|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Владимир ЛефеврВладимир ЛефеврВл. Алекс.Лефевр - американский, в прошлом советский специалист по социальной психологии и математическому анализу. Профессор-исследователь Калифорнийского университета в Ирвайне (США). Родился в 1936 году. Окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в ряде российских научно-исследовательских учреждений. Владимир Лефевр — один из создателей теоретической психологии. Он первым начал строить математические модели человеческого поведения в его связи с сознанием. Например, в книге «Алгебра совести» Лефевр рассмотрел вопрос о существовании формальных законов оперирования категориями добра и зла. Эта модель позволила выделить две этические системы, предопределяющие моральный выбор человека. В 74-м эмигрировал в США. Его теория рефлексивного управления (речь идет о воздействии на процесс принятия решений) оказала существенное влияние на науку. По В. Лефевра существует 2 основные этические системы ,вернее, как он говорил две различные интерпретации одного и того же алгоритма: одна операция (для одних людей) соответствует конфронтации и та же самая операция (для других людей) — наоборот. Для более доступного объяснения своей теории Владимир Александрович вводит своеобразную аллегорическую историю. Представим себе игрушечный замок, в котором живет бумажный человечек со своими друзьями. Внезапно, огнедышащий дракон "с человеческим лицом" появляется перед замком, грозя сжечь его вместе со всеми обитателями. Маленький бумажный человечек бесстрашно выходит из замка, протягивая дракону руку дружбы и пытаясь пробудить в нем человеческие чувства. Дракон изрыгает пламя, и человечек превращается в горстку пепла. После этого дракон теряет к замку интерес и уходит. Вообразим себе теперь, что через некоторое время тот же дракон подходит к другому замку, где живет другой бумажный человечек со своими друзьями. Этот человечек ведет себя иначе. Он выходит из замка с крохотной шпагой в руке, готовый, несмотря на различие сил, к смертельной схватке. Дракон опять изрыгает пламя, маленький человечек гибнет в огне, после чего дракон уходит, не тронув замка. Каждый замок канонизирует своего героя В этой аллегорической истории, пишет Лефевр, отражен один факт, обнаруженный с помощью теоретической модели рефлексирующего субъекта. Существуют две различные этические системы. Герой первой из них склонен к жертвенному компромиссу, а герой второй к жертвенной борьбе. Помимо этого предсказания, модель дает достаточно подробную классификацию нормативных человеческих характеров в каждой этической системе и указывает на связь типа системы с нормативной оценкой комбинации добра и зла. В первой этической системе, в которой герой протягивает руку дружбы дракону, соединение добра и зла оценивается как зло. Во второй этической системе, в которой герой выходит к дракону со шпагой в руках, соединение добра и зла оценивается как добро. Проходят столетия, жители замков обнаруживают существование друг друга и сразу же вступают в идеологическую конфронтацию. Жители первого замка считают своего человечка истинным героем, а другого - слабым, потому что у него не хватило мужества выйти к дракону без оружия. Жители второго замка считают героем именно своего человечка и полагают, что первый человечек побоялся взять в руки шпагу и заискивал перед драконом. Теперь спросим себя, кто из них прав, а кто ошибается? Мы видим, что нет никаких рациональных оснований отдать предпочтение одной из этих точек зрения, но принять их обе одновременно тоже нельзя. Находясь в рамках науки, пишет Лефевр, мы можем лишь зафиксировать существование двух таких различных нормативных образцов героического поведения. Принадлежность данного общества к той или иной этической системе отражается в идеологических текстах, регулирующих моральную жизнь. Для первой системы характерен запрет зла, например: "'не лги", для второй - призыв к добру: "будь правдив". В объединении людей, принадлежащем к первой этической системе, достойный человек поднимается в собственных глазах, если идет на компромисс с другим человеком: «Вы мне глубоко неприятны, но я должен протянуть вам руку». Во второй системе достойный человек, ищущий компромисса, падает в собственных глазах и делает наоборот: «Вобще-то он хороший парень, но я не могу протянуть руку, поэтому сделаю-ка что-нибудь агрессивное». Т.о. один герой поднимается в собственных глазах, когда он идет на жертвенный союз, другой поднимается, когда он идет на жертвенный конфликт.
Чем отличается американский менталитет от российского и появится ли в нашей стране национальная идея и возможно ли объединение России и Америки,по мнению Владимира Лефевра.
По мнению Лефевра, американская и российская системы ценностей похожи. Тут и там украсть — плохо, помочь бедному — хорошо, победить в сражении — тоже хорошо. А вот этические системы, этические философии у них разные. Россия относиться ко 2 системе, потому что к ней принадлежал СССР. В рамках этой системы отсутствует процедура разрешения конфликта, которая сохраняла бы достоинство обеих его сторон. Всегда есть победитель, проигравший и некая сила, стоящая над схваткой. Почему в России сейчас строй наподобие авторитарного? Потому что власть и народ отделены друг от друга, и люди, особенно в провинции, не способны сами разрешить конфликт — непременно должен быть начальник. В. Лефевр считает, что сейчас в России идет процесс трансформации второй этической системы в первую, особенно у молодежи студенческого возраста и Россия, по мнению автора, будет дрейфовать к 1 системе. Когда Буш заявляет о себе как о миротворце (например бойню в Ираке правительство представляет как миротворческую операцию), он предстает перед населением идеальным героем первой системы. Путин успешно играет героя второй этической системы. И в этом качестве совершает символические конфликтные акты. (Вспомним недавнюю историю с патрулированием российской дальней авиацией Атлантики (заметьте — без оружия). В Америке есть люди, которые следуют 2 модели. Первая этическая система провоцирует лицемерие («Открытое негодование по любому поводу — это признак принадлежности ко второй системе, значит надо учиться избегать конфликтов». ). Владимир Лефевр неуверен, что России нужна национальная идея, т.к. в России нет сильной коренной нации и нет соответственно почвы для единства. Т.к. российская культура преимущественно западная, то объединение России и Америки возможно теоретически , но только пока теоретически. Он полагает, однако, что Россию спасло бы сближение с Америкой. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |