|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Умозаключения и их видыУмозаключения и их видыУмозаключения и их виды Разделительно-категорическое умозаключение. В данном виде дедуктивных умозаключений одна посылка - разделительное суждение, а вторая и вывод - категорические. Причем в категорическую посылку входит одна из альтернатив (или все, кроме одной) разделительного суждения. Разделительно-категорическое умозаключение имеет два модуса: 1) утверждающе-отрицательный; 2) отрицательно-утверждающий. Формула утверждающе-отрицательного модуса: А есть или В, или С; А есть В; Следовательно, А не есть С. Формула отрицающе-утверждающего модуса: А есть или В, или С; А не есть В; Следовательно, А есть С. Условно-категорическое умозаключение. Условно-категорическое умозаключение состоит из двух посылок - условного и категорического суждений. При этом категорическая посылка состоит из тех же терминов, что основание или следствие условной посылки. Условно-категорическое умозаключение имеет два модуса - утвердительный и отрицательный. В утверждающем заключение идет от утверждения основания к утверждению следствия. Формула: Если есть А, то есть В; А есть; Следовательно, есть В. Вывод по этому модусу может быть и утвердительный, и отрицательный. В отрицающем модусе заключение идет от отрицания следствия к отрицанию основания. Формула: Если есть А, то есть В; В нет; Следовательно, нет А. Вывод по этому модусу бывает утвердительный и отрицательный; его качественная сторона находится в обратной зависимости от качественного характера условной посылки. Условно-разделительное умозаключение. Умозаключение, в котором одна посылка - условное суждение, а другая - разделительное, называется условно-разделительным или лемматическим умозаключением. По количеству следствий условной посылки различают дилеммы, трилеммы и полилеммы. Дилемма - это условно-разделительный силлогизм с двумя альтернативами, ибо третьего решения вопроса не существует. В практике рассуждений встречаются два вида дилемм - конструктивная и деструктивная. В конструктивной (созидающей) дилемме из двух оснований вытекают два следствия. Вторая посылка ограничивает возможность выбора только этими двумя основаниями (альтернативами). Заключение признает оба вытекающих следствия. Таким образом, в конструктивной дилемме заключение идет от утверждения оснований к утверждению следствий. Общая схема конструктивной дилеммы: Если А есть В, то А есть К; если А есть С, то А есть М; А есть либо В, либо С; Следовательно, А есть либо К, либо М. Пример: Если политические теории прогрессивны, то они способствуют развитию общества;Если же политические теории реакционны, то они препятствуют развитию общества.Но политические теории могут быть либо прогрессивными, либо реакционными.Политические теории либо способствуют развитию общества, либо препятствуют ему. В деструктивной (разрушающей) дилемме из одного основания вытекают два следствия: вторая посылка отрицает оба следствия, а вывод разрушает само основание. Следовательно, в деструктивной дилемме заключение идет от отрицания следствий к отрицанию оснований. Общая схема деструктивной дилеммы: Если А есть В, то А есть либо С, либо Д; А не есть ни С, ни Д; Следовательно, В не есть В. Пример: Если философ признает первичность материи по отношению к сознанию, то он является материалистом.Если же философ признает первичность сознания по отношению к материи, то он является идеалистом.Но философ либо не является материалистом, либо не является идеалистом.Философ не признает либо первичность материи по отношению к сознанию, либо первичность сознания по отношению к материи. При определении правомерности выводов лемматических силлогизмов нужно руководствоваться следующим: вывод правомерен, если ход рассуждений направлен от утверждения оснований к утверждению следствий или от отрицания следствий к отрицанию оснований, и неправомерен, если ход рассуждений направлен обратно указанному. Вывод: Один из видов умозаключения - дедуктивное умозаключение. Формой ДУ является простой категорический силлогизм, имеющий свои фигуры, модусы, правила. При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |