|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мираУчение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мирасмотреть на рефераты похожие на "Учение В.И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира" Министерство высшего образования РФ Сибирская академия государственной службы Письменная работа по философии Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Проблема морали как специфического способа освоения мира. Выполнил: ст. гр.025 Яковлев Александр Алексеевич Проверил: Доцент Простак С.Л. Новокузнецк 2003г. Содержание Введение 3
1.2. Наука как основной фактор ноосферы 8 1.3. Задачи по созиданию ноосферы 10 1.4. Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 12 2. Проблема морали как специфического способа освоения мира. 15
2.2. Мораль как способ освоения мира 16 2.3. Нравственный характер соотношения цели и средств 18 2.4. Проблема добра и зла. 20 Заключение 22
В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание. М. Монтень Введение В данной письменной работе рассмотрим две темы: Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Проблема морали как специфического способа освоения мира. Современный этап развития науки и техники подтверждает гений и величие Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского
является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по
естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности
биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции. Вопросы морали и нравственности в жизни человека и их роль в освоении окружающего мира являются коренными вопросами этики. Смысл человеческой жизни, который заключается в совпадении основной направленности установок позиции личности с общими тенденциями развития общества. По разному относились великие философы к морали и нравственности и вне зависимости от их отношения она оставляла у них неизгладимый след на способы познания и восприятия окружающего мира. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 1 Единство биосферы и человека Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу. Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли. Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и
обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние
человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,
что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические
силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас
геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в
научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с
выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм
ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной
научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет
основную роль». [1, c. 26] Так, в последнее время резко меняется отражение
живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции
переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То
есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в
процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения
биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью
посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении
человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно
организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в
биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее
заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области
жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную
массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли
окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы
человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со
скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью
мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете». При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно». [1, c. 88] Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного
человечества» — поскольку она является формой организации новой
геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и
уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее
исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте. 2 Наука как основной фактор ноосферы Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества. Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живых людей...» [2, c. 252] Так что наука – социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума. Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой
геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не
случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия
превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного
понимания и основанного на ней социального труда человечества». [1, c. 44] Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее и ее объекты
может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы
биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из
относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может
получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в
биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу
космического внеземного вещества...» [1, c. 128] Таким образом, научная
мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления в
конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: 1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу. 2. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост. 3. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли. 4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу. 5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды. Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере. В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии. 3 Задачи по созиданию ноосферы Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты
сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами: 1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией. 2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей. 3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться. 4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество. Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания». [1, c. 50] Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем
значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование единой (на государственном
уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в
ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс. 4 Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что
наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием
новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды 1. Заселение человеком всей планеты. 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. 3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. 4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. 5. Расширение границ биосферы и выход в космос. 6. Открытие новых источников энергии. 7. Равенство людей всех рас и религий. 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. 10. Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. 11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. 12. Исключение войн из жизни общества. Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные. Сам Вернадский, замечая нежелательные, разрушительные последствия
хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил
в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и
красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Проблема морали как специфического способа освоения мира. Мораль – это важничанье человека перед природой. Ф. Ницше 1 Понятие морали и нравственности. Этика Мораль - (лат. moralitas от moralis) - относящаяся к праву, характеру, складу души, привычкам; это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали. Это сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. 2 Мораль как способ освоения мира Наука, искусство, мораль - три способа освоения мира, взаимно незаменимых в силу своей специфики. Основные функции морали: 1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права. 2. Оценочно-императивная, которая отличает нравственную регуляцию от всякой иной внеморальной. Она представляет собой способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью разделения окружающих социальных явлений на "добро" и "зло". 3.Познавательная подчинения функция регуляции поведения, точнее, оценочно-императивная функция. Она ориентирует индивида в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. 4.Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории. 5. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент нравственного поведения личности. 6. Коммуникативная. 7. Воспитательная. Моральное регулирование поведения, в отличии от правового, не подкрепляется организационной силой общественных учреждений, потому что оно внеинституционально. Вместе с тем мораль внутренне взаимопересекается с правовым регулированием: преступления осуждает не только закон, но и общественное негодование. Абсолютизм этический - это методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которыми моральные понятия трактуются как извечные и неизменяемые начала, не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. Релятивизм этический выражается в том, что моральным понятиям и
представлениям придается относительный, изменчивый и условленный характер. Моральные нормы - это элементы нравственного сознания, складывающиеся в нем в определенную систему взаимозависимости и соподчинения. Совокупность норм, принципов, даже взятая в их целостности, определяемой иерархии, дает нам статичный "срез" построения нравственного сознания. Мотивация же - система определенным образом взаимосвязанных, мировозренчески соподчиненных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение им линии своего поведения. Моральная оценка позволяет определять целостное значение поступка, поведение личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалом. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства признательности, восхищения или неприязни, негодования. Самооценка - это самостоятельное, "на свой страх и риск" определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга, и выступает как важный инструмент самоконтроля. Долг - это ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Долг - это отношение личности к обществу. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков, одно из выражений нравственного самосознания личности. 3 Нравственный характер соотношения цели и средств На вопрос: "Оправдывает ли цель средства?"- иезуитизм дает
безоговорочный утвердительный ответ. Под "оправданием" понимается полное
безразличие самой цели к нравственному характеру средств: не существует
средств "подлых" и святых". Для достижения цели можно не считаться с с
нравственном характером средств: цель освещает любые из них. В иезуитской
концепции речь идет не просто об относительности средства соответственно
нравственному характеру цели, а о произвольном отношении к оценке средств. Противостоящая иезуитизму концепция "абстрактного гуманизма"
рельефнее всего выявила себя в известной теории "непротивления злу
насилием". Ее сторонники утверждают автономность средств от цели и поэтому
считают, что цель не может оправдывать средства. С точки зрения
теории "непротивления злу насилием" средства управляют целью и изменяют ее: Дилемма цели и средств, нравственного и целесообразного преодолевается лишь в рамках марксистской этики, где моральному нигилизму, цинизму в выборе средств, с одной стороны, и ригористическому отношению к средствам - с другой, противопоставляется подлинно научная диалектическая концепция. Ее суть раскрывается в следующих основных моментах диалектики отношения нравственной цели и средств. 1. Ценность средств обусловлена нравственном характером цели, для достижения которой это средство применяется. От характера цели зависит зависит ценность средства. Но цель именно определяет средства, а не оправдывает. 2. Результат, в котором воплощается цель, суть предназначения средства. 3. Обусловленность нравственной ценности средства характером цели предполагает такие характеристики ценности средства, как абсолютность и объективность. Целесообразность выбора любого средства оказывается в действительности лишь видимостью: игнорируя объективные свойства средства, момент абсолютности в их ценности, "воля человека, его практика, сама препятствует достижению своей цели..." 4. Нравственная цель и средства не только взаимоопределяемая, но и соотносительны. Это значит, что любая цель в иной ситуации может выступать в роли средства и, наоборот, то, что было средством, в новой ситуации морального выбора может оказаться целью. 5. Требование строгой последовательности в выборе средств. Нравственно и целесообразно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения положительно-нравственной цели, которое не противоречит более высокой и высшей цели, не изменяет ее морального характера. В этом выводе слиты два требования к средствам выбора - эффективность и нравственная ценность; целесообразность средств приобретает нравственное качество. 4 Проблема добра и зла. Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом. Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория; обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Преодоление нравственно негативных явлений требует не только совершенствования общественных отношений в их объективном содержании, но и деловой последовательной борьбы с конкретными носителями зла. Проблема добра и зла является исходной этико-философской проблемой. 1. характеристика объекта, круга явлений, к которым может быть отнесена наиболее общая моральная и этическая оценка (добро и зло); 2. характеристика природы (источника) данной оценки; 3. характеристика критерия различия добра и зла как противоположностей. Эти моменты затрагиваются всеми философско-этическими учениями. Освоение мира по средствам морали осуществляется через сознание. Заключение Идеи Вернадского намного опережали то время, в котором он творил. В
полной мере это относится к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием многих
факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого рода,
планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с
геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого
общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом С древних времен и по сегодняшний день в обществе людей действуют
нормы морали, которые накладывают отпечаток на способы и методы познания
окружающего мира. Великие философы разных времен по разному относились к
теме нравственности. По мысли Эпикура, нельзя жить приятно, не живя
разумно, нравственно и справедливо. В философии Канта нравственное
сливается с идеей религиозного, божественного. По его мнению, церковь есть
всеобщее и необходимое нравственное единение согласно Ницше, мораль играет
разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это
размягчает и расслабляет волю человека. Нравственная субстанция, по Г. И в заключении следует сказать, что на протяжении всего развития человечества на первый план в различных учениях выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы нравственного долга, свободы и человеческого счастья. Литература 1. Философские мысли натуралиста / В.И.Вернадский. М., 1988 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |