким,
каким мне его позволяет видеть моя собственная способность представления. Таким образом, сразу же выясняется, что картина мира как представление двойственна и противоречива, в этой картине все прочно, достоверно, упорядочение, но одновременно все условно, эфемерно и призрачно. Мир - сам по себе, он объективен, и фактичность его бесспорна, у него есть своя история, в которой нас не было и в свое время не будет; и все же "от... первого раскрывшегося глаза, хотя бы он принадлежал насекомому, зависит бытие всего мира" именно потому, что мир сам ничего не знает о том, что он - мир, потому что он становится миром только для первого познающего существа. Раздвоенное на субъект и объект бытие частично, оно всегда относительное бытие, где все "существует только через другое и для другого". Проще всего это понять на примере времени: "... в нем каждое мгновение существует, лишь уничтожив предыдущее, своего отца, чтобы столь же быстро погибнуть самому; ...прошедшее и будущее (помимо результатов своего содержания) столь же ничтожны, как любое сновидение, а настоящее служит только непротяженной и неустойчивой границей между тем и другим...". С другой стороны, если бытие мира, взятого как представление, противоречиво, то сам факт наличия противоречий косвенно указывает на необходимость поиска некоего единства, некоей точки бытия, соединяющей субъект и объект напрямую, без опосредования познанием. Факт неустранимой противоположности между субъектом и объектом "заставляет искать внутренней сущности мира, вещи в себе, уже не в одном из названных двух элементов представления, но, скорее, в чем-то совершенно отличном от представления". Мир как воля Рассудок, упорядочивая и систематизируя пространственно-временные
восприятия (интуиции), посредством категории причинности улавливает
объективные связи и законы. Тем не менее рассудок не идёт дальше
чувственного мира. Мир как представление феноменален, а это значит, что нет
чёткого различия между сном и бодрствованием. Просто во сне меньше
последовательности, чем наяву: жизнь и сон сходны, и мы, пишет Шопенгауэр,
не стыдимся признаться в этом. «Покровом Майи» названо мирское знание о Жизнь и сны, развивает эту тему Шопенгауэр, - «страницы одной книги. Мир как представление не есть вещь в себе, он феномен в том смысле, что он – «объект для субъекта». И всё же Шопенгауэр не разделяет точку зрения Канта, согласно которой феномен как представление не ведёт к постижению ноумена. Феномен, о котором свидетельствует представление, - иллюзия и кажимость, «покров Майи». И если для Канта феномен – единственная познаваемая реальность, то для Шопенгауэра феномен – иллюзия, скрывающая реальность вещей в их изначальной аутентичности. Непознаваемая, по мнению Канта, сущность вещей вполне доступна. Человек есть представление и феномен, но, кроме того, он не только
познающий субъект, но ещё и тело. А тело ему дано двумя различными
способами: с одной стороны, как предмет среди предметов, с другой стороны –
как «непосредственно кем-то узнанное», что можно обозначить как волю. Тело есть воля, ставшая ощутимой и видимой. Конечно, когда мы говорим о теле как о предмете, оно – всего лишь феномен. Но благодаря телу нам даны страдания и наслаждения, стремления к самосохранению. Посредством собственного тела каждый из нас ощущает «внутреннюю сущность собственного феномена. Всё это не что иное, как воля, конституирующая непосредственный объект собственного сознания». Эта воля не возвращается в мир сознания, где субъект и объект противостоят друг другу, она предстаёт «непосредственным путём, когда нельзя чётко различить объект и субъект». Таким образом, сущность нашего бытия – воля. Чтобы убедиться в этом,
достаточно погрузиться в самого себя. Это погружение – одновременно и
снятие «покрова Майи», под которым оказывается воля, «слепой и
неостановимый натиск, возбуждающий и раскрывающий универсум». Другими
словами, сознание и чувство тела как воли ведут к пониманию универсальности
феноменов в сколь угодно разных проявлениях. Кто поймёт это, уверен Эта рефлексия делает возможным переход от феномена к вещи в себе. «Воля – субстанция внутренняя, сердцевина любой частной вещи и всего вместе; слепая сила в природе, она явлена и в рассудочном поведении человека, - огромная разница в проявлениях, но суть остаётся неизменной». Воля как вещь сама в себе вполне отлична от своего явления, свободна от всех его форм, которые касаются только ее объективации, а ей самой чужды. Воля как вещь сама в себе находится вне области закона основания во всех его образах, а значит, вполне безосновна. Но каждое ее проявление непременно подчинено закону основания. Воля свободна от всякого множества, несмотря на бесчисленность ее проявлений во времени и пространстве. Она одна, но не так, как один объект, коего единство познается из противоположения возможности множества. И не так как единое понятие, происшедшее через отвлечение от множества. Воля едина как то, что находится вне времени и пространства, вне принципа индивидуации, то есть возможности множества. Безосновность воли признали там, где она проявляется наиболее
очевидно – как воля человека. Ее назвали свободной, независимой – но
проглядели необходимость, которой повсюду подчинено ее проявление. Объявили
действия свободными, а они не могут быть свободными – так как каждое
отдельное действие вытекает с необходимостью из влияния мотива на характер. Из этого следует изумительная вещь – всякий априорно считает себя
вполне свободным, даже в своих отдельных действиях и думает, что может
каждую минуту начать новый образ жизни. Но апостериорно – по опыту, он
находит к своему удивлению, что он несвободен, а подчинен необходимости. Явления самой в себе безосновной воли, как таковой, всё-таки подчинены закону необходимости, то есть закону основания, чтобы необходимость, с которой следуют явления природы, не возбраняла нам признать их за манифестации воли. В природе приписывали волю только человеку, в крайнем случае
животному. Но воля действует и там, где ею не руководит познание – примеры
из животной жизни, в которых деятельность воли очевидна; но воля действует
слепо и хотя сопровождается познанием, но не направляется им. Представление
в качестве мотива не составляет необходимого и существенного условия
деятельности воли. Тогда легче будет признавать деятельность воли в тех
случаях, где она менее очевидна. В нас та же воля также во многих случаях
действует слепо – во всех функциях нашего тела, не руководимых познанием. Все те силы, которые действуют в природе по общим неизменным законам, согласно которым происходит движение всех тел. То не нужно особенно напрягать воображение, чтобы даже в такой дали распознать наше собственное существо – которое преследует в нас свои цели при свете познания, а здесь – стремится лишь слепо, глухо, односторонне и неизменно, тем не менее будучи всюду одним и тем же. В человеке могущественно выступает индивидуальность: у каждого свой собственный характер, поэтому одинаковый мотив не производит на них одинакового действия. Чтобы доказать тождество единой и нераздельной воли во всех многоразличных явлениях... Физика требует причин, а воля никогда не может быть причиной: ее
отношение к явлению не подлежит закону основания. Даже наоборот – то, что
само в себе является волей – существует как представление, то есть явление. Во всех идеях, во всех силах неорганической и органической природы, одна и та же воля раскрывается, то есть входит в форму представления, в объективность. Ее единство должно поэтому заявлять себя внутренним родством всех ее явлений. Отыскивание этого единства было главным занятием, наипохвальнейшим стремлением натурфилософов шеллингианцев. Так как все предметы мира – только объективация одной и той же воли, а значит, в сущности, тождественны. Но не стоит ограничиваться только очевидной аналогией между ними, а можно также предполагать, что уже в самых общих формах можно отыскать и указать на основной тип, намек, возможность всего того, что наполняет эти формы. Тождество проявляющейся во всех идеях воли и ее постоянное стремление к более высокой объективации. Каждая ступень объективации воли оспаривает у другой материю, пространство и время. Каждое животное может поддерживать свое существование только постоянным уничтожением других; так что воля (желание) жизни всюду самоядно и под различными формами служит себе же пищей. Нижайшие ступени – изучаются химией и физикой. Со ступени на ступень яснее объективируясь, воля и в растительном царстве, где связь явлений составляют уже не собственно причины, а раздражения, действует еще вполне бессознательно. Еще и в растительной жизни животного явления, в произведении и образовании всякого животного, поддержке его внутренней экономии. Постепенно восходящие ступени объективации воли приводят к точке, на которой индивидуум, представляющий идею – становится необходимым движение по мотивам. На этой ступени объективации воли движение по мотивам становится приспособлением к сохранению индивида продления породы. Движение по мотивам выступает при представительстве мозга – и вместе с этим орудием, с этим приспособлением, разом возникает мир как представление, со всеми его формами, объектом и субъектом, временем, пространством, множеством и причинностью. Мир вдруг показывает свою другую сторону. До сих пор он был только волей – теперь он становится и представлением, объектом для познающего субъекта. Непогрешимая точность и закономерность, с которою она до сих пор действовала в неорганической и растительной природе основывалась на том, что она действовала в первоначальной своей сущности. Без помощи, но и без помехи со стороны другого мира – мира как представления. Мир как представление, являясь только отпечатком ее собственного существа, тем не менее теперь вторгается в связь ее явлений. С этих пор прекращается и ее непогрешимая уверенность – животные уже
подвержены призракам и ошибкам, в то время как они обладают только
созерцательным представлением – у них нет ни понятий, ни рефлексии. Уверенность и безошибочность проявлений воли как это было в неорганической природе почти совершенно пропадает: инстинкт окончательно исчезает, обдуманность, которая должна заменить теперь все, порождает колебание и неуверенность. Становится возможным заблуждение. Воля уже приняла в характере свое определенное и неизменное направление, тем не менее заблуждение может исказить его проявления. Например, воображаемые мотивы принуждают человека к действию, совершенно противоположному тому, как бы действовала его воля в настоящих обстоятельствах. Познание – разумное и созерцательное, исходит первоначально из самой воли, принадлежит к существу высших ступеней ее объективации, в качестве простого механизма «приспособления». Предназначенное к служению воле, исполнению ее целей... но в отдельных людях познание может освобождаться от этой служебности, свергать свое ярмо. Чтобы свободное от всех целей хотения существовать чисто само по себе, в качестве ясного зеркала мира, откуда возникает искусство. В силу этого рода познания, когда оно воздействует на волю, может возникать самоуничтожение последней, то есть покорность, которая и есть конечная цель, глубочайшая сущность всякой добродетели и святости и избавления от мира. О ничтожестве и горестях жизни. Суть мира – ненасытная воля, суть воли – конфликт, боль и мучения. Пробудившись от бессознательного состояния, воля видит себя индивидуум в бесконечном и безграничном среди бесчисленных индивидуумов, которые все к чему-то стремятся, страдают, блуждают. Как испуганная тяжелым сном, она спешит назад к бессознательности. Но до этого – желания ее беспредельны, притязания неисчерпаемы. Нет такого удовлетворения, которое могло бы утешить ее порывы. В чем обыкновенно состоит удовлетворение для человека – по большей
части это скудное поддержание его жизни, а в перспективе виднеется смерть. Время – та форма, в которой ничтожество вещей открывается как их
бренность. Само это ничтожество является единственным объективным элементом
времени, только оно ему и соответствует во внутренней сущности вещей. По мере того как возрастают наши наслаждения, утрата привычного заставляет нас очень страдать. Обладание расширяет меру необходимого, а с нею и способность чувствовать страдание. Часы протекают тем быстрее, чем они приятнее, и тем медленнее, чем они мучительнее. Скучая мы замечаем время, а развлекаясь – нет. То есть наше существование счастливее всего тогда, когда мы его меньше всего замечаем. Вывод Шопенгауэра: лучше было бы нам совсем не существовать. Бытие мира должно не радовать нас, а скорее печалить – его небытие было предпочтительнее его бытия. Так как наше положение в мире представляет собою нечто такое, чему бы лучше вовсе не быть, поэтому все окружающее нас носит следы этой безотрадности – подобно тому как в аду все пахнет серой. Против этого употребляются два средства: осторожность (ум,
предусмотрительность, лукавство), но оно ничему не научает, ничего не
достигает и терпит неудачу. Во вторых, стоическое равнодушие, которое
думает обезоружить всякую невзгоду тем, что готово принять их все и
презирать все. На практике оно обращается в циническое опрощение, которое
предпочитает раз навсегда отвергнуть все удобства и стремления к лучшей
жизни и которое делает из нас каких-то собак вроде Диогена в его бочке. Если бы жизнь сама по себе была ценным благом, разве была бы необходимость охранять ее выходные двери такими ужасными привратниками, как смерть и ее ужасы. Кто захотел бы оставаться в жизни, какова она есть, если бы смерть была не так страшна. В страданиях жизни мы утешаем себя смертью и в смерти утешаем себя страданиями жизни – одно неразрывное целое, один лабиринт заблуждений, выйти из которого также трудно, как и желательно. Поэтому его существование нуждается в объяснении – мир не может оправдать себя из самого себя, не может найти основания и конечной причины своего бытия в самом себе, то есть для собственной пользы. Согласно теории Шопенгауэра – принцип бытия мира не имеет никакого основания, а представляет собой слепую волю к жизни. Эта воля к жизни как вещь в себе не может быть подчинена закону основания. Только слепая воля могла поставить себя в такое положение, зрячая воля, напротив, скоро высчитала бы, что предприятие не покрывает своих издержек. Поэтому объяснение мира из некоторого анаксагоровского ума, из некоторой воли, руководимой сознанием, непременно требует известной прикрасы в виде оптимизма. Говорят, что жизнь представляет собой назидательный урок, на это всякий может ответить – именно поэтому я хотел бы, чтобы меня оставили в покое самодовлеющего ничто, где я не нуждался бы ни в уроках, ни в чем бы то ни было. Если к этому добавляют, что всякий человек должен будет в свое время дать отчет о каждом часе своей жизни, то скорее мы сами вправе требовать, чтобы сначала нам дали отчет в том, за что нас лишили прежнего покоя и ввергли в такое несчастное, темное и трудное положение. Когда мы успели связать себя этими обязательствами? В момент нашего рождения. Вместе с познанием возрастает и способность чувствовать горе, способность, которая поэтому в человеке достигает своей высшей степени, и тем высшей, чем он интеллигентнее. Оптимист приглашает меня раскрыть глаза и посмотреть на мир, как он прекрасен в озарении своего солнца, со своими горами, долинами, потоками, растениями, животными... Но разве мир – панорама? Как зрелище все эти вещи конечно прекрасны, но быть ими – совсем другое дело. Основатель систематического оптимизма – Лейбниц. Наш мир устроен именно так, как его надо было устроить для того, чтобы он мог еле- еле держаться; если бы он был еще несколько хуже, он бы совсем уже не мог существовать. Мир так дурен, как только он может быть дурен, коль скоро ему следует вообще быть. Оптимизм – это незаконное самовосхваление истинного родоначальника
мира, то есть воли к жизни, которая самодовольно любуется на себя в своем
творении. Исходя из этого каждый думает, что имеет законнейшее право на
счастье и наслаждение, а потом считает себя несправедливо обиженным. Между
тем правильнее было бы видеть цель нашей жизни в труде, лишениях, нужде и
скорбях, венчаемых смертью (брахманизм, буддизм, подлинное христианство). Освобождение через искусство Каково же подлинное предназначение человека? Как и почему человек
связан с этим бессмысленным миром и действительно ли он бессмысленен? Что
такое мир по отношению к человеческому предназначению? По мнению У самого Шопенгауэра схема обнаружения идеального разворачивается следующим образом. Есть моменты, говорит Шопенгауэр, когда наше познание особым образом объективно: не заинтересовано в объекте и способно в "незаинтересованном созерцании" постигнуть идеальную сущность вещей. Первая ступень такого созерцания - прекрасное. "...Когда внешний повод или внутреннее настроение внезапно исторгают
нас из бесконечного потока желаний, отрывают познание от рабского служения
воле и мысль не обращена уже на мотивы хотения, а воспринимает вещи
независимо от их связи с волей, т.е. созерцает их бескорыстно, без
субъективности, чисто объективно, всецело погружаясь в них, поскольку они
суть представления, а не мотивы, - тогда сразу и сам собою наступает покой,
которого мы вечно искали и который вечно ускользал от нас... и нам
становится хорошо. Мы испытываем то безболезненное состояние, которое В рамках чистого, незаинтересованного созерцания "мы... уже находимся вне потока времени и всяких других отношений"; тогда "уже безразлично, смотреть ли на заход солнца из темницы или из чертога". "... В тот миг, когда, оторванные от желания, мы отдаемся чистому безвольному познанию, мы как бы вступаем в другой мир, где нет уже ничего того, что волнует нашу волю и так сильно потрясает нас. Освобожденное познание возносит нас так же далеко и высоко над всем этим, как сон и сновидение: исчезают счастье и несчастье, мы уже не индивид, он забыт, мы только чистый субъект познания, единое мировое око, которое смотрит изо всех познающих существ...". Наиболее отчетливо наша эстетическая, неутилитарная
заинтересованность в мире и связь с ним выступают в феномене возвышенного. Шопенгауэр демонстрирует содержание понятия возвышенного при помощи
следующих примеров. Он вслед за Кантом говорит о двух разновидностях
возвышенного: динамически возвышенном и математически возвышенном. Впечатление становится еще сильнее, когда мы видим перед собою масштабную борьбу возмущенных сил природы, когда, при описанной обстановке, низвергающийся поток своим грохотом лишает нас возможности слышать собственный голос; или когда мы стоим у беспредельного моря, потрясаемого бурей: волны, огромные, как дома, подымаются и опускаются, всей своей силой разбиваясь о крутые скалы и высоко вздымая пену; воет буря, ревет море, молнии сверкают из черных туч, и раскаты грома заглушают бурю и море. Тогда в невозмутимом зрителе этой картины двойственность его сознания достигает предельной отчетливости: он чувствует себя индивидом, бренным явлением воли, которое может быть раздавлено малейшим ударом этих сил; он видит себя беспомощным перед этой могучей природой, подвластным ей, отданным на произвол случайности, исчезающим ничто перед исполинскими силами; и вместе с тем он чувствует себя вечным спокойным субъектом познания, который в качестве условия объекта является носителем всего этого мира, и страшная борьба природы есть лишь его представление, сам же он в спокойном восприятии идей свободен, чужд всякого желания и всякой нужды. Вот полное впечатление возвышенного; поводом для него здесь служит зрелище силы, грозящей индивиду гибелью и безмерно превосходящей его". Математически возвышенное связано с пространственно-временными
представлениями; чувство возвышенного возникает, если "представить в
пространстве и времени простую величину, перед неизмеримостью которой
индивид ничтожен". "Когда мы теряемся в размышлении о бесконечной
огромности мира в пространстве и времени, когда мы думаем о прошедших и
грядущих тысячелетиях, или когда ночное небо действительно являет нашим
взорам бесчисленные миры и таким образом неизмеримость вселенной невольно
проникает в наше сознание, - тогда мы чувствуем себя ничтожно малыми,
чувствуем, что как индивид, как одушевленное тело, как преходящее явление
воли мы исчезаем, словно капля в океане, растворяемся в ничто. Но в то же
время против такого признака нашего собственного ничтожества, против этой
неправды и невозможности подымается непосредственное сознание того, что все
эти миры существуют только в нашем представлении, что они - модификации
вечного субъекта чистого познания, того субъекта, которым мы осознаем себя,
лишь только забываем о своей индивидуальности, и который есть необходимый,
обусловливающий носитель всех миров и всех времен. Огромность мира,
тревожившая нас раньше, теперь покоится в нас: наша зависимость от него
уничтожается его зависимостью от нас. - Все это... проявляется лишь как
предчувствие того, что в известном смысле (разъясняемом только философией)
мы едины с миром и потому его неизмеримость не подавляет нас, а возвышает". Но тогда кто же тот, кому принадлежит "единое мировое око, смотрящее из всех мировых существ", кто "говорит" языком прекрасных форм природы, грозно "повышая голос" в возвышенном? Формально Шопенгауэр не задается данным вопросом, и все же он,
сообразно логике своего рассуждения, должен так или иначе отвечать на него. Возможность двух взаимоисключающих толкований, отсутствие
однозначного определения открывающейся в эстетическом созерцании идеальной
значимости человека и мира (относящейся то ли исключительно к потребности
самого человека, то ли к скрытой способности мира к целеполаганию)
свидетельствует о своеобразной неопределенности эстетической ценности, или Искусство - создание гения; гений обладает избыточной способностью познания - способностью при помощи фантазии, интуитивно "видеть в вещах не то, что природа действительно создала, а то, что она пыталась создать, но чего не достигла" *. Гениальное видение мира и проникновенно, и вместе с тем простодушно; гений дальнозорок: он прозревает в сущность вещей и видит целые эпохи, постигает сущность человека, но не видит того, что делается рядом с ним, совершенно не знает людей. Да и сам гений двойственен, он подобен ясновидящему, безумцу, одержимому; гений - это одержимость, неодолимая мучительная потребность воплощения, несмотря ни на что, образов своей творческой фантазии - потребность, в которой он сам совершенно не властен и которая возвышает его над самим собою, маленьким, обыденным человеком; гениальность - "великое, хотя и непроизвольное напряжение". И наоборот, мир (мирское), повседневные заботы враждебны гению и искусству; причем враждебность эта активна и выражает себя как неприятие всего подлинно великого и прекрасного. Конечно, говорит Шопенгауэр, эта удивительная способность прозрения в идеальную сущность вещей "должна быть присуща всем людям, потому что иначе они так же не были бы способны наслаждаться произведениями искусства, как не способны создавать их, и вообще не обладали бы никакой восприимчивостью к прекрасному и возвышенному, и даже сами слова эти не могли бы иметь для них смысла". И все же: "...постигнутая и воспроизведенная в художественном творении идея воздействует на каждого только в соответствии с его собственным интеллектуальным уровнем, отчего именно самые прекрасные творения каждого искусства, благороднейшие создания гения навеки остаются для тупого большинства книгой за семью печатями и недоступны для него... Правда, и самые пошлые люди, опираясь на чужой авторитет, не отрицают общепризнанных великих творений, чтобы не выдать собственного ничтожества; но втайне они всегда готовы вынести им обвинительный приговор, если только им подадут надежду, что они могут это сделать не осрамясь, - и тогда, ликуя, вырывается на волю их долго сдерживаемая ненависть ко всему великому и прекрасному, которое никогда не производило на них впечатления и тем их унижало, и ненависть к его творцам". По мнению Шопенгауэра, враждебность "толпы", "духовной черни каждой эпохи" к прекрасному и его создателям - следствие подчинения непосредственных интересов человека воле к жизни, то есть утилитарно- практическим целям. Гения (как и нашу способность эстетического созерцания вообще)
интересует своего рода картинность мира - значимость происходящего сама по
себе, внутренняя, сущностная, бытийная значимость; поэтому для
эстетического созерцания все интересно и значимо, и в этом смысле для него
нет заранее установленного, понятийно-разграфленного "правильного" и Обыкновенный же человек "совершенно не способен на незаинтересованное в полном смысле слова наблюдение, по крайней мере, сколько-нибудь продолжительное, что и составляет истинную созерцательность: он может направлять свое внимание на вещи лишь постольку, поскольку они имеют какое-нибудь, хотя бы и очень косвенное отношение к его воле"; вот почему дюжинные люди так быстро теряют интерес к произведениям искусства и красотам природы, созерцание жизни для них - потерянное время; в одиночестве "даже прекраснейшее окружение получает для них пустынный, мрачный, чуждый и враждебный вид", ибо в глубине их души неизменно раздается безутешный возглас: "от этого мне нет пользы"; в выражении лица и глаз обыкновенного человека не созерцательность, а подчиненное импульсу хотения "высматривание"; "ему некогда останавливаться: он ищет в жизни только своей дороги... т. е. топографических заметок в широком смысле этого слова". Каков смысл шопенгауэровских нападок на обыкновенных людей? К чему все его упреки в нечувствительности к идеальному смыслу мира: выражают ли они только элитарную позицию в оценке художественного творчества или предполагают еще и необходимость поиска другого, нежели эстетическая ценность (прекрасное, возвышенное), действительно универсального ориентира? Неспособность к творчеству, по Шопенгауэру, приводит к ориентации на голое понятие: слепок, метку, сигнатуру, ярлык демаркаций (общепринятых, традиционных оценок и суждений), принадлежащих внешнему порядку культуры, наработанному человечеством до нас: в этом рациональный смысл шопенгауэровского противопоставления эстетической идеи, постигаемой только творчески и актуально, и понятия как своеобразного футляра и консерванта смысла. Творческое бессилие - причина того, что человек "для всего, что ему встречается, ищет поскорее понятия, под которое можно было бы все это подвести, как ленивый ищет стул". В последнем случае, однако, человек еще и предает свое
предназначение - человечность как творческую свободу от природной
необходимости и культурной запрограммированности: он обрубает все, что
выходит за узкие рамки наиболее близкого, удобопонятного для него (не
понимаю, значит, этого не должно быть) и стремится быть "как все"; не имея
своего собственного суждения, он опирается на клюку чужого авторитета, его
оценки и суждения предрешены и "думают" за него; ориентируясь на
господствующие вкусы и расхожие мнения, он готов обманываться и обманывать,
не постигая живой значимости и важности всего происходящего, делит мир на Однако, по Шопенгауэру, в этой слабости - слабости творческой
способности - в конечном счете все-таки нельзя упрекать самого человека,
ибо его способность или неспособность к творчеству прирожденна, природна;
даже в наивысшей степени наделенный творческой мощью гений, как мы видели,
в ней не волен, потому он и гений. В целом же, согласно Шопенгауэру,
эстетический модус идеального не полон, не вполне определен: дело не только
в том, что созерцание эстетический идеи не всем равным образом доступно и
зависит от индивидуальных способностей, но еще и в том, что эстетический
идеал остается только созерцательным идеалом - не претворяется в действие,
выводящее за рамки чисто художественной практики. Художника, говорит Заключение Артур Шопенгауэр был последним немецким философом, предпринявшим
попытку создать всеобъемлющую систему, способную разрешить основополагающие
проблемы бытия, разгадать его тайну. Мыслитель, которого недолюбливали не
только современники, но и потомки, обвиняя его во многих смертных грехах,
оставил человечеству красивейшую аналитическую систему в виде объемного
трактата "Мир как воля и представление", предварив ее «обращением к
человечеству передаю я ныне законченный труд свой, в уповании, что он не
будет для него бесполезен...». Шопенгауэр мечтал о культуре, целью которой
был бы человек, ему он и адресовал свою книгу. Современная культура
выталкивает человека гуманного из социокультурной среды. Демократическая
культура не ставит недостижимых идеалов, она предельно приближена к массам
и служит им. Шопенгауэр жаждал "освящения и спасения жизни". Отдельному
индивидууму, а не безликой массе должна служить культура, на уникальность
каждого отдельного человека должна быть ориентирована. Шопенгауэр утверждал
это, как и многие другие истины, исходя из собственного опыта, а не
умозрительно, для него свой собственный опыт был превыше всего. Мир по Отличительными чертами творчества А. Шопенгауэра являются многогранность его представлений, начиная с его взглядов на общие проблемы бытия и кончая этикой и эстетикой, большое внимание к проблематике личности, морали и жизни гражданского общества. Список используемой литературы 1. Д. Реале, Д. Антисери. «Западная философия от истоков до наших дней» Том 4, «Петрополис», С-Пт., 1997г. 2. Б.Э. Быховский, «Мыслители прошлого. Шопенгауэр», изд-во «Мысль», Москва, 1975г. 3. Л.В. Блинников «Краткий словарь философских персоналий» 4. А.А. Чанышев «Человек и мир в философии Шопенгауэра»
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |